Научная статья на тему 'Франция: глобализация, интеграция и сохранение национальных интересов'

Франция: глобализация, интеграция и сохранение национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1179
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франция: глобализация, интеграция и сохранение национальных интересов»

Ольга ТРОФИМОВА

ФРАНЦИЯ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Процесс формирования единого мирового хозяйства, базирующийся на развитии информационных технологий, привёл к качественно новому уровню интернационализации экономической деятельности, то есть к глобализации, проявившейся в развитии мирового производства, доминирующей роли ТНК, активизации международной торговли и экспорта капитала, дальнейшем углублении международного разделения труда (МРТ). Важным условием этого стала либерализация экономики всех стран, включая страны с развивающимся рынком. Быстрый рост мировой торговли и инвестиционной активности, высокие темпы экономического роста были характерны для 1990-х годов. Но уже в начале 2000-х большинство развитых стран вступило в фазу медленного роста на фоне дефляционных тенденций, усиления международной конкуренции, особенно со стороны азиатских стран, постоянного падения курса акций на ведущих фондовых биржах и роста курса евро. Это означало, что способности индустриальных стран адаптироваться к новым условиям функционирования мировой экономики в рамках глобализации стали давать сбой. Особенно отчётливо это проявилось в Западной Европе. Не стала исключением и Франция, которая на протяжении последних десяти лет демонстрировала своё настороженное отношение к глобализации.

Вхождение Франции в глобализацию

В 1990-е годы Франции удалось в значительной степени модернизировать свою экономику, решить ряд проблем структурного характера, снизить уровень государственного вмешательства, усилить свои позиции в международных экономических отношениях. После национализации 1981-1982 годов в руках государства сосредоточился банковский и финансовый сектор и более 70% промышленного производства (транспорт, электроэнергетика, телекоммуникации)1. Перестройка французской экономики привела также к сокращению удельного веса

© Трофимова Ольга Ефимовна - кандидат экономических наук, старший научный

сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.

1 Ье Моп<1е 12 ауп1 2002.

традиционных отраслей и сельского хозяйства, развитию новых высокотехнологичных отраслей и росту сферы услуг, которая сейчас обеспечивает более 70% ВВП и почти 3/4 всех занятых. Реформирование социальной политики, стимулирование роста потребления, ориентация на внешнюю экспансию и западноевропейскую интеграцию также положительно сказались на экономическом развитии страны.

Среднегодовые темпы роста ВВП Франции в 1991-2000 годах составляли 2,14%. Но уже с 2002 года они снизились до 1,2%, а в 2003 году были всего 0,5% (самый низкий показатель с 1993 г.), в 2007 году - 1,8% (в зоне евро в 2007 г. экономический рост составил 2,6%) . Последние данные свидетельствуют о том, что этот рост во Франции вряд ли превысит 2% в 2008 году. По объёму ВВП Франция до 2001 года занимала 4-е место в мире, затем переместилась на 7-е2, а её удельный вес в мировом ВВП снизился с 5,1% в 1972 году до 4,9 % в 2004-м3. Французская промышленность производит примерно 15% всей европейской продукции, она создаёт 26% ВВП страны, и в ней занято около 24% экономически активного населения. По сельскохозяйственному же производству Франция остаётся ведущей страной Западной Европы и занимает второе место в капиталистическом мире после США4.

Несмотря на достижения девяностых годов французская экономика сохранила в себе и ряд проблемных черт. Это, в частности, её смешанный характер, присутствие сильного госсектора и вмешательство государства в отдельные отрасли экономики, скромные позиции в промышленном капитале. Франция также отстаёт от ряда стран мира по развитию НИОКР. Для расширения инновационных отраслей и обновления номенклатуры своей среднетехнологичной продукции ей необходимо не только иметь высококвалифицированную рабочую силу, но и активнее развивать фундаментальные исследования в государственном и частном секторах промышленности, особенно инициируемые ТНК, специализирующимися на наукоёмких видах продукции. По уровню затрат на НИОКР на 1 млн жителей Франция занимает лишь 11 место в мире. В начале 2000-х годов на неё приходилось 5% мировых расходов на НИОКР (37% - на США, 10% - на Китай, 7% - на Германию). По данным Евростата, расходы Франции на НИОКР в 2005 году составили 2,16 % ВВП.

Неоднозначны достижения Франции на внешних рынках, в том числе и на рынках стран, не входящих в ЕС. По объёму товарного экспорта до начала 2000-х годов она занимала 4-е место после США, Германии, Японии, но затем передвинулась на 5-е место. За последние восемь лет её доля в мировом экспорте посто-

1 Economic Survey of Europe N 1 2004 p. 179, МЭ и МО № 8 2001, www.insee.fr, L'Expansion N 710 juillet-aout 2006, p.2 ,см. Economie française 2006 Insee, P. 2006), www.investinfrance.org,www.economist.com/countries/France, www.rbc.ua/rus/top/economic/2008.

2 L'Expansion N 673 mars 2003 p. 43, Problemes Economiques N 2858 15 septembre 2004.

3 Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции М. 2002. С. 29, L'Expansion N 704 janvier 2006. Р. 58.

4 L'Expansion N 673 mars 2003.

Таблица

Основные макроэкономические показатели Франции

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

ВВП (в млрд евро 2000 года) 1536 1560 1593 1 867

Рост ВВП (в %) 2,3 1,7 2,2 1,8

Рост промышленного производства (в %) 2,1 0,3 0,5 -

Уровень инфляции (в %) 2,1 1,8 1,5 1,5

Уровень безработицы 10,0 9,9 9,4 8 0***

Государственный долг (млрд евро) 1 000 1 100 1 070 -

Экспорт (млрд евро)** 340 352 370 481,2*

Импорт (млрд евро)** 348 369 389 507,0*

Приток ПИИ во Францию (млрд евро) 25,3 51,1 65,0 -

Французские ПИИ за границей (млрд евро) 45,9 93,0 92,0 -

*оценки, **данные не включают обмен услугами, ***данные за июнь 2007 г. • Составлено по OECD Main Economic Indicators P. OECD 2006. Р. 208. www.insee.fr/fr/indicateur/cnat_annu/base_2000;www.economist.com/countries/ France,Tableaux de l'Economie Francaise - Edition 2006, La France et l'Investissement Direct International en 2006 et Debut 2007 AFII 2007, Trends and recent developpments in foreign direct investment OECD. P. 2007.

янно снижалась и составила в 2007 году только 4%. Тем не менее по внешнеторговому обороту среди стран ЕС в 2006 году Франция занимала второе место, а общий объём её торговли товарами и услугами в том году составлял 1 001 млрд долл. или 45% ВВП страны1. В течение длительного периода, с 1993 по 2004 год, торговый баланс Франции был положительным, кроме 2000 и 2004 годов. В 2006 году в торговле товарами и услугами уже появился дефицит (3,7 млрд долл.2). Дефициты в течение ряда лет по существу свидетельствуют о нарастании негативных тенденций во внешней торговле Франции, что обусловлено географической структурой торговли (Франция мало представлена на наиболее крупных и быстро развивающихся рынках США и стран Азии), ростом курса евро, относительно невысокой технологичностью французских товаров и менее конкурентоспособными ценами французских предприятий. Правительство уловило эту тенденцию и в 2003 году начало реформу в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, направленную на определение приоритетных рынков за пределами ЕС, на которых необходимо сконцентрировать основные усилия по стимулированию экспорта. Были приняты конкретные меры в таких отраслях, как агропромышленная, производство компьютеров и химической продукции, что должно положительно отразиться в ближайшие годы на развитии экспорта.

1 Подсчитано по Economic Survey of Europe N 1 2004, U.N. N.Y. 2004, Р. 184, L'Expansion N 709 juin 2006. Р. 48, www.insee.fr.

2 www.economist.com/countries/France, www.conservapedia.com.France.

Одной из черт глобализации является усиление роли прямых инвестиций. Главным двигателем развития мировой экономики становится перемещение предпринимательского капитала и связанная с ним деятельность ТНК по расширению сети своих филиалов в различных странах. Доля Франции в общем объёме иностранных активов 100 крупнейших компаний мира составляла 12% в 2002 году, а коэффициент транснациональности французских фирм, входящих в этот список, вырос с 50,9% в 1990-м до 63,2% в 2002 году. Всего в него вошло 12 французских компаний1. В 2003 году правительство приняло ряд дополнительных мер по привлечению иностранных инвестиций, и тенденция превышения вывоза капитала за границу над притоком в страну сменилась на противоположную на фоне общемировой тенденции к сокращению ПИИ.

Франция в 2006 году тем не менее занимала 2-е место среди стран ОЭСР по объёму инвестиций за границей (92 млрд евро). За 5 месяцев 2007 года она инвестировала 49 млрд евро - на 67% больше, чем за соответствующий период 2006 года2. Активизация миграции капиталов свидетельствует об активном включении Франции в глобализирующуюся экономику. Если по притоку ПИИ Франция переместилась с 3-го места в мире, после США и Англии, в 2003 году на 6-е место в 2005-м, то в 2006 году она вновь вернула себе 3-е место среди стран ОЭСР по поступлениям инвестиций в страну (65 млрд евро, или 9% всего притока ПИИ стран ОЭСР). Накопленный объём ПИИ во Франции в 1997-2006 годах составил 480,6 млрд долл.3 К основным составляющим её инвестиционной привлекательности можно отнести развитую экономическую и транспортную инфраструктуру и квалификацию рабочей силы - одну из самых высоких в мире. К слабым моментам - "жёсткий рынок труда" и высокие налоги на предприятия. В то же время, несмотря на перемену соотношения движения потоков капитала, важным свидетельством приспособления Франции к процессам глобализации является перенос производства за границу. Ещё в 1970-80-е годы многие западноевропейские страны переориентировали часть производства несложной продукции и сборочные отрасли на развивающиеся страны из-за более низкой там заработной платы, более длительной продолжительности рабочего дня и большей мотивации рабочей силы. В 1990-е годы этот процесс усилился, так как появились страны с быстро развивающейся экономикой, крупным рынком, квалифицированной рабочей силой, низкими издержками производства, льготным налогообложением и развитыми информационными технологиями (Китай, Индия, Турция, страны Латинской Америки). По данным ЮНКТАД, 39% крупных европейских компаний, работающих в сфере услуг, уже перенесли часть своей деятельности в страны с быстро развивающимся рынком4. После слияния,

1 World Investment Report TNC and Export Competivness 2001-2002 U.N. N.Y. 2002 World Investment Report Transnational Corporations and Internationalization of R&D U.N. N.U2002. Р. 303-305.

2 www.insee.fr, La France et L'Investissement direct international en 2006 et debut 2007 Afii, P. 2007.

3 Trends and recent development in foreign direct investments OECD P. 2007.

4 Le Monde 16 avril 2002.

поглощения и укрупнения французских компаний увеличилась их производственная деятельность за рубежом. Более половины доходов такие крупные фирмы, как А1са!е1, МкИеНп и Renault, сейчас получают от своих зарубежных филиалов. На предприятиях, контролируемых французскими фирмами, работает около 3 млн человек. Некоторые исследования отмечают, что каждый седьмой французский рабочий занят в иностранных компаниях (в Англии - каждый десятый, в США - один из двадцати)1. По данным ЮНКТАД, 12 крупнейших французских предприятий (Vivendi, Boygues, Vinci, Suez, Danon и др.) 70% своей деятельности осуществляют за рубежом2.

Ориентация Франции на мировые рынки привела к сокращению производственных мощностей и рабочих мест внутри страны с 24,4% всех занятых в промышленности в 1980-е годы до 15,9% в 2002 году3. В связи с этим многие французские экономисты заговорили о начавшейся "деиндустриализации" страны, "делокализации" промышленности и миграции рабочих мест за границу, связывая этот процесс с глобализацией. До 2000 года подобные изменения затрагивали лишь менее квалифицированные виды деятельности. Так, основная часть текстильной промышленности была перенесена в страны Магриба и Восточной Европы, а во Франции остались только те текстильные отрасли, которые связаны со сложными технологиями и ноу-хау. Размещение производственных мощностей за рубежом позволило, например, фирме Renault сэкономить 15% всех затрат за счёт низких издержек производства в других странах, а компания Va^ увеличила по этой же причине долю своих зарубежных производственных мощностей с 25% до 41% только в 2003 году4. В то же время перемещение производства за границу оказывает и положительное влияние на французскую экономику, так как постепенно сокращаются менее квалифицированные рабочие места в пользу более высококвалифицированных, снижаются издержки производства, стимулируется развитие высокотехнологичных отраслей. В частности, перемещение производства компьютеров и электронных запчастей за границу привело к падению цен на данную продукцию на 10 - 30% в 1990-е годы и соответственно переоборудованию многих предприятий внутри страны и за рубежом5.

Несмотря на противоречивые тенденции в экономическом развитии Франции в 1995-2006 годах, она продолжает занимать одно из ведущих мест среди про-мышленно развитых стран. Тем не менее правительство Ф. Фийона признало состояние французской экономики неудовлетворительным. Оно справедливо считает, что для прорывного подъёма экономики необходимо снизить налоги, изменить трудовое законодательство, сократить уровень безработицы до 5%, провести пенсионную реформу и решить проблему с государственными финансами.

1 http://yaleglobal.edu/display.article.

2 World Investment Report TNC and Export Competitivness 2001-2002 U.N. N.Y. 2002. Р. 86-87.

3 Problemes Economiques N 2859, septembre 2002, Р. 6, L'Expansion N 691, novembre, 2004.

4 L'Expantion N 691 novembre 2004. Р. 54.

5 См. сноску 19.

Для Франции с её моделью экономики и сохраняющимися дирижистскими тенденциями процесс адаптации к мировой экономике в условиях глобализации происходит болезненно по ряду причин1. Во-первых, "мондиализация" рассматривается французами как прямая угроза существующему контролю государства над экономикой и обществом. Во Франции граждане привыкли обращаться к государству за защитой своих интересов и для решения своих социальных проблем. Во-вторых, глобализация ставит под сомнение национальную самобытность и приверженность французского общества своим традициям. И, наконец, глобализация может свести на нет иллюзии Франции в отношении её международной роли и значения, а также сильные национальные амбиции французского общества. Особое отношение Франции к этой проблеме подтверждается не международными статистическими данными, которые говорят об интернационализации французского бизнеса и успешной деятельности французских МНК, а исключительно опросами населения, не желающего глобализации и либерализации экономики. По данным исследования, проведённого в ряде европейских стран до событий 11 сентября 2001 года, 25% французов на вопрос: "Что вы понимаете под термином глобализация" ответили: "Доминирование США в мире"2. "Глобализация же по-французски" проявилась в противостоянии "неолиберальной" конституции ЕС и более жёстком восприятии по сравнению с другими европейскими странами процессов глобализации. Тем не менее США остаются крупнейшим иностранным инвестором во Франции, благодаря её либеральному инвестиционному законодательству. Ведь иностранные инвестиции создают новые рабочие места, что ведёт к снижению безработицы, по уровню которой страна занимает третье место в ЕС.

Учитывая все аспекты проблемы, французское правительство понимает, что отрицать адаптацию Франции к глобализации мировой экономики (с учётом своих национальных интересов) или сопротивляться ей бесполезно. Глобализация, с одной стороны, положительно сказалась на развитии внешней торговли и росте потоков капитала, с другой - показала слабости экономической модели Франции, характеризующейся высокими налогами, значительными государственными тратами, жёстким трудовым законодательством, снижением доли ВВП на душу населения. Французская экономика стала более открытой и в то же время более зависимой от тенденций мирового экономического развития. Роль частного сектора и рыночных отношений выросла, а вмешательство государства снизилось. Эта тенденция, как считают во Франции, представляет собой основную угрозу процесса глобализации для экономического развития страны.

Укрепление интеграционных связей с Европой

С глобализацией мировой экономики тесно связано создание региональных объединений. Региональная интеграция представляет собой высшую форму ин-

1 Дирижистская модель подразумевает ведущую роль государства в управлении экономикой, работу рынка под контролем государства, которое владеет значительной частью средств производства и финансов, перераспределяет налоги, определяет промышленную политику и т. д.

2 Le Monde, 16 avril, 2002.

тернационализации в мировом развитии производства и обмена и фактически является как альтернативой интеграции глобальной, так и её составной частью. Европейский Союз защищает страны-члены от отрицательных последствий глобализации. Объединённая Европа имеет политический и экономический вес и влияние, успешно конкурирует с США в торговле и финансовой сфере, отстаивает свои позиции в международных организациях, а единая валюта защищает европейские страны от валютных неурядиц. Становление единого внутреннего рынка ЕС в 1990-е годы определялось преобладанием центростремительных тенденций, а либерализация экономик проходила преимущественно в региональных рамках, что в определённой степени противоречило объективным процессам глобализации.

Франция наряду с Германией была одним из инициаторов создания регионального экономического союза и сейчас остаётся одним из его самых активных участников. Она всегда оказывала огромное воздействие на формирование различных интеграционных инструментов и механизмов и политику Евросоюза и преуспела в своём концептуальном влиянии на развитие интеграционных институтов, стараясь воспроизвести основные черты своей государственности в Европейском сообществе. Но Франция была источником не только поступательного движения в процессах интеграции, но и крупнейших трудностей в деятельности Сообщества. В правящих кругах страны постоянно шла борьба между сторонниками концепции реализации национальных целей через интеграцию и сторонниками традиционного национализма, которые видели в интеграции угрозу величию и суверенитету страны. Ещё правительство де Голля всячески сдерживало развитие наднациональных элементов Сообщества из-за боязни потерять свой суверенитет. Франция была против расширения прав Европейского парламента в бюджетной сфере и настояла на применении принципа единогласия при обсуждении вопросов, затрагивающих жизненные интересы отдельных членов ЕЭС, и в то же время выступала за объединение Европы и создание общеевропейской конфедерации при ведущей роли Франции. Преемники де Голля Ж. Помпиду и В. Жискар д'Эстен перешли к более активному участию в европейской интеграции, что выразилось в "европеизации" французской экономики, росте влияния Франции и усилении соперничества с Германией в рамках Евросоюза. В этот период Франция приступила к перестройке своей промышленности и сельского хозяйства с учётом потребностей европейского рынка и стала последовательной сторонницей совместной промышленной политики западноевропейских стран. "Европеизация" французской экономики выразилась в увеличении доли стран ЕЭС и во внешней торговле, и в зарубежных капиталовложениях Франции.

В конце 1980-х годов после завершения периодов "дирижизма" и "этатизма", усиления процесса глобализации, а затем - объединения Германии, нарушившего экономический и политический паритет двух ведущих стран сообщества, Франция стала решительно выступать за ускоренный переход к экономическому и валютному союзу как важной предпосылке адаптации экономики страны к вызовам глобализации, при этом отстаивая сохранение определённой автономности входящих в ЕС стран. Идея создания экономического и валютного союза (ЭВС) и общей валюты была выдвинута в 1989 году Ж. Делором, бывшим министром фи-

нансов Франции. Несмотря на укрепление национальной промышленности, структурную перестройку экономики в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, Франции не удалось стать безусловным лидером Евросоюза, но удалось ликвидировать отставание от ведущих промышленно развитых стран. При этом сохранилась национальная специализация Франции на самолетостроении, автомобильной, аэрокосмической, химической и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и производстве продовольствия. Ориентация Франции на интеграционные процессы позволила усилить позиции страны в регионе, увеличить международную экспансию, более активно участвовать в международном разделении труда и сделать свою экономику более открытой. Гол-листский вариант перестройки экономики и политики Франции оказался достаточно эффективным для модернизации хозяйства и ускорения экономического роста страны. Но без членства в ЕС ей не удалось бы добиться этих результатов.

Кризис начала 1990-х годов и высокая безработица в ЕС привели к возникновению новых задач, которые трудно было решать в одиночку, без коллективных рычагов и усилий. Первая развернутая система основных ориентиров экономической политики, рассчитанная на 10 лет, была одобрена на заседании Евросовета в марте 2000 года в Лиссабоне. Высшим приоритетом общей денежно-кредитной политики была провозглашена борьба с инфляцией и обеспечение стабильных цен, что нашло отражение в Пакте стабильности и роста. Первый критерий Маастрихтского соглашения требовал обязательного соблюдения членами ЭВС уровня цен, не превышающего 1,5% от среднего уровня цен трёх стран с наименьшей инфляцией. В 1999-2005 годах потребительские цены во Франции выросли с 0,6% до 1,77%, в еврозоне - с 1,1% до 2,19%. Уровень инфляции во Франции достигал в среднем в 2000-2004 годах 2,05%, в 2006-м - 1,7% .

Франция, как и все государства ЕС, приняла энергичные меры по оздоровлению государственных финансов и денежно-кредитного обращения в целом. Основные мероприятия государства были направлены на сокращение доли госсобственности и повышение доходной части бюджета, который в 1990-е годы характеризовался неустойчивостью. Была принята правительственная программа "Стратегия обеспечения экономического роста и повышения занятости на 19992002 годы", увеличены некоторые налоги для компаний и на доходы населения, в частности на финансовые вложения физических лиц. В результате выполнения программы значительно снизился бюджетный дефицит и в меньшей мере - государственный долг. Кроме того, вырос внутренний спрос, являющийся одним из важнейших факторов роста французской экономики. Однако высокий уровень налогообложения компаний (налог на прибыль компаний составляет 42%) привёл к снижению конкурентоспособности французского бизнеса. Для увеличения доходов госбюджета планировалось приватизировать ряд крупных государственных компаний - таких как Air France, France Telecom, продать часть акций моторостроительного концерна Snekma, а после 2005 года приступить к приватизации Electricite de France и Gaz dе France.

1 Economic Survey of Europe N1 2004, p.182, International Financial Statistics august 2006 IMF 2006, p. 58, www.economist.com/countries/France.

В целом, результаты участия Франции в ЭВС сказались положительно на экономике страны. Была ограничена инфляция, которая в 2005-2007 годах составляла менее 2% в год. Рост потребительских цен был незначительным. Процентные ставки соответствовали нормам Маастрихтского соглашения и колебались от 5,4% до 4,1% в 2000-2003 годах при предельной норме в 6,9%\ И всё же цели, поставленные Евросоюзом в Лиссабонской декларации, выполняются плохо: темпы экономического роста в ЕС, и особенно во Франции, замедлились. Проблема безработицы решается с трудом. Остаётся и технологическое отставание Франции от некоторых партнёров по ЕС, как, впрочем, и отставание Евросоюза в целом от США и Японии. Пятилетние Рамочные программы подъёма НИОКР и формирование общего европейского исследовательского пространства мало что изменили в этой сфере. Пока Франция сколько-нибудь заметно не наращивает затраты на НИОКР, ссылаясь на бюджетные трудности и жёсткую финансовую дисциплину. Государственные расходы на исследования сокращаются по сравнению с расходами промышленных групп. Главным положительным моментом остаётся достижение реальной экономической конвергенции участников ЭВС, стремление к созданию политического союза, что выведет европейскую интеграцию на качественно новый уровень.

В 1997 году был подписан Амстердамский договор, внесший изменения и дополнения в Договор о создании ЕС, но разработка институциональной реформы вновь была отложена. Именно в вопросах институциональной реформы Франция продолжает сохранять своё традиционно негативное отношение к дальнейшему расширению прерогатив Европарламента и Европейской комиссии. Для неё всегда был характерен двойственный подход, особенно к вопросам политической интеграции - она постоянно колебалась между идеей федерации европейских государств, за которую выступает Германия, и конфедерацией национальных государств. Тем не менее она выдвинула предложение о созыве специального Конвента, состоящего из представителей интеграционных институтов, национальных государств и общественности, для обсуждения будущего Европы. Результат референдума 2005 года по принятию первой европейской конституции ещё раз продемонстрировал отношение Франции к институциональным реформам в рамках Евросоюза. Однако новый президент Н. Саркози в мае 2007 года выступил за скорейшее преодоление кризиса европейской интеграции и выдвинул план принятия парламентами стран-членов ЕС сокращённого документа, повышающего эффективность институтов Евросоюза, и поддержал в целом Европейскую конституцию. Франция остаётся приверженной идее о том, что расширение ЕС должно сопровождаться глубокими конституционными изменениями в политике и экономике для превращения Евросоюза в более эффективную и транспарент-ную организацию. Последние опросы показали, что 64% французов считают, что будущее Франции связано с ЕС, 58% - что это поможет сохранить влияние Франции в мире2.

1 Ь,Бсопош1е Ргапеа18е 2006 1шее Р. 2006, р. 64, www.frencheconomy.blogspot.com.

2 http://neweconomist.blogs.com/news.

Подписанный 19 октября 2007 года Договор о реформе Евросоюза ("Лиссабонский договор") призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15-20 лет. Планируется, что он завершит 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, начавшуюся с подписания Маастрихтского договора. Лиссабонский договор чётко разделил компетенции Союза и национальных правительств, определил баланс между целями и интересами стран-членов и Евросоюза, придав последнему статус "супердержавы". Он должен вступить в силу 1 января 2009 года и заменить провалившийся проект Конституции ЕС, что является серьёзным шагом на пути укрепления европейской интеграции. Однако результаты референдума по ратификации Лиссабонского договора, состоявшегося 12 июня 2008 года в Ирландии, могут повлечь за собой новый кризис в ЕС.

Достаточно осторожным был подход Франции к проблеме расширения ЕС на всех его этапах. Париж стремился отстоять свои интересы, понимая всю политическую и экономическую привлекательность "воссоединения Европы", но при этом испытывая опасения в связи с увеличивающимся влиянием Германии в ЕС и обременительными финансовыми последствиями присоединения новых стран-членов, особенно стран Центральной и Восточной Европы. Это объяснялось в первую очередь тем, что экономические выгоды от появления новых членов будут получены в отдалённой перспективе. Хотя страны ЦВЕ не входили в зону первоочередных французских интересов, это не помешало Франции приступить к активизации экономических связей с ними. Кроме того, Францию, крупного сельскохозяйственного экспортёра Европы, беспокоит возможный рост конкуренции в аграрном секторе со стороны новых членов и уменьшение её доли в сельскохозяйственных субсидиях ЕС. Ей удалось отстоять свою линию по аграрной политике и заморозить до 2006 года финансирование сельскохозяйственного сектора в рамках Евросоюза. Таким образом, осторожно поддерживая расширение Союза на восток, Франция понимает, с какими экономическими и политическими трудностями ей и другим "старым" членам придётся сталкиваться в ближайшее время.

Франция сыграла немаловажную роль в расширении внешней экспансии Евросоюза. Её особые интересы способствовали вовлечению ряда стран Африки и Южного Средиземноморья в орбиту интеграционных процессов в Европе. До середины 1970-х годов Франция ориентировалась на франкоязычные страны Африки, затем "особые взаимоотношения" распространились в рамках Ломейских конвенций на другие страны Африки, а также бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ). Несмотря на существующие проблемы в торгово-экономических отношениях ЕС и АКТ, этот регион пока остаётся в сфере интересов Евросоюза. Другим важным направлением внешнеэкономической экспансии ЕС стали страны Средиземноморья из-за географической близости и зависимости Европы от поставок нефти, газа и других видов сырья. Франция была инициатором ассоциации Евросоюза со странами Южного Средиземноморья, она рассматривала укрепление своего влияния в этом регионе как важную часть системы мероприятий экономического и политического характера, направленных на повышение роли в Европе и мире. Недостаточная финансовая мощь Франции вынуди-

ла её делать ставку на коллективные действия в своих традиционных зонах влияния. Новый этап средиземноморской политики Евросоюза начался после 1995 года с подписанием Барселонской декларации, в основе которой лежит создание в Средиземноморье к 2010 году зоны свободной торговли.

Франция также неоднократно предлагала создать Средиземноморский союз для ослабления энергетической зависимости Европы, в том числе и от России. Эти планы, способные оттянуть на себя немалую часть ограниченных бюджетных средств Евросоюза, были без восторга встречены новыми членами ЕС. Тем не менее предложение Н. Саркози было одобрено в марте 2008 года на саммите Евросоюза в Брюсселе после обсуждения проекта о создании "газовой ОПЕК" с участием России, Ирана, Алжира, Катара и других стран. В него войдут 12 средиземноморских государств, включая Израиль и Турцию. Утверждённые в Брюсселе концепция и структура Средиземноморского союза значительно отличаются от представленного Францией межгосударственного образования и нуждаются в существенной доработке. Первоначально Франция преследовала чисто практическую цель - смягчить во французском обществе войну "цивилизаций", ужесточить совместную миграционную политику и поднять престиж страны в качестве лидера ЕС. Однако проект Франции - сильный экономический и политический региональный блок с девятью отраслевыми агентствами и совместным банком -претерпел изменения, и Евросоюз согласился пока на создание аморфной структуры с размытыми функциями и ограниченным административным аппаратом.

Таким образом, Франции удалось извлечь много положительного из участия в интеграции, однако проблемы реформирования французской экономики, безработицы, усиления конкуренции, растущей государственной задолженности, совершенствования инновационной политики пока не решены. С другой стороны, французский вклад в европейскую интеграцию не всегда был позитивным и конструктивным, особенно в институциональных вопросах, так как свои национальные интересы она ставила на первое место в системе экономических и политических приоритетов.

Национальные интересы и наднациональные тенденции

В столь прагматичной позиции Франции нет ничего удивительного. Это объясняется тем, что национальные интересы всегда были и остаются одной из основных пружин европейской интеграции. Подъём национализма и "экономического патриотизма" стал заметен ещё в конце 1980-х годов, когда в трёх европейских странах активизировались националистические партии. Во Франции это Национальный фронт (НФ) во главе с Ж-М. Ле Пеном, в Германии - республиканская партия, в Италии - итальянское социалистическое движение. Французские националисты выступают за децентрализацию французской административной системы и сохранение культурного своеобразия конкретных регионов (Корсика, Бретань, Эльзас и др.). Франция, гордившаяся своей историей и уверенная в своей уникальности, была сторонницей интеграции в Европу и укрепления франко-германского сотрудничества, но не всегда была готова пожертвовать своим суверенитетом. Для неё на первом месте всегда стояли экономическое сотрудничество, единый внутренний рынок, общая аграрная политика, европейский валютный

союз, а также поддержание роли Франции в Европе и мире после исчезновения своей империи. Институциональные реформы и политическую интеграцию она ставила на второе место. Однако насторожённое отношение Франции к роли наднациональных органов и политической интеграции сменилось более гибким подходом. Этот период наступил после избрания Ф. Миттерана, который считал, что возрастание роли ЕС будет способствовать защите национальных интересов Франции, и заявлял: "Франция - это наша родина, а Европа - наше будущее".

Членство Франции в ЕС означало изменение роли государства и передачи части суверенитета наднациональным институтам. Несмотря на свою важную роль в ЕС, она остаётся одной из многих стран-членов, пытающихся в той или иной степени воздействовать на европейскую политику. Отношение Франции к Евросоюзу выразил Ж. Ширак: "Более патриотичным и, в то же время, более европейским является то видение Европы, в которой Франция играет лидирующую роль в защите своих интересов, но без обязательств, дорого обходящихся для политики и экономики страны". Роль Франции в Евросоюзе в XXI веке во многом зависит от возможностей контролировать и влиять на национальные и наднациональные интересы. Она продолжает стремиться к усилению своего влияния в мире, балансируя между своим экономическим и политическим национализмом и необходимостью адаптации к условиям глобализирующегося мира. Так, основной целью концепции "экономического патриотизма" правительства де Вильпена стала защита крупных французских компаний, "французских чемпионов", от иностранной конкуренции. Ж. Ширак, правоцентристский президент, также придерживался мнения, что свободная рыночная экономика является опасной идеологией, а слияние национальных компаний с иностранными опасно для экономики Франции. Были даже определены 10 стратегических отраслей, которые должны остаться под французским контролем. На самом деле "экономический патриотизм", который должен содействовать росту открытости французской экономики, представляет собой "экономический национализм", защищающий национальное хозяйство жёсткими протекционистскими мерами.

Вообще-то, "экономический патриотизм" - не французское изобретение. Несмотря на то что Евросоюз имеет статус самого открытого рынка в мире, прежде всего для членов ЕС, отдельные страны всё чаще выступают в защиту национальных предприятий, противостоят иностранным компаниям и поглощениям, прибегают к политике "экономического патриотизма", тем самым некоторым образом реабилитируя роль государства в экономике. Но фраза "экономический патриотизм" принадлежит французскому премьер-министру Д. де Вильпену, который, говоря эти слова, оправдывал слияние компаний Suez и Gas de France, поскольку независимость энергетических источников является для Франции стратегическим вопросом. Слияние этих фирм было связано с недопущением на французский энергетический рынок итальянской компании Enel и фактически означало провал идеи создания объединённого европейского рынка энергоресурсов. Если слияние Suez и Gas de France одобрит антимонопольный комитет ЕС, то возникнет четвёртая по рыночной капитализации энергетическая компания Европы, оценивающаяся в 70 млрд евро, причём французскому государству принадлежит

80% акций Gaz de France, что будет означать приватизацию газовой компании под патронажем правительства.

Новый президент Н. Саркози и премьер-министр Ф. Фийон также защищают идею "экономического протекционизма", суть которого состоит в сохранении за государством права вмешиваться в экономические процессы и защищать своё отечественное производство от других европейских компаний, хотя такая политика противоречит законам свободной конкуренции, европейской интеграции и правилам единого европейского рынка. Эта доктрина также поддерживается в той или иной степени Испанией, Великобританией, Польшей и другими новыми странами ЕС. Заявившая о себе нынешняя тенденция к экономическому протекционизму ряда европейских стран, и в первую очередь Франции, ведёт к замедлению процесса политической интеграции Европы, делая её более неопределённой, несмотря на Лиссабонский договор, а также свидетельствует об упадке идей экономического либерализма в Европе и кризисных явлениях в процессе глобализации.

* * *

Новая европейская концепция Франции предполагает развитие страны путём конкуренции с другими европейскими государствами и сохранения своей идентичности. Принятие решений общеевропейского масштаба должно осуществляться на уровне Евросоюза, в то время как развитие экономики и разрешение социальных проблем должно оставаться приоритетом каждой страны. Франция в новой Европе, по мнению лидирующей правящей партии Союз в пользу народного движения (СНД), должна занять ключевые позиции. Однако расширение ЕС радикально не изменило социально-экономическую ситуацию ни в старых, ни в новых странах-членах. Общий среднеевропейский уровень развития снизился, уменьшились темпы экономического роста, конкурентоспособность большой Европы на мировых рынках, обострилась проблема безработицы. Французская экономика, несмотря на ряд достижений в последнее десятилетие, пережила ряд кризисных моментов, связанных не с экономическими проблемами и проблемами глобализации, а со своим особым внутренним видением новых реалий развития мирового хозяйства. Экономические и политические традиции Франции, её сильная привязанность к культурным нормам сдерживают её адаптацию к новым условиям глобализирующейся экономики и росту международной конкуренции и на определённых этапах мешают Франции успешно интегрироваться в Евросоюз. Тем не менее Франция ищет своё новое место в Европе и мире, стремясь сохранить ведущую роль в Евросоюзе и согласовывая свою экономическую политику с другими членами сообщества для защиты от последствий глобализации, не забывая при этом и о своих национальных интересах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.