Научная статья на тему '96. 02. 052. Шамбовей Д. Политика в отношении иностранцев и квотирование иммиграции: пример Швейцарии. Chambovey D. politique a l'egard des etrangers et contingentement de l'immigration: l'exemple de la Suisse // population. - P. , 1995. - № 2. - P. 367-384'

96. 02. 052. Шамбовей Д. Политика в отношении иностранцев и квотирование иммиграции: пример Швейцарии. Chambovey D. politique a l'egard des etrangers et contingentement de l'immigration: l'exemple de la Suisse // population. - P. , 1995. - № 2. - P. 367-384 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ / ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ -ШВЕЙЦАРИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА -ШВЕЙЦАРИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА -США / ШВЕЙЦАРИЯ ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 052. Шамбовей Д. Политика в отношении иностранцев и квотирование иммиграции: пример Швейцарии. Chambovey D. politique a l'egard des etrangers et contingentement de l'immigration: l'exemple de la Suisse // population. - P. , 1995. - № 2. - P. 367-384»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

ний). Приведенные в статье данные опроса Гэллапа свидетельствуют о том, что 90% предпринимателей предпочитают не нанимать работников старше 35 лет, а с учетом происходящего в Великобритании и других странах Запада постарения населения возрастные рамки требований согласны расширить только 1/3 предпринимателей. 80% менеджеров по работе с кадрами учитывают при найме на работу возраст претендента, причем чем моложе подобный менеджер, тем более негативно он относится к найму пожилых работников. Почти 70% опрошенных отмечают дискриминацию пожилых работников в рамках ЕС.

Молодежь Великобритании подвергается дискриминации не только при найме, но и при оплате труда. Работники в возрасте 18-20 лет получают только половину среднего по стране заработка, а в возрасте 21-24 года — только 70% (с. 16).

В заключение автор отмечает, что для устранения всех видов дискриминации в Великобритании должны быть приняты соответствующие антидискриминационные законы, как это уже сделано в Новой Зеландии и канадской провинции Онтарио.

В. Г. Былов

96.02.052. ШАМБОВЕЙ Д. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ И КВОТИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ: ПРИМЕР ШВЕЙЦАРИИ.

CHAMBOVEY D. Politique à l'égard des étrangers et contingentement de l'immigration: l'exemple de la Suisse // Population.— P., 1995 .— № 2 .— P. 367-384.

В статье швейцарского экономиста указывается, что после окончания второй мировой войны Швейцария привлекала значительное количество иностранных рабочих (ИР) для обеспечения своего экономического роста. После эпизодического сокращения иммиграции в 70-е годы поток ИР вновь увеличился в 80-е годы, достигнув исторического рекорда в 1993 г. Интенсификация иммиграции сопровождалась увеличением притока рабочей силы из Португалии и Югославии. Автор оценивает эффективность механизма квотирования, используемого для количественного контроля притока ИР, и последствия его использования для рынка труда.

Начиная с 1976 г. политика в отношении ИР характеризовалась значительной гибкостью. Акцент был сделан на поддержание определенного соотношения между численностью коренного и некоренного населения; создании условий, благоприятных для интеграции ИР и ино странцев, и сохранении оптимального равновесия в области занятости. Основным инструментом политики государства стало установление максимального количества (квот) иностранцев, которые допускались

17-619

в страну. Следует отметить, что ограничения касались только иностранцев, направлявшихся на работу, и принимали форму ежегодных квот, регулирующих прибытие экономически активных иностранцев.

В области социального обеспечения права иностранцев регулируются двусторонними соглашениями, заключенными с 21 государством. Эти соглашения основываются на принципе взаимности. Так, выходцы из других стран имеют в Швейцарии те же права, что и швейцарские граждане. При этом швейцарцы, в свою очередь, равны в своих правах с гражданами стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. В общем плане режим социального обеспечения стремится избегать дискриминации: к иностранцам, претендующим на социальную защиту, применяются те же требования, что и к швейцарцам.

С целью интеграции Швейцарии в единую Европу были рассмотрены меры, необходимые для обеспечения свободного перемещения лиц между Швейцарией и странами ЕС. В течение 80-х годов в Швейцарии, так же как и в других странах — членах ОЭСР, наблюдался рост притока иностранной рабочей силы. В 1980-1990 гг. Швейцария занимала второе место после ФРГ по абсолютным размерам иммиграции. Доля некоренного населения, постоянно проживающего в Швейцарии, регулярно росла с 1984 г., когда она составляла 14,5% постоянно проживающего населения, и достигла 18,1% в 1993 г. (с. 370).

За исключением Лихтенштейна и Люксембурга Швейцария в течение длительного времени принимала значительную долю выходцев из Западной Европы. Однако доля последних сократилась с 90% в 1970 г. до 65% всех иностранцев в 1993 г. Причем доля итальянцев — традиционных иммигрантов в Швейцарию уменьшилась с 55% в 1970 г. до 30% в 1993 г. (с. 370). Это сокращение произошло в пользу увеличения доли выходцев из Югославии, Португалии и Турции. Их удельный вес возрос с 43,9% всех иностранцев в 1970 г. до 35% в 1993 г. (с. 372). По мнению автора, эта тенденция будет прослеживаться и в дальнейшем.

Оценивая влияние количественных ограничений иммиграции ИР, автор указывает, что механизм квотирования оказывает лишь слабое воздействие на сокращение иммиграции: за рассматриваемый период количественные ограничения затронули только 14% иностранцев, прибывших в 1993 г. (с. 373). Подавляющее большинство разрешений на проживание было выдано не в соответствии с квотами. Так, 50% разрешений были выданы в результате замены сезонных разрешений на разрешения на постоянное место жительства и на воссоединение семьи. Механизм замены разрешений способствует, считает автор, снижению эффективности количественных ограничений как регулятора иммиграции.

В 1993 г. около 1/3 португальских иммигрантов получили статус постоянно проживающих путем соответствующей замены сезонных

разрешений. Аналогичный показатель составил: для испанцев — 19%, выходцев из экс-Чехословакии — 15,8 и итальянцев — 12,4%. С 1991 г. доля иммигрантов из экс-Югославии не переставала увеличиваться и сс)ставила в 1993 г. 46,8% (с. 375). Доля португальцев также заметна с 1990 г. — около 35% (с. 375).

В результате изменения системы разрешений воссоединение семей стало наиболее часто выдвигаемым мотивом приезда ИР из стран, поставляющих сезонную и временно занятую рабочую силу. С 1990 г. более половины выходцев из экс-Югославии и более 45% португальцев иммигрировали по этой причине.

Как и в других европейских странах, в Швейцарии существует нелегальная иммиграция ИР, которые заняты в основном в гостиничном хозяйстве, строительстве и сельском хозяйстве. Предприниматели этих секторов поощряют нелегальную иммиграцию как источник дешевой рабочей силы.

Рассматривая взаимосвязь политики в отношении иностранцев и рынка рабочей силы, автор указывает, что в принципе направление потоков рабочей силы должно меняться под влиянием экономической конъюктуры. Однако в 80-е годы этого не наблюдалось: приток иностранного населения происходил несмотря на экономический спад. Такое развитие иммиграционных процессов оказало влияние на рынок занятости. В частности, возникла тенденция к росту доли иностранцев среди безработных. С некоторых пор этот показатель значительно превысил долю иностранцев в экономически активном населении Швейцарии. Более того, ИР в большей мере, чем швейцарцы, охвачены длительной безработицей.

Высокий уровень безработицы среди иммигрантов объясняется более низкой средней квалификацией ИР и специфическими требованиями, предъявляемыми к ИР. Дело в том, что политика в отношении ИР предусматривает ограничения, направленные на обеспечение рабочей силой тех отраслей экономики и географических районов, где менее привлекательны условия труда. Так, сезонники и иностранцы, имеющие краткосрочное разрешение на работу, как правило, не могут менять место, вид работы и профессию.

Однако со временем ИР удается поменять временное разрешение на работу: половина из них приобретают разрешение на работу сроком на один год, а не на сезон. Многие также меняют сферу деятельности, где они первоначально приступили к работе в Швейцарии.

Использование ИР в наименее эффективных отраслях означает их скрытое субсидирование. Имея возможность нанимать более дешевую рабочую силу, предприятия таких отраслей не имеют стимулов улучшать условия труда и изменять структуру производства.

В то время как квотирование касается преимущественно квалифи-

цированной рабочей силы, сезонные разрешения охватывают низкоквалифицированных ИР. Вследствие переоформления сезонных разрешений на разрешения других видов происходит увеличение численности рабочей силы, с нестабильным положением на рынке труда.

В заключение автор делает следующие выводы. Система квотирования ИР, действующая в Швейцарии, оказывает незначительное влияние на процесс увеличения постоянно проживающего некоренного наг селения. Нельзя утверждать, что она позволяет эффективно регулировать иммиграцию. Прибытие иностранцев для воссоединения семьи и замена сезонных разрешений в значительной мере не поддаются контролю. Сбалансированное соотношение между коренным и некоренным населением зависит от очень субъективных параметров, таких как реакция швейцарских граждан и способности иностранцев к интеграции. В 80-90-х годах автономность миграционных потоков отрицательно повлияла на рынок рабочей силы. Оптимальное равновесие в области занятости не было достигнуто. Перед лицом роста неконтролируемой миграции необходимо изучить влияние всех категорий мигрантов непосредственно на процесс миграции и на условия занятости.

С. Н. Куликова

96.02.053. ЛИАНОС Ф., ИАЖЕЛ О. СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА: УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

LIANOS F., NAGEL О. La libre circulation des chômeurs au sein de la communauté européenne: conditions et perspectives // Travail et emploi.— P., 1995 .— № 62 .— P. 72-75.

Французские экономисты исследуют причины и мотивы миграции рабочей силы в рамках ЕС, а также меры по ограничению ее свободного перемещения.

Огромные усилия, предпринятые на уровне Сообщества, в области признания национальных дипломов об образовании способствовали увеличению мобильности трудящихся внутри ЕС. Причины этой мобильности коренятся в различиях условий труда между странами — членами ЕС. Так, по данным Европейского института по проблемам улучшения условий жизни и труда, в странах Северной Европы условия труда значительно лучше, чем в Южной. Специалисты института считают, что страны ЕС можно разделить на три группы. В первую группу входят Бельгия, Дания, ФРГ, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Эти страны характеризуются высоким уровнем развития инфраструктуры, образования, информации, "качества" рабочих мест. Вторую группу образуют Франция, Италия и Ирландия, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.