РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ-4-
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.03.001-96.03.039
МОСКВА 1996
частности, на проведение адресного переучета всех социально незащищенных категорий населения, создание, поддержание в активном состоянии банка данных особо нуждающихся групп населения и т.д.; в области социального обслуживания • осуществление выплат дотаций и компенсаций, установленных указами президента РФ и правительством Москвы; организация бесплатного питания; управление развитием медицинского обслуживания; борьба с преступностью и укрепление правопорядка; управление трудоустройством и занятостью населения в районе; управление программами по работе с молодежью; управление общим и специальным образованием и воспитанием детей; торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения и др.
В.Ф.Ломакина
96.03.023. СМИРНОВ A.B. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. - М.: Антропософия. 1995. - 124 с.
В книге подробно рассматриваются конкретные виды административных правонарушений в сфере налогового законодательства, порядок наложения административного взыскания, обжалования и исполнения вынесенных постановлений.
В соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях, не всякое нарушение законодательства может быть основанием для привлечения к административной ответственности. Для наступления какого-либо вида административной ответственности необходимо наличие таких признаков правонарушения, как противоправность действия или бездействия, наличие вины, причинной связи между противоправным действием или бездействием и наступившими последствиями, а также наказуемость деяния.
Административное нарушение налогового законодательства, пишет далее автор, - это посягающее на действующую налоговую систему противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) 12*
действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Автор подробно останавливается на изложении особенностей конкретных видов административных правонарушений в данной сфере.
Одним из проступков является непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков клиентов этих учреждений и предприятий • за истекший финансовый год. В соответствии с законодательством, налоговые органы правомочны получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления и уплаты налоговых платежей плательщиков. Кроме того, в отношении банков, кредитных учреждений, бирж существует специальная норма законодательства, обязывающая их представлять соответствующим государственным налоговым инспекциям данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков • клиентов этих учреждений и предприятий • за истекший финансовый год. Данное положение не противоречит понятиям "банковская тайна" или "тайна банковских вкладов".
За непредставление таких данных и установлена указанная административная ответственность. Признаками данного правонарушения являются: отказ банка, кредитного учреждения, биржи или иного предприятия представить государственной налоговой инспекции данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий; запрашиваемые данные касаются ■ финансово-хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в истекшем финансовом году. Для наступления административной ответственности необходимо наличие обоих указанных признаков. Субъектами правонарушения являются руководители банков, кредитных учреждений, бирж и иных предприятий. Автор обращает внимание на то, что законом не определен порядок представления таких сведений - по почте, с нарочным, "из рук в руки". Это дает
возможность в определенной ситуации избежать ответственности. Например, банк всегда может объяснить свое непредставление недостатками в работе почтового предприятия.
Административной ответственности подвергаются граждане за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности или осуществление ими предпринимательской деятельности, в отношении которой имеется специальное запрещение. В соответствии с действующим законодательством о предпринимательской деятельности, граждане не вправе торговать оружием, боеприпасами, военной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и приборами к ним, взрывчатыми веществами и их отходами и тд. Они также не имеют права изготавливать изделия из драгоценных камней, драгоценных и редкоземельных металлов, стратегические материалы, вооружение и боеприпасы к нему и тд.
Автор пишет, что рассматриваемая административная ответственность не может наступить в отношении физического лица, хотя и совершившего какое-либо из вышеперечисленных деяний, но не имеющего никакого гражданства.
Действующим законодательством установлен только один вид административного взыскания за нарушения налогового законодательства - административный штраф. Право налагать его уполномочены соответствующие органы государственной налоговой инспекции в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
При обнаружении признаков одного из правонарушений в сфере налоговой системы налоговый инспектор прежде всего должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 227 КоАП, такими обстоятельствами являются: отсутствие событий и состава правонарушения; недостижение лицом на момент его совершения 16-летнего возраста; неизменяемость лица; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
издание акта амнистии; отмена акта, устанавливающего административную ответственность, и др.
В соответствии с ч. I ст. 33 КоАП РФ взыскание за административное правонарушение налагается строго в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, поэтому налоговые органы не имеют права налагать административные штрафы за нарушения налогового законодательства в размерах, меньших, чем они предусмотрены в законодательстве.
Далее рассматриваются вопросы обжалования и опротестования постановлений органов налоговой инспекции по делам об административных правонарушениях налогового законодательства.
Постановление по делу об административном нарушении в данной сфере может быть обжаловано как в суя, так и в вышестоящую налоговую инспекцию в течение десяти дней со дня его вынесения. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен органом, рассматривающим поданную жалобу.
Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти дней, а копия решения по ней в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Как правило, постановление о наложении административного взыскания за административное правонарушение подлежит исполнению с момента его вынесения. Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении административного взыскания, а в случае обжалования или опротестования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
В случае неуплаты штрафа в установленный для добровольной уплаты срок постановление направляется в районный суд для удержания суммы штрафа в принудительном порядке. Взыскание штрафа может быть обращено судом на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию правонарушителя только в том случае, если размер его не превышает 20% заработной платы или иных доходов нарушителя, а если взыскание обращается по нескольким исполнительным листам, • 50%.
В.ФЛомакина
96.03.024. МАСЛЕННИКОВ М.Я. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: Практическое руководство. - Тверь: Прометей. -1995. - 224 с.
В книге в соответствии с новейшим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, на основе практики применения штрафов и других административных взысканий, налагаемых на граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, излагается порядок рассмотрения дел, обжалования и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
В производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых административно-процессуальными нормами. Автор дает краткую характеристику сущности следующих принципов: законности; оперативности; непосредственности; равенства всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело; публичности, гласности и др. Так, принцип непосредственности проявляется в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать их, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности; разбирательство по делу