Научная статья на тему '97. 01. 079-081. Технология, структурные сдвиги и занятость. (сводный реферат)'

97. 01. 079-081. Технология, структурные сдвиги и занятость. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 079-081. Технология, структурные сдвиги и занятость. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНЦШНМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.01.001 -97.01.097

МОСКВА 1997

образом, чтобы заинтересованные страны участвовали в

финансировании части научного потенциала страны в обмен на доступ к нашим интеллектуальным ресурсам;

3) следует рассматривать выехавших ученых как неотъемлемую часть нации и строить отношения с ними соответствующим образом;

4) важно формировать условия, благоприятствующие финансированию НИОКР частным бизнесом, как российским, так и зарубежным.

С.Н.Куликова

97.01.079-081. ТЕХНОЛОГИЯ, СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЗАНЯТОСТЬ. (Сводный реферат).

1. PAVE J.-CL. Tehnology, employment and change // OECD observer. -P., 1995. -№ 194. - P.4-5.

2. PAPACONSTANTINOS G. Tehnology and jobs // OECD observer. -P., 1995. -№ 194. - P.6-9.

3. Implementing the job strategy // OECD observer. - P., 1995. - № 194. -P.43.

Специальный выпуск ежемесячника ОЭСР посвящен проблеме влияния научно-технического прогресса на занятость. Во вступительной статье генеральный секретарь ОЭСР Ж.Кл.Пэ отмечает, что обеспечение экономического роста и занятости на длительную перспективу во многом зависит от развития НТП и эффективного использования его результатов, внедрения и постоянного совершенствования производственных процессов на основе НТП, повышения реальной заработной платы в странах -членах ОЭСР, создания новых сфер деятельности и дополнительных рабочих мест (1).

Прошедшие 20 лет ознаменовались формированием высокой и стабильной безработицы и растущим неравенством в оплате труда во многих странах - членах ОЭСР. Эта деструктивная составляющая экономического развития образовалась в процессе структурной перестройки. Многие связывали НТП, наряду с возросшей международной конкуренцией, с потерей рабочих мест, безработицей среди лиц с явно устаревшими профессиями и низкой квалификацией. Более того, на новые технологии, в частности, информационную и коммуникационную, возлагалась

ответственность за рост неравенства в доходах и за нестабильность рабочих мест.

На протяжении длительного исторического периода экономического роста и высокой занятости, обусловленных внедрением новых технологий, между экономистами, бизнесменами и политиками, с одной стороны, и широкими слоями общественности - с другой, возникло расхождение в оценке данного явления. Общественность относилась более скептически к возможностям роста и внедрению новых технологий, а также к последствиям для занятости соответствующих изменений характера труда.

В ходе дискуссий особое внимание привлекло следующее. Во-первых, рассматривался вопрос о том, какие рабочие места создаются и какие ликвидируются в ходе внедрения новых технологий, какие профессии становятся устаревшими и какие пользуются спросом со стороны работодателей, каким образом системы образования и профессиональной подготовки отвечают запросам на новые профессии. Сокращение спроса на неквалифицированные работы повлияло на положение малоквалифицированных работников. Это сделало актуальным выяснение взаимосвязей между внедрением новой технологии и историческими тенденциями развития рынка труда и изменения профессионального состава рабочей силы.

Во-вторых, обсуждались реальные результаты роста производительности труда, связанного с внедрением новых технологий, взаимосвязи между НТП, ростом производительности, заработной платой и занятостью на протяжении предшествующего двадцатилетия и роль сектора услуг в этом процессе. Для анализа соответствующих проблем необходимо выявить конкретные результаты внедрения достижений НТП в отдельных странах и их воздействие на рынок рабочей силы, роль внешних и внутренних факторов в обеспечении стабильной занятости.

В-третьих, рассматривалось влияние внешнего спроса, обусловленное использованием новых технологий, в частности, в отраслях, рынки сбыта для которых плохо поддаются регулированию. В этой связи возникает вопрос о существовании механизма регулирования, который препятствует конкуренции на рынках и появлению новых товаров и услуг. Устранение

ограничений для доступа на рынки играет существенную роль в качестве важнейшего стимула будущего спроса на товары и услуги и обеспечения занятости.

В-четвертых, предпринимались попытки установить масштабы потенциальных внутрифирменных мероприятий в сфере организации труда, производственного процесса, в исследовании неиспользуемых резервов компаний и т.п. Отмечались необходимость изучения возможностей создания дополнительной занятости в малом и среднем бизнесе, роль инноваций в этом процессе.

По мнению Пэ, все отмеченные вопросы должны приниматься во внимание при разработке технической и инновационной политики, как на уровне всей экономики, так и на уровне отраслей. В этой связи следует положительно оценить практику создания центров развития “человеческого капитала”, усилия по формированию единой концепции изменений в области общего и профессионального образования, которая отвечала бы потребностям развития технологии и предпринимательства. Во всем мире идут реформы в области образования с целью его приближения к запросам на рабочую силу. Предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить молодежи более высокий уровень знаний, создать систему непрерывного пожизненного образования, быструю реакцию на потребности в специалистах определенной профессии, обучения на рабочем месте, установить тесные взаимосвязи общего и специального образования и т.д.

Однако до сих пор основное содержание научно-технической политики сводится преимущественно к развитию промышленных технологий в интересах крупных монополий обрабатывающих отраслей. Существуют значительные возможности для совершенствования долгосрочных планов экономического развития путем смещения центра тяжести в сторону широкого распространения информации и знаний, в том числе в интересах мелких компаний, и стимулирования развития новой технологии в интересах широкого круга потребителей. В этом отношении в ряде стран ОЭСР уже проявлена инициатива.

Сотрудник отдела экономического анализа и статистики управления ОЭСР по вопросам науки, технологии и промышленности Г.Папаконстантину комментирует

развернувшуюся в научном мире дискуссию о влияния НТП на безработицу (2).

Влияние НТП на занятость, отмечает автор, противоречиво. С одной стороны, технологические инновации, в частности, внедрение трудосберегающих машин и оборудования, сокращают спрос на рабочую силу в пересчете на единицу продукции. С другой стороны, они позволяют снижать цены и повышать реальную зарплату, прибыли и доходы, что затем выливается в более высокий спрос на работников. В то же время инновации, создание новых продуктов или услуг непосредственно увеличивают занятость, поскольку ведут к увеличению спроса на новые продукты. По мнению автора, задача состоит в сбалансировании позитивных и негативных сторон НТП, выявлении преимуществ “компенсационного” эффекта от более высокой производительности и доходов для сокращения числа рабочих мест на начальных этапах внедрения новых технологий.

Образование резервной армии труда практически всегда сопровождает внедрение новых технологий, однако дополнительные рабочие места, созданные прямо или косвенно под влиянием НТР, не только замещают утраченные, но также значительно расширяют занятость. История неоднократно опровергала пессимистические прогнозы неизбежного роста безработицы при внедрении новых технологий. Однако в длительной перспективе следует учитывать отрицательное кратковременно действующее влияние внедрения новых технологий на отдельных работников, регионы и профессии. Краткосрочный эффект может оказаться достаточно ощутимым. Опыт прошлого не всегда может быть применим к будущему, а потому многие специалисты сомневаются в положительных будущих результатах, ссылаясь на рост международной конкуренции и отрицательное влияние новой технологии на положение малоквалифицированных работников.

Папаконстантину рассматривает возможные масштабы технологической безработицы при внедрении новой информационной (ИТ) и компьютерной технологии (КТ). Эти технологии оказывают сильнейшее воздействие на экономику, быстро и широко проникая почти во все отрасли (сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, банковское дело, страхование, розничную торговлю, общественные услуги, образование и здравоохранение).

Отрасли, использующие ИТ, являются наиболее быстро развивающимися. Их высокая производительность содержит потенциал для будущего экономического роста, занятости и более высокого жизненного уровня. Новые продукты, которые создаются ИТ, определяют появление исключительно новых сфер деловой активности и в ряде случаев меняют характер самой работы.

Тем не менее в отличие от широко бытующего мнения, до сих пор внедрение ИТ не позволило создать в крупных размерах новые рабочие места, хотя не вызвало их значительное сокращение. За исключением ряда отраслей сферы услуг (финансы и страхование, производство оборудования для ИТ), в масштабах экономики внедрение ИТ не привело ни к ожидаемому росту общей производительности, ни к более высокому спросу на новые товары и услуги. Это в основном было вызвано тем, что эффективное освоение новой технологии требует времени и зачастую существенных изменений в организации труда, профессиональной подготовке и т.д. Так, в ходе предшествующих технологических революций потребовалось несколько десятилетий, прежде чем экономический потенциал новой технологии воплощался в более высокую занятость и оплату труда.

Часто в связи с исследованием воздействия НТП на занятость, оплату труда концентрируется внимание на международной конкуренции, на технологических аспектах мировой торговли и на возможности использования национальными производителями зарубежного опыта. В настоящее время соотношение компенсирующего воздействия НТП на рабочие места в значительной степени определяется на мировых рынках. Рост международной конкуренции приводит к тому, что повышение производительности не может автоматически привести к повышению заработной платы и прибылей, а также не всегда создает условия для увеличения инвестиций и числа рабочих мест. В то же время более низкие цены и более широкий ассортимент продукции, являющиеся результатом международной конкуренции, стимулируют спрос и, таким образом, создают рабочие места.

НТП, который ужесточает требование в отношении цен или новых продуктов, поставляемых иностранными конкурентами, является скорее фактором сокращения занятости, чем изменения: технологий в ведущих отечественных отраслях промышленности.

Страны-лидеры НТП оказываются в более благоприятных условиях в отношении занятости и оплаты труда и обеспечивают себе стабильную нишу на мировом рынке. Хозяйство,

специализирующееся на производстве экспортной продукции, на которую растет спрос на мировых рынках (готовые изделия и высокотехнологичные товары, в частности), оказываются в лучших условиях в отношении занятости и оплаты труда. В наихудшем положении - страны с экспортной специализацией на продуктах, предназначенных для стагнирующих рынков (первичное сырье и низкотехнологичные готовые изделия). Такие страны характеризуются медленным экономическим ростом и трудностями в создании новых рабочих мест.

Папаконстантину отмечает, что как показали многочисленные эмпирические исследования, НТП не несет исключительной ответственности за высокий уровень безработицы. Хотя в ряде отраслей снижение занятости и было связано с внедрением трудосберегающей технологии, в масштабах страны в целом выигрыш и потери взаимно компенсировали друг друга. В то же время за последние 20 лет НТП привел к значительному перемещению рабочей силы и сокращению заработной платы. Рабочие места были утрачены главным образом в отраслях обрабатывающей промышленности с низкотехнологичным и трудоемким производством (текстиль, металлургия). Рост занятости был отмечен в сфере услуг и нескольких высокотехнологичных и высокооплачиваемых производствах обрабатывающей промышленности (производство компьютеров, средств телекоммуникаций, конторского оборудования, полупроводников, аэрокосмическая промышленность). Сфера услуг и наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности более быстрыми темпами расширяли рабочие места, чем экономика страны в целом.

В обрабатывающей промышленности высокотехнологичное производство слишком маломасштабно, чтобы непосредственно способствовать значительному росту занятости в перспективе. Однако велики выгоды от распространения технологии для повышения производительности и занятости в экономике страны в целом. В целом ряде отраслей появились компании-лидеры, активно внедряющие новую технологию, отечественную и зарубежную, использующие высококвалифицированный персонал, 28-1234

создающие рабочие места. Эти компании обеспечивали значительную часть всего национального прироста занятости за последние годы и к тому же выплачивали более высокую, чем средненациональная, заработную плату.

В сфере услуг существует наибольший потенциал для увеличения числа рабочих мест. Именно здесь ИТ становится наиболее широко распространенной, и она окажет в будущем на занятость наибольшее воздействие. Возможности создания рабочих мест существуют в обрабатывающей промышленности, в сферах НИОКР, профессиональной подготовки, дизайна, маркетинга, исследования рынков и т.д.

Внедрение новых технологий меняет потребности в квалификации и распределение рабочих мест для лиц разных профессий. Однако, по мнению автора, существуют трудности в измерении уровня квалификации. Большинство рабочих мест требует множественной квалификации и учета всех возможностей человека, как физических (координация движений, сосредоточенность, проворность, физическая сила), так и умственных (аналитическое мышление, умение быстро и четко выражать свои мысли, контактировать с людьми). Несмотря на трудности измерения уровня квалификации, ясно, что в целом новые технологии требуют более низких стандартов традиционного мастерства и более высокого стандарта в отношении абстрактного и синтезирующего мышления.

Новые технологии обычно вызывают значительные перемены в организации труда, в рабочем процессе. В странах - членах ОЭСР эти перемены проявляются, в частности, в распространении новых организационных методов труда, создании сети непрерывного обучения в крупных и малых компаниях. Перестройка пойдет тем успешнее, чем быстрее будет повышаться квалификация рабочей силы.

В заключение Папаконстантину анализирует возможности правительств стран - членов ОЭСР в отношении использования потенциала занятости, возникшего с внедрением новых технологий, без значительного сокращения или перемещения рабочих мест. Во-первых, указывает автор, рабочая сила должна быть достаточно мобильной и профессионально подготовленной, чтобы быть в состоянии перемещаться с ликвидируемых на вновь создаваемые

рабочие места. Этого можно достичь путем непрерывного профессионального обучения и переподготовки, реформы системы образования. Во-вторых, правительства могут способствовать реализации потенциала НТП в плане создания рабочих мест, в частности, с помощью политики либерализации экономики. Открытость рынков обрабатывающей промышленности и сферы услуг усилит стимулы для широкого внедрения и распространения ИТ и увеличения спроса на новые продукты и услуги. В-третьих, следует более равномерно распределять капиталовложения, направляемые на развитие науки и образования по отраслям знаний, использовать международные стандарты, системный подход, защищать права на интеллектуальную собственность ( 2, с.9).

Осуществление политики занятости, предложенной министрами стран - членов ОЭСР в 1994 г. и предусматривающей сокращение безработицы и стимулирование длительного роста занятости, не дало ожидаемых результатов. В 1994-1995 гг. экономический подъем сопровождался ростом занятости, но он происходил менее быстрыми темпами по сравнению с предшествующим циклическим подъемом. При этом безработица сокращалась довольно медленно, а перспективы трудоустройства и рабочие места для неквалифицированных и малоквалифицированных работников в возрастающей степени оказались под угрозой (3). По мнению авторов, экономика стран -членов ОЭСР оказалась неспособной достаточно быстро приспособиться к изменяющимся условиям. Выявились существенные различия между странами ОЭСР в скорости создания новых рабочих мест.

Авторы отмечают, что высокий и устойчивый уровень безработицы сохранится в указанных странах в последующие годы, особенно в континентальной Европе, что потребует от правительств приоритетного подхода к исследованиям взаимосвязи макроэкономической и структурной политики, а также принятия быстрых решений, например, введения протекционистской политики и других мер.

Для каждой страны должна быть разработана своя особая политика реформ, учитывающая особенности в сферах технологии, производительности и занятости, положении на рынке труда и т.д. При стимулировании занятости следует амортизировать ущерб от 28*

проведения макрополитики для самых обездоленных. Например, можно поощрять малоквалифицированных работников, занимающих низкооплачиваемые рабочие места, посредством выплаты специальных надбавок для обеспечения приемлемого жизненного уровня. Однако следует соблюдать чувство меры, чтобы у низкооплачиваемых работников сохранялись стимулы к улучшению своего положения самостоятельно. Равным образом нельзя допустить, чтобы гарантированная защита лиц, имеющих рабочие места, и стимулирование длительного найма не привели к полному прекращению найма безработных. Все это, по мнению авторов, требует выработки взвешенной стратегии создания рабочих мест на уровне всех стран - членов ОЭСР (3).

В.Г.Былов

97.01.082. ДЖИЛОТ Р. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАБОЧИЕ МЕСТА. ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 90-е ГОДЫ.

GILOTH R. Social investment in jobs. Foundation perspectives on targeted economic development during the 1990s//Econ. development quart. — Thousand Oaks, 1995. - Vol.9, N 3. - P.279-289.

Специалист по проблемам городского развития (США) отмечает, что значительные изменения на рынке рабочей силы американских городов привели к необходимости разработки новых программ социально-экономического развития, предусматривающих меры по борьбе с бедностью и обеспечению экономического роста. Программы расширения занятости в условиях значительной безработицы предполагают в качестве срочных мер обеспечение временной занятости, мероприятия программы целенаправленного экономического развития (ЦЭР), расширение профессиональной подготовки и оказание социальной помощи.

Необходимость разработки программы ЦЭР обусловлена структурной перестройкой в течение десятилетий экономики СЦ1А, деиндустриализацией, сокращением численности и роли профсоюзов, сокращением заработной платы и реальных доходов простых американцев, снижением производительности труда и т.д. Фактическое отсутствие вмешательства федеральных властей в макроэкономические процессы и реальной политики занятости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.