Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность высшего образования'

Инвестиционная привлекательность высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / INVESTMENT ATTRACTIVE / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Софья Леонидовна, Щеголев Виктор Васильевич

Использование как общего подхода (потенциал, риск и законодательство), так и особенного (концепция человеческого капитала) к оценке инвестиционной привлекательности высшей школы позволило прийти к заключению о том, что каждый из стейкхолдеров процесса инвестиций в высшее образование государство, домохозяйства, потенциальные работодатели, преподаватели и др. стремится и достигает различных эффектов от инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment attractiveness of high school

Use of the general approach (potential, risk and the low), and especial (the concept of the human capital) to an estimation of investment appeal of the higher school has allowed to come to the conclusion that each of stakeholders of investments process to higher education the state, families, potential employers, teachers etc. aspires and receives various investments effects.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность высшего образования»

2012 Экономика №3(19)

УДК 378.3:336.714

С.Л. Еремина, В.В. Щеголев

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Использование как общего подхода (потенциал, риск и законодательство), так и особенного (концепция человеческого капитала) к оценке инвестиционной привлекательности высшей школы позволило прийти к заключению о том, что каждый из стейкхолдеров процесса инвестиций в высшее образование - государство, домохозяйства, потенциальные работодатели, преподаватели и др. - стремится и достигает различных эффектов от инвестиций.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиционная привлекательность, высшее образование.

Смена экономических парадигм - переход от постиндустриального общества (или в рамках этого этапа) к информационному обществу, обществу высоких технологий, инновационных процессов - привела к смене цели инвестиций в образование. Вместо инвестиций в подготовку квалифицированных кадров для потребностей материального производства они должны направляться в повышение качества накопленного человеческого капитала.

Концепция человеческого капитала как части национального богатства, наряду с природным и воспроизводимым, была предложена специалистами Всемирного банка еще в 1997 г. На начало XXI в. человеческий капитал в РФ составлял половину - 30 трлн долл. из 60 [1. С. 188]. Повышение качества образования, обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда остается актуальной проблемой.

Проблема оценки экономической эффективности инвестиций в образование имеет давнюю историю; она проводилась как в СССР (С.Г. Струмилин, середина 50-х гг. XX в.), так и за рубежом (Т. Шульц, Г. Беккер1, Э. Денисон, Д. Минцер и др., 60-80-е гг. XX в.).

С.Г. Струмилин рассчитывал окупаемость образования и расходы на приобретение квалификации в терминах «эффект/затраты». В качестве эффекта он рассматривал рост производительности труда необученного рабочего после одного года обучения.

Г. Беккер и другие экономисты либеральной теории «человеческого капитала» затраты на образование, которые осуществлял конкретный человек, сравнивали с различными «эффектами»: зарплатой, более интересной работой, повышением уровня занятости, другими материальными и нематериальными выгодами.

1 Г. Беккер получил Нобелевскую премию за исследования поведенческих аспектов в максимизации выгод, в том числе от образования.

Инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение) имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций [2]:

1. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе переобучения работника и накопления им производственного опыта. До определенного момента доходность повышается, а потом резко снижается.

3. В процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у обучающего.

4. Они выгодны как с точки зрения отдельного человека, так и всего общества. Образование все чаще рассматривается как инвестирование в коллективное будущее обществ и наций, а не только отдельного человека [3]. Оценка инвестиционной привлекательности системы образования с позиций социально-экономического развития страны особо учитывает инновационный характер образовательной сферы, интеграцию научной, образовательной и практической деятельности, включенность образования в национальную инновационную систему.

Практическими целями инвестирования на уровне глобальной экономики (с позиций Мирового банка) являются:

• рост производительности в условиях интеграции;

• борьба с нищетой через:

- прямые дотации бедным семьям для стимулирования спроса на образование;

- развитие системы дистанционного обучения для снижения издержек за счет эффекта масштаба;

- применение педагогических средств с высоким уровнем отдачи: оборудование, учебные пособия и переподготовка преподавателей;

- перевод профессионального образования на предприятия.

Не только инвестиционная привлекательность, но и социальная отдача на инвестиции в образование зависят от дохода на душу населения (табл. 1) [4].

Таблица 1

Отдача на инвестиции в образование, %

Уровень дохода на Уровень образования

душу населения Начальное Среднее Высшее

Низкий 23 15 11

Высокий 14 10 8

Различия отдачи на инвестиции в образование приводят к тому, что финансирование высшего и начального образования в развивающихся странах рассматривается как альтернатива. Высшее образование как общественное благо, социальные инвестиции и право человека все больше игнорируются. Это влечет за собой сокращение бюджетных средств на высшее образование: в Ботсване - на 73%, на Ямайке - на 62%, в Венгрии и Новой Зеландии - на более чем 40% [5]. К тому же изменяется его структура (соотношение частного и государственного). Наивысшая доля частных затрат на высшее обра-

зование отмечается в Чили (73 %), Индонезии (48 %) и Перу (45 %), хотя количество зачисленных в учебные заведения сильно варьируется.

Забывается известное «золотое» правило: лучший метод финансирования образования, в том числе и высшего, - государственное. По оценкам, вклад частных (private) лиц (деньги домохозяйств и предприятий) в образование будет расти существенно быстрее, чем вклад государства и общественных организаций (official), так как:

1) абсолютно сокращается доля семей, чьи низкие доходы не позволяют инвестировать в образование;

2) было введено образовательное кредитование;

3) затраты на исследования и образование, например в РФ, можно относить на себестоимость продукции предприятий (в рамках реформы налогообложения), что позволит значительно увеличить вложения в образовательную сферу (включая финансирование НИР университетов) с нынешних 0,3% ВВП до 0,6-0,7% ВВП;

4) «центр тяжести» образовательной системы переносится в образование экономически дееспособных людей;

5) устойчивый дефицит рабочей силы стимулирует рост вложений предприятий;

6) переход на «модульные» программы получения профессиональных квалификаций.

В развитых странах, напротив, развитие все больше зависит от роста образовательного уровня населения, технологических инноваций и их распространения [6].

Ряд международных организаций подчеркивает важность высшего образования в национальном развитии, правда, это не оказывает существенного влияния на политику финансирования высшего образования [7, 8, 9]. ОЭСР, ВТО ориентируются преимущественно на рыночный подход к его развитию [10]. Это касается как перечня стейкхолдеров, определения качества высшего образования, так и возврата на инвестиции.

К основным стейкхолдерам ОЭСР относит правительства, вузы и провайдеров, студенческие организации, аккредитационные агентства, уполномоченные органы и профессиональные сообщества. Как следует из приведенного списка, преподаватели, по мнению экспертов ОЭСР, не являются стейкхолдерами, что достаточно странно.

Определение качества образования в промышленности означает необходимость его соответствия основному стандарту. Но в применении к высшей школе последний указывает лишь на то, что, поступив в учебное заведение, клиент получит «изделие»; а это гарантирует весьма скромное качество.

Что касается возврата инвестиций в образование, то оно осуществляется по двум направлениям:

• прямой - доход индивидуума, прибыль фирмы, макроэкономический рост и рост доходов бюджета:

- поступления от подоходного налога и платежей во внебюджетные фонды благодаря более высокой зарплате и более низкой потребности в социальных трансфертах;

- снижение затрат на здравоохранение, так как чем образованнее граждане, тем они здоровее;

- стимулирование роста производства, так как чем образованнее граждане, тем они больше приобретают товаров и услуг.

• косвенный - более интересный круг общения, доступ к большему количеству и более лучшим благам и т.п. Этот эффект оказывает весьма существенное влияние на миграцию в первую очередь квалифицированной рабочей силы. Люди с большей стоимостью человеческого капитала более подвержены миграции, чем люди с более низкой стоимостью. Кроме того, концентрация людей с высокой стоимостью человеческого капитала (имеется в виду высшее образование) обладает синергетическим эффектом и повышает стоимость человеческого капитала. Иллюстрацией этого утверждения является развитие территорий с большим количеством образованных людей (в первую очередь научных и образовательных центров), предлагающих высокооплачиваемые рабочие места в высокотехнологичных отраслях, на фоне замедления развития (а зачастую и стагнации) районов, где людей с высшим образованием не так много или они вообще отсутствуют.

В условиях экономического кризиса влияние косвенного возврата от инвестиций в образование падает, но не нивелируется. Люди стремятся в места, где они могут получить более высокую отдачу от накопленного ими человеческого капитала. При этом они готовы на понижение прямого возврата инвестиций [11].

Проанализируем, на какой уровень затрат готовы и какие инвестиционные цели преследуют стейкхолдеры - различные участники рынка образовательных услуг:

1) государство (правительство);

2) население;

3) р аботодатели;

4)вузы;

5) преподаватели.

Государство рассматривает образование как ресурс, механизм организованной социализации молодежи, обучение полезным умениям и формирование ценностей как одно из средств модернизации «традиционного» общества. Затраты на образование (на одного студента по программам третичного образования1) колеблются от 50 тыс. долл. в Австрии, Дании, Голландии и Швеции до 15 тыс. долл. в Корее и Турции и включают:

• прямые - зарплата преподавателей и сотрудников, содержание учебных корпусов и т.п.;

• вмененные - недополученные налоги, связанные с выбором граждан (учеба вместо работы).

Образование обеспечивает рост экономики страны не только за счет появления инновационных технологий и роста производительности труда, но и за счет мультипликативного эффекта от повышения качества жизни и появления новых потребностей. В странах ОЭСР в среднем полные выгоды обще-

1 Терминологические стандарты OECD.

ства от инвестиций в третичное образование составляли 33 тыс. долл., а КРУ - 86 тыс. долл. (табл. 2).

Таблица 2

Общественные затраты/выгоды, ОЭСР, 2006 г. [12]

Затраты, Эффекты Выгоды, МРУ 1ЯЯ (возврат на

всего Нало- говый Общест- венный Транс- фертный Безра- ботицы всего инвестиции)

25451,5 28 593 13 832,5 8 222 7 289 57 936 35 902 8,2

Население. В связи со сложностью учета косвенных и нематериальных выгод, заработная плата работника и уровень занятости рассматриваются как доход (ЧДД) на образовательные инвестиции (табл. 3, 4).

Таблица 3

ЧДД мужчин и женщин, ОЭСР, 2006 г.

КРУ Мужчины Женщины

Вторичное, долл. 68 000 47 000

Третичное образование, долл. 146 000 92 000

Третичное / вторичное, раз 2,15 1,96

Отдельные страны

Португалия 20 700 21 000

Дания 36 700 12 000

Корея, США, Великобритания 150 000

Таблица 4

Уровень занятости в зависимости от уровня образования, в среднем ОЭСР, % [13]

ОЭСР, в среднем 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2008/2000 г.

Без среднего 85,0 82,5 83,1 98

Верхнее вторичное и поствторичное 57,8 57,5 58,7 102

Третичное 75,4 74,7 76,1 101

Университетское Нет данных Нет данных 85 -

Если иметь в виду историю вопроса, то, например, в 90-х гг. XIX в. инвестиционный (социальный) эффект для граждан от строительства университета в Томске состоял в том, что:

• неизмеримо улучшилась специализированная медицинская помощь населению города и губернии, а также больным, приезжавшим для лечения и консультаций в Томск из других мест Сибири, в том числе и отдаленных: Енисейской и Иркутской губерний, Акмолинской, Забайкальской и Амурской областей;

• удалось справиться с эпидемиями холеры (1892, 1907 гг.), чумы (1910— 1911 гг.), сыпного тифа (1917—1921 гг.). В 1892 г. студенты участвовали в ликвидации вспышек эпидемии холеры в Омске, Тюмени, Тобольске, Перми, Самаре, Тамбове;

• было организовано лечение глазных заболеваний. «Глазные летучие отряды» направлялись в Томскую, Тобольскую, Енисейскую, Иркутскую губернии, в Акмолинскую и Якутскую области;

• была организована помощь раненым во время Русско-японской и Первой мировой войны;

• осуществлялась пропаганда медицинских знаний среди населения.

В современных условиях инвестиционную привлекательность вузовского комплекса г. Томска обучающимся обеспечивает:

• уровень инфраструктурной и материально-технической обеспеченности (табл. 5);

Таблица 5

Инфраструктурная обеспеченность вузов г. Томска [14]

Вузы Библиотека, тыс. ед. хранения Стоимость приобретенного научного оборудования, млн руб./2010 Объем финансирования НИР, млн руб.

2005 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

ТПУ 2 737 2 727,4 237,49 775,5 784,8 1227,0

ТГУ 3 740,3 3 832,4 344,8 461,9 560,8 764,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТУСУР 511,2 610,8 10,82 243,5 315,8 529,0

ТГПУ 647 856,2 1,89 36,3 44,8 55,2

ТГАСУ 685,9 707,4 2,4 90,7 62,6 62,1

СибГМУ 988,8 750,2 32,2 52,3 110,3 76,2

• система участия общественных институтов в управлении образованием (попечительские и наблюдательные советы), которая обеспечивает контроль расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Работодатели (бизнес). Частные фирмы, функционирующие в условиях нарастающей конкуренции, стремятся принимать на работу все более квалифицированный персонал. Человеческий капитал выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании, составляя 72,1% национального богатства США [15].

В РФ инвестиционная привлекательность сферы образования для бизнеса возможна, если создать условия для:

• повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

• снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образовательными учреждениями;

• большей прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

• повышения качества управления образовательными учреждениями [16].

Часто предприятия организовывают внутрикорпоративную подготовку. Так они, во-первых, получают квалифицированных работников в соответствии с потребностями предприятия, во-вторых, обеспечивают нераспространение технологических ноу-хау предприятия, что очень важно в ситуации рыночной конкуренции.

Вузы РФ для обеспечения инвестиционной привлекательности предпринимают различные шаги, в частности, обеспечивают:

• информационную открытость, для чего размещают на сайтах ресурсы вуза: образовательные программы, персональный состав преподавателей и их

квалификацию, бюджет учреждения, материально-техническую базу (оснащенность аудиторий, библиотека, общежития, спортивные сооружения, столовые и т.д.);

• регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях;

• активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования;

• создание стимулов и инфраструктуры импорта и экспорта образовательных услуг;

• привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа;

• деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом.

ТПУ рассматривает повышение инвестиционной привлекательности университета в качестве одной из задач становления инновационного исследовательского университета мирового уровня и важнейшей составляющей инновационной системы России. В частности, предполагается [17]:

• развитие партнерских отношений с муниципальной, региональной и федеральной властью, бизнес-структурами, отечественными и зарубежными лидерами образования и науки;

• создание с участием стратегических партнеров и выпускников ТПУ фонда развития университета (целевого капитала);

• позиционирование ТПУ в международных рейтингах университетов.

Одним из направлений инвестирования является экспорт образовательных услуг. Обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта XXI в. Например, только Китай ежегодно платит 1 млрд долл. за подготовку за границей своих студентов, стажеров, аспирантов. Международные цены годичного обучения иностранного студента в среднем составляют 10 тыс. долл. (в том числе на медицинских факультетах — 20 тыс. долл.) [18].

Дополнительный доход учебным заведениям приносит обучение иностранных студентов на языковых курсах, а странам — затраты на питание и проживание. Так, иностранные студенты приносят австралийской экономике более 8 млрд долл. в виде платы за обучение, проживание и др., делая образовательные услуги четвертой крупной статьей дохода страны [19]. Реальные затраты вузов в несколько раз ниже, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же учебным оборудованием, теми же библиотеками, живут в тех же общежитиях, что и местные студенты. Один год жизни и учебы на степень бакалавра в Англии обходится иностранному студенту в сумму от 50 до 65 тыс. долл.; в частности, магистра права, естественных или гуманитарных наук — от 32 до 50 тыс. долл., «РЬБ» — от 64 до 100 тыс. долл., без учета расходов на проживание, питание и т.д. Вклад иностранных студентов в экономику Великобритании составляет 5,3 млрд долл. в год и имеет тенденцию к увеличению.

Преподаватели. Исторические данные конца XIX — начала XX столетия предоставляют возможность оценить инвестиционную привлекательность,

например, для профессоров Томского государственного университета. Это [20]:

• возможность быстро продвинуться по службе. Некоторые из преподавателей, поработав несколько лет в Томске и получив звание профессора, возвращались на европейскую часть России, где занимали кафедры в престижных университетах и военно-морских академиях;

• работа в лаборатории позволяла проверить на практике самые дерзновенные идеи, создать собственные научные школы и направления. Первых профессоров университета отличали преданность науке, бескорыстный энтузиазм, страстное желание развивать науку и образование в Сибири, лечить и просвещать местное население. В течение первых 25 лет существования университета произошла лишь одна смена состава профессоров;

• привилегии: из-за неблагоприятных условий службы в Сибири (суровый климат, удаленность от культурных центров европейской части России и Западной Европы) профессора получали:

— полуторное содержание по сравнению со своими коллегами из других университетов России. Экстраординарные профессора имели оклад 3000 руб., ординарные — 4500 руб. в год;

— прибавку в размере 20 и 40% жалованья по истечении 5 и 10 лет службы;

— прибавку 5 лет к пенсии через 10 лет службы к выслуге лет. Пенсия за 25 лет службы (20 с сибирской прибавкой 5 лет) назначалась в размере жалованья (для ординарного профессора 2400 руб.) и за 30 лет службы (25 лет с сибирской службой) в размере полного содержания (4500 руб. для ординарного профессора)1.

Материальное положение профессоров заметно ухудшилось в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и гражданской войны.

Подводя итог, можно было бы оценить эффект от инвестиций в образование, но это довольно сложно из-за:

1)отсутствия прямой корреляции между рынком образования и рынком труда. Образование — это и общественный продукт, и услуга;

2) большого числа участников. Эффект для каждого из них выражается в разном наборе индикаторов;

3) существующего временного лага. Ни государство, ни тем более домохозяйства (студенты) не могут с большой степенью вероятности оценить потребности рынка труда в четырехлетнем интервале.

Поэтому понятие «срок окупаемости текущих инвестиций» приобретает в ситуации образования оттенок неопределенности.

Литература

1. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: Наука, 2003. 312 с.

1 На томских рынках говядина и свинина стоили от 9 до 15 коп. фунт, телятина 12—15 коп., курятина от 39 до 90 коп. за штуку в зависимости от сезона, яйца — 1,2—2,5 руб. за сотню, масло сливочное и топленое — 35—40 коп./фунт, печеный хлеб — 3—5 коп./фунт. Квартира из 6 комнат с кухней в центре города обходилась в 80 руб. в месяц и включалась в годовое содержание. Проезд по железной дороге в вагоне 1-го класса до Петербурга в 1912 г. составлял 56 руб. 50 коп.

1З4

2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 2003. 309 с.

3. UNESCO Финансирование образования: инвестиции и доходы. Анализ Международных Индикаторов Образования. 2002. URL: www. unesco. org /publications (дата посещения: январь 2006).

4. Psacharopoulos G., Patrinos H. Returns to Investment in Education A Further Update. The World Bank. 2003. URL: http://siteresources.worldbank.org/ EDUCATION/ Resources.

З. Тилак Я. Глобальные тенденции и финансирование высшего образования // Образование в стране и мире. 2006. №1. C. 1-3.

6. Деэ С., Мелемеестэ Дж. Мощные университеты - университеты платежеспособные? // Образование в стране и мире. 2006. № 1. C. 4.

7. Всемирная конференция но высшему образованию (1998 г.). Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. СГУ. М., 1999. 36 с.

8. UNESCO Доклад о высшем образовании и обществе. 2002 г. URL: www.

unesco.org/publications.

9. Политика в области высшего образования Мирового Банка. 2004. URL: http:// www.worldbank.

10. Робинсон Д. ГАТС и ОЭСР / ЮНЕСКО: руководящие принципы м академическая профессия // Образование в стране и мире. 2006. №1.

11. Лимачко Е. Человеческий капитал в современной экономике - некоторые теоретические аспекты / Экономический факультет Новосибирского государственного университета. URL: http://econom.nsu.ru.

12. Education at a Glance 2010: OECD Indicators. 2010. URL: HTTP:// DX.DOI.ORG/ 10.1787/88893231022З.

13. Education at a Glance 2010: OECD Indicators. 2010. URL: HTTP:// DX.DOI.ORG/ 10.1787/888932310187.

14. Основные результаты деятельности системы высшего и среднего профессионального образования Томской области. 2011. URL: http://tomsk.gov.ru/export/ sites/ru. gov.tomsk/ ru/science_education/progress/itogi-new.pdf.

1З. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: Пер. с англ. В. Ноздриной. М.: Поколение, 2002-2007. 220 с.

16. Министерство образования и науки. URL: http://www.mon.gov.ru/edu-politic/ priority/1183/.

17. Университет мирового уровня. URL: http://www.tpu.ru/html.

18. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования. 2002. С. 9-28. URL: http://www. demo-scope.ru/weekly/2003 /097/analit03.php.

19. Число иностранных студентов в Австралии // Обучение в Австралии. URL: http:// www.studyinaustralia.ru/news.shtml? id=663.

20. История Томского государственного университета. URL: http://www. ssmu.ru/ ofice/general/ history/ssmu1888.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.