Научная статья на тему '99. 04. 024. Галхарди Р. Изменяющаяся профессиональная структура и развитие человеческих ресурсов: последствия для региональной и глобальной интеграции развивающихся стран. Galhardi R. changing occupational structures and human resources development implications for developing countries' regional and global integration // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 1998. - Vol. 25, n 1. - P. 55-64'

99. 04. 024. Галхарди Р. Изменяющаяся профессиональная структура и развитие человеческих ресурсов: последствия для региональной и глобальной интеграции развивающихся стран. Galhardi R. changing occupational structures and human resources development implications for developing countries' regional and global integration // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 1998. - Vol. 25, n 1. - P. 55-64 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ТРУД КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ / ЗАНЯТОСТЬ -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / БЕЗРАБОТИЦА -ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 024. Галхарди Р. Изменяющаяся профессиональная структура и развитие человеческих ресурсов: последствия для региональной и глобальной интеграции развивающихся стран. Galhardi R. changing occupational structures and human resources development implications for developing countries' regional and global integration // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 1998. - Vol. 25, n 1. - P. 55-64»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

докладе сформулировало основополагающую “Концепцию образования в течение всей жизни”, которую можно свести к четырем пунктам: 1) учиться, чтобы получить знания; 2) учиться, чтобы торговать; 3) учиться для совместной жизни в мире; 4) учиться для жизни (с. 37).

Автор статьи пишет, что интересным является то, что сегодняшние политики от образования должны в большей степени ориентироваться на вопросы: на учебу “как” и на учебу “для чего”, а также на школу, подготавливающую к взрослой жизни. Здесь уже главную роль должна играть не образовательная, а скорее социальная политика.

Е.Н. Рачкова

99.04.024. ГАЛХАРДИ Р. ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН.

GALHARDI R. Changing occupational structures and human resources development implications for developing countries’ regional and global integration // Science a. publ. policy. — Guildford, 1998. — Vol. 25, N 1. — P. 55-64.

В работе сотрудницы Международного бюро труда (МВТ) рассматривается динамика спроса на рабочую силу и ее влияние на развитие человеческих ресурсов в развивающихся странах.

Глобализация производства, повышение международной конкуренции и либерализация торговли привели к существенным изменениям в сфере людских ресурсов, служащих основой для роста производительности труда и конкурентоспособности. Развитие новых технологий и средств связи резко меняет структуру занятости населения.

Так, в новых индустриальных странах - Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Тайване, Мексике, Марокко и Бразилии — средние показатели занятости свидетельствуют о растущем спросе на квалифицированный труд. В течение 80-х годов доля квалифицированной рабочей силы постоянно увеличивалась. При этом расширение числа вакансий для работников в более

высокооплачиваемых секторах экономики регулярно обгоняло рост предложений рабочей силы в целом, а численность специалистов, занятых в профессиях, требующих высшего образования, увеличилась на 24,8%(с. 56).

Как показывает результат анализа за 1981 и 1986 гг., большая доля специалистов Гонконга занимала должности, требующие более высокого уровня квалификации. В Сингапуре средний уровень квалификации рабочей силы также постоянно повышается, но более медленно. Доля же высококвалифицированных специалистов от общей численности занятых возросла на протяжении 80-х годов с 42,9 до 46,8%. На Тайване аналогичные показатели составили соответственно 31,8и 39,8% (с. 57).

На примере индустриальных стран автор делает вывод о том, что низкий уровень подготовки содействует увеличению безработицы и падению реальной заработной платы специалистов.

Как видно из табл., доля работников с менее чем средним образованием снизилась во всех этих странах в 70-80-х годах, отразив тенденцию в растущем спросе на более квалифицированную рабочую силу.

Таблица (с. 57) Показатель безработицы в зависимости от уровня образования специалистов в четырех странах ОЭСР_____________

Страна Год Численность безработных (% от общей занятости)

лица с неполн. средн. обр. или меньше лица с полн. среди обр. или больше

США 1970 9,7 7,4

1979 14,9 7,3

1989 18,1 5,3

Япония 1979 14,3 10,4

1992 10,2 6,9

Германия 1978 8,5 13,5

1987 27,1 5,5

Франция 1979 9,6 11,7

1990 21,9 7,2

В обзоре дискутируется также и вопрос о том, служит ли расширение торговли с менее развитыми странами главной причиной растущей безработицы среди малоквалифицированной рабочей силы индустриальных стран. Как утверждает автор, торговля не является единственной причиной рассматриваемых изменений. Как свидетельствуют данные, полученные МВТ, “торговля со странами, в которых экономика основана на низком уровне оплаты труда, весьма незначительно влияет на рост безработицы и неравенство в оплате труда среди малоквалифицированных работников в индустриальных странах” (The 1996/97 world employment report). Доминирующим фактором здесь служит повышение производительности труда и быстрый рост экономики. Опыт динамично развивающихся азиатских стран указывает, что взвешенная внутренняя экономическая стратегия мировой торговли и притока инвестиций создают большие возможности для экономического роста и создания новых рабочих мест (с. 59).

Отдельные исследователи, отмечает автор, пытались объяснить растущую безработицу и неравенство в зарплате специалистов развитием и распространением новых технологий, особенно информационных, которые влекут за собой множество социальных и институциональных изменений. Некоторые из этих изменений, как, например, пересмотр рамок занятости и квалификаций, представляют собой сложный и мучительный процесс. Представленные в работе данные касаются главным образом сектора обрабатывающей промышленности США и Британии в течение 80-х годов. Считается, что повышение требований к знаниям специалистов в связи с развитием новых компьютерных технологий создало преимущества для квалифицированных работников, одновременно повысив производительность и оплату их труда по сравнению с лицами, не обладающими достаточной квалификацией. То же относится и к спросу на таких работников. Трудосберегающие технологии в свою очередь служат основой для повышения уровня квалификации в обрабатывающей промышленности США. Отмечена прямая корреляция между уровнем квалификации и инвестициями в компьютеризацию, а также расходами на ИР.

Общая же картина, складывающаяся в результате изучения взаимосвязей между технологическими изменениями и уровнем

квалификации на уровне фирм, отдельных секторов экономики и стран в целом, дает основание предположить, что новые технологии скорее снижают ценность квалификации у определенных типов работников, увеличивая ее у других, что в конечном счете может привести к нарушению равновесия между спросом и предложением рабочей силы (с. 59).

Все это имеет немаловажное значение для развития человеческих ресурсов и политики в этой области, особенно в контексте региональной и международной интеграции, в ходе которой возникают новые рыночные условия, требующие диверсификации продукции, высокого ее качества и надежности, своеобразия дизайна и т.д., в корне меняющие существующие правила игры - от применения дешевой неквалифицированной рабочей силы - к использованию специалистов с высокой квалификацией.

Для того чтобы дать ответ на новые требования интеграции международного рынка, развивающиеся страны должны принимать меры для реорганизации своей производственной базы с целью улучшения ее качественных показателей, эффективности, гибкости и т.д. Изменения в организации труда выдвигают серьезные требования к развитию интеллектуального потенциала и ставят под вопрос эффективность существующего рынка труда и учреждений, призванных давать новые знания и обучать навыкам, которые необходимы в условиях растущей международной конкуренции.

Между тем отмечается недостаточное количество исследований о стратегиях фирм “третьего мира” перед лицом происходящих резких изменений в правилах регулирования экономики. Так, для стран Восточной Азии, которые автор называет “запоздавшими”, освоение передовой электронной и информационной технологии оказалось длительным и мучительным этапом, так как было связано со сложным процессом подготовки специалистов в этой области. Необходимо было перейти от знаний и навыков, применяемых в конкретных операциях, к квалификациям, обеспечивающим производственные новации и внедрение достижений в практику.

В работе рассматриваются основные стадии процесса приспособления фирм к новым условиям на рынке труда, а также изменения требований к квалификации работников, с тем чтобы страна могла преодолеть порог индивидуального развития и вписаться в мировую экономику.

На первой стадии развития производство в фирмах основано на низком уровне затрат и использовании трудоинтенсивных сборочных процессов, которые практически не требуют передового инжиниринга и ИР.

Вторая стадия (субконтракты на производство компонентов) включает обучение инженерным знаниям, необходимым для все более усложняющегося производства. Здесь имеет место внутрифирменное обучение, осуществляемое с помощью зарубежных клиентов или транснациональных корпораций, для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, стандарты качества и объем поставок.

Третья стадия предусматривает переход от текущего обучения к обучению, нацеленному на инновации и повышение эффективности производства. Для решения этих проблем требуются способные специалисты, обладающие определенными конструкторскими навыками.

На четвертой стадии применяется труд высококвалифицированных специалистов, разрабатывающих нововведения. На этой стадии фирмы привлекают конструкторов, обладающих знаниями, необходимыми для создания сложных технологических линий с различными комбинациями компонентов производства с применением результатов ИР.

На пятой стадии “запоздавшие” фирмы самостоятельно разрабатывают собственную продукцию и продают ее зарубежным потребителям. На этой стадии фирмы новых индустриальных стран уже не зависят от каналов зарубежной торговли и полностью интегрируются в глобальную экономику (с. 61).

Таким образом, “запоздавшие” страны сумели освоить экспорт наукоемких товаров путем систематического развития системы подготовки специалистов, которая, несомненно, должна сосредоточиваться на развитии квалификаций, способных производить передовую технологическую продукцию и одновременно соответствовать потребностям продолжающейся диверсификации производства. Следовательно, делает вывод автор, политика в области образования и подготовки кадров должна быть более гибкой, менее элитарной и значительно более ориентированной на рынок труда, учитывающий воздействие растущей мировой конкуренции на профессиональную структуру и требования к знаниям специалистов.

Недостаточность исследований в этой области особенно ярко подчеркивает усилия МБТ, которое в 1998 г. предприняло работу над проектом “Рабочие места, технология и требования к знаниям в глобализированной экономике”. Кроме этого, МБТ заказало четыре конкретных исследования: два - по новым индустриальным странам Восточной Азии (Южная Корея и Сингапур) и два - по Латинской Америке (Бразилия и Мексика). Эти исследовательские проекты призваны рассмотреть изменения в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы в обрабатывающей промышленности вышеуказанных стран.

Л. Г. Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.