Научная статья на тему 'Совместные предприятия: механизм создания и функционирования'

Совместные предприятия: механизм создания и функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3879
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчаненко С. А.

Совместные предприятия представляют собой относительно новую организационносоциальную форму международного предпринимательства, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций [4]. Но при этом совместное предпринимательство не означает организационно-правовой формы, т.е. в качестве такового оно не может быть официально зарегистрировано. Другими словами, совместное предприятие это неофициальное название создаваемой структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместные предприятия: механизм создания и функционирования»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

2. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ./ М.Э. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.

3. Портер М.Э. Международная конкуренция: Пер. с англ./ М.Э. Портер. Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

4. Фатхудинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/ Р.А. Фатху-динов. - М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.

5. Bain J.S. Barrios to new competition. - Cambride (Mass).: Harvard University Press, 1956.

6. Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Coopetition. - N.Y.: Donbleday, 1996.

7. Moore J.F. The Death of competition. - N.Y.: Harper Business, 1996.

8. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass), 1995.

МОЛЧАНЕНКО С.А.

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Совместные предприятия представляют собой относительно новую организационносоциальную форму международного предпринимательства, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций [4]. Но при этом совместное предпринимательство не означает организационно-правовой формы, т.е. в качестве такового оно не может быть официально зарегистрировано. Другими словами, совместное предприятие - это неофициальное название создаваемой структуры. Официально же такое предприятие регистрируется в России на основании федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», как обычное предприятие (т.е. в одной из перечисленных в законе организационно-правовых форм) с предоставлением, выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя [5].

При этом в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранный партнер должен владеть не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации [6].

Создания совместных предприятий это не модная тенденция, прежде всего это механизм выживания в условиях жесткой современной конкуренции при бурном развитии транснациональных корпораций (ТНК) и ноу-хау.

ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находиться 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти [2].

Таким образом компании объединяют свои достижения в области техники, технологии и ноу-хау чтобы не потерять занятых позиций на рынке, что ведет к ежегодному росту значимости совместных предприятий как на уровне экономики России в целом, так и в регионах. На 1 января 2007 [3, 1] года число зарегистрированных организаций в России составило 4506,6 тысяч, из них 0,9% - совместные предприятия, среднегодовая численность занятых в экономике России составила 67017 тысяч человек, при этом 0,8% занято в совместных предприятиях, общий оборот организаций за 2006 год составил 46950,4 млрд рублей, из них 0,4% доля совместных предприятий [3, 1]. С каждым годом растет значимость совместных предприятий в региональных экономиках, так в экономике Ставропольского края совместное предпринимательство представлено следующим образом.

Таблица 1

Доля предприятий с участием иностранного капитала в экономике Ставропольского края, 2003-2006 гг., %

2003 2004 2005 2006

Среднесписочная численность занятых в экономике 1.9 2.0 2.1 2.2

Фонд заработной платы 6.0 5.5 6.0 6.9

Соотношение среднемесячной заработной платы к общекраевой в 2 р. в 1.8 р. в 1.8 р. в 2 р.

Прибыль1 34.0 41.9 50.1 43.6

Экспорт 44.7 37.3 33.9 41.2

Импорт 5.1 6.6 17.8 15.2

Инвестиции в основной капитал 8.5 9.4 8.8 10.9

Среднесписочная численность занятых в экономике за три года выросла 0.3%, фонд заработной платы на 0,9%. Прибыль по сравнению с 2003 годом выросла в 2006 году на 9.6%, при этом экспорт снизился в 2006 году по сравнению с 2003 годом на 3.5%, это связано прежде всего с изменением стратегии иностранных партнеров, на освоение региональных рынков России [1].

Сравнение оборота совместных предприятий в целом экономики России и Ставропольского края по видам экономической деятельности показывает, что на федеральном уровне доминирую совместные предприятия созданные в области торговли и ремонта 44,7%, в региональной экономике лидирует производство и передача э-э 37,4 % [1]. Второе месте на федеральном и региональном уровне занимают совместные обрабатывающие предприятия, соответственно 31,6% и 33,5 % [1]. Наименьший процент совместных предприятий в экономике России в сельском хозяйстве 0.3 %, а в региональной экономике наименьший процент совместных предприятий в строительстве 0.2 % [1].

Свое вхождение в экономику России в рамках совместного предпринимательства иностранный инвестор проходит в четыре этапа.

Первый блок действий иностранного партнера при создании совместного предприятия:

- поиск партнера на территории РФ (главным критерием при подборе партнера является цель, которую ставит перед собой иностранный партнер);

- оценка предполагаемых российских партнеров;

- переговоры;

- предварительный договор;

- технико-экономическое обоснование (ТЭО);

- сравнение альтернативных объектов;

- стратегия развития будущего совместного предприятия;

- прогноз;

- бизнес-план;

- договор;

- план реализации проекта.

Второй блок действий:

- прямая иностранная инвестиция в уставный капитал не менее 10%;

- эксплуатация материализованных инвестиций.

Третий блок действий:

- образование новой потребительской стоимости;

- получение дохода от партнерства.

При поиске и оценке будущего партнера важнейшим правилом является наличие информации о предполагаемом партнере. Здесь выделяются два основных подхода:

- руководство партнера выстраивало доверительные взаимоотношения постепенно. Главным минусом данного подхода является потеря продолжительного времени с момента налаживания взаимоотношений до открытия совместных проектов и осуществления финансовых затрат.

1 Без субъектов малого предпринимательства.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

- стратегическая и финансовая выгода при поиске и оценке была видна сразу. Главный минус данного подхода состоит в том, что менеджеры должны обмениваться информацией и вместе вести переговоры еще толком не зная и не доверяя друг другу.

Определившись с партнером или наметив несколько, необходимо начать переговоры. На первоначальной стадии переговоров, необходимо сформировать команду, члены которой должны быть выдвинуты своими организациями. Создание команды позволит избежать двусмысленности во время переговорного процесса и избежать в будущем конфликтных ситуаций, кроме того взаимообмен информацией внутри и между командами будет служить базой для устных и письменных соглашений. Традиционно данные команды формируются из ключевых сотрудников со значительным опытом работы в предполагаемых направлениях работы с будущим партнером. Команда занимается проектом с момента переговоров до полного закрытия совместного предприятия, т.е. на протяжении всей жизни совместного предприятия.

Нередко иностранный партнер настаивает на том, чтобы итоги переговоров были зафиксированы не в протоколе о намерениях, а в предварительном договоре об учреждении предприятия с долевым участием иностранного партнера.

Предварительный договор имеет иную юридическую природу, чем протокол о намерениях, поскольку с момента заключения он создает для сторон, его подписавших, юридические обязанности. В предварительном договоре необходимо обсудить основное содержание ТЭО совместного предприятия и учредительных документов, кто будет составлять их в окончательной редакции, где и когда состоится следующая встреча партнеров. Документально закрепив это в протоколе, можно переходить к следующей стадии - подготовке ТЭО совместного предприятия.

Кроме того, в предварительном договоре, а в дальнейшем в бизнес-плане партнеры определяют каким будет созданное совместное предприятие:

- долгосрочным совместным предприятием;

- краткосрочным совместным предприятием.

Долгосрочные совместные предприятия предполагают создания разветвленной структуры с множеством уровней ответственности, что делает совместное предприятие менее гибким, тяжелыми в управлении и в большей степени подверженным риску. Главным достоинством долгосрочных совместных предприятий является наибольшая выгода.

Краткосрочные совместные предприятия создаются для реализации одного проекта в значительных масштабах или с целью исследовать новые возможности в быстроменяющихся областях бизнеса. Кроме того, краткосрочные совместные предприятия создаются так же в тех случаях, если партнеры не уверены в том, что компании смогут сработаться на долгий срок, например, совершенно разные стили управления, традиционно сложившиеся годами с учетом культурных особенностей.

Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов совместного предприятия представляется необходимой, т.е. его целью является просчет экономической целесообразности будущего совместного предприятия. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров, что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий, и что нужно для этого сделать. ТЭО совместного предприятия - примерный финансовый расчет рентабельности будущего партнерства.

Кроме того, российский участник должен учитывать с точки зрения будущей стратегии, что создание совместного предприятия с конкурентом имеет свой риск. Так как сегодняшний партнер, быстро превращается в сильнейшего конкурента, вооружившись вашими же технологиями, рынками сбыта и связями. Поэтому необходимо заранее решить какую именно информацию можно представить будущему партнеру.

Общие цели и задачи обычно утверждает бизнес-план, а в плане реализации проекта должна быть прописана методика их реализации, при этом каждому участнику формирования совместного предприятия, должна быть определена роль и задача в плане реализации проекта. Если совместное предприятие создается на период разработки и осуществления крупных программ, например, при строительстве атомных электростанций, морских и речных судов, авиалайнеров и иной сложной техники необходимо заранее разработать стратегию выхода и прекращения действия партнеров. Обязательным условием является наличие плана прекра-

щения существования совместного предприятия, который обладает юридической силой, это официальный документом, который должен быть одобрен обеими сторонами.

Как показывает практика подписания грамотного, тщательно выверенного договора для создания совместного предприятия, еще не гарантирует успеха. После подписания договора о создании совместного предприятия, наступает самая сложная стадия - его реализация, требующая умения выстраивать грамотные взаимоотношения партнеров между собой, созданным совместным предприятием и группами внутри совместного предприятия.

При создании долгосрочного совместного предприятия высшее руководство регулярно встречается между собой, решает общие проблемы и обсуждает дальнейшие перспективы, потому что общий успех зависит от глубины взаимных обязательств. Традиционно в Совете директоров партнерских компаний по итогам заключения договора происходит прибавления членов Совета из числа партнеров. Это мера необходима для того, чтобы партнеры знали о планах друг друга. Кроме того, формируется Координационный совет, который состоит из представителей руководства обеих компаний. Основная задача данного Совета оперативное разрешение конфликтных ситуаций и совместно с командой сформировавшей совместное предприятие разрабатывать стратегические планы.

Реализация стратегических планов в долгосрочных совместных предприятиях, как правило начинается с небольших проектов, при выборе которых главный критерий являются большие шансы на успех и моментальная финансовая окупаемость. Одновременно таких небольших проектов может быть несколько, для их полной реализации формируют пилотные команды с обязательным участие обеих сторон, что так же значительно способствует сближению партнеров, достижению взаимопонимания. Таким образом партнеры постепенно притираются друг к другу и синхронизируют процедуры и системы управления.

Процесс синхронизации обязателен, так как совместное предприятие не может существовать в противоречии разных стандартов. Представители партнерских фирм вошедшие в состав команды по формированию совместного предприятия должны аргументировано обосновать преимущество своих систем и процедур для эффективного управления. Чаще всего вырабатываются компромиссные решения, когда часть систем и процедур берут из одной компании, а вторую из другой.

Стратегия в рамках краткосрочных совместных предприятиях, как показывает практика чаще всего направлена на поглощение, за исключением сильных партнеров с которыми, как было отменно выше нет возможности долгосрочной работы. При этом российскому участнику, особенно если, это малое предприятие желательно создавать совместное предприятие с равным иностранным партнером.

Сильного иностранного партнера может заинтересовать малая компания, к примеру в области технологических новинок, так как малые предприятия являются более гибкими в отношениях использования современных ноу-хау, более быстро реагируют на внутренний и внешний спрос, в частности, на технологический товар и товары массового потребительского спроса. В таких случаях сильный партнер покупает 10% акций такой компании, таким образом, получает место в Совете директоров, а далее выкупает оставшиеся акции. В результате сильный партнер становится полноценным членом Совета директоров малой компании, а при выкупе всех акций директором, что в свою очередь открывает доступ к закрытой информации, в том числе к ноу-хау. Как только ресурс малой компании иссякнет, созданное совместное предприятие перестает существовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала на Ставрополье, 2007 год.

2. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. 656 с. - М.: Финансы и статистика, 2001. 656 с.

3. Россия в цифрах, 2007 год, краткий сборник.

4. Семенов К.А. Международные экономические отношения, Гардарика, 2000, 5-8287-0034-4. 336 с.

5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года, № 129-ФЗ.

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, № 160-ФЗ.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.