2005.01.002-003. АМЕРИКАНСКИЕ ДЕФИЦИТЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ. (Сводный реферат).
1. BOURGUINAT H. Le retour des deficits jumeaux américains et le partage de l'epargne mondiale // Rev. d'economie polit. - P., 2003. - Vol. 113, N 4. - P.423-430.
2. L'Amerique creuse son trou // Express. - P., 2004. - N 2746. - P.77-78.
В обзоре рассматриваются проблемы распределения мировых сбережений и их использования для покрытия дефицитов федерального бюджета и платежного баланса по текущим операциям США.
В последние годы США является страной, которая привлекает основную часть мировых сбережений, что угрожает равновесию международной финансовой системы. Дефицит платежного баланса США по текущим статьям составлял 410 млрд. долл. в 2000 г. (4,2% ВВП), 392 млрд. в 2001 г., 504 млрд. в 2002 г. и 514 млрд. в 2003 г. Чистая внешняя дебиторская позиция США, отражающая превышение внешних обязательств страны над ее требованиями к загранице, достигла 2 187 млрд. (20% ВВП) и, по некоторым прогнозам, через пять лет может возрасти до 5 800 млрд. (или 4,8% ВВП) (1, с.420). Даже если эти прогнозы не сбудутся, ясно одно, что сегодня США живут явно не по средствам: они заимствуют за рубежом в среднем более 2 млрд. долл. в течение каждого рабочего дня. К этому следует добавить возврат дефицита федерального бюджета. В 2001 г. профицит федерального бюджета составлял 124,4 млрд. долл., но уже в 2002 г. он сменился дефицитом в 159 млрд., в 2003 г. дефицит возрос до 400 млрд. и, по оценкам, в 2004 г. составит 425 млрд. долл., если сохранится политика увеличения государственных расходов и снижения налогов в условиях, когда уровень внутренних сбережений в США близок к нулю (менее 1% в 2000-2001 гг. против 6,5% в 1992 г.) (1, с.420).
Замедление темпов роста американской экономики вследствие кризиса « новой экономики» и событий 11 сентября 2001 г. привело к значительному сокращению иностранных прямых инвестиций в США. В то же время объем приобретения иностранцами ценных бумаг американского казначейства (векселей и облигаций) постоянно растет: только в сентябре 2002 г. продажи таких бумаг за рубежом составили 27,6 млрд. долл. - самая большая сумма за последние семь лет. По оценкам, центральные банки 11 азиатских стран финансируют покрытие 64% американского бюджетного дефицита (2, с.77).
По существу, современный мир живет в условиях долларового эквивалента, поскольку доллар является одновременно главным платежным
средством в сфере международного обмена и резервной валютой. Все другие валюты мира, товары и услуги оцениваются в долларах. В них же ведутся расчеты на международных валютных и межбанковских рынках, а также выражается половина стоимости финансового богатства мира. Наконец, держателями более 50% американских облигаций являются центральные банки других стран. В этих условиях многие серьезные обозреватели начинают задаваться вопросом: как долго может сохраняться всемогущество доллара при одновременном сохранении двойного дефицита: по текущим статьям платежного баланса и федерального бюджета.
В настоящее время в США наблюдается двойной дефицит - и платежного баланса, и федерального бюджета, что делает ситуацию критической. При этом США пользуются возможностью иметь и даже увеличивать долги в собственной валюте, не подвергаясь валютному риску. Однако сегодня, когда текущий дефицит составляет 5% ВВП и дефицит федерального бюджета - 4,5%, уже невозможно не прислушиваться к аргументам тех, кто осуждает безграничный рост внешней задолженности США, претендующих на то, чтобы быть банкиром и локомотивом мировой экономики. Тем более, что в последнее время к существующим дефицитам добавляются новые бюджетные расходы на проведение кампании в Ираке (90 млрд. долл.) и на его оккупацию (25-30 млрд.).
Критики политики США, в частности, ссылаются на то, что в 19952001 гг. доля американских акций в мировой биржевой капитализации возросла с 35 до 57%, а доля американских облигаций - с 10 до 30% (1, с.426). Такой рост доли ценных бумаг США противоречит базовому положению о необходимости диверсификации портфелей. Рано или поздно обострение экономических трудностей или события, подобные теракту 11 сентября 2001 г., приведут к тому, что держатели американских ценных бумаг станут отказываться от них. США вынуждены будут контролировать свои дефициты, резко понизить курс доллара и повысить уровень внутренних сбережений. Однако пока США рассчитывают на то, что другие страны помогут им поддерживать доллар. До сих пор сохраняет свою актуальность высказанное еще в 1971 г. Дж. Коннелли (.Т.СоппеИу), тогдашним секретарем государственного казначейства США, замечание: «Доллар - наша валюта, но ваша проблема» (1, с.426).
С начала 1980-х годов США стали чистым заемщиком средств на мировом рынке капиталов: в 1981-1990 г. чистый приток средств в форме краткосрочных и долгосрочных капиталов в США составил 782 млрд. долл., в 1991-2000 гг. эта сумма возросла до 1859 млрд., или в 2,37 раза (1,
с.427). Это значит, что самая богатая страна мира получает на международном рынке капиталов более % его средств (мировых сбережений), чтобы компенсировать недостаток внутренних сбережений и финансировать дефицит платежного баланса по текущим операциям. Главным поставщиком средств на международный рынок капиталов является Япония, которая за последние два десятилетия ХХ в. обеспечила приток 1804 млрд. долл. В 2003 г. двойной дефицит США составил более 900 млрд. долл. (9% ВВП), что в шесть раз превысило поступления капиталов в страны с формирующейся рыночной экономикой. Налицо явная диспропорция в развитии международного финансового оборота, которая может лишить многие страны средств для финансирования их экономики.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в распределении мировых сбережений, в первую очередь следует сократить американские дефициты. Специалисты выделяют три главных способа решения этой проблемы, два из которых имеют долгосрочный характер.
1. Увеличение частных и государственных сбережений в США. Резкое снижение сбережений американских домохозяйств в 1990-х годах объясняется рядом причин, в том числе относительной «молодостью» населения США по сравнению со странами ЕС и Японией, эйфорией от потребления, связанной с развитием «новой экономикой», значительным повышением биржевых курсов и т.д. Восстановление нормы сбережений домохозяйств до уровня начала 1990-х годов потребует долгого времени, так как в нынешних условиях сокращение потребления в пользу увеличения сбережений может подорвать намечающееся оживление экономики.
2. Расширение американского экспорта услуг, в производстве которых США обладают сравнительными преимуществами, что позволит сократить дефицит платежного баланса по текущим операциям. К числу таких услуг относятся услуги в сфере телекоммуникаций, финансов, транспорта и научных исследований.
3. Девальвация доллара, позволяющая сократить дефициты до приемлемого уровня в 2-2,5% ВВП. Как рекомендовал известный американский экономист Ф.Бергстен (Р.Бе^1еп), «позвольте доллару падать». По его расчетам, снижение курса доллара на 1% (от уровня 2001 г.) позволит в течение двух лет уменьшить текущий дефицит на 10 млрд. долл., так что следует довести снижение курса до 25%. Однако если политика отказа от сильного доллара зайдет слишком далеко, это может серьезно затронуть интересы других стран. Если другие страны, особенно азиатские, откажутся приобретать американские ценные бумаги, США
должны будут повысить уровень базовой процентной ставки, чтобы привлечь новых инвесторов, что, в свою очередь, может затруднить оживление экономики. По мнению специалистов, такой сценарий маловероятен, так как он затрагивает интересы многих сторон. Как считают эксперты Центра прогнозных исследований и международной информации (Франция), вероятнее всего, центральные банки азиатских стран продолжат аккумулировать свои резервы в долларах не только для того, чтобы затормозить повышение курсов своих валют, но для того, чтобы избежать финансового кризиса, который неизбежно будет сопровождаться значительным обесценением их долларовых резервов.
Участники состоявшегося в феврале 2004 г. совещания министров финансов стран «Большой семерки», осудив «чрезмерную волатильность» валютных курсов, высказались за «большую гибкость в проведении валютной политики». Подобная позиция была воспринята руководителями центральных банков азиатских стран как «зеленый свет» для продолжения своих интервенций на международных финансовых рынках с целью недопущения слишком быстрого повышения курсов их валют. Подобные интервенции Японии за последние 13 месяцев составили около 270 млрд. долл., в том числе в январе 2004 г. - 68 млрд. долл., при этом было объявлено, что в 2004 г. «потолок интервенций» будет повышен (2, с.77).
По мнению А.Бургина, профессора Университета Монтескье (Бордо, Франция), сегодня трудно управлять «соотношением курс доллара -дефицит платежного баланса США». Если доллар будет слишком сильным, наиболее богатая страна мира - США будет продолжать откачивать в свою пользу основную часть мировых сбережений. Вместе с тем слишком быстрая девальвация доллара может привести к «обеднению соседей». В конечном счете, единственным решением должна быть согласованная акция по «мягкой посадке» доллара с целью установления его курса на таком уровне, который был бы приемлем одновременно и с точки зрения уменьшения дефицита платежного баланса США, и с точки зрения поддержания условий международной конкуренции. Для ликвидации диспропорций в использовании мировых сбережений, заключает А.Бургина, следовало бы подумать о том, «как лучше упорядочить международное движение капиталов, так или иначе связав его со способностью каждой страны мобилизовать внутренние сбережения» (1, с.430).
Л.А.Зубченко