13. Чаусов А. Конец схизме // Новые хроники [Электронный ресурс].
Информационный портал. 2006. Режим доступа:
http://novchronic.ru/209.htm
14.Церковный вестник. 2005. № 8 (309), апрель-май.
15.Чихвилин Е.И. «... Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России»//Военно-исторический журнал. 1999. №6.
S.I. Kovaleva
Soviet society and charity in the years of Great Patriotic war The article is about charity and domestic traditions of support of the Russian army, temporally regenerating in the years of Great Patriotic war.
Keywords: charity, Great Patriotic war, patriotism, soviet society.
Получено 20.02.2011 г.
УДК 94(470.312) «19/20»:658.114.8
С.И. Ковалева, аспирант, 9092602111, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ.
Фокусируется внимание на одной из отличительных черт феномена российской благотворительности конца XIX - начала XX вв. как семейственность (на примере основных благотворительных династий).
Ключевые слова: семейственность, благотворительность, милосердие,
династии благотворителей.
Представить себе русское общество в XIX - начале XX вв. без благотворительности просто немыслимо. В этот «золотой век» своего существования меценатская и благотворительная деятельность стали существенной заметной стороной духовной жизни россиян и российской семьи в частности.
На Руси благотворительность как организованная общественная система призрения стала складываться с принятием христианства, с появлением первых монастырей. И это закономерно, поскольку христианство утверждало основные общечеловеческие ценности, определяло принципы построения новых человеческих отношений.
Милостыня, милосердие становились одной из основ русской жизни. Обмануть не считалось грехом, сплутовать в торговой сделке - тоже, но вот нищему или страннику не подать - грех. Эту русскую черту отмечали многие. Благотворительность не была уделом только богатых [10, с.82-83]. Представители семей разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это
были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.
В этом нет ничего удивительного. Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Зеньковский В.В. писал, что семья является прообразом простейших этических и религиозных концепций [7, с.204]. С этим утверждением трудно не согласиться. На протяжении столетий в сознании россиян все более укореняется христианское мировоззрение и тем самым все более расширяется сфера благотворительности.
В XIX - XX вв. в странах Европы появляется гражданская форма заключения брака, существовавшая либо как альтернатива церковному, либо как дополнение к последнему. Эта новая форма брака наравне с распространением французской атеистической философии, ослаблением роли церкви и совершенно иным, чем раньше, положением женщины, отразились на жизни и российской семье. И хотя Российская империя до конца своего существования не признавала гражданский брак - в начале XX в. он стал нередким явлением практически у всех сословий. Обращает на себя внимание и тот факт, что во второй половине XIX - начале XX вв. в Российской империи по сравнению с Европой практически не было разводов, однако их число и число пар, добровольно решившихся на раздельное проживание на протяжении всего XIX в., росло. Молодожены все чаще начинали жить отдельно от родителей. В начале XX в. в кругах многочисленной богемы обычными становятся мимолетные связи, подчеркнуто эпатирующий стиль поведения [5, с.21-32].
Подобная эволюция в семейных отношениях вместе с другими социально-экономическими факторами не могли не отразиться на развитии благотворительной деятельности в России. Так, если XVIII - начало XIX вв., было отмечено главным образом благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии, то с середины XIX в. наметился переход эстафеты благотворительности от высшей аристократии России к утверждавшей себя отечественной буржуазии.
Следует отметить, что данный процесс сопровождался появлением целых благотворительных династий. Семейственность пришла на смену распространенной прежде в высших кругах индивидуальной форме участия в благотворительности. Это вовсе не означает, что существование подобных благотворительных династий не наблюдалось в российской истории прежде. Они были, однако, не в таком количестве и не с таким масштабом участия в благотворительной деятельности.
Исключением была и оставалась императорская семья - династия Романовых, исконно, согласно семейным традициям и личным убеждениям своих отдельных представителей, принимавшая активное участие в организации благотворительных мероприятий и обществ. Так, широко известна разнообразная деятельность Общества Красного Креста,
учрежденного в 1867г. в России при поддержке великой княгини Елены Павловны. Но существовало в конце XIX - начале XX вв. еще и Общество «Белого Креста» под покровительством великого князя Михаила Александровича, которое заботилось о семьях и детях-сиротах воинских чинов.
Еще более широкую деятельность развивало Общество «Синего Креста» - Общество попечения о бедных и больных детях. Наряду с другими задачами общество брало на себя устройство больных детей во врачебно-воспитательные заведения. 6 февраля 1883 г. на средства, пожертвованные членами императорской семьи, была открыта лечебница для хронических больных. Общество «Синего Креста» пригласило к участию профессора Н.И. Быстрова. Вместе с ним врачебный надзор приняли на себя 65 врачей-практикантов [9, с.66].
Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства ее мужа эсерами - Сергея Александровича - в 1907 г. учредила общину сестер милосердия (Марфо-Мариинскую обитель), ставшую впоследствии одной из самых влиятельных общин милосердия в России [См. подробнее: 4].
Однако эта пора была связана, главным образом, именно с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, общественного призрения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.
Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий [8],
[2], [4].
Мы полагаем, что такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в
квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями, прежде всего на образование и особенно на профессиональное. Но были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых - причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на святой Руси, осознанием потребности «пособить сирым и убогим».
Под влиянием европейской эволюции семейных отношений в России начинает ослабевать институт брака и семейных патриархальных традиций, являющихся опорой христианства. Поэтому ведущая роль в этот период в сфере благотворительности переходит к деятельности
отечественных капиталистов, главным образом, являющихся выходцами из исконно патриархальных или старообрядческих семей, в которых были крепки и сильны христианские начала.
Едва зародившись, российское предпринимательство естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Можно вспомнить династию Демидовых, многие поколения которых оставили о себе память не только суровым отношением к работным людям, но и добрыми, милосердными делами. Так, по идее и на средства П. А, Демидова в 1772 г. было основано в Москве Коммерческое училище для мальчиков - «для того, чтобы сделать воспитанников из российских подданных знающими купцами» [4, с. 13]. Другой Демидов - Павел Григорьевич - стал основателем юридического лицея в Ярославле, где позднее будет делать первые шаги на педагогическом поприще К. Д. Ушинский.
В большинстве своем выходцы из простого народа, из крестьян, русские миллионщики уже в новом качестве не чурались своего генеалогического древа. В 1909 г., выступая в Государственной думе и отвечая на выпады известного черносотенца В. М. Пуришкевича, обвинявшего лидера октябристов в «хлопчатобумажном патриотизме», А.И. Гучков с гордостью сказал: «Я не только сын купца, но и внук крестьянина, крестьянина, который из крепостных людей выбился в люди своим трудолюбием и своим упорством». Правда, в связи с конкретной ситуацией оратор несколько откорректировал свою генеалогию: Александр Иванович происходил из старинной купеческой семьи, родоначальником которой был его прадед, действительно крестьянин Малоярославецкого уезда Калужской губернии [1, с.7].
Можно с полным основанием утверждать, что историю меценатства не только в Москве, но и в России можно изучать, не выходя за пределы Рогожского старообрядческого кладбища. В специальной главе «По старообрядческой Москве, Рогожское кладбище» старого путеводителя по Москве можно прочитать: «Имена на могильных памятниках сейчас же вскроют нам социальную основу старообрядчества. Тут лежат все представители крупной буржуазии: Шелапутины, Рахмановы, Пуговкины, Бутиковы, Кузнецовы, Рябушинские, линия Тимофея Саввича Морозова, Капырины, Рязановы, Ленивовы и мн. др.» [11, с.352]. Почти все в этом перечне, и особенно Шелапутины, Морозовы, Рябушинские, многое сделали на поприще меценатства. Стоит отметить, что упоминавшийся ранее А. И. Гучков также происходил из семьи с давними старообрядческими традициями.
Просто необозрима и филантропическая деятельность К.Т. Солдатенкова, происходившего также из рода купцов-старообрядцев. Главным в его деятельности была популяризация работ выдающихся деятелей общественной мысли и писателей. На средства русского Медичи было построено одно из крупнейших современных медицинских
учреждений Москвы - Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, которая до 1920 г. так и называлась «Солдатенковской». На протяжении многих лет Козьма Терентьевич регулярно вносил пожертвования в фонды Румянцевского музея и Московского университета, давал огромные средства на другие общественные цели [3, с.155-157; 2, с.17-20].
Широкая благотворительная деятельность старообрядцев, связанная с оказанием конкретной помощи страждущим, скорбящим и болящим, с поддержкой образования, медицины и других ключевых сфер жизнедеятельности общества объективно должна рассматриваться в органичной взаимосвязи с такой архиважной областью социально значимых дел старообрядцев, как кропотливое собирание, сохранение бесценных реликвий старой Руси [1, с.9-10].
Много чудесной русской старины спасли старообрядцы. Выводы о собирательстве старообрядцев, об их объективно патриотической деятельности не голословны. И если вновь обратиться к удивительной подвижнической деятельности К. Т. Солдатенкова, то без труда можно найти в ней подтверждение сказанному выше. Так, например, в Покровском кафедральном соборе Русской православной старообрядческой церкви поповцев, построенном в 90-х гг. XVIII в. по проекту М. Ф. Казакова, хранится уникальное собрание древнерусской литературы и старописных икон. А путеводитель издания М. и С. Сабашниковых называет и конкретных дарителей: редчайшие иконы — из собраний Рахманова и Солдатенкова [11, с.346-352].
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, преисполненных любви к России и ее историческим традициям, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, формировались художественноэстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела.
Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (урожденной Хлудовой) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева, содержавшей 3279 томов. Напомню, что отец Варвары Алексеевны — А.И. Хлудов собирал древнерусские рукописи (их насчитывалось в коллекции 430) и старопечатные книги (624). Это собрание по завещанию А. И. Хлудова составило особую Хлудовскую библиотеку при Никольском единоверческом монастыре в Москве, позднее переданную в Исторический музей [6].
В одной семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия благотворителей, собирателей, меценатов самого высокого стиля. Семья Хлудовых — еще одно подтверждение собирательской деятельности старообрядцев.
В данной статье совершен лишь краткий экскурс в историю потомственной и семейной благотворительности начала XX в. Ретроспектива милосердия, меценатства, как мы убедились, велика по времени, богата ярчайшими примерами и позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и традиции семейственности отечественного меценатства. Участие в разнообразных благотворительных и общественных организациях как вложением собственных средств, так и приложением своего труда явилось формой общественной активности для решения социальных, экономических и психологических проблем населения страны.
Современная семья находится в состоянии кризиса. С одной стороны, она уменьшается в размерах, с другой - увеличивается число разводов. Ценность приобретает индивидуальная жизнь человека, не обремененная семьей. Люди разучились друг другу помогать и принимать помощь. Укрепление института семьи, как важнейшего структурного элемента общества, становится не только важнейшей государственной и общественной задачей, но и необходимым условием для полноценного возрождения традиций благотворительности в России.
Список литературы
1. Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. М., 1995.
2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
3. Бурышкин Л. А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991.
4. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991.
5. Гончаров Ю.М. Историческое развитие семьи в России в 18 -начале 20 века // Преподавание истории в школе. 2001. №7.
6. Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
7. ЗеньковскийВ.В. Психологиядетства. М., 1996.
8. Кузьмичев A., Р, Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. М., 1993.
9. Очерк деятельности Общества попечения о бедных и больных детях «СинийКрест» 1882-1901 г.г. // Календарь Синего Креста. 1902 год.
10.Павлова Т.В. Благотворители // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1991. №1 (23).
11.Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. H.A. Геника и др. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917 (Репринт - М., 1991).
S.I. Kovaleva
Nepotism as distinctive feature of development of charity in Russia on the border of XIX - XX ages
The article focuses on one of distinguishing features of the phenomenon of Russian charity in the XIX-XX th centuries as nepotism (on the example of basic eleemosynary dynasties).
Key words: nepotism, charity, mercy, eleemosynary dynasties.
Получено 20.02.2011 г.
УДК 930.1:271.22-9-84 “1861/1904”
Е.И. Кочеткова, соискатель, ассист., 89534215535, [email protected] (Россия,Тула, ТулГУ)
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1861 - 1904 гг.): К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ
Дан историографический анализ исследований второй половины XX - начала XXI вв. по теме «Конфессиональная политика государства и церкви и церковногосударственные отношения с 1861 по 1904 гг». Научные труды разделены на 2 периода: советский и современный (с конца 80-х гг. по настоящее время).
Ключевые слова: отечественная историография, конфессиональная политика, церковно-государственные отношения, советский и современный периоды.
Взаимоотношения церкви и государства в России всегда носили весьма специфический характер. В православии слишком сильна византийская традиция: церковь и государство - это религиозная и политическая общность, связанная корнями, фактически родственной кровью, «симфония власти», как назвал это в своей шестой новелле византийский император Юстиниан. Церковь в данном случае заботится об угождении Богу, а государство - обо всем прочем, необходимом человеку в жизни. Подобные государственно-церковные отношения порождали довольно много противоречивых факторов: с одной стороны, церковь имела огромный авторитет, доступ к власти, образованию, возможность направлять Россию в период испытаний. За последние сто лет изменилось многое. Но только не сама схема церковно-государственных отношений. С начала XX века Русская Православная церковь формально отделена от государства, но необходимость в национальной идее все больше подталкивает государство к мысли о преобладающей идее Православия на территории России.
Начнем анализ работ с рассмотрения советских изданий, содержание которых соответствует марксистско-ленинскому подходу к религии и церкви.
Названия многих трудов данного исторического периода говорят сами за себя. Например, «Православная церковь - враг просвещения» Е.Ф. Грекулова. О взаимоотношениях государства и церкви XIX века в первой главе данного издания говорится: «Церковь в союзе с
самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения