ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.О. Виноградов, М.О. Лущик
К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ КНР—ЕС
Аннотация. Статья посвящена истории формирования структуры отношений Китая со странами Европейского союза и охватывает период с 1949 по 2011 г. Особое внимание авторами уделяется торгово-экономическим отношениям сторон, поскольку именно они на протяжении долгого времени являются базой сотрудничества КНР и ЕС. Отдельно рассматривается сюжет, касающийся обстоятельств вступления Китая в ВТО и споров по поводу предоставления КНР статуса страны с рыночной экономикой.
Ключевые слова: КНР, Европейский союз, экономическое сотрудничество, ВТО, рыночный статус.
После образования КНР в 1949 г. Китай, как известно, поддерживал отношения в основном со странами социалистического лагеря во главе с СССР. Контакты с западноевропейскими странами в это время были практически заморожены, поскольку эти страны не признали КНР и продолжали поддерживать (так же, как и США) официальные отношения с Китайской Республикой на Тайване. В китайской историографии этот период называется периодом «склонения в одну сторону»: в условиях жесткого противостояния
двух лагерей (социалистического и империалистического) Китай был вынужден, по словам Мао Цзэдуна, примкнуть к одному из них1. В связи с этим первые шаги по установлению дипломатических отношений со странами Западной Европы стали предприниматься лишь после 1963 г. и с начала открытой полемики (в Китае ее называют «войной слов») и фактического разрыва отношений между КНР и Советским Союзом. По мнению Мао Цзэдуна, Китаю необходимо было налаживать отношения с государствами так называемой «промежуточной зоны», в том числе с Западной Европой2.
В 1963 г. заместитель министра внешней торговли КНР Лу Сюй-чжан совершил поездку по западноевропейским странам и, в частности, провел переговоры о расширении экономических связей между КНР и Францией. В том же году бывший премьер-министр Франции Эдгар Фор по поручению генерала Ш. де Голля посетил Пекин с неофициальной миссией для проведения предварительных переговоров с руководством Китая об официальном признании КНР и восстановлении дипломатических отношений между Парижем и Пекином. В результате, в январе 1964 г. Франция стала первой западноевропейской страной, установившей с КНР дипломатические отношения на уровне посольств. И в течение всего процесса оформления отношений между КНР и странами нынешнего Евросоюза именно Франция играла важную роль в налаживании связей между Брюсселем и Пекином. В 1997 г. Франция первой из западноевропейских стран установила с КНР отношения всеобъемлющего партнерства3, и именно в период председательства Франции в ЕС (1999—2002 гг.) были достигнуты договоренности между Брюсселем и Пекином об условиях вступления КНР в ВТО.
В 1970 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с Италией, в 1971 г. — с Австрией, Бельгией, Исландией, Сан-Марино; в 1972 г. — с Нидерландами, ФРГ, Грецией, Мальтой, Люксембургом и Великобританией. В 1973 г. были установлены отношения с Испанией, в 1974 г. — с Португалией и Ирландией. Институциональное оформление контактов непосредственно между Брюсселем и Пекином завершилось в сентябре 1975 г., уже после установления дипотношений между КНР и отдельными странами — участницами Европейского экономического сообщества (ЕЭС)4.
Естественно, этому способствовало восстановление членства КНР в ООН (октябрь 1971 г.): Китай был официально признан мировым сообществом в качестве легитимного участника международных отношений. Начали расти торговые связи КНР с ЕЭС: в 1970—1971 гг. Европейское экономическое сообщество было третьим по величине торговым партнером КНР, а в 1972 г. оно переместилось на второе место (после Японии)5.
Далее можно выделить три ключевых этапа в развитии отношений КНР со странами Западной Европы: период постепенного наращивания сотрудничества — с 1975 по 1989 г.; резкое охлаждение отношений в 1989—1992 гг.; период нормализации и укрепления — 1992—2001 гг.
Период 1975—1989 гг.
В период 1975—1989 гг. китайско-европейские торговые и экономические отношения активно развивались. При этом немаловажным фактором сближения, на наш взгляд, являлась проводившаяся в указанный период под руководством Дэн Сяопина внешняя политика, направленная на максимальное обострение отношений с СССР, что позволило представить Китай как главный центр противодействия «советскому гегемонизму» и получить активную помощь и поддержку Запада.
Способствовала росту торгово-экономических связей и высокая степень взаимодополняемости сторон. Так, в 1980-е гг. Китай специализировался на экспорте трудоемкой продукции, такой, как сельскохозяйственные товары и продукция базовых отраслей промышленности, в то время как ЕЭС делало упор на производство капиталоемкой продукции и продукции высокотехнологических отраслей, таких, как автомобильное и транспортное оборудование. Китай нуждался в европейских технологиях и капитале, а ЕЭС, со своей стороны, рассматривало Китай в качестве источника дешевой рабочей силы и привлекательного рынка для инвестиций. Заметим, что с конца 1980-х по начало 1990-х гг. в странах ЕЭС наблюдался высокий уровень безработицы, низкий рост производитель-
ности и низкий экономический рост6. Естественно, что освоение китайского рынка стимулировало развитие европейской экономики.
В 1978 г. Брюссель и Пекин подписали первое Соглашение о торговле, а в 1980 г. Китай стал бенефициаром Общей системы преференций ЕЭС, что позволило КНР увеличить экспорт промышленной продукции в Европу. 1 ноября 1983 г. КНР установила официальные отношения с Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии. Двумя годами позже стороны заключили Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве, которое заложило нормативно-правовую базу отно-шений7. Была создана совместная Комиссия по регулированию двусторонних отношений, достигнуты договоренности по вопросам либерализации торговли и взаимного ослабления таможенных барьеров. Успехи в развитии двусторонних торгово-экономических отношений привели к тому, что в мае 1988 г. открылось посольство ЕЭС в Пекине.
Тем не менее, именно торгово-экономический интерес, а не политическое сотрудничество, составлял базу отношений между ЕЭС и Китаем8. Политические контакты в середине 1980-х гг. ограничивалось нерегулярными встречами на уровне министров иностранных дел и редкими встречами на сессиях Генассамблеи ООН.
Период 1989—1992 гг.
События на площади Тяньаньмэнь выявили коренные расхождения в подходах двух сторон к фундаментальным идеологическим ценностям и показали наиболее уязвимое звено в созданной структуре политического и экономического сотрудничества. Ответом на подавление студенческих волнений в Пекине стали широкие экономические и политические санкции со стороны США и стран Западной Европы. Однако довольно быстро выяснилось, что введенные западноевропейскими странами санкции вредили не только самому Китаю, который оказался перед угрозой международной изоляции и лишения источника финансирования и технологий. В результате
санкций Европа лишалась чрезвычайно перспективного рынка сбыта своей продукции, поскольку к началу1990-х годов Китай занял уже достаточно весомую нишу в структуре европейской торговли. В связи с этим уже в 1990 г. Брюссель отозвал большую часть наложенных торговых ограничений, перейдя к стратегии налаживания диалога с Китаем.
Период 1992—2003 гг.
В 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, приведший к образованию Евросоюза, что позволило западноевропейским государствам разработать относительно единую стратегию в отношении Азии, и в частности Китая (в 1994 г. Евросоюз даже опубликовал документ под названием «К новой стратегии в Азии»). В целом в рассматриваемый период на китайско-европейские отношения в разной степени повлиял ряд факторов, прежде всего масштабные перемены в международной политике — распад СССР и усиление роли США на международной арене, а также углубление европейской интеграции.
В рамках внешнеполитической концепции нового руководства КНР во главе с Цзян Цзэминем Евросоюзу отводилась роль одного из главных партнеров, содействующего китайской модернизации и росту благосостояния страны. Более того, в 1990-е гг., после распада Советского Союза и укрепления позиций США на международной арене, Европейский союз начинает играть важную роль для Китая в качестве стратегического партнера и балансира в отношениях с Соединенными Штатами. Евросоюз также становится заинтересованной стороной в поддержании устойчивого развития Китая, темпы роста которого оказывают влияние на всю мировую конъюнктуру.
Инфраструктура двусторонних отношений после кризиса 1989 г. постепенно развивалась и дополнялась новыми механизмами сотрудничества. В 1994 г. КНР и ЕС достигли консенсуса в вопросе установления политического диалога на условиях равноправия, взаимоуважения, признания суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. Пекин и Брюссель договорились о про-
ведении встреч на разных уровнях, от экспертов до министров иностранных дел.
В ответ на документ Евросоюза «К новой стратегии в Азии» (1994 г.) китайское руководство в сентябре 1994 г. в ходе визита Цзян Цзэминя в Европу озвучило стратегию Китая в отношении ЕС, суть которой заключалась в построении отношений на основе взаимной выгоды через переговоры и консультации. Выпущенный Еврокомиссией в 1995 г. документ «Долгосрочная политика отношений с Китаем» предлагал расширить сферы взаимного сотрудничества, установив так называемые пять опор, которые заключались в содействии развитию человеческих ресурсов, экономическим и социальным преобразованиям в Китае, борьбе с бедностью, защите окружающей среды, научно-техническому и деловому сотрудничеству.
Вместе с тем уже в это время Пекин в отношениях с европейскими партнерами начал занимать более твердые позиции, отстаивая свое право на проведение самостоятельной политики во внутренних делах. Так, например, в 1995 г. в ответ на инициированную ЕС в ООН новую резолюцию, осуждавшую КНР за нарушение прав человека, Китай отказался от проведения очередной встречи на высшем уровне в Брюсселе. Однако через год — в 1996 г. Китай согласился на начало так называемого «Диалога по правам человека» — регулярных двусторонних встреч, на которых в закрытом порядке обсуждаются вопросы, волнующие правозащитную общественность Европы9. В результате, в 1997 г. основные члены ЕС — Франция, Германия, Италия, Греция и Испания сами же отказались подписывать вышеуказанную резолюцию.
В мае 1996 г. КНР и ЕС заключили соглашение о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности и высшего образования, а с 1998 г. установили режим регулярных встреч на уровне глав государств и правительств10. В том же году Еврокомиссия приняла документ «К глобальному партнерству с Китаем».
В этом документе Евросоюз, по-прежнему признавая наличие проблемы прав человека в Китае, ставит своей задачей решение данной проблемы путем содействия экономическому развитию КНР и ее вступлению в ВТО. Более того, впервые ставится долгосрочная
цель вывести отношения на уровень партнерства ЕС—США, ЕС— Япония, ЕС—Россия. Документ призывает расширять политический диалог, увеличивать инвестиции в КНР и поддерживать социально-экономические реформы. С точки зрения сегодняшнего дня особенно важным пунктом данного документа представляется предложение исключить Китай из списка стран с нерыночной экономикой11.
В целом, несмотря на то, что события 1989 г. продолжали влиять на развитие китайско-европейских отношений (эмбарго на поставку вооружений в КНР не снято до сих пор), в 1990-х — начале 2000-х годов стало очевидным отсутствие серьезных противоречий в процессе построения всесторонних отношений ЕС—КНР. К началу XXI века Китай и ЕС сумели наладить формат конструктивного сотрудничества, показывавшего тенденцию к росту.
Вступление Китая в ВТО
Присоединение к ГАТТ (Генеральному соглашению о тарифах и торговле) являлось одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики Китая еще с середины 1980-х годов. В июле 1986 г. Китай официально выразил желание о восстановлении членства в системе ГАТТ12. США и страны Европы заявили о своей поддержке членства КНР в ГАТТ, надеясь на получение доступа к обширному китайскому рынку.
Однако процесс присоединения Китая к данному соглашению столкнулся с рядом препятствий, причем не только политического (в связи с событиями 1989 г.), но и экономического плана. Пекин настаивал на предоставлении ему льготного статуса развивающейся страны и отнюдь не стремился ослаблять контроль за проникновением иностранной продукции на собственный рынок. В то время как США, занимавшие доминирующее положение в ГАТТ (затем и в ВТО), настаивали на либерализации доступа к китайскому рынку, в противном случае угрожая закрепить за КНР статус страны с нерыночной экономикой (позволяющий применять различные рычаги давления и защищать свои рынки от наплыва китайских товаров). После многочисленных раундов переговоров китайская и американ-
ская стороны достигли согласия и разработали рамочный проект Соглашения о членстве КНР в ГАТТ. После событий 1989 г. переговоры были приостановлены, но уже спустя 3 года возобновлены.
В 1995 г. ГАТТ преобразовывается в ВТО, и в связи с расширением деятельности организации в качестве условия вступления Китаю были выдвинуты новые требования по либерализации рынков и большей открытости Китая для западных участников. Взамен США должны были распространить на Китай все преимущества, которыми пользуются в торговле с Соединенными Штатами другие участники ВТО. Однако на этот раз китайская сторона продемонстрировала более жесткую позицию. Осознав, что растущий спрос в Китае необходим для оживления западной экономики, Пекин выдвинул свои условия: если США и Евросоюз хотят развивать торговые связи с Китаем и укреплять свои позиции на китайском рынке, то они должны утвердить соглашение о вступлении Китая в ВТО на китайских условиях.
15 ноября 1999 г. Китай и США подписали двустороннее соглашение о присоединении КНР к ВТО. В мае 2000 г. в Пекине было заключено аналогичное двустороннее соглашение с Европейским союзом. В ноябре 2001 г. на конференции в Дохе Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника.
Результатом длившихся 15 лет двусторонних и многосторонних переговоров стало формирование перечня обязательств, которые должен выполнить Китай после вступления в ВТО. Китай согласился на статус страны с нерыночной экономикой, зафиксировав в ст. 15 «Протокола о вступлении Китая в ВТО» положение, согласно которому ему через 15 лет автоматически присваивается статус страны с рыночной экономикой. Данное положение должно было вступить в действие в декабре 2016 г., но на сегодняшний момент ситуация все еще находится в подвешенном состоянии — рыночный статус экономики Китая так и остается непризнанным большинством
членов ВТО, среди которых США и Евросоюз занимают наиболее
13
непреклонную позицию .
Китай смог добиться значительных встречных уступок со стороны членов ВТО. В частности, будучи полноправным участником ВТО, Китай получил возможность использовать правовой механизм
организации для отстаивания своих интересов в процессе проведения антидемпинговых расследований и инициировать собственные разбирательства. Более того, за Китаем был фактически закреплен статус развивающейся страны, что облегчало деятельность китайских предприятий в переходный период.
2001—2005 гг. — «медовый месяц» китайско-европейских отношений
С 2001 г. отношения между Пекином и Брюсселем, равно как и между Китаем и отдельными странами-членами Евросоюза, укрепились, о чем свидетельствует множество взаимных документов, подготовленных сторонами начиная с 2003 г. В октябре 2003 г. МИД КНР опубликовал документ о европейской стратегии Китая14, который подтверждал важность европейского направления во внешней политике Китая (в отличие от Евросоюза до 2003 г. Китай не выпускал никаких официальных документов в отношении ЕС). В том же 2003 г. Еврокомиссия впервые характеризует отношения с Китаем как «зрелое партнерство»15. На сближение Европы и Китая повлияло ухудшение европейско-американских отношений в начале 2000-х годов ввиду разных подходов ЕС и США к войне с международным терроризмом и к военной интервенции в Ирак16. И Пекин, и Брюссель были озабочены возрастающим доминированием США, что порождало необходимость укрепления контактов.
В 2002 г. стороны расширили спектр обсуждаемых на двустороннем уровне проблем, начиная от ядерного нераспространения до ситуации в области безопасности в Азии, от глобального потепления до борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. В ходе 6-го саммита «Китай—ЕС» в 2003 г. лидеры стран заявили о готовности развивать двусторонние отношения путем формирования многоуровневой структуры взаимодействия, что нашло отражение в неод-
17
нократном упоминании о «зрелом стратегическом партнерстве» . В 2004 г., названном «годом Европы в Китае», состоялся визит китайского премьера Вэнь Цзябао в штаб-квартиру Евросоюза. Вэнь Цзябао выступил с речью на Инвестиционном и торговом семинаре
«Китай—ЕС», где подробно изложил свою точку зрения на то, какой
именно смысл заложен в формулировке «всеобъемлющее стратеги-
18
ческое партнерство» .
Период 2003—2004 гг. в изложении китайских экспертов получил название «медового месяца» отношений КНР—ЕС. Данный период характеризуется активным сотрудничеством во всех областях, но преимущественно в торгово-экономической сфере. В 2003—
2004 гг. экспорт Китая в ЕС ежегодно увеличивался почти на 50 %, а темпы роста импорта достигали даже 85 % (в 2003 г.)19.
Кризис китайско-европейских отношений в 2006—2008 гг.
Период переоценки и переосмысления двусторонних отношений пришелся на 2005—2006 гг.20 и был связан в первую очередь с озабоченностью Брюсселя относительно возрастающей торговой конкуренции со стороны Китая, а также в связи с претензиями к КНР по поводу недобросовестного ведения торговли. В 2006 г. Европейская комиссия публикует очередной документ «ЕС—Китай: тесное сотрудничество, возросшая ответственность»21. Документ был составлен в ультимативном тоне: Китай должен стать более открытым и ответственным участником международной торговли, должен добросовестно исполнять обязательства, взятые в связи с вступлением в ВТО, должен лучше защищать интеллектуальную собственность и т. д.
В 2006—2007 гг. к власти в Европе пришли новые лидеры, более скептически настроенные по отношению к Китаю: Ангела Меркель в Германии, Николя Саркози во Франции, Гордон Браун в Великобритании, комиссар по внешней торговле ЕС Питер Мандельсон. Руководство Евросоюза вырзило недовольство такими действиями Китая, как принятие Закона о борьбе с сепаратизмом в начале
2005 г. (Закона о противодействии сецессии), отказ ратифицировать Международный пакт о гражданских и политических правах, обвинило Китай в нарушении прав человека в Тибете и в экспансии в Африке. О кризисе в китайско-европейских отношениях свидетельствовала и встреча Ангелы Меркель с Далай-ламой в Берлине в
2007 г., что вылилось в ухудшение отношений между Германией и Китаем. В марте 2008 г. в ответ на события в Лхасе Меркель приняла решение о бойкоте Олимпийских игр в Пекине. Жесткая риторика в отношении китайской внутренней политики звучала и из уст премьер-министра Польши Дональда Туска, а также президента Чешской Республики Вацлава Гавела.
В свою очередь Китай также переосмысливал важность европейского направления в своей внешней политике. Если раньше Пекин рассматривал дружбу с Европой как фактор повышения своего международного авторитета, то с середины 2000-х годов ситуация стала меняться. Китай постепенно наращивал вес и самостоятельность на международной арене, устанавливая контакты с другими государствами. Одновременно с этим руководство Китая пересмотрело степень надежности Евросоюза как стратегического партнера, главным образом в связи противоречиями внутри ЕС, возрастающими по мере расширения Союза. Одновременно стали очевидными сбои в механизмах управления внутри ЕС, неспособность государств-членов сообщества координировать свои интересы как в области внешней, так и внутренней политики, о чем, в частности, свидетельствовала неудача в принятии Конституции Евросоюза в 2004 г. Все более ужесточалась риторика китайских лидеров в ответ на замечания европейцев относительно внутренней политики КНР и обвинений в торговом демпинге. Китайская сторона все чаще заостряла внимание на таких важных для Китая вопросах, как предоставление статуса рыночной экономики и снятие эмбарго на поставки вооружений, в которых КНР видело серьезное препятствие для дальнейшего прогресса в отношениях. В 2004 г. в Гааге на 7-м саммите «Китай—ЕС» Пекину удалось добиться от Брюсселя официального заверения в намерении европейской стороны отменить эмбарго22, а в 2005 г. Китай призвал Евросоюз как можно скорее признать экономику КНР полностью рыночной23 (напомним, что в 1998 г. ЕС вывел Китай из списка стран с нерыночной экономикой и до настоящего времени считает, что экономика страны является «переходной»).
Тем не менее, торгово-экономические отношения продолжали развиваться. В 2006 г. торговля ЕС—КНР достигла 259 млрд евро по сравнению со 145 млрд евро в 2003 г.24 Росли потоки капиталовло-
жений: европейские компании стали ежегодно инвестировать в Китай в среднем 5,5 млрд долл., общий объем капиталовложений ЕС в КНР составил к 2006 г. 52 млрд долл. Однако все более важной проблемой для Евросоюза становился торговый дефицит, который достиг 159 млрд евро в 2007 г. (на 25 % больше, чем в 2006 г.)25.
О возрастающей обеспокоенности руководства стран Евросоюза относительно торгово-инвестиционной сферы сотрудничества с Китаем свидетельствует опубликованное в феврале 2007 г. исследование «Будущие сложности и возможности в торгово-инвестиционных отношениях ЕС и Китая», в котором говорилось о необходимости усилить диалог по экономическим вопросам на высшем уровне, повысить осведомленность о рисках, связанных с инвестированием в Китай, и напоминалось о необходимости достигнуть консенсуса в отношении китайской политики Евросоюза26. В том же 2007 г. Евросоюз принял решение сократить помощь Китаю, оказываемую на цели социально-экономического развития страны.
Для ликвидации напряженности в двусторонних отношениях Пекин и Брюссель продолжали вести переговоры по наиболее острым проблемам их сотрудничества. Так, на саммите «КНР—ЕС» в Хельсинки в 2006 г. была достигнута договоренность о запуске переговоров с целью заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) в качестве обновленной базы двусторонних отношений (первоначально инициатива была озвучена Брюсселем еще на саммите «ЕС—КНР» в 2004 г.). Предполагалось, что данное соглашение может дополнить и заменить двустороннее Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве 1985 года (СТЭС) в качестве законодательной базы регулирования двусторонних отношений, а также послужить инструментом разрешения одновременно и экономических проблем, и политических разногласий.
В ходе 10-го саммита «ЕС—КНР» в ноябре 2007 г. стороны продолжали обсуждать торговые отношения, антидемпинговые расследования, рыночный статус экономики КНР, стоимость китайской валюты, эмбарго на поставки вооружения в КНР, подход Китая к правам человека и т. д. А в 2008 г. была запущена новая форма экономического сотрудничества, действующая до сих пор — «Экономический и торговый диалог на высшем уровне».
Перемены в китайско-европейских отношениях в связи с мировым финансовым кризисом
После начала мирового финансового кризиса и последующего за ним кризиса еврозоны Китай и Евросоюз активизировали взаимодействие на высшем уровне. При этом в готовности помочь Евросоюзу в стабилизации его экономики Китай исходил, прежде всего, из понимания опасности кризиса в Европе для китайского экспорта.
Поскольку к тому времени отношения Китая и Евросоюза уже дос-
27
тигли точки невозврата , стороны стали крупнейшими торговыми партнерами (объем китайско-европейской торговли с 2005 г. удвоился, достигнув в 2008 г. 425,58 млрд долл.)28.
На контрасте с ухудшающимся финансовым положением Евросоюза Китай, наоборот, продемонстрировал жизнеспособность и эффективность своей экономической модели. В этот период европейские страны все чаще просили экономической помощи у КНР, не удовлетворяя, однако, ее просьб о снятии эмбарго и предоставлении Китаю рыночного статуса. Важно отметить, что в 2010 г. Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по иностранным делам, все же выступила за отмену эмбарго, и Франция и Германия ее поддержали. После визита Ли Кэцяна в Испанию, в ходе которого последняя получила от Пекина финансовую помощь в размере 6 млрд евро, Мадрид также официально выступил за отмену эмбарго, но Великобритания, Нидерланды и Швеция использовали свое право вето 29. В начале мирового кризиса Китай активно помогал проблемным европейским странам (так называемым странам PIGS — Португалия, Италия, Греция, Испания), покупая еврооблигации (КНР является держателем еврооблигаций на сумму 650 млрд евро30), отправляя закупочные миссии в Европу для преодоления пассивного сальдо торгового баланса Европы и обещая снять тарифные и нетарифные ограничения на импорт в КНР, а также способствуя увеличению занятости в ЕС через инвестиции в предпринимательские объекты. Китайские капиталовложения в Европу значительно выросли после 2008 г.: за два квартала с октября 2010 г. по март 2011 г. китайские фирмы и банки выделили 64 млрд долл. на европейские контрак-
ты — более половины общих объемов инвестиций. Для Германии и других стран ЕС с наиболее сильной экономикой возможность экспортировать свои товары на китайский рынок в условиях кризиса еврозоны стала наиважнейшим фактором стабилизации экономики.
Однако поддержка Китаем Евросоюза в посткризисные годы не была безусловной. В ответ на неуступчивость ЕС по значимым для Китая вопросам руководство КНР постепенно сокращало экономическую помощь странам еврозоны. Показательным является пример, когда страны ЕС попытались увеличить размер Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), созданного для решения долговых проблем стран еврозоны, за счет вклада Китая на сумму в 100 млрд евро, то есть четверти от существующего бюджета ЕФФС. Китай согласился оказать помощь лишь в рамках МВФ и согласованно с Бразилией, Россией и Индией (партнерами по БРИКС)31.
Одновременно продолжало сокращаться число «точек соприкосновения» взаимных интересов, основная активность в развитии двусторонних отношений приходилась на сферу бизнес-контактов. Наряду с политическими разногласиями продолжала нарастать и напряженность в торгово-экономической сфере. В среднем в период 2008—2011 гг. около 40 % от общего числа антидемпинговых расследований ЕС было направлено против КНР32.
В 2009 г. стороны все же предприняли попытки отладить двусторонние отношения. В январе 2009 г. в Пекине прошел 4-й раунд Стратегического диалога, а с 27 января по 2 февраля премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао совершил европейское турне, в рамках которого посетил Великобританию и Германию, а в Брюсселе провел переговоры с новым руководством ЕС.
В статистике торговли КНР и ЕС после 2008 г. наиболее низкие показатели были зафиксированы в 2009 г. и 2012 г., что связано с последствиями мирового финансового кризиса и началом замедления китайской экономики соответственно. В период между 2009 и 2012 гг. наблюдалась лучшая динамика: в 2011 г. товарооборот достиг 567,2 млрд долл. (в 2012 г. он снизился до 546,1 млрд). Экспорт из КНР в ЕС вырос с 72,16 млрд долл. в 2003 г. до 333,99 млрд долл. в 2012 г. — в 4,6 раза. Экспорт из ЕС в КНР вырос с 53,06 млрд долл. в 2003 г. до 212,05 млрд долл. в с 2011 г. Китай стал
крупнейшим торговым партнером стран Европы, обогнав США по этому показателю.
В целом к 2011 г. ни одна проблема в отношениях ЕС—КНР не была решена. Китай надеялся на то, что с принятием Лиссабонского договора34 Европа, будучи более централизованной, сможет решить вопросы эмбарго и рыночного статуса китайской экономики, но надежды не оправдались, даже учитывая экономическую поддержку Китая Евросоюзу, исчисляемую в миллиардах евро. Требования к Китаю о более справедливой торговле и открытости китайской экономики для европейских компаний, которые Евросоюз озвучил еще в 2006 г., также не нашли понимания в КНР.
Примечания
1 Подробнее см.: Виноградов А.О. Внешняя политика Китайской Народной Республики в 1949—1976 гг. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/ vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949_1976_gg_2016-08-15.htm
2 Теория «промежуточных зон» была впервые изложена Мао Цзэдуном еще в 1946 г., однако в основу внешней политики Пекина она была положена лишь с конца 1950-х годов.
3 Wei Shen. France-China Relations: From 'Special' to 'Strategic'? URL: http:// www.eu-asiacentre.eu/pub_details.php?pub_id=130
4 Такая модель дипломатического сотрудничества и сегодня является основой китайско-европейских отношений: Китай развивает контакты в двустороннем формате отдельно с каждым из государств ЕС, при этом поддерживает углубление экономической и политической интеграции Европы для развития отношений уже в формате «Брюссель—Пекин». (Подробнее см.: Виноградов А.О. КНР — европейские страны: структура многостороннего сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1.)
5 IMF, Direction of Trade Statistics.
6 The World Bank Data.
7 European Union Treaties Office Database. URL: http://ec.europa.eu/world/ agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?redirect=true& treatyId=341
8 Заметим, что данное положение сохраняется и сегодня. Именно этим китайские коллеги в беседе с одним из авторов статьи объясняли в свое время тот факт, что за отношения с европейскими странами в КНР отвечает не председа-
тель КНР, а премьер Госсовета (см.: Виноградов А.О. Европейский визит Си Цзиньпина: новая китайская дипломатия в действии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XIX. М.: ИДВ РАН, 2014).
9 Вплоть до 2014 г. стороны даже воздерживались от того, чтобы сообщать журналистам содержание обсуждений.
10 Подробнее см.: Виноградов А.О. КНР — европейские страны: структура многостороннего сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1.
11 Building a Comprehensive Partnership with China. Commission of the European communities. Brussels, 1998.
12 Пользуясь термином «восстановление членства», китайские комментаторы подчеркивают тот факт, что Китай уже был членом ГАТТ : в соглашении об образовании ГАТТ в 1947 г. есть подпись и гоминьдановского правительства.
13 Подробнее см.: Виноградов А.О. Европейское наступление Пекина // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1.
14 China's EU policy paper. URL: http://en.people.cn/200310/13/eng20031013_ 125906.shtml
15 A maturing partnership —shared interests and challenges in EU-China relations, the Commission's 2003 guidance. URL: http://www.eu-asiacentre.eu/links.php?cat_ id=24&level=0&tree=24&code=4
16 Нужно отметить, что те же самые факторы привели и к повороту российского руководства к сближению с Китаем.
17 7th EU-China Summit Joint Statement, Brussels, 8 December 2004. URL: http://www.eu-asiacentre.eu/links.php?cat_id=24&level=0&tree=24&code=4
18 Speech by Premier Wen Jiabao at the China-EU Investment and Trade Seminar in Brussels on May 6, 2004. URL: http://www.people.com.cn/GB/shizheng/1024/ 2481360.html
19 Zhou H. China-EU relations. Reassessing China-EU Strategic Partnership, 2016. URL: http://www.springer.com/us/book/9789811011443
20 См., напр.: Лузянин С.Г., Сафронова Е.И., Свешников А.А. Некоторые итоги внешнеполитической активности КНР в 2005 г. // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 3.
21 EU-China: Closer Partners, Growing Responsibilities, the Commissions 2006 Communication. URL: http://www.eu-asiacentre.eu/links.php?cat_id=24&level=0& tree=24&code=4
22 EU-China Summit: new steps in a growing relationship. Brussels, 6 December 2004. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-04-1440_en.htm?locale=en
23 Joint Statement of the 8th EU-China Summit. Brussels, 5 September 2005. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-05-1091_en.htm?locale=en
24 European Commission Data.
25 Данные Министерства коммерции КНР.
26 Study on the Future Opportunities and Challenges of EU-China Trade and Investment Relation, 2006—2010. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/ trade/
27 Zhou H. China-EU relations... P. 188.
28 European Commission Data.
29 Виноградов А.О. КНР — страны ЕС // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. М.: ИД «ФОРУМ», 2013.
30 Виноградов А.О. Европа и Россия в глобальном противостоянии КНР и США // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИВД РАН, 2013.
31 Виноградов А.О. КНР — страны ЕС... С. 329.
32 Zhou H. China—EU relations.
33 European Commission Data.
34 Договор, заменяющий неудавшуюся Конституцию ЕС 2004 г.