Научная статья на тему '97. 01. 053. Пустогаров В. В. Субъекты федерации. Правовые проблемы международной деятельности / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права. - Уфа: Вост. Ун-т, 1995. - 42с. - библиогр. : С. 41'

97. 01. 053. Пустогаров В. В. Субъекты федерации. Правовые проблемы международной деятельности / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права. - Уфа: Вост. Ун-т, 1995. - 42с. - библиогр. : С. 41 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ ---ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ --МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ --- ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 053. Пустогаров В. В. Субъекты федерации. Правовые проблемы международной деятельности / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права. - Уфа: Вост. Ун-т, 1995. - 42с. - библиогр. : С. 41»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТААУЧНОИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1

издается с 19734 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.4 рефераты 97.01.001-97.01.055

МОСКВА 1997

права. Легитимность, понимаемая как согласованность с общими принципами права, обращена к проблемам внутри права. Концепция легитимности обращена к возможности изменения и развития права. Она не только отражает последствия изменений, но и помогает осуществить последние.

К.Ф.Загоруйко

97.01.053. ПУСТОГАРОВ В.В. СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Вост. ин-т экономики, гуманит. наук, упр. и права. - Уфа: Вост. ун-т, 1995. - 42 с. - Библиогр.: с. 41.

Брошюра посвящена международно-правовым аспектам федерализма. Рассматривая членов федерации как государства особого статуса и опираясь на международный опыт, автор - один из крупных специалистов в области международного права обосновывает необходимость правового регулирования международной деятельности субъектов федерации и выдвигает их в отдельную категорию субъектов международного права.

Прежде всего излагаются краткая история возникновения субъектов федерации и способы их образования, раскрывается конституционный статус субъектов федерации.

История субъектов федерации является частью эволюции мирового федерализма. Родоначальницей современного федерализма является американская федерация - Соединенные Штаты Америки. Точка отсчета - 1787 г. - год принятия федеральной Конституции США. В настоящее время в мире насчитывается 18 федеральных государств, что составляет около 10% всего мирового сообщества. Все современные федерации - демократические государства. Демократическими являются и составляющие федерацию государства-члены. В США их - 50 штатов, Швейцарии - 22 кантона, Германии - 15 земель, Бразилии - 23 штата и т.д.

Создание Соединенных Штатов Америки дает классический образец возникновения субъектов федерации: они образуются вследствие объединения в федерацию независимых государств и делегирования ей определенного объема полномочий. Вместе с федерацией формируются государства-члены федерации (США, Австрия, Германия). Позднейшее развитие принесло и другие

способы образования субъектов федерации. Ими могут становиться, например, административно-территориальные единицы федерального подчинения. Субъекты федерации возникают и при трансформации унитарного государства в федеративное, а также в результате присоединения к федерации какого-либо государства. Однако, подчеркивает автор, способ образования субъектов федерации не влияет на статус государства-члена, ибо любая зарубежная федерация - это объединение равноправных субъектов, которые обладают равными правами и обязанностями в отношении федерации и друг друга. Они должны в равной мере обладать демократическим устройством: иметь парламент, избираемого главу исполнительной власти, независимую судебную власть и собственные источники финансирования. Как правило, члены зарубежных федераций имеют собственные конституции, а некоторые из них, особенно в силу исторических традиций, государственную символику - герб, флаг, гимн. И, главное, все они являются государствами, суверенными в пределах федеральной конституции. Здесь не имеют значения исторические традиции, история и способ возникновения. Субъекты федерации суверенны в пределах своих полномочий так же, как федерация суверенна в пределах своих конституционных полномочий. Большое разнообразие в устройстве и деятельности субъектов федерации подчинено одному принципу: они не могут противоречить федеральной конституции.

Субъекты федерации обладают суверенными правами, в том числе и в международной сфере. В этой связи отмечается, что все федеральные конституции относят внешние сношения федерации к ведению федеральных органов. В то же время ни одна федеральная конституция не запрещает прямо и полностью международные связи субъектов федерации. Даже самые первые федеративные конституции не лишали членов федерации права на внешние связи. Конституция США 1787 г. содержит следующее положение: ни один из штатов не может без согласия конгресса заключать союзы с иностранными государствами (ст. 1, разд. 10). Это положение трактуется следующим образом: штаты сохраняют свое право на внешние связи, но их действия в отношении иностранных государств требуют согласия конгресса. Такой подход нашел

закрепление в " ряде федеративных конституций и к настоящему времени стал общепризнанным.

Не все члены федерации проявляют международную активность, но их число велико и неуклонно возрастает. Так, Швейцария дополнила свою конституцию положениями, фиксирующими право кантонов на соглашения с пограничными государствами. Наиболее полно полномочия субъектов федерации в международной области зафиксированы в Основном законе ФРГ. Его 32 статья гласит:

"1. Поддержание отношений с иностранными государствами является компетенцией федерации.

2. Перед заключением договора, затрагивающего особенности существования какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана.

3. В той мере, в какой земля обладает законодательной компетенцией, они могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами".

В настоящее время, пишет автор, положения германского Основного закона наиболее четко формулируют конституционную основу международной деятельности субъектов федерации.

В последние десятилетия сравнительно широкое распространение получили представительства субъектов федерации в иностранных государствах. Однако положений об этих представительствах нет ни в одной конституции мира. Предлагается рассматривать их как конституционно признаваемый обычай.

Конституционное право устанавливает пределы международной активности субъектов конкретной федерации, но исключительно в рамках принципов и норм современного международного права. Правила поведения субъектов федерации в мировом сообществе определяет международное право. Международное право предпринимало попытку нормативного урегулирования международной деятельности субъектов федерации, но из-за возражений некоторых участников положение: "Государства - члены федерального союза могут обладать правоспособностью заключать договоры, если такая правоспособность признается федеральной конституцией и не, выходит за установленные пределы", не вошло в окончательный текст Венской конвенции. В настоящее время налицо широко признанный и сравнительно детально

сложившийся международный обычай, регулирующий внешнюю активность субъектов федерации. Международное право рассматривает их как государства, но как государства особого статуса, которые вхождением в федерацию самоограничили свой суверенитет. Осуществляя международные действия, члены федерации выступают как особый вид субъектов международного права. В отличие от федерации, обладающей, как и другие независимые государства, универсальной правосубъектностью, государства - члены федерации сохраняют ограниченную правоспособность в международных делах. Для международного права важно, чтобы правоспособность субъектов федерации не выходила за пределы, установленные конституцией, и пределы международных правил.

Как участники международной жизни субъекты федерации не требуют особого признания. Для них вполне достаточно международного признания самой федерации. Это, между прочим, как замечает автор, одна из причин быстрого вхождения в международную жизнь субъектов Российской Федерации.

Члены федерации действуют как бы "под крышей" союзного государства, поскольку их действия согласуются с внешней политикой союзного государства.

Общепризнано право субъектов федерации на международные договоры в объеме их полномочий. Особенности этих договоров -предмет острых дискуссий. Так, часть юристов стоит на той точке зрения, что государства - члены федерации могут прибегать в своей договорной практике к тем же способам разрешения споров, что предусматривает международное право: переговоры, посредничество третьей страны, международное расследование, полюбовный компромисс. Другая часть юристов отвергает возможность применения международных процедур к договорам субъектов федерации с иностранными государствами. Наибольшее распространение получило мнение, что к такого рода договорам международное право применимо, но лишь в модифицированном виде.

Далее автор останавливается на особенностях российского федерализма и правовых проблемах международной деятельности субъектов Российской Федерации. Правовая база международной деятельности субъектов РФ исчерпывается двумя положениями:

97 01 054

238

в ст 72 Конституции 1993 г записано, что "координация международной и внешнеэкономической связей субъектов Российской Федерации относится к предметам совместного ведения", ст III Федеративного договора уточняет, что субъекты РФ являются "самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей" Такая правовая основа, по мнению автора, не только явно не достаточна, но расплывчата и не вполне совпадает с общемировой практикой В настоящее время в рассматриваемой области существует юридический вакуум, который чреват негативными последствиями и требует скорейшего заполнения следует установить прежде всего порядок заключения субъектами РФ договоров с иностранными государствами и открытия ими зарубежных представительств, установить конкретный механизм координации их международной деятельности, в том числе механизм рассмотрения споров по применению полномочий Федерацией и ее субъектами

Е В Алферова

97 01 054 КРЕЧА М КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ KRECA М Constitutional regulation of treaty-making by Federal units in federal states//Jugosl rev za medunar pravo - Beograd, 1992 - Br 1 -P 1-18

Конституции федеративных государств по способу регулирования прав субъектов федерации на заключение международных договоров, - считает автор, - профессор юридического факультета Белградского университета М Креча, -могут быть поделены на две группы

В первую группу он включает конституции, которые или вообще не содержат подробных положений, или явно или косвенно запрещают такую возможность Например, конституции Австрии, Малайзии, Нигерии, Австралии, Индии, Мексики, Венесуэлы

Вторую группу составляют конституции, которые санкционируют заключение международных договоров субъектами федерации Способы санкционирования и юридическая технология отличаются большим разнообразием от закрепления общих целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.