РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издастся с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс сврии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
ми ресурсами; разработать определения зон экологических бедствий, их классификацию и статус; разработать проект долгосрочной национальной программы защиты ОС и рационального использования природных ресурсов; разработать проект национальной программы оздоровления ОС вокруг Днепра; осуществить ряд региональных экологических программ и т. д.
И. Ю. Жилина
96.03.054. ПОСЛЕДСТВИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ТРАНСГРАНИЧНЫМ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ НА БОЛЬШИХ РАССТОЯНИЯХ. Effets et maîtrise de la pollution atmosphérique transfrontière à longue distance: Rapp. rédigé dans le cadre de la Convention sur la pollution atmosphérique transfrontière à longue distance / Comiss. écon. pour l’Europe,— New York: NU, 1994 .— IV, 70 p.— (Etudes sur la pollution atmosphérique; N 10).
Работа, подготовленная исполнительным органом Соглашения по трансграничному загрязнению атмосферы (Соглашение), в которое в настоящее время входят 37 государств и ЕС, состоит из трех частей.
В первой части представлен обзор национальных политик ряда стран — участниц Соглашения в области борьбы с загрязнением атмосферы. Большая часть стран, участвующих в Соглашении, в своей политике защиты окружающей среды (ОС) опирается на долгосрочные программы, определяющие приоритеты и цели в области сокращения выбросов в атмосферу. Так, Австрия взяла на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа до 2005 г. на 20% по сравнению с 1988 г. (с. 4). В Болгарии в 1992 г. была принята Национальная стратегия в области ОС на 1991-2000 гг., разработанная с помощью Агентства по охране ОС США и Всемирного банка. Национальная стратегия снижения атмосферного загрязнения в Венгрии, принятая в 1991 г., предусматривает повышение качества воздуха в промышленных регионах и крупных городах. Правительство Великобритании опубликовало в 1993 г. программу сокращения выбросов летучих органических веществ на 30% до 1999 г. (с. 5). В 1993 г. Совет министров по ОС ЕС одобрил основные цели, содержащиеся в Пятой коммуни-тарной программе защиты ОС, предусматривающей значительное сокращение вредных выбросов в атмосферу в течение этого десятилетия. Ряд участников Соглашения (Австрия, Болгария, Хорватия, Венгрия и др.) заявили об изменениях, которые они внесли или собираются внести в законодательство, касающееся загрязнения атмосферы в плане расширения сферы его применения и ужесточения. Некоторые страны (Болгария, Кипр, Нидерланды и др.) приняли новые нормы выбросов
вредных веществ в атмосферу, а ЕС определил процедуру контроля обмена информацией, информирования и предупреждения населения о загрязнении атмосферы озоном с целью оптимизации необходимых действий для его сокращения.
В РФ была закончена оценка критических нагрузок на ОС соединений серы и азота для европейской части страны В настоящее время эта работа проводится на азиатской части территории страны. В США заканчиваются работы по определению норм кислотных осадков Ряд стран обнародовал данные о нормах содержания вредных веществ в автомобильном горючем, количественных нормах выбросов некоторых веществ автотранспортом.
К мерам экономического стимулирования защиты ОС, применяемым в странах — участницах Соглашения, относятся субвенции, налоги на горючее, налоги и штрафы на выбросы, кредиты и квоты на выбросы.
В Болгарии, где в соответствии с законом об охране ОС действует принцип “загрязнитель платит”, предприятия обязаны выделять необходимые средства для сокращения выбросов. Функционирование национальных и региональных фондов, созданных в 1993 г., регулируется особым положением. Для реализации проектов, имеющих большое значение, государство выделяет субсидии. Материалы и продукты, используемые для контроля за качеством воздуха и борьбы против загрязнения, не облагаются импортными пошлинами. На Кипре для борьбы против загрязнения используются такие экономические меры, как долгосрочное финансирование через специальный фонд создания очистных сооружений; субвенции, размер которых достигает 30% вложений в очистные сооружения, но не более 150 тыс. долл. США (с. 15). В Венгрии налоги на горючее и другие платежи, связанные с выбросами, превышающими допустимые размеры, концентрируются в Центральном фонде ОС, который финансирует “экологические” инвестиции в промышленность и транспорт. В Норвегии в 1993 г. государство выделило 15,75 млн. экю на реализацию программ экономии энергии в различных отраслях экономики и 1,2 млн. экю — на исследования в этой области (с. 15). В Польше в 1993 г. в дополнение к Национальному фонду защиты ОС был создан Коммунальный фонд защиты ОС на местном уровне, который финансируется за счет платы за пользование ОС и штрафов за нарущение норм ОС. В Словакии доходы от различных платежей за пользование ОС и штрафы за выбросы направляются в фонд, финансирующий инвестиции в отрасли, связанные с защитой ОС. Средства в этот фонд выделяются и государством, прямо не субсидирующим экологически рациональное оборудование. Дважды в год министерство ОС выбирает среди просьб на субвенции те, которые соответствуют официальной линии правительства в области
защиты ОС В 1993 г Совет министров ЕС получил проект директивы по предотвращению и сокращению загрязнения Согласно этому проекту будет создан новый механизм выдачи разрешений на создание крупных промышленных установок
Для снижения загрязнения атмосферы ряд стран — участниц внесли изменения в системы налогообложения горючего в Дании газойль, являющийся наиболее широко используемым дизельным топливом, с пониженным содержанием серы облагается налогом по меньшей ставке, чем обычный, в Венгрии с 1992 г действует налог на бензин, в Швеции с 1993 г все новые автомашины подразделяются на три категории в зависимости от их воздействия на ОС Автомашины, не отвечающие обязательным нормам в области ОС, облагаются при продаже повышенным налогом, тогда как для машин, соответствующих этим нормам, установлены налоговые льготы в размере от 2 тыс до 6 тыс шведских крон (с 15)
Некоторые страны — участницы Соглашения представили отчеты
о налогах, обязательных платежах и штрафах за выбросы В 1993 г в Болгарии были внесены изменения в систему штрафов за выбросы некоторых вредных веществ в атмосферу, введенную в 1978 г В Дании с 1992 г частные лица облагаются налогом в размере 0,01 экю за 1 кг углекислого гада, выбрасываемого в атмосферу в результате сгорания ископаемого топлива Для промышленных предприятий этот налог составляет 0,05 экю за 1 кг углекислого газа (с 15) В Норвегии в 1992 г был введен налог на использование угля и кокса в тепловых установках, а в 1993 г увеличен налог на углекислый газ, выбрасываемый в атмосферу в результате сгорания углеводородного топлива В Швеции уже в течение многих лет применяются налоги или обязательные платежи за выбросы соединений серы, оксидов азота, углекислого газа и т д , что способствует развитию экономических инструментов защиты ОС Налог на выбросы соединений серы и платежи за выбросы оксидов азота помогли существенно снизить величину выбросов, побуждая загрязнителей использовать более чистое топливо и принимать меры против загрязнения, которые ранее были нерентабельны Налог на выбросы углекислого газа стимулирует экономию энергии и повышает конкурентоспособность биологического горючего Налог на внутренние воздушные перевозки способствовал совершенствованию авиамоторов и снижению выбросов углеводородов и оксидов азота Во второй части приводятся результаты обследования, проведенного в 1992 г в европейских странах в рамках Международной программы оценки и контроля за последствиями загрязнения атмосферы
В третьей части рассматриваются основные меры, способствующие снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, возникающих в результате сгорания ископаемого топлива К ним относятся очистка
И конверсия топлива, технологии сжигания со слабым уровнем выбросов, очистка газов, появляющихся в результате сжигания, экономия энергии и производство энергии в других формах
И Ю Жилина
96 03 055 МИХАЭЛОВА А ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ КЛИМАТА MICHAELOVA A Joint împlementation A promising instrument for climate protection // Interecon — Hamburg, 1995 — Vol 30, № 4 — P 163-171
Сотрудница Гамбургского института экономических исследований анализирует так называемый Проект совместного применения — международный механизм компенсации за сокращение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, принятый на Первой конференции ООН в рамках Конвенции по изменению климата
Автор отмечает, что выброс в атмосферу газов, возникающих в результате чёловеческой деятельности, ведет к повышению температуры и изменению климата По расчетам специалистов, эти выбросы могут быть сокращены на 60%, однако в настоящее время для этого нет стимулов, поскольку разрушение окружающей среды происходит на глобальном уровне и по прошествии определенного времени, не отражаясь явно на ее состоянии в местном или региональном масштабе Поэтому, пишет автор, необходима разработка глобальной политики защиты климата, в которой примут участие все государства Первый шаг в этом направлении — принятие Конвенции по изменению климата на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г По условиям этой Конвенции выброс в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект, должен быть ограничен уровнем 1990 г в основном за счет сокращения выбросов в промышленно развитых странах (ПРС) При этом на развивающиеся страны (PC) не налагается никаких ограничений В рамках Конвенции был разработан международный механизм компенсации за сокращение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, который заключается в освобождении от уплаты налога на выброс газов компаний, добившихся сокращения выбросов в соответствии с государственной программой той или иной страны
Были предложены различные методы реализации этого механизма
1 Страны — участницы Проекта совместного применения должны либо вносить определенные суммы в независимый фонд, либо предлагать проекты ограничения выбросов, классифицируемые по степени их эффективности Страна, предложившая проект, получает кредит,