Научная статья на тему '2007. 01. 004. Французская экономика в 2006 г. L'economie francaise 2006. - P. : ed. La Decouverte, 2005. - 128 p'

2007. 01. 004. Французская экономика в 2006 г. L'economie francaise 2006. - P. : ed. La Decouverte, 2005. - 128 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА - ФРАНЦИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН - ФРАНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 004. Французская экономика в 2006 г. L'economie francaise 2006. - P. : ed. La Decouverte, 2005. - 128 p»

больше танков, боевых самолетов и прочего вооружения, но при этом 25 стран-членов расходуют на оборону 150 млрд. евро, или около 40% от соответствующих расходов США (400 млрд. долл.) (2, с. 7). С учетом этого, не удивительно, что европейцы располагают лишь небольшой частью американских возможностей в области стратегической мобильности, системы управления и контроля . Парадокс заключается в том, что американо-европейское партнерство не может укрепляться, если европейцы будут и дальше вести себя так, как будто США все еще несут ответственность за их безопасность. Слабая Европа не может быть полноправным партнером для США.

В.И. Шабаева

2007.01.004. ФРАНЦУЗСКАЯ ЭКОНОМИКА В 2006 г. L'economie française 2006. - P.: Ed. La Découverte, 2005. - 128 p.

Сборник статей французских специалистов, сотрудников Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire français des conjonctures economiques), состоит из двух разделов: в первом рассматриваются развитие и состояние французской экономики в последние годы, во втором - наиболее актуальные проблемы нынешнего экономического развития.

Открывает сборник статья Э. Эйера, автора концепции и координатора данной работы, посвященная анализу исторического развития и нынешнего состояния французской экономики. В 2003 г. темпы развития французской экономики (0,9%) были самыми низкими за последнее десятилетие. В 2004 г. они увеличились до 2,1%. По предварительным оценкам, темпы экономического роста в 2005 г. составляют 2% и в 2006 г. - 2,4% (с. 5). Несмотря на довольно динамичный рост внутреннего спроса, составляющий в 2004 г. 3,1%, в последние годы неблагоприятное воздействие на темпы экономического роста оказывает отрицательное внешнее сальдо, увеличение которого связано в основном с двумя факторами: повышением обменного курса евро по отношению к доллару и ростом мировых цен на нефть.

Несмотря на довольно вялый рост французской экономики в последние годы, темпы роста во Франции опережают темпы роста ВВП в зоне евро в целом, в том числе в Германии и Италии. Различие в темпах роста Франции и Германии объясняется, в частности,

тем, что уровень сбережений французских домохозяйств (0,9% в 2003 г. и 0,5% в 2004 г.) выше, чем соответствующий показатель в Германии (0,2 и 0,3%) (с. 8). Увеличение внутреннего спроса играет важную роль в ускорении экономического роста и в компенсации относительного отставания Франции в области производительности труда. Вместе с тем в 2006 г. темпы роста внутреннего спроса несколько снизятся (до 2,7%), т. е. до среднего за последние 10 лет уровня (пик этих темпов в 3,5% приходился на 1998 г.) (с. 12-13). Темпы роста производительных инвестиций, по оценкам, составят в 2005 г. 3,8% и 5,8 в 2006 г., что ниже, чем в 19982000 гг., когда она равнялись 9% (с. 13).

В целом темпы экономического роста ниже 3% в год считаются для Франции весьма скромными. «Вялый» выход французской экономики из кризиса, в первую очередь, объясняется двумя факторами: повышением курса евро и ростом мировых цен на нефть. В 2005 г. влияние этих двух факторов на темпы роста ВВП оценивается в 0,5 процентных пункта (с. 15). Бюджетная политика, которая в 2004 г. была в отношении темпов роста практически нейтральной, в 2005 г. и особенно в 2006 г. усилит свое отрицательное воздействие на темпы роста, повлияв на их снижение соответственно на 0,2 и 0,4 процентных пункта. В 2005-2006 гг. отношение государственного долга к ВВП страны будет расти и достигнет 66,6% (в соответствии с критериями конвергенции в ЕС этот показатель не должен превышать 60% ВВП). Риски для французской экономики по-прежнему связаны с возможным повышением курса евро и нефтяных цен: по оценкам, если цена на нефть будет превышать 55 долл. за баррель, а курс евро установится в размере 1,4 долл., то темпы роста французской экономики в 2006 г. снизятся на 0,8 процентных пункта (с. 17). Существует также опасность повышения базовой процентной ставки Европейским центральным банком: каждый процентный пункт повышения будет означать снижение темпов роста на 0,2 процентных пункта.

Статья Э. Эйера и К. Тембо посвящена анализу развития французской экономики за последние полвека. После Второй мировой войны экономика промышленно развитых стран Запада развивалась довольно высокими темпами. В промышленности распространялась фордистская модель массового производства, под воздействием технологического прогресса повышалась производи-

тельность труда. Отказ от Бреттон-Вудсской валютной системы (1971) и нефтяные шоки, последовавшие за арабо-израильским военным конфликтом (1973), ознаменовали завершение периода быстрого послевоенного экономического роста. В 1975 г. наступил спад мировой экономики, ежегодные темпы ее роста снизились до менее 3%. Одновременно резко возросли уровни инфляции и безработицы. Последний составил в 1983 г. в ЕС 8% против 3% в 1960-х годах (с. 22). В этих условиях существенно снизились темпы роста производительности труда: во Франции с 5% в 19501973 гг. до 2,6 в 1973-1979 гг. и затем до 1,3% в 1990-1997 гг. Второй нефтяной шок 1979 г. снова поразил мировую экономику и подстегнул инфляцию. С начала 1980-х годов стали четко проявляться различия в экономической политике стран ЕС и США. Правительство Франции начиная с 1983 г. стало проводить активную антиинфляционную политику, прекратив индексацию заработной платы в соответствии с ростом цен, привязав франк к немецкой марке, проводя приватизацию и дерегулирование экономики. Эта политика принесла свои плоды: темпы роста потребительских цен снизились с 13,5% в 1981 г. до 3% после 1986 г. (с. 24).

1990-е годы еще раз подтвердили различия между ЕС и США. Война в Персидском заливе (1990) и объединение Германии (1991) в 1993 г. погрузили Европу в состояние рецессии. С момента объединения Германии до 1997 г. главной заботой ЕС стала подготовка к созданию Валютно-экономического союза (ВЭС) и к введению единой валюты - евро. Маастрихтский договор (1993) утвердил так называемые «критерии конвергенции», т. е. критерии участия стран ЕС в ВЭС. В соответствии с этими критериями уровень инфляции, отношение бюджетного дефицита и государственного долга к ВВП стран не должны превышать установленный уровень. Стремление к соблюдению маастрихтских критериев привело к тому, что уровень безработицы во Франции к концу 1990-х годов на 1 процентный пункт превышал средний по ЕС уровень.

В 1990-1997 гг. вялый рост в ЕС и во Франции контрастировал с динамизмом американской экономики, что способствовало отставанию ЕС от США в повышении уровня жизни населения. В 1997-2001 гг. в Европе наблюдался период довольно быстрого роста, который был связан с увеличением объема инвестиций и привел к снижению уровня безработицы. Во Франции в этот пери-

од был наиболее низкий среди ведущих европейских стран уровень инфляции. Принятые в конце 1990-х годов меры в области политики занятости привели к тому, что в 2000 г. уровень безработицы снизился на 1,5 процентных пункта, тогда как в ЕС в целом - на 0,7 процентных пункта (с. 30).

В начале 2001 г. период роста внезапно прекратился в связи с провалом модели технологического роста, рядом крупных финансовых скандалов, биржевым крахом высокотехнологических компаний и т. д. Как считают авторы, этот кризис чем-то напоминал кризис 1929 г., и потому для его ликвидации могли быть применены меры, предложенные некогда Дж. Кейнсом. Однако фактически меры бюджетной политики стран ЕС ограничены положениями действующего в Евросоюзе Пакта стабильности и роста, предписывающего поддержание определенного уровня дефицита государственного бюджета стран-членов (не более 3% ВВП), что не позволяет в полной мере использовать их для преодоления кризиса.

Тема статьи М. Плана - макроэкономический анализ роли государства в экономике Франции. В 2004 г. отношение государственных расходов к ВВП составляло во Франции 54,6%, или почти на 6 процентных пунктов больше, чем в среднем по зоне евро уровня, и на 20 процентных пунктов больше, чем в 1960 г. (с. 32). Среди стран ОЭСР только Дания и Швеция имеют большую, чем Франция, долю государственных расходов в ВВП. В 1993-2004 гг. отношение государственных расходов к ВВП снизилось во Франции с 55,3% до 54,6%, или на 0,7 процентных пункта, тогда как в зоне евро это отношение снизилось на 4,3 процентных пункта и в США - на 2,4 процентных пункта (с. 33).

Высокий уровень государственных расходов неизбежно выдвигает ряд вопросов, связанных с их структурой, эффективностью и контролем над ними. Значительный рост отношения государственных расходов к ВВП Франции в 1980-2003 гг. (на 8,1 процентных пункта) объяснялось ростом расходов на социальное обеспечение (на 5,2 процентных пункта) и расходов местных органов власти (на 2,6 процентных пункта) (с. 35). Последние расходы выросли в 1980-х годах в связи с проведением политики децентрализации. В августе 2004 г. во Франции принят новый закон о децентрализации на 2005-2008 гг., который предусматривает передачу департаментам и регионам дополнительные компетенции, в том

числе в области установления минимального дохода при включении в трудовую деятельность, предоставления помощи в решении жилищных проблем, а также помощи молодежи и престарелым. В ведение департаментом передается также управление дорогами, некоторыми аэродромами и портами. С 2008 г. персонал системы национального образования также будет передан в ведение департаментов и регионов. При этом государство отдает в ведение департаментов и регионов часть суммы налогов на нефтепродукты, причем со временем департаменты и регионы получат право самим устанавливать ставки этого налога.

Социальные пособия, выплачиваемые всеми органами власти (центральными и местными), составлявшие в 1980 г. 22,5% ВВП, увеличились в 2003 г. до 27,7% ВВП (с. 37). Все государственные социальные расходы включают расходы, финансируемые за счет социального страхования и непосредственных затрат государства. Государственные пенсии, выплачиваемые по общему и дополнительному режиму, составляют во Франции почти 80% средней заработной платы, тогда как в Италии и Германии - 60% и в Великобритании - 40% (в этой стране значительная часть пенсий выплачивается в режиме частного пенсионного обеспечения). Семейные пособия направлены на поощрение многодетных семей, это пособие выплачивается, начиная со второго ребенка, с учетом уровня семейного дохода. Борьба с бедностью и неравенством осуществляется во Франции с помощью не только семейных, жилищных и социальных пособий, но и мер налоговой политики. В стране доходы 10% самого богатого населения в 6,6 раз выше доходов 30% самого бедного населения. Но поскольку последние платят гораздо меньше налогов, чем самые богатые, и получают социальные пособия, средний располагаемый доход 10% самых богатых в 4,2 раза выше располагаемого дохода 30% самого бедного населения (с. 37-38).

Налоговая система Франции характеризуется более высоким уровнем отношения обязательных отчислений (налогов и социальных взносов) к ВВП, чем в среднем по ЕС: в 2002 г. оно составляло 43,8% против 40,6% по ЕС в среднем. В 1970-2002 гг. отношение обязательных отчислений к ВВП возросло с 34,1 до 43,8% ВВП, в том числе социальные взносы наемных работников и предпринимателей с 11,5 до 15,2% и налоги на доходы домашних хозяйств - с

3,7 до 7,6% (с. 40). Отношение налога на прибыль компаний к ВВП во Франции ниже, чем в среднем по ЕС, - соответственно 2,9 и 3,4%. До сих пор в рамках ЕС гармонизация прямых налогов не осуществлялась. Только в 2003 г. в ЕС была принята директива о гармонизации налогов на доходы от сбережений, которая вошла в силу с 1 июля 2005 г.

В статье М. Лемуана рассматриваются проблемы занятости и безработицы во Франции. Возобновление экономического роста в 2004 г. (его темпы составили 2,1%) позволило создать 39 тыс. новых рабочих мест в рыночном секторе французской экономики. Однако этого было явно недостаточно для существенного снижения уровня безработицы, который равнялся в 2004 г. 10% активного населения при общей численности безработных в 2,7 млн. человек (с. 46). В 2003 г. уровень безработицы среди молодежи (20,8%) более чем вдвое превышал средний по стране уровень (9,3%). Такой разрыв наполовину объясняется тем, что молодые ищут первую работу в среднем в возрасте 21 года. Наступивший с 2000 г. период экономического спада, а также необходимость соблюдения положений действующего в ЕС Пакта стабильности роста затрудняют для Франции решение проблем повышения уровня занятости и снижения безработицы, несмотря на предпринимаемые меры.

Завершает первый раздел сборника статья М. Плана и Э. Пелеро, посвященная анализу изменений производственной системы Франции с начала 1980-х годов, когда постепенно промышленность стала уступать место сфере услуг. Этот процесс сопровождался двумя волнами приватизации, имевшими место в 1987 г. и 1993 г. В 1978-2004 гг. доля добавленной стоимости, созданной в промышленности и строительстве, в национальном доходе страны уменьшилась с 27,8 до 22,6%, а доля занятых в промышленности -с 33,8 до 21,1% (или на 2,3 млн. человек) (с. 62-63). Доля рыночных услуг в национальном доходе страны возросла в рассматриваемый период с 45,6 до 53,8%. Развитие аутсорсинга привело к расширению услуг, предоставляемых предприятиям, особенно в таких сферах, как юридические, финансовые, бухгалтерские, управленческие, информационные и прочие услуги. В ходе приватизации численность занятых в государственном секторе уменьшилась с 1763 тыс. человек в 1985 г. (7,8% всех занятых во француз-

ской экономике) до 1117 тыс. (5,2%) в 2003 г. (с. 65). В 2003 г. государство контролировало немногим менее 1500 предприятий.

Определить международную конкурентоспособность национальной экономики и ее привлекательность для иностранных инвестиций нелегко: разные авторы рассматривают и оценивают их по-разному. По данным Всемирного экономического форума, в 2004 г. Франция занимала 12-е место по индексу конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index) и 27-е место по индексу конкурентоспособности роста (Growth Competitiveness Index). По данным ЮНКТАД, в 2001-2003 гг. она занимала 50-е место по индексу притока иностранных прямых инвестиций (Inward Foreign Direct Investment Performance Index), а по оценке Международного института управления (Institut international de management) в Лозанне - 30-е место по индексу мировой конкурентоспособности (World Competitiveness Index Overall Scoreboard) в 2005 г. (с. 66). В большинстве проводимых исследований, отмечают авторы, смешиваются понятия конкурентоспособности страны и ее привлекательности для иностранных инвестиций. Конкурентоспособность страны означает ее способность удовлетворять внутренний и внешний спрос при условии обеспечения для резидентов растущего в долгосрочном плане уровня жизни. За последние десятилетия Франция добилась существенного открытия своей экономики: в 1978-2004 гг. доля импорта и экспорта в ВВП удвоилась с 15 до 30% (с. 67). Одновременно с этим возросла зависимость французской экономики от мировых циклов и внешних шоков. С 1992 г. до середины 2004 г. Франция имела положительное сальдо торгового баланса, хотя в 2004 г. торговый баланс был сведен с отрицательным сальдо. Для оценки привлекательности страны для иностранных инвесторов используются различные показатели, однако наиболее распространенным и надежным среди них является показатель притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). С начала 1990-х годов в условиях усиливающейся глобализации финансовой сферы Франция улучшила свои позиции в качестве страны-импортера ПИИ. В 1990 г. она занимала пятое место в мире по объему притока ПИИ, в 2002 г. - второе и в 2003 г. - третье. В 2000 г. этот приток составил 43 млрд. долл., в 2001 г. - 50 млрд., в 2002 г. - 49 млрд. и в 2003 г. - 47 млрд. долл. (с. 69-70). О привлекательности Франции для ПИИ можно также судить по доле

нерезидентов в капитале французских компаний: на конец 2000 г. эта доля составляла 26,6% против 37,2%; - в Великобритании, -14,8% - в Германии, 18,2 - в Японии и 11,4 - в США (с. 70).

Статья С. Ле Байон и Э. Пелерона посвящена состоянию рынка недвижимости во Франции. С 1997 по 2004 г. реальные цены на недвижимость во Франции возросли на 70%, в США - на 40, в Великобритании - на 100 и в Испании - на 110% (с. 76). Рынок недвижимости развивается циклически: периоды подъема цен чередуются с периодами их падения. В начале 1990-х годов наблюдался период повышения цен на недвижимость, который сменился периодом их падения, продолжающимся до 1997 г. Для последнего периода повышения цен на недвижимость во Франции характерно то, что в провинции рост цен был выше (в 19982004 гг. на 59,4%), чем в парижском регионе Иль-де-Франс (на 55,1%) (с. 78). Повышение цен на недвижимость связано с тем, что спрос на услуги жилищного сектора увеличивался под влиянием двух главных факторов: во-первых, ускорения прироста населения в конце 1990-х годов; во-вторых, старения населения и стремления пожилых людей к большей автономии и проживанию отдельно от более молодых членов семьи. Кроме того, в последние годы существенно расширилось предоставление банковских жилищных кредитов, что связано с относительно низкими процентными ставками и обострением конкуренции между банками по поводу кредитования населения. В результате спрос на жилье продолжал увеличиваться, несмотря на замедление экономического роста с 2001 г. Расширение банковского кредитования привело к росту уровня задолженности домашних хозяйств с 55% их годового дохода в 1997 г. до 61% в 2004 г. (с. 80). Еще одним фактором увеличения спроса на недвижимость во Франции в последние годы является рост иностранных инвестиций в приобретение жилья, офисных и заводских помещений с 0,3% ВВП в 2001 г. до 0,6% в 2003 г. (с. 80).

Статья Ф. Милевски посвящена анализу уязвимого положения женщин на рынке труда. С начала 1960-х годов все большее количество женщин стремятся к участию в трудовом процессе с целью достижения финансовой и иной независимости. В последние годы под влиянием замедления темпов экономического роста и изменений в организации труда произошло повышение уровня безра-

ботицы и размывание границ между занятостью и незанятостью, особенно затронувшее женщин. Кроме того, произошли серьезные изменения в составе и юридических формах семей, увеличилось количество семей, состоящих из матери с одним или несколькими детьми. Общая нестабильность рынка труда выражается в широком распространении трудовых контрактов, заключаемых на определенный период времени, а также частичной занятости. Корни большей уязвимости женщин в области занятости следует искать в сохраняющемся неравенстве между мужчинами и женщинами. В 2003 г. из 4 млн. частично занятых 82% были женщины; частичная занятость составляет 29,8% общей занятости женщин; для мужчин соответствующие показатели составляли 18 и 5,4% (с. 115). В частном секторе французской экономики 32,1% занятых женщин имели частичную занятость, а 40,6% заключили трудовой контракт на определенный срок (с. 116).

Неравенство мужчин и женщин в сфере занятости отражается в их неравенстве в оплате труда и пенсионном обеспечении. Отношение среднечасовой зарплаты женщин к зарплате мужчин составляет 80-85%, а среднемесячной - 75-80% (это соотношение остается неизменным с середины 1990-х годов) (с. 118). Такой разрыв объясняется тем, что продолжительность (в часах) занятости женщин меньше, чем у мужчин, а также тем, что женщины меньше представлены среди категорий наиболее оплачиваемых работников и больше представлены среди наименее оплачиваемых. Сегодня женщины составляют 80% среди наименее оплачиваемых работников, и 74% из них имеют частичную занятость, что на 10 процентных пунктов выше, чем в начале 1990-х годов (с. 118). Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, размер пенсии женщин ниже, чем у мужчин: в 2001 г. среднемесячная пенсия за профессиональную деятельность пенсионерки составляла 660 евро, тогда как у пенсионера - 1372 евро; только 40% женщин против 80% мужчин имели срок выплаты обязательного пенсионного страхования, достаточный для получения пенсий в полном размере (с. 119).

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.