РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
06.03.053. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В БЕЛОРУССИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ И НА УКРАИНЕ.
Evolution de la situation au Belarus, en Bulgaire, en Hongrie, en Ukraine / Comiss. écon. pour l'Europe. Genève.— New York; Genève NU, 1994 "— V, 63 p.— (Environnement et économie; N 1).
В работе "Окружающая среда и экономика", подготовленной Европейской экономической комиссией ООН в серии исследований, анализируются взаимосвязь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды (ОС) в Белоруссии, Болгарии, Венгрии и на Украине в условиях плановой экономики и в период проведения экономических реформ.
Поскольку в бывшем СССР и социалистических странах природа считалась неисчерпаемым источником бесплатных богатств, все экономические решения, указывают авторы, принимались без учета степени обоснованности потребностей экономики в природных ресурсах. Это оказывало на ОС резко негативное влияние. В условиях экономической и социальной нестабильности переходного периода деградация ОС продолжается.
Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние ОС в Белоруссии, являются: снижение потенциала природных ресурсов вследствие радиоактивного заражения 20% территории, вызванного Чернобыльской аварией (с. 2); деформированная структура экономики (гипертрофированное развитие энерго- и материалоемких производств, основанное на импорте природных ресурсов и экспорте готовых изделий); несовершенство законодательства в области ОС и экономических рычагов воздействия на пользователей природными ресурсами.
К социальным последствиям ухудшения состояния ОС в Белоруссии относятся сокращение средней продолжительности жизни и рост заболеваемости, в частности раком щитовидной железы. Так, по статистике средняя продолжительность жизни мужского населения республики сократилась с 72,5 лет в 1970-1971 гг. до 71,1 года в 1990 г. (с. 4).
Ухудшение состояния ОС приводит к экономическим потерям, обусловленным увеличением процента заболеваемости и смертности населения; затратами на необходимые компенсационные выплаты и принятие мер по оздоровлению ситуации; ущербом, наносимым плохим качеством товаров и снижением объема производства. По оценкам, общие потери, связанные с экологическими факторами, составляют 5-7% годового национального дохода Белоруссии (с. 5).
Согласно сценариям экологического развития на ближайшие два десятилетия, основанным на данных о потреблении природных ресурсов и объеме производства в 48 секторах экономики, в ближайшие годы выбросы в атмосферу за счет сокращения промышленного произвол-
96.03.053
86
ства, а затем под воздействием других факторов значительно снизятся. В то же время сбросы в водную среду: не уменьшатся, а после окончания экономического кризиса даже возрастут. Количество твердых отходов составит к 2005 г. 60% от уровня 1990 г., после чего начнется рост их объема (с. 9). Значительные различия в уровне концентрации вредных веществ в атмосфере и водной среде объясняются предполагаемым преимущественным развитием легкой промышленности, в большей степени загрязняющей водные ресурсы, чем атмосферу.
Анализируя действующее в Белоруссии законодательство по защите ОС, а также проекты новых законов, авторы отмечают определенный прогресс в этой области (введение некоторых экономических рычагов воздействия на загрязнителей ОС и управления природными ресурсами, в частности налогов на пользование ресурсами). Однако, по мнению авторов, вероятность исполнения законов в полном объеме невелика, а возможности контроля за их соблюдением ограничены из-за продолжающегося ухудшения экономического положения республики. В 1990-1992 гг. инвестиции в защиту ОС составляли 0,2-0,4% ВВП, что гораздо ниже международных норм (с. 16).
Радикальное улучшение состояния ОС в Белоруссии возможно только при условии успешного осуществления экономической реформы при параллельном решении других социально-экономических проблем.
По мнению авторов, для нормализации экологического положения страны необходимо: реструктурировать экономику на основе матери-алосберегаюших технологий с учетом экологических ограничителей; разработать и ввести в действие экономический механизм рационального природопользования на основе экономических методов управления ОС при более широком использовании принципа "загрязнитель платит"; принять меры для повышения экологической безопасности и надежности функционирования предприятий; разработать единую законодательную базу для системы защиты ОС; ввести в действие единую систему контроля за состоянием ОС; проводить обязательную независимую экспертизу экономических решений для определения их последствий для ОС; повысить уровень экологического образования населения.
Однако из-за отсутствия достаточных финансовых и материальных ресурсов оптимизация деятельности в области защиты ОС может произойти лишь через довольно большой промежуток времени, а этапы ее осуществления не будут совпадать с этапами экономических преобразований. По прогнозам социально-экономического развития Белоруссии до 2010 г., стабилизация воздействия на ОС может произойти к 2000 г.; некоторое улучшение состояния ОС — только к 2010 г., а оздоровление ОС — после 2010 г.
Анализируя послевоенное экономическое развитие Болгарии, авто-
ры отмечают высокие темпы роста промышленного производства, указывают на его экстенсивный характер при преобладающем развитии тяжелой промышленности, доля которой составляла в общем объеме промышленного производства 64,8% (с. 21). В результате концентрации промышленного производства и населения загрязнение атмосферы в 17 регионах, в которых проживает 40% населения, превышает норму (с. 22). В связи с ограниченностью водных ресурсов потребление воды на душу населения в Болгарии ниже, чем в среднем в Европе (2400 куб. м против 5000 куб. м), а ее качество оставляет желать лучшего. Ежегодно производится около 2,1 млрд. т твердых отходов, 71% которых приходится на отходы добывающих отраслей. Только 20% из 2,5 млн. т опасных отходов подвергаются переработке (с. 22).
Первые законодательные акты, касающиеся охраны ОС, были приняты в 1971 г. Начиная с этого времени в пятилетние планы включались контрольные показатели размера инвестиций в защиту ОС. Хотя в 1975-1989 гг. расходы на защиту ОС в реальном выражении росли быстрее, чем национальный доход, пятилетние планы в области защиты ОС полностью не выполнялись. Относительно хорошо было налажено лишь управление лесными богатствами. Финансирование расходов на защиту ОС осуществлялось из государственного бюджета, бюджетов местных органов власти, некоторых внебюджетных фондов и иногда за счет банковских кредитов. В 80-е годы были предприняты попытки введения некоторых экономических инструментов управления состоянием ОС.
В 1989 г. Болгария встала на путь перехода к рыночной экономике. Несмотря на продолжающий рост потребительских цен, низкие темпы приватизации и аграрной реформы, проводимая политика макроэкономической стабилизации, налоговая и ценовая реформы, структурная перестройка промышленности, более широкое использование экономических инструментов борьбы против загрязнения ОС (платы за пользование природными ресурсами, штрафов, налогов, обязательных платежей за загрязнение) способствуют оздоровлению ОС. По оценкам, в 1995 г. по сравнению с 1990 г. потребление природных ресурсов снизится на 25%; выбросы вредных веществ в атмосферу — на 23,4; стоки — на 6,5% (с. 26).
В начале реформ предполагалось, что изменения в экономике быстро окажут положительное воздействие на состояние ОС. Однако практика показывает, что сами экономические реформы на могут решить экологические Проблемы. Реализация политики в области охраны ОС предполагает создание законодательной и институциональной базы долгосрочного развития, учитывающего требования охраны ОС. Политика в области ОС должна быть составной частью процесса экономических реформ. Учитывая остроту экологических проблем и не-
96.03 053
88
достаток финансовых средств для их решения, необходимо определить реалистичные краткосрочные и долгосрочные цели, приоритеты на национальном и региональном уровнях и пересмотреть систему экологических нормативов в плане как сокращения их количества, так и содержания. Важная роль в реализации этой политики отводится государству, которое может использовать оптимальное сочетание регламентирующих и стимулирующих мер.
Многие экологические проблемы достались современной Венгрии, как и другим странам Центральной и Восточной Европы, в наследство от эпохи плановой экономики. Особенно сложная ситуация сложилась в крупных промышленных центрах. Принятие в середине 70-х годов ряда законов по защите ОС, включавших меры экономического воздействия на загрязнителей, не могло исправить положение вследствие общей неэффективности экономики. В результате ухудшения состояния ОС повысился уровень заболеваемости населения, особенно респираторными заболеваниями. В 1990 г. средняя продолжительность жизни мужского населения составляла 65 лет, т. е. осталась на уровне 1970 г. (с. 37). По оценкам Всемирного банка, расходы, связанные с загрязнением ОС в 1986-1988 гг., составляли 704 млн. долл., т. е. 2,5% ВВП в 1988 г. (с. 37).
Воздействие проводимых в Венгрии экономических реформ на состояние ОС неоднозначно. По оценкам, сокращение выбросов в значительной мере обусловлено спадом производства, особенно в промышленности, хотя в определенной степени оно объясняется изменениями отраслевой структуры экономики и повышением эффективности, в частности, использования энергии предприятиями. В то же время не поддается оценке влияние на состояние ОС обосновавшихся в Венгрии ТНК, которые, придерживаясь более строгих по сравнению с предписываемым законом норм, одновременно пользуются его недостатками. Так, часто на венгерских заводах применяется оборудование, экологически неприемлемое в странах происхождения компаний. В сельском хозяйстве стало применяться меньше пестицидов и удобрений, но в связи с его раздробленностью сельские производители слабо поддаются контролю, что позже может создать определенные проблемы. На выбор потребителей экологические соображения не оказывают влияния. Требования охраны ОС практически не нашли отражения в законах и программах приватизации. В то же время проводимая в настоящее время промышленная политики направлена на поддержку энергоемких (производство строительных материалов, металлургическая, алюминиевая промышленности) и ряда других отраслей, являющихся наиболее крупными загрязнителями ОС (химическая и бумажная промышленность).
Для защиты ОС можно использовать различные меры, но реше-
ние большинства проблем ОС требует времени и значительных финансовых ресурсов. Например, замена существующего автомобильного парка на автотранспорт, отвечающий требованиям ОС, потребует от 1500 млрд. до 2000 млрд. форинтов; инвестиции в очистку сточных вод оцениваются в 500 млрд., а повышение энергетической эффективности домашнего оборудования обойдется в 200 млрд. форинтов (с 48)
Различные инструменты политики в области ОС классифицируются в зависимости от результатов, ожидаемых от их применения в переходный для экономики период. При этом наиболее сложной предста вляется проблема замедления загрязнения ОС. Опыт развитых стран показывает, что этого можно добиться различного рода ограничительными мерами. Однако такая политика в условиях переходного периода может парализовать становление рыночных отношений Авторы отмечают, что Венгрия нуждается в научно-технической и финансовой поддержке со стороны развитых стран.
Украина с ее высокоразвитой тяжелой промышленностью считается одной из самых "грязных" с экологической точки зрения европейских стран (с. 51). Общий уровень давления на ОС в результате человеческой деятельности чрезмерно велик практически на всей территории республики. Несмотря на свое тяжелое экономическое положение, Украина предпринимает серьезные усилия для реализации динамичной политики в области защиты ОС, признавая свою ответственность за состояние ОС в Европе и мире. При разработке экологической политики правительство должно учитывать следующие обстоятельства, во-первых, будущее Украины тесно связано с предотвращением экологических рисков; во-вторых, перестройка промышленности должна осуществляться с учетом экологических требований; в-третьих, действующая система использования природных ресурсов нуждается в радикальном реформировании.
В настоящее время приоритетными являются следующие направления национальной политики управления природными ресурсами перестройка всей экономической и правовой системы управления ОС на базе универсальных ценностей и оптимизации структур и функционирования государственных органов, ответственных за использование природных ресурсов и защиту ОС; приведение в соответствие с экологическими нормами технологических процессов и готовой продукции; создание системы экономического регулирования, учитывающей требования защиты ОС, применительно ко всем видам деятельности, связанным с использованием природных ресурсов; внедрение в сознание населения экологических ценностей и привлечение его к решению проблем охраны ОС
Для реализации этой политики необходимо принять ряд мер, в частности, ввести налог на пользование специфическими природны-
12 Зак 2116
96 03.054
90
ми ресурсами; разработать определения зон экологических бедствий, их классификацию и статус; разработать проект долгосрочной национальной программы защиты ОС и рационального использования природных ресурсов; разработать проект национальной программы оздоровления ОС вокруг Днепра; осуществить ряд региональных экологических программ и т. д.
И. Ю. Жилина
96.03.054. ПОСЛЕДСТВИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ТРАНСГРАНИЧНЫМ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ НА БОЛЬШИХ РАССТОЯНИЯХ. Effets et maîtrise de la pollution atmosphérique transfrontière à longue distance: Rapp. rédigé dans le cadre de la Convention sur la pollution atmosphérique transfrontière à longue distance / Comiss. écon. pour l'Europe,— New York: NU, 1994 .— IV, 70 p.— (Etudes sur la pollution atmosphérique; N 10).
Работа, подготовленная исполнительным органом Соглашения по трансграничному загрязнению атмосферы (Соглашение), в которое в настоящее время входят 37 государств и ЕС, состоит из трех частей.
В первой части представлен обзор национальных политик ряда стран — участниц Соглашения в области борьбы с загрязнением атмосферы. Большая часть стран, участвующих в Соглашении, в своей политике защиты окружающей среды (ОС) опирается на долгосрочные программы, определяющие приоритеты и цели в области сокращения выбросов в атмосферу. Так, Австрия взяла на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа до 2005 г. на 20% по сравнению с 1988 г. (с. 4). В Болгарии в 1992 г. была принята Национальная стратегия в области ОС на 1991-2000 гг., разработанная с помощью Агентства по охране ОС США и Всемирного банка. Национальная стратегия снижения атмосферного загрязнения в Венгрии, принятая в 1991 г., предусматривает повышение качества воздуха в промышленных регионах и крупных городах. Правительство Великобритании опубликовало в 1993 г. программу сокращения выбросов летучих органических веществ на 30% до 1999 г. (с. 5). В 1993 г. Совет министров по ОС ЕС одобрил основные цели, содержащиеся в Пятой коммуни-тарной программе защиты ОС, предусматривающей значительное сокращение вредных выбросов в атмосферу в течение этого десятилетия. Ряд участников Соглашения (Австрия, Болгария, Хорватия, Венгрия и др.) заявили об изменениях, которые они внесли или собираются внести в законодательство, касающееся загрязнения атмосферы в плане расширения сферы его применения и ужесточения. Некоторые страны (Болгария, Кипр, Нидерланды и др.) приняли новые нормы выбросов