РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
96.03.093
186
"экономические аспекты западноевропейской интеграции
96.03.093» ЕВРОПА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: Междунар. связи Европ. сообщества / Ассоц. европ. исслед., Ин-т Европы РАН; Ред-кол.: Борко Ю. А. (отв. ред) и др. — М.: Право, 1995 .— 55 с.— (Европ. союз: Прошлое. Настоящее. Будущее. Малая б-ка Европ. союза).
Работа подготовленная Ассоциацией европейских исследований и Институтом Европы РАН, содержит четыре главы. В первой главе "Сообщество и новый мировой порядок" рассматривается роль ЕС как одного из ведущих действующих лиц в формировании нового мирового порядка. Отмечается, что в основе политики ЕС по отношению к внешнему миру лежит фундаментальный принцип "просвещенного эгоизма", в соответствии с которым собственное экономическое благополучие ЕС зависит "от либерального многостороннего мирового экономического порядка, а также от благосостояния его партнеров, особенно с "третьем мире" (с. 10). Кроме того, на многостороннем уровне Сообщество взяло на себя роль лидера в глобальных переговорах о либерализации торговли в рамках ГАТТ и в развитии отношений между Севером и Югом по линии ООН.
Во второй главе характеризуется положение ЕС как мирового центра экономической силы. В 1992 г. доля ЕС в мировом экспорте (исключая взаимный экспорт государств-членов) составляла 15% против 12% у США и 9% у Японии (с. 12). Экспорт Сообщества на 80% состоит из высококачественных промышленных товаров и переработанных продуктов питания. Одним из самых важных событий в экономической жизни ЕС последнего десятилетия явилось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка, который "составлял самую суть целей, сформулированных в Римском договоре 1957 г." (с. 15). Экономические преимущества единого рынка, будут многократно усилены с образованием экономического и валютного союза, решение о котором было зафиксировано в тексте Маастрихтского договора.
В третьей главе рассматриваются вопросы европейского политического сотрудничества, проведения общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Маастрихтский договор о Европейском союзе определяет общую внешнюю политику и политику безопасности как сферу межправительственной деятельности. В качестве первых сфер совместных действий намечены следующие: процесс ОБСЕ, разоружение и контроль над вооружениями в Европе, нераспространение ядерного оружия, экономические аспекты безопасности, особенно контроль над передачей технологий производства вооружений странам, не входящим в ЕС, и контроль над экспортом оружия. В последующем
187
96.03.094
сферы совместной внешнеполитической деятельности будут расширяться.
В четвертой главе анализируются масштабы многообразных внешних связей ЕС. Будучи крупнейшей в мире торговой силой, Сообщество за годы своего существования создало сложную систему многосторонних, двусторонних и региональных связей. В главе раскрывается содержание глобальной сети отношений Сообщества с различными партнерами. Эта сеть включает следующие типы отношений:
а) соглашения о таможенном союзе с Турцией, Мальтой и Кипром;
б) соглашения о свободной торговле со странами ЕАСТ; при формировании Европейского экономического пространства эти соглашения были дополнены, а их положения усилены; в) соглашения об ассоциации (так называемые "европейские соглашения") со странами Центральной и Восточной Европы; г) соглашения о преференциальной торговле со средиземноморскими странами, а также Ломейская конвенция о торгово-экономическом сотрудничестве со странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана; д) непреференциальные соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве со странами Латинской Америки и Азии; е) ряд специальных соглашений отраслевого характера. ЕС ведет активную политику в ГАТТ и его преемнице Всемирной торговой организации, имеет особый статус в ОЭСР и статус наблюдателя в ООН и в ее специализированных учреждениях — ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО.
Особое внимание в работе уделено анализу отношений ЕС с отдельными странами (США и Японией) и группами стран, с которыми Сообщество связывает разветвленная сеть договорных отношений.
Л. А. Зубченко
96.03.094. ТЕДЖИМА Ш. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПРЯМОГО ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЯПОНСКИХ ФИРМ. TEJIMA Sh. Futute trends in japanese foreign direct investment // Transnat. corp.— N. Y., 1995 .— Vol. 4, N1 .— P. 84-95.
Сотрудник Института по международному инвестированию и развитию при Экспортно-импортном банке Японии анализирует результаты обследования 700 японских ТНК обрабатывающей промышленности, на долю которых приходился 70% японских зарубежных прямых инвестиций (ПИ).
Отмечается, что в 1994 г. по сравнению с 1993 г. возросла роль реинвестиций за счет прибыли зарубежных филиалов японских фирм: если в 1993 г. в общем объеме зарубежных ПИ доля инвестиций материнских фирм составляла 77%, а доля реинвестируемой прибыли зарубежных филиалов, а также погашения их долга или выпуска ценных