Научная статья на тему '96. 04. 001. Худ Т. Практические последствия поиска социологией "справедливости для всех". Hood T. The practical consequences of sociology's pursuit of "justice for all" // social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, n 1. - P. 1-14'

96. 04. 001. Худ Т. Практические последствия поиска социологией "справедливости для всех". Hood T. The practical consequences of sociology's pursuit of "justice for all" // social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, n 1. - P. 1-14 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фомичев П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 001. Худ Т. Практические последствия поиска социологией "справедливости для всех". Hood T. The practical consequences of sociology's pursuit of "justice for all" // social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, n 1. - P. 1-14»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

4

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 96.04.001 -96.04.055

МОСКВА 1996

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА "СОЦИОЛОГИЯ"

ДОБРЕНЬКОВ В.И. - доктор философских наук, главный редактор, ПОЛЯКОВА Н.Л. -- кандидат философских наук, зам. главного редактора. ВАСИЛЬЕВА Э.П. - ответственный секретарь, ДАВЫДОВ Ю.Н. - доктор философских наук, КИМИЛЕВ Ю.А. - доктор философских наук, ПАРХАЛИНА Т.Г. - кандидат исторических наук, ФЕТИСОВ Э.Н. - кандидат философских наук, ЭФИРОВ С.А. - доктор философских наук.

Ответственный за выпуск - РАБИЗС1ВА Е.П.

Социальные и гуманитарные науки

РЖ "СОЦИОЛОГИЯ" №4

(Отечественная и зарубежная литература)

ЛР N8 020990 от 15.0S.95

Сдано в набор 25/УИ-96 г. Формат 60x84/16 Печать офсетная Усл.-печ.л. 14,25 Уч.-издл. 13,5 Тираж 420 экз.

Подписано в печать 28/11-97 г. Бум. кн.-журн. Свободная цена

Заказ № 659

© ИНИОН РАН, Москва,Нахимовский пр-т, д. 51/21 Отпечатано в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ 140010, Люберцы-10, Октябрьский пр-кт, 403

042(02)9

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

96.04.001. ХУД Т. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОИСКА СОЦИОЛОГИЕЙ "СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ . HOOD Т. The practical consequences of sociology's pursuit of "Justice for all" // Social forces. - Baltimore, 1995. - Vol. 74, N 1. - P. 1-14.

Томас Худ (университет Теннёси, Кноксвилл, США) исходит из того, что американскя социология имеет базовую ценность, воплощенную в ее теории и практике. Эта ценность состоит в утверждении, что справедливость слепа, т.е. все равны перед законом. Положение, что все имеют шанс на успех, приводит к критическому отношению к тем институтам, которые считаются организациями, способствующими сохранению экономического, социального и политического неравнства.

Представление о справедливости в американском обществе опирается на иудео-христианскую традицию, на веру в высший авторитет Бога. Американская социология часто выбирает исследовательские проблемы таким образом, чтобы проанализировать американский идеал "справедливости для всех". Важно, что американские социологи пришли к выводу об одинаковой легитимности всех ценностных систем субкультур.

Вышесказанное Худ формулирует следующим образом: 1) справедливость представляет собой ценность, воплощенную в институциональном порядке общества; 2) американская концепция справедливости исходит из веры в высшую справедливость, 1*

96.04.001

4

понимаемую в иудео-христианском смысле; 3) справедливость для всех, учат социологи, означает, что нужно уважать систему ценностей конкретного общества или субкультуры, внутри которых совершается действие, рассматриваемое как справедливое или несправедливое.

Последние 15 лет американская социология отказалась от постулатов логического позитивизма. Этнометодология, символический интеракционизм, концепция Э.Гоффмана основное внимание обратили на микрооснования социального порядка. Был поставлен вопрос о роли системы ценностей в конкретном обществе или субкультуре. Оказалось, что типы культуры, социальные действия и ценности нельзя интерпретировать, руководствуясь какой-либо одной группой взглядов.

Для социологического знания такой подход означает, что социологическое знание не является свободным от ценностей. Оно обусловлено системой ценностей самих социологов и их способностью понимать и интерпретировать чужие для них системы ценностей. Поэтому социологам трудно выделить в наблюдаемом поведении его описательные, эмоциональные и оценочные компоненты.

Далее, все социологическое знание "партикулярно". Это значит, что нормативные ожидания не являются универсально применимыми в повседневной жизни. Люди в повседневной жизни действуют в соответствии со своими нормативными ожиданиями, исходя из своего предшествующего опыта и знания культурных стереотипов конкретной среды.

Вследствие того, что социология не является ценностно нейтральной, а политика американской системы высшего образования субъктивна и ситуативна, социология становится ареной противоречий и конфликтов. Большинство американских социологов работает в учебных заведениях (70%). Зависимость высших учебных заведений от фондов, грантов, субсидий ставит под вопрос ценностный нейтралитет социологических факультетов университетов. Значительное число тех, кто называет себя

социологами, не занимается социологией как наукой. Эти исследователи превратились в социальных инженеров, задача которых состоит в предоставлении рекомендаций правительству или ведущим бизнесменам.

Социологии приходится бороться за студентов с другими дисциплинами. Наибольшее внимание привлекают дисциплины, которые признаны обязательными для получения степени бакалавра. Это зависит от имеющихся средств. Чем больше денег, тем больше вероятность того, что дисциплину будут считать обязательной. Худ отмечает, что он постоянно слышит много упреков в адрес социологии и социологов. Социологию обвиняют в плохом научном методе, а социологов - в плохом преподавании. То, что социологи не отвечают на критику, ослабляет их позиции. Худ призывает социологов активнее взаимодействовать со своими коллегами, разъяснять специфику подхода социологии к социальной жизни.

В конце статьи Худ формулирует следующие выводы.

1. Справедливость является ценностью, считающейся важной в американском обществе, коренящейся в иудео-христианской религиозной традиции, оказавшей влияние на многих американцев.

2. Справедливость - это свойство отношений. Как и любовь, она скорее партикулярна, чем универсальна. Справедливость ощущается, имеет скорее эмоциональное, чем когнитивное измерение. Сомнителен ее эпистемологический статус. 3. Справедливость достигается в контексте ценностной системы конкретной культуры. Представление, что справедливость игнорирует индивидуальные различия и конкретные обстоятельства, прямо противоречит культурному релятивизму, считающему, что все ценности воплощены в системах ценностей отдельных обществ и их субкультур. 4. Справедливость требует, чтобы мы рассматривали воздействие наших решений не только на нашу жизнь, но и на общества и культуры всего мира. Понимание того, что от США зависит выживание многих культур, меняет представление об общественном благе.

96.04.002

6

Американская социология, по мнению Худа, представляет собой пророческую форму сознания, которая исходит из того, что все люди созданы для того, чтобы жить свободными. Такой подход мешает людям добиваться того, на что они способны.

П.Н.Фомичев

96.04.002. МАКЛЕННАН Г. ФЕМИНИЗМ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ.

McLennan G. Feminism, epistemology and postmodernism: reflections on current ambivalence // Sociology. - Oxford, 1995. - Vol. 29, N 2. - P. 391-409.

Грегор Макленнан (профессор социологии университета Массей, Новая Зеландия) констатирует, что феминизм завоевал прочные позиции в общественных науках. Этот успех вызвал среди феминисток споры о том, в какой степени допустим в феминизме плюрализм мнений и каково место феминизма среди других критических концепций. Центральное место в этих спорах занимает эпистемология. Феминистскую эпистемологию Макленнан, следуя С.Хардинг, разделяет на три группы: феминистский эмпиризм (ФЭ), феминистскую точку зрения на эпистемологию (ФТЭ) и постмодернистский феминизм (ПФ).

Хардинг рассматривает эти три подхода как попытки ответа на эпистемологический парадокс: как может политизированное исследование быть и объективным? Эмпиризм не может признать особость познающего субъекта. Поэтому в лучшем случае могут быть женщины-эмпирики, а не феминистский эмпиризм. Постмодернизм отрицает значимость эпистемологического дискурса. В постмодернизме не существует независимого объекта познания. Логика ФЭ состоит в том, что сделанная мужчинами "плохая наука" может быть исправлена женщинами, которые лучше соблюдают методологичские нормы научного исследования. Однако сам эмпиризм уже давно стал архаикой. Поэтому речь идет не о том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.