Научная статья на тему '96. 03. 006. Айерман Р. Модерн и социальные движения. Ayerman R. modernity and social movements // social change and modernity / Ed. By H. Haferkamp and N. Smelser. - Berkley et al: Univ of California press, 1992. - P. 37-54'

96. 03. 006. Айерман Р. Модерн и социальные движения. Ayerman R. modernity and social movements // social change and modernity / Ed. By H. Haferkamp and N. Smelser. - Berkley et al: Univ of California press, 1992. - P. 37-54 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / КОНФЛИКТ -СОЦИАЛЬНЫЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кимелев Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 006. Айерман Р. Модерн и социальные движения. Ayerman R. modernity and social movements // social change and modernity / Ed. By H. Haferkamp and N. Smelser. - Berkley et al: Univ of California press, 1992. - P. 37-54»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 96.03.001-96.03.032

и за пределами сфер действия актеров и классов актеров, т.е. оказывают воздействие на уровне воспроизводства общества.

Социальные изменения на различных уровнях в своем взаимодействии и есть механизмы социальной эволюции. "Эволюционные изменения представляют собой результат комбинированного воздействия противоречий, продуцирующих изменения на различных уровнях социальной реальности" (с.345).

ЮЛ.Кимелев

96.03.006. АЙЕРМАН Р. МОДЕРН И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

AYERMAN R. Modernity and social movements // Social change and modernity / Ed. by H.Haferkamp and N.Smelser. - Berkley et al: Univ of California press, 1992. - P.37-54.

Рон Айерман рассматривает понятие модерна с точки зрения его продуктивности для понимания социального конфликта и социальных движений.

Понятие модерна уходит своими корнями в попытки постичь смысл и значение тех социальных изменений, что происходили в Европе во второй половине XIX столетия. Конкретно речь шла о воздействии индустриализации, урбанизации и политической демократии на в основном аграрные и аристократические общества. Термин "модерн" был создан с целью выразить противопоставление "модернового" общества "традиционному". Тематика модерна пронизывает все творчество Маркса, Вебера и Дюркгейма. В их творчестве модерн призван был быть чем-то большим, чем эвристическим понятием. Оно содержало коннотации нового опыта мира. Модерн обозначал мир, создаваемый заново посредством активного и сознательного вмешательства актеров, а также новое ощущение "я", вытекавшее из такого активного вмешательства и чувства ответственности" (с.37). В модерновом обществе мир испытывается как создание человека, и такой опыт рождает ощущение свободы и возможностей, но рождает также и базисное

чувство беспокойства относительно открытого будущего. В итоге "модерн связан с конститунрованием субъективности, социальным конституированием модернового "я", а также с политическими и культурными формами выражения этих явлений как на индивидуальном, так и коллективном уровнях" (с.42).

Если рассматривать модерн в аспекте коллективного действия, то в первую очередь следует обратить внимание на социальные движения. Социальные движения представляют собой особую форму коллективного поведения. "В то же время

социальные движения становятся модерновыми в силу своего отчетливо политического характера, а не потому, что являются коллективными" (с.43). Социальные движения представляют собой специфически модерновый феномен. Они выражают модерновую политическую культуру, которая допускает и признает массовое недовольство, которая базируется на сознании того, что возможны какие-то фундаментальные изменения.

В настоящее время принято проводить различия между "старыми" и "новыми” социальными движениями. Эти различия служат удобным способом категоризации различных современных политических конфликтов и социальных движений. Классы и классовые интересы, служившие в прошлом основным источником коллективной идентичности и мотивации коллективного действия, сегодня не являются столь же действенным фактором формирования и, соответственно, объяснения социальных движений. Современные социальные движения руководствуются иными интересами, чем интересы, напрямую связанные с доходами и экономической безопасностью. Новые социальные движения концентрируются вокруг проблем "жизненного мира", таких, как личностная идентичность, частная жизнь, отношения с соседями, сексуальная жизнь, стиль жизни. Те требования, которые выдвигают новые социальные движения, во многом не вписываются в контур традиционной политики компромисса - политики, связанной с рынком труда или с представительной демократией.

Автор утверждает, что новые социальные движения являются выражением постмодерна. С точки зрения понимания социальных движений следует учесть следующие изменения, лежащие в основе "постмодернового состояния". После окончания второй мировой войны западные общества претерпели грандиозную трансформацию экономических и социальных структур. В значительной мере истоком этой трансформации является экспансивное вмешательство государства в те области, которые прежде были сферой гражданского общества. Речь идет и о регулировании частной экономической деятельности, связанной с рынком, и о тех видах деятельности, что регулировались традицией, например, воспитание детей.

Следует отметить и изменения в области представительной демократии. В ходе этих изменений многие старые социальные движения, рабочее движение в первую очередь, превратились в организации, ставшие частью институционализированных властей и, соответственно, частью структур, где принимаются решения. Такие централизованные организации, связанные с политическими партиями, постепенно приобретают силу и влияние, но утрачивают при этом динамизм и привлекательность для масс. Новые социальные движения во многом определяются именно стремлением избежать тех "инкорпорирующих”, т.е. включающих, иеханизмов, которые так или иначе используются государством и которые оказались эффективными применительно к "старым" социальным движениям.

В послевоенный период наблюдается сдвиг в сторону базирующегося на знании капитал-интенсивного производства, требующий все большего числа высокообразованных работников. Поддерживаемая государством трансформация структуры занятости была подкреплена революцией в области образования. Взрывное развитие индустрии знания, революция в образовании явились источником новых социальных конфликтов и новых социальных движений, а представители движения в защиту окружающей среды и движения за мир подвергают критике связи между образованием, наукой и интересами государства и корпораций. Такая критика

становится иногда платформой для критики западного общества вообще.

Всякое социальное движение должно в настоящее время постоянно учитывать роль и возможности новых средств массовой информации. Они во многом определяют не только действенность того или иного социального движения, но и саму тематику и облик этого движения. Это также следует рассматривать как одно из специфических проявлений постмодерновой эпохи.

ЮЛ.Кимелев

96.03.007. ТУРЕН А. ДВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

TOURAINEA. Two interpretations of contemporary social change // Social change and modernity / Ed. by Haferkamp H., Smebser NJ. -Berkeley et al.: Univ. of California press, 1992. - P.55-77.

В настоящее время существуют две основные интерпретации социального изменения в современных условиях. В соответствии с либерально-консервативным воззрением общество предстает как полностью открытое, постоянно изменяющееся, уже не имеющее своей "природы", сущности или центра образования. Это общество -всего лишь набор слабо связанных между собой изменений. Согласно же воззрениям "критических" социологов конфликты наличествуют не только в сфере производства, ими пронизаны все стороны общественной жизни. Сейчас, в условиях новых технологических достижений, несуществующих экономических трудностей и отсутствия серьезных кризисов на международной арене, преобладает мертвая позиция.

Воплощенная в этой позиции неомодернистская мысль бросает вызов воззрениям классической социологии, выработанным в период западной индустриализации. Речь идет, прежде всего, о понятии "общество". Модерн можно определить как процесс возрастающей дифференциации экономической,' политической и культурной подсистем. "А понятие общества приобрело центральное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.