ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
2008.02.038. ЛАВУ Т. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЕВРОПЕ.
LAVOUX Th. L'etat de l'environnement en Europe // Futuribles. - P., 2007. - N 330. - P. 43-61.
Эксперт по проблемам окружающей среды (ОС), опираясь на данные доклада Европейского агентства по окружающей среде (Agence europeenne de l'environnement - AEE), рассматривает состояние ОС в Западной Европе, процессы, угрожающие экосистемам европейских стран, а также пути решения экологических проблем.
Европейская политика в области ОС, начавшая формироваться в 1973 г., является одной из немногих сфер, в которых страны региона не только единодушно принимают ограничивающие соглашения, но и стремятся их выполнять. За прошедшие годы были достигнуты существенные результаты в области улучшения состояния ОС. Значительно повысилось качество горючего, резко сократились выбросы окиси азота транспортными средствами и двуокиси серы при производстве электроэнергии (за счет использования технологий десульфурации). Благодаря росту объема очистки городских сточных вод улучшилось качество водных ресурсов. Несколько возросла площадь лесов.
Тем не менее многие проблемы сохраняются. Наиболее серьезной из них является проблема климатических изменений. В целом Европа сталкивается с определенными трудностями при реализации цели Киотского протокола, т.е. сокращения на 8% выбросов газов, имеющих парниковый эффект (ГИПЭ), в 2008-2012 гг. по сравнению с 1990 г. Выбросы ГИПЭ уменьшались в 90-е годы ХХ в., но стали расти с 2000 г. Одним из наиболее крупных источников ГИПЭ является транспорт, причем в 1990-2003 гг. особенно
возросли выбросы воздушного (на 28,9%) и наземного (на 25,1%) транспорта (с. 46).
Растительный и животный мир европейских стран достаточно разнообразен. На территории стран ЕС насчитывается около 1 тыс. видов позвоночных,100 тыс. видов беспозвоночных животных, не считая морских биологических видов, 10 тыс. видов растений. Большая часть земельного фонда веками используется для производства продуктов питания, древесины или поселений. В 1990-е годы 800 тыс. га земли были заасфальтированы или забетонированы, что в три раза превышает площадь Люксембурга (с. 50). В результате постепенно стирается грань между городской и сельской средой. Плотность населения в городах снижается, так как люди предпочитают жить в сельской местности и пригородах. В этих условиях резко возрастает количество автомашин в домашних хозяйствах, а развитие транспортной инфраструктуры наносит вред природным экосистемам, разрушая пути миграции животных, создавая шум и загрязняя ОС. Прибрежные зоны и средиземноморские острова, биоразнообразие которых не нуждается в доказательствах, подвергаются серьезной опасности в результате интенсивной застройки для обслуживания туристов. Угрозой для экосистем также являются использование пестицидов, потребление больших количеств водных ресурсов для ирригации. Благоприятную роль в изменении этих тенденций могла бы сыграть реформа общеевропейской сельскохозяйственной политики (ОСП). Но поскольку страны - члены ЕС по-разному используют инструменты этой реформы, некоторые эксперты сомневаются в ее эффективности в отношении ОС.
Останавливаясь на проблеме управления дефицитными и неустойчивыми ресурсами, автор отмечает, что рыбные ресурсы являются последним крупным источником природной пищи. По данным ФАО, 75% мировых запасов рыбы подвергаются чрезмерному отлову, а многие виды рыб, в частности тунец и акула, становятся все более редкими. Во многих местах рыбного промысла 20-60% (в некоторых случаях 80-90%) выловленной рыбы не соответствуют целям рыбной ловли (несъедобная рыба, молодь) (с. 51). Под наибольшей угрозой в европейских водах сейчас находятся треска, пикша и мерлуза.
Другим неустойчивым и невозобновляемым ресурсом считаются почвы, подвергающиеся многочисленным угрозам (эрозия, бетонирование, загрязнение, засоление). Почва может восстанавливаться естественным путем, но для этого требуется много времени. Однако самой серьезной проблемой в Европе является управление водными ресурсами. По данным Европейского агентства по окружающей среде, несмотря на сокращение забора воды в 1990-2002 гг. в 17 странах ЕС, восемь стран (Германия, Великобритания, Италия, Мальта, Бельгия, Болгария, Испания, Кипр), на которые приходится 40% европейского населения, испытывают недостаток водных ресурсов (с. 52). Особенно остро проблема обеспечения водой стоит в Италии, Испании, на Кипре и Мальте, широко использующих воду для сельскохозяйственных целей. Изменения в режиме выпадения осадков, возможно, связанные с климатическими изменениями, уже отмечаются в Европе. В некоторых странах Северной Европы осадки, особенно зимой, становятся более обильными, в то время как в Центральной и Южной Европе в летние месяцы все чаще наблюдается засуха, что может привести к ухудшению водоснабжения этой части Европы.
В европейских масштабах загрязнение атмосферы значительно снизилось после введения норм на горючее, автотранспорт и установления в 1980-е годы предельно допустимых значений для некоторых загрязнителей. В настоящее время такие явления, как смог и кислотные дожди, практически исчезли. В целом выбросы газов, вызывающих кислотные дожди, с 1990 г. в ЕС-15 снизились на 40% (с. 53).
Вместе с тем сохраняется проблема концентрации в атмосфере твердых частиц, наносящих вред здоровью населения. Чаше всего проводятся оценки количества частиц размером менее 10 мкм, хотя наиболее серьезные проблемы со здоровьем вызывают частицы размером менее 2,5 мкм. Их основными источниками являются ТЭЦ, промышленные предприятия и транспорт, особенно дизельный. Большинство исследователей считают, что твердые частицы - один из самых серьезных загрязнителей, наносящих вред здоровью людей. Наиболее остро эта проблема стоит в Бенилюксе, Северной Италии, некоторых районах Польши и Венгрии. Исследования показывают, что при проведении полномасштабной поли-
тики борьбы с атмосферным загрязнением количество частиц размером 10 мкм и 2,5 мкм в 2030 г. сократится соответственно на 38 и 46% (с. 54). Однако в этих исследованиях не учитываются метеорологические условия и некоторые другие факторы.
Еще одним загрязнителем атмосферы, влияющим на здоровье людей, является озон. Он образуется в результате фотохимических реакций между оксидами азота и летучими органическими соединениями, содержащимися в выбросах автотранспорта и ТЭЦ под воздействием тепла и солнечного света. Наиболее высокое содержание озона в атмосфере отмечается в теплое время года, а места его концентрации в результате перемещения воздушных масс могут быть удалены от мест образования. Превышение предельно допустимых значений содержания озона в атмосфере влияет на органы дыхания людей и наносит вред растениям (омертвение листьев, гибель лесов).
В целом довольно сложно вынести окончательное суждение о состоянии ОС в Европе, поскольку по ряду позиций (шум, биоразнообразие, отходы и химические продукты) полные данные отсутствуют. Единое мнение существует только относительно ответственности экономических секторов за изменения в потреблении ресурсов (эрозия почв, производство отходов) и за загрязнение ОС в результате массированного использования химических веществ в сельском хозяйстве и промышленности.
Наиболее важными вопросами, которые Европа должна решить в ближайшие годы, автор считает снижение влияния, которое оказывают производство и потребление европейцев на здоровье и ОС. В связи с этим уже начались или готовятся серьезные реформы. Особое значение среди них имеют реформа ОСП (начатая в 2003 г.) и управление использованием химических веществ.
Благодаря европейской политике в области ОС, отмечает автор в заключении, странам - членам ЕС удается поддерживать одни из наиболее жестких экологических норм в мире, что способствовало значительному улучшению состояния ОС. Однако остается много нерешенных проблем, а приоритетная ориентация государств-членов и Европейской комиссии (ЕК) на защиту ОС в условиях экономического спада представляется ненадежной. Вступление в ЕС 12 новых стран, первостепенной задачей которых
является повышение уровня доходов на душу населения до среднего по ЕС-15 уровня, может только ухудшить положение.
Сегодня, по мнению автора, Европе в вопросах защиты ОС не хватает динамизма, наблюдавшегося до середины 1990-х годов, что объясняется рядом причин. Во-первых, коммунитарные достижения в области ОС для новых членов дороги и сложны. Сейчас в Европе нет настоящего экологического лидера, национальные экологические политики свертываются. Во-вторых, приняв законы, регулирующие классические сферы ОС (вода, воздух, отходы, биоразнообразие), ЕК должна заняться новой проблематикой, связанной с территориальными аспектами, которым до сих пор почти не уделялось внимания, поскольку принятие подобных решений требует единогласия. Речь идет об ограничении территориального роста городов, защите побережья. В-третьих, Генеральная дирекция ЕК по ОС часто не имеет в своем распоряжении инструментов для оценки выгод от экологических мер или негативного воздействия других законодательных актов. В-четвертых, проблема устойчивого развития не выразилась на европейском уровне в создании новых институциональных структур или совершенствовании систем внутренней координации в ЕК. В-пятых, применение существующего законодательства является постоянным яблоком раздора между ЕК и странами-членами, которые ЕК упрекает в неприменении законодательства.
Тем не менее, полагает автор, европейскую политику в области ОС можно оживить, опираясь на экологический волюнтаризм нескольких стран, готовых преодолеть блокирование, связанное с принципом единогласия, а также усилив восприимчивость политиков и общественности к вызовам, с которыми в недалеком будущем столкнется Европа и мир.
И.Ю. Жилина