Научная статья на тему '96. 03. 063. Фей К. Важнейшие характеристики российско иностранных совместных предприятий. Fey К. Important design characteristics for Russian-foreign joint ventures // European management J. - Oxford, 1995. - Vol. 13, № 4. - P. 405-415'

96. 03. 063. Фей К. Важнейшие характеристики российско иностранных совместных предприятий. Fey К. Important design characteristics for Russian-foreign joint ventures // European management J. - Oxford, 1995. - Vol. 13, № 4. - P. 405-415 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-РФ -СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 063. Фей К. Важнейшие характеристики российско иностранных совместных предприятий. Fey К. Important design characteristics for Russian-foreign joint ventures // European management J. - Oxford, 1995. - Vol. 13, № 4. - P. 405-415»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издастся с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс сврии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

96.03.063. ФЕЙ К. ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКО ИНОСТРАННЫХ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

FEY К. Important design characteristics for Russian-Foreign joint ventures IJ European management j.— Oxford, 1995 .— Vol. 13, № 4 .— P. 405-415.

За последнее десятилетие, отмечает докторант Школы бизнеса Университета Западного Онтарио (Канада), во всем мире роль международного совместного предпринимательства как формы прямых капиталовложений и средства осуществления конкурентной политики существенно возросла. И для России это явление не ново. Совместные предприятия (СП) существовали в СССР в период нэпа до начала 30-х годов, а в ограниченном масштабе в рамках Восточной Европы и впоследствии. В 1987 г. под давлением состояния экономики и развития мирохозяйственных связей и сознавая потребность в иностранном капитале, новых технологиях и методах управления, Совет министров СССР изменил традиционное враждебное отношение к прямым иностранным капиталовложениям и легализовал создание СП.

Для иностранных партнеров привлекательность создания российско-иностранных совместных предприятий (РИСП) определяется не столько получением прибыли в краткосрочном аспекте, сколько возможностью создания плацдарма для закрепления на рынках по мере трансформации экономики, доступа к сырьевым ресурсам и дешевой, но в то же время высококвалифицированной рабочей силе (с. 406).

Автор с помощью анкетирования и интервью обследовал 20 РИСП, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, которые являются, по его мнению, успешными, поскольку просуществовали по крайней мере 2,5 года; 17 из них дали прибыль в 1993 г. и 15 — в 1994 г. (с. 407, 413). По данным на март 1993 г., было зарегистрировано 4424 РИСП, но, согласно оценкам экспертов, лишь 20% из них начинают фактически работать. Численность занятых на обследованных предприятиях составила от 20 до 7 тыс. человек. Это говорит о том, что в обследовании были представлены сравнительно крупные предприятия, поскольку, согласно большинству оценок, примерно 90% РИСП имеют менее 30 занятых (с. 407).

В силу того факта, что наем иностранного персонала в России обходится весьма дорого, его доля очень незначительна. В 90% обследованных РИСП руководителем является российский генеральный директор, 80% РИСП вообще обходятся без иностранного персонала, а 15% предприятий имеют лишь двух-трех иностранных работников. Однако те из них, которые привлекают иностранных специалистов, находят это весьма полезным, так как взаимное познание деловой культуры способствует развитию конструктивных взаимоотношений.

Руководители РИСП в целом выражают удовлетворение действи-

ями как российских, так и иностранных учредителей-партнеров по СП (средняя оценка 3,7 баллов по 5-балльной шкале). В период 1993— 1995 гг. эта положительная оценка даже несколько усилилась. Отмечается также отсутствие строгого контроля со стороны учредителей, что положительно сказывается на результатах деятельности.

Основная причина неудовлетворенности иностранным партнером со стороны менеджеров РИСЕ состоит в том, что эти партнеры, как правило, не способствуют сбыту собственной продукции РИСП на зарубежных рынках. Это не удивительно, поскольку в большинстве подобных случаев РИСП создавалось как торговый посредник для сбыта продукции иностранного партнера в России. Российские же предприниматели (особенно если речь идет о продукции высокой технологии) рассматривают эту деятельность как этап в накоплении капитала и развитии партнерских отношений, с тем чтобы далее перейти к разработке и выпуску собственной конкурентоспособной продукции, в чем иностранный партнер вовсе не заинтересован. Это указывает на важность проблемы тщательного выбора партнеров и согласования целей при создании РИСП.

Другими важными проблемами взаимоотношений с иностранными партнерами, отмеченными менеджерами, являются низкий уровень капиталовложений и недостаточное внимание, уделяемое РИСП.

В отношениях с российскими партнерами отмечаются две главные проблемы. Первая состоит в нежелании или неспособности вкладывать капитал в РИСП, что ведет к их недофинансированию. Вторая — бюрократизация, мешающая деловым операциям. Во многих случаях партнеры-учредители и менеджмент РИСП не имеют достаточного представления о ресурсах и интересах друг друга. Эта проблема несколько усугубилась в 1993-1995 гг. в период приватизации многих крупных государственных предприятий, бывших партнерами по РИСП. По мнению автора, необходимо более открытое обсуждение ресурсов и задач на стадии проработки проектов.

Автор отмечает важность проблемы связи и коммуникации и некоторое улучшение в этой области в Москве и Санкт-Петербурге. В других, тем более отдаленных регионах эта проблема стоит особенно остро.

Согласно данным обследования, наибольшие успехи РИСП достигли в следующих показателях и аспектах своей деятельности: технический уровень; качество продукции; обслуживание потребителей; перспективные позиции на рынке. Среди получивших наинизшие оценки аспектов деятельности система учета, реклама и особенно стратегическое планирование и поиск легальных путей снижения налогового бремени. В качестве причины этого явления фигурирует то обстоятельство, что в условиях частого изменения законодательства, особенно

налогового, и нестабильности общей экономической ситуации стратегическое планирование затруднено, а в ряде случаев и просто бесполезно. Другими причинами низкой результативности являются недостаточное финансирование, потребность в дополнительной управленческой подготовке, остатки прошлой коммунистической ментальности у некоторых работников. Автор отмечает, что будущим менеджерам, прежде чем затевать новые РИСП, следует получить добротную консультацию по указанным проблемам.

РИСП используют различные системы оплаты и стимулирования, но система участия в прибылях используется довольно редко, хотя, как показывает опыт, она весьма эффективна и в условиях России. В целом методы стимулирования развиты очень слабо, также явно недостаточно делается для того, чтобы довести до работников цели организации. Исправление этих недостатков во многих случаях способно дать существенные результаты.

И. Г. Минервин

96.03.064-066. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. (Сводный реферат).

1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: Текст лекций / Андреева И. В., Галенко В. П., Зайцев Г. Г. и др.; Под общ. ред. Зайцева Г. Г.; Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов,— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1995 .— 122 с.

2. КИБАНОВ А. Я., ЗАХАРОВ Д. К. ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ: Учеб. пособие для студентов спец. “Менеджмент” — 061100 специализации “Упр. персоналом” — 061111 / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе.— М., 1994 .— 80 с.— Библиогр.: с. 78-79.

3. СТАРОБИНСКИЙ Э. Е. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА // Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом? — М., 1995 Гл. V .— С. 121-150.

Работа (I) представляет собой продолжение изданного в 1992 г. учебного пособия и включает материалы, связанные с разработкой новых направлений проблематики управления персоналом (УП) на предприятии.

Книга состоит из девяти глав.

В первой главе рассматривается оценка работников организации в процессе трудовой деятельности как задача службы У П. Соответствие качеств работника занимаемой должности — основной вопрос такой оценки, решение которого требует разработки критериев, наличия подготовленного персонала, правильной обработки результатов и безотлагательного их использования. Соблюдение этих условий воз-

16 Зи. 2116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.