Научная статья на тему '96. 04. 007. Доклад об экономическом и социальном положении Франции. Rapport sur la situation economique et sociale / iseres - CGT. - P. : vo ed. , 1995. - 497 p'

96. 04. 007. Доклад об экономическом и социальном положении Франции. Rapport sur la situation economique et sociale / iseres - CGT. - P. : vo ed. , 1995. - 497 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ЕС -И ФРАНЦИЯ / -ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -ФРАНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ -ПРЕДПРИЯТИЙ - ФРАНЦИЯ / -ФРАНЦИЯ -И ЕС / -ФРАНЦИЯ --СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ -РАЗВИТИЕ / -СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ -ФРАНЦИЯ / -СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 007. Доклад об экономическом и социальном положении Франции. Rapport sur la situation economique et sociale / iseres - CGT. - P. : vo ed. , 1995. - 497 p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069

МОСКВА 1996

31

96.04.Р07 /

96.04.007. ДОКЛАД ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ФРАНЦИИ.

RAPPORT SUR LA SITUATION ECONOMIQUE ET SOCIALE / ISERES - CGT. - P.: VO ed., 1995. - 497 p.

Доклад подготовлен Институтом изучения профсоюзных движений и социально-экономических исследований при Всеобщей конфедерации трудящихся Франции. В нем предствлен взгляд профсоюзов на основные тенденции социально-экономического развития Франции первой половины 90-х годов.

Работа включает введение, четыре части, 12 глав и заключение. 1995 год, отмечают авторы во введении, имеет решающее значение для жизни Франции, поскольку это год президентских и муниципальных выборов, которые приведут к созданию новых политических услдовий для социально-экономического развития. Этоти год отмечен также и тем, что экономика страны наконец стала выходить из циклического кризиса и постепенно структурно преобразовываться. Конфликтный характер развития социальоных отношений в начале нынешнего десятилетия обусловил акцент на изу чении взаимосвязей между социальными прпоцессами и динамикой экономики.

Первая часть (гл. 1-3) посвящена анализу социально-экономической конъюнктуры. Характеризуя социальную конъюнктуру, авторы подчеркивают рост социальных противоречий и конфликтов. В 1994 г. среднемесячное количество социальоных конфликтов на частных и государственных предприятиях составило 155 против 131 в 1991 г., 124 и 123 - в 1992 и 1993 гг. Общая численность работников, прекративших работу в связи с конфликтами, увеличилась с 16 300 человек в 1992 г. до 20 603 человек в 1994 г. В результате забастовок в 1994 г. было потеряно 40 546 рабочих дней против 29 933 дней в 1992 г. (с.25). Основные требования трудящихся касались права на труд, нормальную зарплату, отдых, образование, социальные пособия и т.д.

Новым элементом в требованиях трудящихся стали требования, связанные с политикой приватизации государственных предприятий, начатой в 1993 г. Если приватизация компаний "Рон-Пуленк" и "Эльф-Акитен" проходила в атмосфере относительного безразличия занятых, то иное положение сложилось с приватизацией компании "Рено". Работники и профсоюзы этой компании высказались против этой акции, что вынудило правительство перенсти приватизацию на более поздние сроки.

Опросы населения, проведенные газетой "Фигаро" летом 1994 г., показали, что 18% респондентов считают необходимым остановить программу приватизации, 28 - затормозить ее проведение и лишь 31% поддерживают правительство. Наибольшее недовольство вызвало решение о приватизации компаний "Эр Франс" (33% опрошенных высказались против нее), Национального общества железных дорог (против - 44% опрошенных) и "Рено" (против - 33% опрошенных).

В экономике Франции с 1994 г. наблюдается небольшой рост после кризиса начала 90-х годов. Однако уровень безработицы пока не снижается. Он стабилизировался на 12,6% трудоспособного населения. Частное потребление и инвестиции предприятий расширяются очень медленно. Внешнеторговые связи по-прежнему приносят прибыль, но сальдо торгового баланса сокращается.

Политика правительства по поддержке роста экономики осуществлялась монетаристскими методами и была нацелена главным образом на то, чтобы сдержать инфляционные тенденции с помощью рекстриктивных мер. Процентные ставки по кратко- и долгосрочным кредитам оставались длительное время стабильно высокими.

Экономический спад способствовал углублению кризиса государственных финансов. Государственный долг увеличился к концу 1994 г. до 2 875 млрд. фр. Этот процесс во многом является следствием стремительного роста государственного финансирования. Его величина достигла в 1993 г. 5,8% от ВВП против 1,6% в 1990 г.

Бюджетный дефицит также сильно вырос - до 318 млрд.фр. в 1993 г. (с.78,82).

Международная экнмическая конъюнктура была достатоочно благоприятной для развития экономики Франции. В 1991-1991 гг. обозначился поворт в сторону экономического подъема в США и Великобритании, к концу 1993 г. - странах ЕС. Сформировались новые условия для международной торговли в результате интеграцинных процессов в Северной Америке, преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию, заключения внешнеторгового соглашения между США и Японией в октябре 1994 г., касающегося страхования, телекоммуникаций, изделий из стекла и медицинского оборудования.

Во второй части (гл. 4-6) авторы анализируют влияние экономической конъюнктуры на занятость, зарплату, качество жизни трудящихся. После трех лет спада в 1994 г. на метились признаки стабилизации экономики. Однако к этой стабилизации следует, по мнению авторов, относиться осторожно. Улучшение затронуло только экономические показатели. Что же касается социальной обстановки, то она продолжает ухудшаться. Об этом свидетельствуют три процесса - усиление ненадежности занятости, объединение все большей части населения и рост числа безработныхх и маргиналов.

За 1990-1993 гг. численность занятость во Франции уменьшилась на 560 тыс. человек. Безработица достигла в 1994 г. 13% активного населения. Предложение рабочих мест остается очень низким. Прирост занятости в 1994 г. не превысил 1,1% (с.128-129). Численность потерявших работу после рекордно высокого уровня 1992 и 1993 гг. (534 тыс. и 590 тыс. человек) в 1994 г. сократилась до 45 тыс. за год (с. 131). Усиление ненадежности занятости нашло проявление в расширении так называемых гибких форм занятости.

Среди жителей страны растет чувство безысходности, и этому способствует позиция государственных властей, которые, похоже, в силу нехватки бюджетных средств решили отказаться от борьбы с

5-877

безработицей и ростом числа маргиналов и передать эти проблемы своим социальным партнерам - местным властям и общественным ассоциациям. К такому выводу приходят авторы, анализируя государственную социальную и бюджетную политику.

В свою очередь французский патронат сделал ставку на политику умеренной зарплаты якобы в интересах поддержания занятости. В действительности таким путем предприниматели пытаются вновь извлечь выгоды из противостояния занятых, безработных и маргиналов и оказать давление на требования рабочих, которые активизировали борьбу за свои права.

Третий раздел работы (гл. 7-9) содержит анализ экономической ситуации на микроуровне. Авторы рассматривают стратегию предприятий в области финансирования, технологий, занятости и т.д. В деятельности предприятий по-прежнему превалируют экономические интересы - производительность, рентабельность, конкурентоспособность - над социальными задачами. Между тем, по мнению авторов, любая экономическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение социальных потребностей и интересов занятых. Вопросы расширения демократии на предприятиях остаются нерешенными несмотря на недавно принятый закон об участии работников в управлении.

Изменение техники и технологии производства делает возможными и необходимыми новые формы организации труда, что отвечает и новым стремлениям работников. Уровень профессиональной подготовки и информированности работников существвенно вырос в последние десятилетия. Предложения работников в этих условиях могут быть полезны предпринимателям. Работники вполне справедливо требуют от предпринимателей учитывать их мнения при принятии управленческих и производственных решений.

В свою очередь предприниматели озабочены проблемой мотивации действий работников. Многие из них активно ищут новые методы мотивации. Ярким примером является руководство

компании "Эр Франс", которое добилось в этой области значительных успехов. Накануне забастовки, которая назрела в октябре-ноябре 1993 г., руководство компании предложило работникам изложить письменно свои претензии и предложения по преодолению социального конфликта. 42 тыс. занятых был разослан на дом опросный лист. Дирекция компании получила ответы от 15 тыс. опрошенных. На базе этих ответов специальные рабочие группы провели анализ требований и предложений. Результаты этой работы легли в основу выработанного совместно дирекцией и работниками проекта о перестройке деятельности компании.

Приватизация государственной собственности, начатая правительством Э.Балладюра в 1993 г., направлена на то, чтобы расширить бюджетные ресурсы и, следовательно, увеличить государственную поддержку экономики и социальной сферы. За два года благодаря доходам от приватизации было создано 50 тыс. рабочих мест. Кроме того, из этих доходов государственные предприятия получили дополнительные дотации.

В течение 80-х годов в экономике развивались противоречивые процессы: с одной стороны, усиление связей между банками и промышленными компаниями и с другой, - обострение финансовых проблем в банковском и промышленном секторе. Возникла опасность того, что риски неплатежеспособности распространятся на всю финансовую систему. Это в свою очередь может вызвать кризис неплатежей и финансирования экономики. Правительство попыталось предотвратить опасные тенденции, ужесточив нормативы банковской деятельности (коэффициент Кука и др.). Банки ответили сокращением размеров кредитования, портфелей ценных бумаг, а также изменением общей стратегии развития. В частности, многие банки стали делать акцент на диверсификации своей деятельности и расширении своей финансовой сети.

Знаменательным событием 1994 г. стала дискуссия по поводу роли информационных технологий в современном обществе, которая разгорелась в связи с докладом Ж.Тери премьер-министру о

развитии информационной сети во Франции. Информационная революция, по мнению автора доклада и его сторонников, сравнима по своему значению с революцией, ввызванной строительством железных дорог и электрификацией. Информационные сети представлялись как новое "Эльдорадо" капитализма, которое позволит решить многие экономические проблемы. Эта идиллическая концепция рисует общество, где нет социальных конфликтов и где интересы разных групп населения согласуются. Авторы критикуют такой подход и анализируют возможности создания во Франции информационной сети, инструменты ее контроля со стороны общества.

В четвертом разделе (гл. 10-12) экономика Франции рассматривается в европейском и мировом контекстах. Развитие экономики страны происходит в условиях новой реорганизации мирового экономического пространства, которая осуществляется в ущерб отдельным регионам, в частности странам Африканского континента. Новый этап накопления капитала, характеризующийся процессом выхода капитала за национальные границы, потребовал перераспределения экономических, социальных и политических пространств в мире.

В течение последнего десятилетия наиболее яркой чертой развития мировой экономики была глобализация национальных хозяйств. В настоящее время появилась новая тенденция: основным принципом реорганизации мира стал регионализм, отдельные региональные центры приобретают общемировое значение. Усиливается поляризация мира, что влечет за собой обострение социальных проблем в наиболее отсталых регионах. Правительство Франции внесло свой "вклад" в обострение социально-экономических проблем в африканских странах зоны франка. Под давлением Мирового банка и МВФ оно провело в 1994 г. девальвацию франка КФА (денежной единицы африканского финансового сообщества). Эта мера, по мнению авторов, способствовала дестабилизации, экономики стран зоны франка и усилению пауперизации населения.

Интеграционные процессы в Западной Европе в последние годы характеризуются развитием противоречий между Францией и Германией. Они касаются прежде всего перспектив ЕС. Возобладавший в сообществе курс на расширение Европы на Восток отстаивает Германия. Франция же считает более важным быстрейшее завершение формирования экономического и валютного союза. Германия высказывает заинтересованность к "перецентровке" Европейского союза за счет присоединения к нему новых стран Северной и Восточной Европы. Франция, которую связывают с Германией давние и очень прочные экономические связи, находится сейчас в сложной ситуации: она вынуждена отказаться от курса, который уже долгие годы проводила в ЕС и сделать выбор в пользу новой стратегии.

В связи с обострением противоречий между двумя ведущими странами ЕС и расширением Сообщества многие эксперты не исключают того, что в будущем экономический союз между Францией и Германией перестанет быть главной осью интеграционного процесса в Европе.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.