РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
цированной рабочей силы, сезонные разрешения охватывают низкоквалифицированных ИР. Вследствие переоформления сезонных разрешений на разрешения других видов происходит увеличение численности рабочей силы, с нестабильным положением на рынке труда.
В заключение автор делает следующие выводы. Система квотирования ИР, действующая в Швейцарии, оказывает незначительное влияние на процесс увеличения постоянно проживающего некоренного наг селения. Нельзя утверждать, что она позволяет эффективно регулировать иммиграцию. Прибытие иностранцев для воссоединения семьи и замена сезонных разрешений в значительной мере не поддаются контролю. Сбалансированное соотношение между коренным и некоренным населением зависит от очень субъективных параметров, таких как реакция швейцарских граждан и способности иностранцев к интеграции. В 80-90-х годах автономность миграционных оотйков отрицательно повлияла на рынок рабочей силы. Оптимальное равновесие в области занятости не было достигнуто. Перед лицом роста неконтролируемой миграции необходимо изучить влияние всех категорий мигрантов непосредственно на процесс миграции и на условия занятости.
С. Н. Куликова
96.02.053. ЛИАНОС Ф., НАЖЕЛ О. СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА: УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
LIANOS F., NAGEL О. La libre circulation des chdmeurs au sein de la communaute europeenne: conditions et perspectives // Travail et emploi.— P., 1995 .— № 62 P. 72-75.
Французские экономисты исследуют причины и мотивы миграции рабочей силы в рамках ЕС, а также меры по ограничению ее свободного перемещения.
Огромные усилия, предпринятые на уровне Сообщества, в области признания национальных дипломов об образовании способствовали увеличению мобильности трудящихся внутри ЕС. Причины этой мобильности коренятся в различиях условий труда между странами — членами ЕС. Так, по данным Европейского института по проблемам улучшения условий жизни и труда, в странах Северной Европы условия труда значительно лучше, чем в Южной. Специалисты института считают, что страны ЕС можно разделить на три группы. В первую группу входят Бельгия, Дания, ФРГ, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Эти страны характеризуются высоким уровнем развития инфраструктуры, образования, информации, ‘‘качества” рабочих мест. Вторую группу образуют Франция, Италия и Ирландия, кото-
рые находятся на средних позициях по условиям труда, развитию образования и информации. Страны третьей группы (Греция, Испания и Португалия) характеризуются наиболее тяжелыми и вредными условиями труда, а также более высокой продолжительностью рабочего времени.
Среди трудящихся стран ЕС, проживающих во Франции, большинство составляют выходцы из стран Южной Европы: они составляли в 1990 г. 85,75%, или 1122 тыс. человек из 1308 тыс. выходцев из других стран ЕС (с. 72). Однако с начала 80-х годов в северных европейских странах наблюдается некоторое сокращение численности трудящих-ся-иммигрантов с юга Европы, связанное с гармонизацией условий и оплаты труда и со снижением потребности в неквалифицированной рабочей силе.
Во Франции насчитывается значительное число лиц, формально проживающих во Франции, место работы которых находится за пределами страны в приграничной зоне в пределах 10 км, в том числе в Бельгии, Люксембурге, ФРГ и Швейцарии. В 1990 г. эта категория составляла 200 тыс. человек, из них 94 тыс. работали в Швейцарии (с. 73). В этих странах более низкая безработица и более высокая зараг ботная плата и повышенный спрос на рабочую силу из-за старения населения. С другой стороны, незначительное число жителей указанных стран приезжают на работу в приграничные районы Франции. Однако приграничные работники (“фронтирьеры”), даже если они входят в категорию мобильных трудящихся ЕС, обладают особыми характеристиками, так как они не являются резидентами страны занятости.
В Римском договоре предусматривается свободное передвижение рабочей силы, что должно способствовать прежде всего экономическому развитию Европы. Предусматривается также распространение права на свободное передвижение на безработных и ищущих работу в последней стране своей занятости или желающих использовать это право для поиска работы в другой стране — члене ЕС.
Во Франции большинство безработных европейского происхождения являются выходцами из стран Южной Европы. Португальцы (48,5 тыс. в 1993 г.К итальянцы_Ш.,8 тыс.), испанцы (10,3 тыс.) составляют в целом 86% общего числа безработных — выходцев из стран ЕС. В то же время безработные — выходцы из ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Великобритании составляют всего 12% (с. 73). Мотивы передвижения этих безработных различны и зависят от страны происхождения. Значительный наплыв во Францию безработных из стран Южной Европы объясняется их высокой долей в группе трудящихся стран ЕС и лучшими условиями труда во Франции.
Напротив, недавний быстрый приток безработных из Германии, Бельгии^ Нидерландов и Великобритании не может объясняться луч-
шими условиями труда во Франции, так как в целом в этих странах у с лежи я труда лучше, чем в последней. Миграция в этом случае скорее связана либо с семейными обстоятельствами, либо с привлекательностью Франции как таковой для проживания.
Для обеспечения мобильности рабочей ейлы и содействия возвращению к трудовой деятельности в 1992 г. была создана специальная служба ЕС — Европейская служба занятости (European employment service). Она создала и руководит информационной сетью, в которой собраны данные о наличии свободных рабочих мест и спросе на рабочую силу в рамках ЕС, об условиях жизни и работы и положении на рынке труда в разных странах Сообщества. Служба также координирует действия соответствующих государственных служб стран ЕС, и 250 “евросоветников” информируют и консультируют трудящихся, желающих изменить место работы, а также предприятия, заинтересованные в найме иностранной рабочей силы.
Право на свободное передвижение распространяется не только на трудящихся, но и на членов их семей. Так, в трех директивах ЕС 1990 г. определены правила, касающиеся права на проживание студентов, пенсионеров и экономически неактивных членов общества. Основным условием, которое им ставится, является условие обеспечить себя материально без помощи системы социального обеспечения. Однако свободное передвижение лиц без каких-либо ограничений может быть достигнуто только после ликвидации всяких физических границ, что предусмотрено Шенгенскими соглашениями.
С. Н. Куликова
I
96.02.054. ГЕЙСЛЕР Ч. К. ЗЕМЛЯ И БЕДНОСТЬ В США: СУТЬ ВОПРОСА И ОШИБКИ.
GE1SLER Ch. С. Land and poverty in the United States: Insights and oversights // Land economics.— Madison (Wis), 1995 .— Vol. 71, № 1 .— P. 16-34.
Профессор социологии Корнельского университета (США) обосновывает необходимость учета размера богатства вообще и земельной собственности, в частности, при анализе факторов, влияющих на уровень бедности или богатства. Нельзя, по мнению автора, ограничиваться только учетом уровня дохода и занятости при исследовании формирования класса бедняков. Необходимо в целом переоценить место земельной собственности в системе распределения богатства в стране. Земля и доход, земля и социальное обеспечение, земля и состояние экологической системы являются приоритетными направлениями исследования при разработке земельной политики и важными показателями характера перераспределения богатства.