Научная статья на тему '96. 02. 057-059. Потрясения на мировом рынке капиталов. (Сводный реферат)'

96. 02. 057-059. Потрясения на мировом рынке капиталов. (Сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА -МЕЖДУНАРОДНАЯ / ДОЛЛАР (США) / КОНКУРЕНЦИЯ / КРИЗИСЫ (ЭКОН) / РЫНОК -АВТОМОБИЛЕЙ --- КОНКУРЕНЦИЯ США И ЯПОНИИ -- - МЕЖДУНАРОДНЫЙ / -США --И РЫНОК КАПИТАЛОВ -МЕЖДУНАРОДНЫЙ / -ЭКСПОРТ КАПИТАЛА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 057-059. Потрясения на мировом рынке капиталов. (Сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

96.02.057-059. ПОТРЯСЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КАПИТАЛОВ. (Сводный реферат).

1. POUZIN M., LECHYPRE Е. Le monde va-t-il manquer l'argent? // Expansion — P., 1995 .— № 493 .— P. 29-32.

2. HOWELL M. Les capitaux vont fuir les pays riches // Expansion.— P., 1995 .— № 493 .— P. 81.

3. CHESNAIS F. Graves secousses dans le système financier mondial // Monde diplomatique — P., 1995 .— A. 42, № 497 .— P. 14-15.

В реферируемых статьях рассматриваются различные аспекты эволюции международного рынка капиталов в первой половине 90-х годов. Падение Берлинской стены в октябре 1989 г., пишут М. Пузен и Э. Лешипр (1), знаменовало собой вступление всего человечества в мир капиталистических отношений, в рамках которого "все страны стали претендовать на свою долю потребления, занятости и инвестиций" (1, с. 29). Потребности развивающихся стран (PC) в средствах для развития необходимой инфраструктуры оцениваются в 200 млрд. долл. в год, а республик бывшего СССР — в 500 млрд. в год. В немаг лых средствах нуждаются и правительства промышленно развитых стран (ПРС), обремененные растущими дефицитами госбюджетов, и промышленные предприятия, что приводит к обострению борьбы за мировые сбережения. Эта борьба не имеет границ, но от ее исхода зависят будущее системы социальной защиты и занятости, уровень процентных ставок и налогооблажения.

Ежегодный объем сбережений в странах ОЭСР оценивается в 3400 млрд. долл. (1, с. 30). Чтобы спасти эту гигантскую сумму от обесценения, поскольку именно из нее приходится выплачивать пенсии стареющему населению и финансировать экономический рост ПРС, те, кто распоряжается этими сбережениями, пытаются вложить эти средства наиболее выгодным образом. В то же время на финансовых рынках разворачивается настоящая охота за этими средствами. Инструменты финансовых операций, становятся все более сложными и

145

96.02.057-059

изощренными, а операции с ними — подверженными все большим рискам, что усиливает колебания и потрясения на финансовых рынках.

Правительства большинства стран, уповая на выгоды от либерализации, многого ждали от глобализации рынков капиталов. Они надеялись получить на этом рынке необходимые средства по более низким процентам. Но либерализм вовсе не означает всеобщей благотворительности: обеспечивая свободу рынку, он вместе с тем предполагает действие механизма рыночных санкций, что приводит к повышению уровня реальных процентных ставок. К 1980-1994 гг. правительства стран ОЭСР жили явно не по средствам: норма сбережений у них снизилась с 23,5 до 19,4% ВВП, тогда как доля дефицита госбюджета возросла в среднем с 41 до 71% ВВП, достигнув 16,85 трлн.долл. (1, с. 30). Держатели международных фондов требуют все более высокого вознаграждения за средства, идущие на финансирование бюджетных дефицитов, что приводит к дальнейшему повышению уровня процентных ставок. Как считают некоторые эксперты, за мексиканским кризисом конца 1994 г. вырисовывается новый кризис задолженности — на этот раз ведущих ПРС.

Нищета системы государственных финансов является мощным стимулом для продолжения процессов приватизации, за счет доходов от которой правительства надеются поправить свои дела. Однако эти надежды напрасны, поскольку доходы от приватизации несопоставимы с требующимися средствами. По оценкам, в 1988-1993 г.г. совокупные доходы от приватизации составили 238,8 млрд. долл., а будущие доходы от приватизации в странах Восточной Европы до 1998 г. оцениваются в 100 млрд. долл. (1, с. 31).

Предприятия являются главными действующими лицами и жертвами войны за сбережения. Объемы заимствуемых ими средств зависят от колебаний процентных ставок, а курсы их акций — от "капризов" бирж. Конкуренция на рынке капиталов между испытывающими дефицит государствами, инвестиционными проектами РС и частными предприятиями становится все более жесткой. Предприятия уже не ждут поступления американских капиталов на биржи своих стран, а сами все чаще стремятся котировать свои акции на Нью-Йоркской бирже. В результате США превращаются в главный театр беспощадной всемирной схватки на рынке капиталов. В 1994 г. 70% предприятий, акции которых были впервые введены на Нью-Йоркскую фондовую биржу, происходили из РС. Многие крупные компании котировали свои акции на нескольких биржах; например, немецкая автомобильная компания "Даймлер — Бенц" котирует свои акции на 17 биржах мира.

В настоящее время на всех биржах мира иностранные инвесторы -осуществляют сделки на сумму в 3500 млрд. долл., что составляет

19-619

25% общего объема биржевых сделок; 15 лет тому назад этот показатель не превышал 6%. По прогнозам, в 2010 г. стоимость обращающихся на всех биржах мира ценных бумаг достигнет 27,6 трлн. долл. против 15,7 трлн. в настоящее время. При этом доля бирж РС повысится с 15 до 40% (2, с. 81). Это значит, что мировые потоки капиталов все больше будут ориентироваться на экономику РС, дестабилизируя валютно-финансовое положение развитых стран. На конец 1993 г. иностранные инвесторы приобрели акции компаний РС на общую сумму в 200 млрд. долл., что в 100 раз больше, чем в 1986 г. В 1994 г. объем подобных приобретений достиг нового рекордного уровня в 50 млрд. долл. (2, с. 81).

США играют сегодня ключевую роль в глобальном процессе сбережений, что в первую очередь объясняется накоплением огромных средств в пенсионных (4800 млрд. долл.) и инвестиционных (1500 млрд. долл.) фондах. Благодаря новой информационной технологии американцы могут дать распоряжение по телефону приобрести акции и другие ценные бумаги в любой стране мира. В 1993 г. они приобрели иностранных акций на сумму в 180 млрд. долл. По прогнозам, к 2000 г. в портфеле акций американских инвесторов доля иностранных акций составит не менее 20%, что втрое превысит нынешний показатель. По словам А. Альберта, генерального директора "Меррил Линч ассет менеджмент", чтобы следить за международными потоками капиталов, следует прежде всего внимательно наблюдать за стратегией тех, кто управляет размещением американских активов.

Ведущая роль США на мировом рынке сбережений создает немало проблем для их платежного баланса, для доллара и для мирового финансового рынка в целом. Экспорт капитала в форме прямых й портфельных инвестиций составляет 2% американского ВВП, что превышает соответствующий показатель во времена "плана Маршалла". Однако если в первые послевоенные годы США имели положительное сальдо своего торгового баланса, то сегодня их торговый баланс сводится со значительным дефицитом, что обусловливает необходимость поиска средств для его финансирования. Эта сохраняющаяся аномалия превращает США в главного финансового посредника в мире, который действует как никем не регулируемая сберегательная касса, финансирующая зарубежные прямые инвестиции за счет вкладов своих клиентов, т. е. покупателей обязательств казначейства США (это в основном японские инвесторы). По мнению У. Стерлинга, экономиста из "Меррил Линч", разрыв одного из звеньев подобной цепи грозит крупнейшей в истории финансовой катастрофой.

Положение на мировом финансовом рынке усугубляется тем, что некоторые быстро развивающиеся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии все активнее действуют на международных рынках

147

96.02.057 059

капиталов. В них формируются мощные институциональные инвесторы, например, Национальная пенсионная касса Сингапура, объем портфеля которой приближается к 20 млрд. долл. Что касается других азиатских стран, которые пока находятся в стадии накопления ресурсов, то и они со временем превратятся в мощных международных инвесторов. Достаточно сказать, что уже сегодня Китай и Индия являются крупнейшими покупателями золота в мире, приобретая ежегодно по 300 т этого металла, цена которого, как считают специалисты, должны возрасти до 500 долл. за тройскую унцию.

В статье Ф. Шенэ (3) отмечается тесная взаимосвязь между нестабильностью международной финансовой системы, неограниченной властью финансовых рынков и положением в сфере производства, международной торговли и занятости. Именно вследствие той взаимозависимости кризис, разразившийся в конце 1994 г. в Мексике, уже в начале 1995 г. привел к быстрому ухудшению экономической ситуации в мировой экономике, хотя незадолго до этого эксперты МБРР и других финансовых институтов предсказывали возобновление экономического роста в большинстве секторов мирового хозяйства. Представители наиболее распространенной в современных условиях неоклассической экономической теории продолжают настаивать на искусственном разделении между сферой реальной экономики и финансами. Между тем, подчеркивает Ф. Шенэ, события последнего времени свидетельствуют о тесном переплетении экономических, валютных и финансовых механизмов, а также о жестких пределах независимости финансовой сферы и невозможности ее длительного отрыва от реальной экономики (3, с. 14).

Гипертрофированное развитие финансовой сферы, продолжает автор, невозможно понять вне противоречий и трудностей мировой экономики. Процессы централизации капиталов в мировых масштабах, которые были стимулированы мерами по дерегулированию и либерализации финансовых рынков, еще более обострили эти противоречия и трудности. В течение последних 30 лет быстрое расширение финансовых рынков частично подпитывалось теми прибылями, которые крупные промышленные группы не инвестировали в производство. В современных условиях мировая система сбережений, концентрированным выражением которой являются, по мнению автора, инвестиционные фонды ведущих стран, предпочитает направлять средства в краткосрочные вложения, а не в долгосрочные инвестиции.

В результате действия механизмов нынешней экономической системы, неравномерного развития конъюнктуры, финансовых потрясений и валютных кризисов, мировая экономика оказалась в "ловушке", которая таит в себе многочисленные угрозы. С одной стороны, в погоне за повышением конкурентоспособности предприятия сокращают чи-

сленность занятых и снижают издержки производства, а с другой — стремятся расширить рынки сбыта, не осознавая того, что сумма их индивидуальных решений, каждое из которых может быть вполне рациональным, создает непреодолимый барьер для расширения рынков сбыта. В самом деле, рост безработицы и маргинализация не только отдельных слоев населения, но и целых стран (например, в Африке) ограничивают рост мирового спроса и соответственно нарушают стабильность производственных инвестиций.

Начавшийся новый этап "спирали спада" в мировой экономике, по мнению автора, связан с падением курса доллара. Резкое снижение курса доллара с февраля — марта 1995 г. отражает, с одной стороны, недоверие значительной части крупных финансистов и биржевиков к доллару, а с другой — их осторожность в отношении политики финансовых властей США, стремящихся извлечь выгоду из привилегированного положения доллара в мировой экономике, используя изменения валютных паритетов в качестве оружия в торговой войне с основными конкурентами. Тот факт, что японская иена находится в подчиненном положении по отношению к доллару как основной международной резервной валюте, означает, что Япония по-прежнему вынуждена финансировать торговый дефицит своего главного конкурента. Это подчиненное положение отражает соотношение политических сил на международной арене, а единственным фактором, спасающим США от кризиса наподобие мексиканского, является особый статус доллара, на долю которого приходится около 60% наличности всех центральных банков (3, с. 15).

Возможно, пишет в заключение автор, и существует предельная цена доллара, по достижении которой начнется крах банковской системы США, однако эта цена пока никому неизвестна. Вместе с тем период низких темпов экономического роста мировой экономики является предвестником финансовых банкротств и других потрясений, которые вновь поставят вопрос о необходимости реформы международной ваг лютно-финансовой системы. До сих пор все дискуссии о такой реформе оставались на уровне "пустой риторики".

JI. А. Зубченко

96.02.060-061. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ С ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ. (Сводный реферат).

1. DUNN1NG 3. Re-evaluating the benefits of foreign direct investment //

Transnat. corp.— N. Y., 1994 Vol. 3, № 1 .— P. 23-51

2. STOPFORD J. The growing interdépendance between transnational

corporations and goverments // Transnat. corp.— N. Y., 1994 .— Vol. 3, № 1 .— P. 23-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.