Научная статья на тему '97. 03. 012. Гавлин мл. Российские Медичи: портреты предпринимателей. - М. ,Терра: изд. Дом "экон. Газ. ", 1996. - 319 с'

97. 03. 012. Гавлин мл. Российские Медичи: портреты предпринимателей. - М. ,Терра: изд. Дом "экон. Газ. ", 1996. - 319 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ -РОССИЯ / КУПЕЧЕСТВО -РОССИЯ / КАПИТАЛИСТЫ И ПРОМЫШЛЕННИКИ -РОССИЯ / МЕЦЕНАТЫ -РОССИЯ / РФ {{-}}КУЛЬТУРА -- ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО -РОССИЯ / ФРАНЦИЯ {{-}}ИСТОРИЯ - 8-11 ВВ - ИСТОЧНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 012. Гавлин мл. Российские Медичи: портреты предпринимателей. - М. ,Терра: изд. Дом "экон. Газ. ", 1996. - 319 с»

РОССИЙСКАЯ:АКАДЕМИЯ -НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.03.001 -97.03.036

МОСКВА 1997

отношении самой церкви имели ценность скорее как отрицательный опыт. Они показали, что разбудить активность церкви, находящейся под государственной опекой, практически невозможно. Политика Победоносцева сказалась достаточно тяжело на жизни церкви: понизился интеллектуальный, культурный уровень клира, духовной школы, удар был нанесен по церковной науке. Остались без преобразований важнейшие узлы епархиального управления и церковной администрации. В то же время уйти от реакционных мер, которых так избегал Победоносцев, не удалось - новые положения о приходском клире и духовной школе, меры относительно "штунды" и Прибалтики были, по сути, контрреформами (с. 127).

Попытка возвысить роль церкви в конце XIX в. не удалась еще и потому, что церковь была организована как ведомство и в этом смысле противостояла другим частям государственного механизма, способствуя его разладу. Зажатая официальной опекой, оторванная от общества и лишенная связи с современностью, отвыкшая от самостоятельной деятельности церковь не смогла сказать веского слова в период социальных катаклизмов. "Смешение "Божьего" и "Кесарева", - заключает автор, - способствовало одной из самых тяжелых трагедий в истории России "(с. 129).

О.В.Большакова

97.03.012. ГАВЛИН М.Л. РОССИЙСКИЕ МЕДИЧИ: ПОРТРЕТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. - М.,Терра: Изд. дом "Экон. газ.", 1996. -319 с.

Книга представляет собой серию портретов конкретных людей, исторических лиц и династий крупнейших предпринимателей и меценатов России, незаслуженно забытых, но широко известных в свое время не только миллионными состояниями, но и своей общественной и благотворительной деятельностью. В ряду героев издания: пионер нефтяного дела в России откупщик Василий Кокарев, хозяин хлопчатобумажных мануфактур Козьма Солдатенков, основатели знаменитых купеческих династий Тимофей Морозов, Михаил РябушинскиЙ, Федор Гучков, известный строитель Александр Пороховщиков, дворяне-заводчики Мальцевы, династия Кнопов, железнодорожные и банковские "короли" Поляковы.

Противоречивым и многоликим по своим общественным устремлениям и интересам, своему мировоззрению был предпринимательский класс России, чрезвычайно разнородный по своему составу, образованию и культуре, положению в обществе. Непомерное стяжательство, страсть к обогащению и неразборчивость в средствах его достижения, деспотизм и невежество, особенно ярко выразившиеся в период "первоначального накопления", длительное время являлись характерными отличительными чертами этого класса, ставшего даже в нашем представлении благодаря пьесам А.Н.Островского синонимом "темного царства". Вместе с тем нельзя не увидеть и другое, о чем чаще всего умалчивали: развитие российской буржуазии выявило и постепенно развивало в наиболее просвещенных и мыслящих, цивилизованных ее представителях такие черты, которые свидетельствуют о яркой незаурядной самобытности характеров и представляют интерес и для современного человека. Это, прежде всего, инициативность и предприимчивость, практический, цепкий ум и знание экономических условий, моральный аскетизм и самоограничения, покоившиеся на догматах и традициях официального православия и старообрядчества, стремление к культурным достижениям, проявления национального самосознания в более широком его понимании, чем "квасной патриотизм" и шовинизм, осознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, проявившееся в стремлении к широкой благотворительности и меценатству.

В этом смысле наиболее показателен сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостнической психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и общественно-политического лидерства, который прошли отдельные представители российских торгово-промышленных верхов, путь, проявившийся как в отдельных личностях, так и в нескольких поколениях крупнейших предпринимательских династий.

Ведь именно из их среды вышли виднейшие деятели предреволюционных лет, крупнейшие меценаты: Савва Тимофеевич Морозов, Павел Павлович Рябушинский, Александр Иванович Гучков и многие другие. Автор пишет о постепенно складывавшейся общности мировоззрения российских предпринимателей, хотя они вы-

17*

шли из разных званий и состояний. Судьба винного откупщика, сына мелкого провинциального купца, В.А. Кокорева, составившего себе состояние и шумную славу купеческого Мирабо,и из которого, по оценке его современников, "вышел бы превосходный министр русской торговли и промышленности" (с. 50), но также быстро сошедшего со сцены, так и не создав авторитетной династии, не похожа на длительный, упорный, мучительный путь самоограничения первых Морозовых, Гучковых, Рябушинских, давших, однако, целое созвездие талантов и блестящих деятелей в последующих поколениях. Путь в дворянство и высшее общество выходцев из провинциального купечества Мальцевых, давших России дипломатов, ученых, известных меценатов, судьба безвестного клерка из Бремена Людвига Кнопа, ставшего российским бароном, органично вписавшегося вместе с наследниками "в состав российского предпринимательского класса" (с. 272), или дворянское прошлое блестящего гвардейского офицера Пороховщикова, сильно отличаются от судеб таких российских Медичи, как Козьма Солдатенков, с недоверием относившийся к людям купеческого звания, стремившимся перейти в дворянство, и, напротив, очень дороживший своей честью российского купца. Поразителен, но каждый раз различен путь развития от сектантского фанатизма и замкнутости в образе жизни и взаимоотношениях к культурной широте и просветительству, росту гражданского самосознания, который происходил в среде пред-принимателей-старообрядцев. Чаще всего этот переход охватывал несколько поколений, но иногда, как, например, в случае с Солда-тенковым, в течение одной жизни. Все вместе эти такие разные и колоритные образы ушедшего мира России составляют целостную и красочную мозаику российского предпринимательства.

Автор, ставя вопрос о том, что являлось "мотором деятельности предпринимателя", отвечает, что важнейшими были психологические мотивы. Для многих из них предпринимательство было возможностью утвердить себя как личность. Стремление первенствовать, опередить, возвыситься над другими через предпринимательскую деятельность было увлекательным, захватывающим чувством, страстью и одновременно, целью, сверхзадачей, способной заполнить всю жизнь без остатка. В условиях России эта цель была особенно притягательна для представителей низших и наиболее

бесправных сословий и групп: крепостных крестьян, городских сословий (мещан и цеховых), разного рода инородцев и иноверцев, да и небогатого купечества, в особенности из провинции. Всем им свое положение и привилегии, дававшие право почувствовать себя личностью, нужно было завоевывать тяжелым упорным трудом, мобилизовав всю энергию и способности, да и другие качества, далеко не всегда самые лучшие. И это отличало их от представителей высших сословий, получавших свои права и привилегии по праву рождения. Может быть, потому среди этих людей, особенно в первых поколениях, можно было встретить немало крупных и крутых характеров, полных необузданных страстей и желаний, низких по своему образовательному уровню и воспитанию, но почти всегда личностей. Наиболее же мыслящие и просвещенные из них смогли подняться над своим кругом, осознать свою ответственность перед обществом. Показать их как личности, во всех их проявлениях и противоречиях, в человеческом измерении, а не как безликие социологические схемы - одна из целей этой книги.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что у многих из этих неординарных личностей особенно ярко выражено стремление к творческому началу в жизни и деятельности. В определенной степени сама предпринимательская деятельность была для них способом самовыражения, носителем творческой энергии. Крупный предприниматель соединял в себе холодный расчет математика и азарт игрока со способностями практического организатора и испытывал глубокое внутреннее удовлетворение, как, например, В.А.Кокарев, когда задуманный проект или несбыточная идея претворялись в реальное предприятие, наполненное жизнью и энергией. Но этого казалось для них мало. Слишком много было в этой деятельности обыденной рутины и "грязной прозы жизни", вызывавшей реакцию неприятия. Их тянуло к большему. Не случайно поэтому то колоссальное тяготение, которое было так распространено в среде российских предпринимателей к людям творческих профессий - художникам, актерам, музыкантам, писателям, ученым. Из среды самих предпринимателей, в последующих поколениях получивших отличное образование, вышло немало блестящих представителей литературы, искусства и науки.

Период второй половины XIX - начала XX столетий, который современники называли "медичивским периодом" в культурной истории России, отличался небывалым расцветом купеческого меценатства. Имена "московских Медичи" - К.Т.Солдатенкова, П.М.Третьякова, П.И.Щукина, С.И.Мамонтова, С.Т.Морозова -были у всех на устах. Но это было и временем удивительного по своей мощи "ренессанса" отечественного искусства, в чем-то действительно созвучного эпохе итальянского "высокого Возрождения" (Рисорджименто) по своему духовному и эстетическому взлету. Многие воспоминания и документы тех лет раскрывают глубокую внутреннюю взаимосвязь и союз, существовавшие и все более укреплявшиеся между этими двумя деятельными творческими силами русского общества, очень нуждавшимися друг в друге - цивилизованной части предпринимателей и творческой интеллигенции. В самой действительности были органично соединены, а не враждебны друг другу эти два мира - мир купцов и промышленников, покровительствующих искусству, и мир художников и артистов, творящих его.

Российский предприниматель длительное время был и фаб-рикантом-эксплуататором, и щедрым благотворителем, филантропом. И то и другое нередко прекрасно уживались в нем.

Вначале его благотворительность согласовывалась с реальными традициями и проявлялась в виде подачи милостыни нищим и убогим, а также пожертвований церковным учреждениям, раздаваемых лично и без помысла об их практических последствиях. Важное место занимали и чувство сословной ответственности, участие в органах сословного и городского самоуправления, предпринимательских и общественных организациях, носившие большей частью выборный, а в некоторых случаях (попечительские советы, церковное ктиторство) обязательный характер. Но общественные экономические условия развития пореформенной России постепенно приводили все большее число предпринимателей к осознанию своей социальной ответственности перед обществом, в том числе и за судьбы страны. И тем, что особенно сильно содействовало этому, было широкое, свойственное России, развитие меценатства и благотворительности в их среде. Ведь именно при соприкосновении с культурой, в общении с творческими людьми, зароди-

лись и впервые широко заявили о себе среди предпринимателей черты цивилизационного сознания, либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.О размахе благотворительной деятельности свидетельствует уже то, что в одной Москве в 1900 г. производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене. Федор Шаляпин с восхищением писал об этом: "Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев. должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут" (с. 8). Эта стихия благотворительности была в России дыханием времени, а для многих нормой жизни.

Феномен благотворительности в России еще мало привлекал к себе внимание. Что же, какие чувства стояли за этой уникальной деятельностью, за этими громадными пожертвованиями: стремление к привилегиям и престижу, религиозное воспитание, комплекс вины или чувство ответственности за судьбу своего народа и государства? По-видимому и то, и другое, и третье. Но проявлялись они в разной исторической последовательности. Положение предпринимателя, купца в российском обществе было неустойчивым. Его моральный авторитет в первых поколениях был не высок. Это отнюдь не было положением хозяина в доме, властителя дум или примером для подражания. Не только поместное дворянство, но и разночинная интеллигенция, в особенности народническая, революционно настроенная, долгое время смотрели на новоявленного буржуа свысока. А значительная часть прессы, выражавшая их взгляды, сеяла в обществе чувства враждебности и недоверия к его деятельности. Немало способствовали такому отношению и многие из предпринимателей, не желавшие отказываться от российских сверхприбылей, которые приносили им эксплуатация и тяжелые условия труда рабочих на их фабриках. Недоверие вызывали также и замкнутый образ жизни, низкий образовательный уровень первых поколений российских предпринимателей, в большинстве своем вышедших из крестьян и мелкого провинциального купечества, низших городских сословий. Даже с повышением образованности и смягчением нравов россиийского предпринимательского класса, ростом его общественной активности отношение общества к нему менялось, в целом, очень медленно. Все это порождало чувство бес-

покойства, своеобразный комплекс вины, неспокойной совести в сознании многих российских предпринимателей, что усиливалось их религиозным воспитанием, религиозными представлениями о душе в потустороннем мире. Стремление избежать душевного разлада между "неправдой денег" и понятием о справедливости, жить или, по крайней мере, умереть в согласии со своей совестью было главнейшей внутренней причиной, вызвавшей мощный взрыв благотворительности и меценатства во второй половине XIX -начале XX столетий. Традиции благотворительности были и прежде присущи России, правда, в большей мере дворянскому сословию. Но никогда ранее поток пожертвований и меценатской деятельности не был таким полноводным, длительным по времени и охватывающим такие широкие слои предпринимателей. Несомненно способствовали этому и благоприятные экономические условия, и громадная сверхприбыль, поощрительное законодательство и т.д., но главным источником, определившим размах этого удивительного движения, оставались внутренние побуждения российских предпринимателей, приводившие их постепенно к осознанию своей внутренней личной ответственности перед обществом. "Моя идея, - писал в письме своей дочери А.П.Боткиной знаменитый основатель Третьяковской галереи, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь". Далеко не все из российских предпринимателей были столь последовательны в своих суждениях и делах, как П.М.Третьяков. Но деятельность и судьбы очень многих из них самым драматическим образом определялись осознанием этого, быть может, наиболее болезненного противоречия всей русской жизни - противоречия между личным богатством и общественным благом.

В.М.Шевырин.

97.03.013. РОССИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕГИОНАХ/ Акад. социал. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Авт.-сост.: Иванов В.Н. и др. -М.: Academia, 1996.-293 с.

В книге в хронологическом порядке изложены результаты социологических исследований социальной ситуации и межнацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.