Научная статья на тему 'Иммигранты в Италии: проблемы интеграции. (обзор)'

Иммигранты в Италии: проблемы интеграции. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2698
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммигранты в Италии: проблемы интеграции. (обзор)»

И.Г.Животовская

Иммигранты в Италии: Проблемы интеграции. (Обзор)

талия столкнулась с массовой иммиграцией относительно недавно. В середине 1970-х

годов из-за ужесточения въездного режима и контроля за миграционными потоками в Западной Европе Италия превратилась в «перевалочный пункт» для иммигрантов, стремившихся из стран бедного Юга в богатые страны Севера. Этому способствовали близость Италии к странам, откуда шли потоки иммигрантов, а с начала 1990-х годов и беженцев, большая протяженность береговых границ, наличие на юге страны широкой сети криминальных сообществ, занимающихся нелегальной переправкой иммигрантов. К тому же Италия имела достаточно либеральный визовый режим со многими странами мира, включая страны-источники массовой иммиграции, такие как Марокко, Алжир, Тунис и т.д. В 1980-е годы граждане 78 стран могли въехать на территорию Италии без получения специальных виз.

До середины 1980-х годов проблема иммиграции находилась вне поле зрения политиков и общественности. В значительной степени это объяснялось тем, что Италия в течение почти полутора столетий сама была «классической»

страной массовой эмиграции, население которой в поисках работы и достатка отправлялось в соседние европейские страны, а также в Латинскую Америку и США. Только за период с 1946 по 1986 г. Италию покинули 8 млн. человек (4, с.63). Всего же за пределами Италии в настоящее время проживает более 4 млн. человек (3).

Быстрый экономический рост и повышение благосостояния нации в начале 1980-х годов сделали Италию достаточно привлекательной для иммигрантов. Растущий спрос на неквалифицированную и дешевую сезонную рабочую силу, не находящий удовлетворение на внутреннем рынке труда, облегчал трудоустройство.

Впервые использование иностранной рабочей силы на итальянских предприятиях было зафиксировано в ходе переписи населения в 1981 г. Начиная с этого периода количество иммигрантов в стране удваивается каждые десять лет: с 331 365 человек в 1981 г. до 648 935 человек в 1991 г. и 1,52 млн. человек в 2002 г. (7). Эти цифры отражают лишь число легальных иммигрантов, имеющих официальное разрешение на пребывание в Италии, выданное министерством внутренних дел страны. В то же время на территории Италии находится большое количество нелегальных иммигрантов. Так, в ходе легализации иммигрантов, проведенной в 2002 г. после принятия очередного закона об иммиграции, было подано 700 тыс. заявлений от лиц, проживавших на территории Италии не менее трех месяцев до вступления в силу нового закона и имевших работу. В результате легализации численность отдельных национальных диаспор возросла в разы. Количество украинцев увеличилось в 8,6 раза - с 14 тыс. до 121 тыс. человек; молдаван в 5,5 раза - с 6,9 тыс. до 38,1 тыс. человек; граждан Эквадора - в 4 раза - с 12 тыс. до 48,8 тыс. человек (6,с.23).

Иммиграция в Италии сегодня

По данным ежегодного доклада, подготавливаемого совместно католической организацией «Каритас» (Caritas) и католическим фондом «Мигранты» (Fondazione "Migrantes"), в начале 2004 г. на территории Италии было зарегистрировано 2,6 млн. иностранных граждан; из них 2,2 млн. человек - лица старше

18 лет и 400 тыс. детей. Иммигранты составляют 4,5 % от общей численности населения страны. В некоторых областях доля иммигрантов значительно выше - в Лацио, Ломбардии и Эмилии-Романье - 7 %. В ряде провинций Центральной Италии, как, например, в Прато, доля иммигрантов достигает 11 %. В Риме иммигранты составляют 9 % от общей численности населения. Кроме официально зарегистрированных иммигрантов, имеющих вид на жительство, в стране (по разным оценкам) находится еще от 200 тыс. до 800 тыс. нелегальных иммигрантов (8).

Две трети иммигрантов, проживающих сегодня в Италии, приехали в страну с целью найти себе работу, и примерно четвертая часть въехала для воссоединения семей. Следует отметить, что среди тех, кто приехал в страну по семейным мотивам, примерно половина впоследствии также устроилась на работу. Таким образом, три четверти всех иммигрантов включены в экономическую деятельность на постоянной основе. В связи с этим эксперты считают необходимым рассматривать иммиграцию как структурный фактор экономического развития страны, а не как временное явление конъюнктурного характера. Этот вывод подтверждают и данные о продолжительности пребывания в Италии иностранных граждан.

В среднем по стране доля иностранцев, проживающих более пяти лет, составляет 60 %. В пяти областях страны этот показатель выше: в Сардинии и на Сицилии он превышает 67 %, а в области Лацио, где расположен Рим, достигает 65 %. Примерно 30 % иммигрантов живут в Италии десять и более лет. Наибольшее число «долгожителей» в Италии наблюдается среди выходцев из Африки - 87 % граждан Островов Зеленого Мыса имеют бессрочный вид на жительство. Среди граждан Филиппин, Аргентины и Чили доля обладателей бессрочного вида на жительство составляет 75 % (7). Это связано с тем, что граждане, а точнее гражданки, этих стран были самыми первыми иммигрантами, официально нанимаемыми для работы в итальянских семьях.

Перепись населения 2001 г. выявила, что 12 % иммигрантов (250 тыс. человек) родились на территории Италии и считают ее сво-

ей родиной. Примерно половина их них - граждане Марокко, Албании, Туниса, Филиппин, Югославии, Египта и Румынии.

По своему составу иммиграция в Италии многонациональна. Всего на территории страны проживают представители 191 национальности; на долю 30 наиболее многочисленных диаспор приходится 80 % всех иммигрантов. Культурное и этническое многообразие иммигрантов в значительной степени объясняется географическим положением страны, а также отсутствием до начала 90-х годов жестко регулирующей миграционные потоки иммиграционной политики. К тому же у Италии, в отличие от Франции или Великобритании, не было «привилегированных» отношений с бывшими колониями, так же как долговременных отношений по привлечению на контрактной основе рабочих из других стран, как это было в Германии.

В последние годы в Италию активно прибывают иммигранты из стран Восточной Европы. В 2003 г. 85 % всех рабочих виз было выдано гражданам из этих стран. Например, темпы увеличения численности иммигрантов из Румынии в 2001-2002 гг. составили 33 %, а их доля в общей численности иностранцев, проживающих в Италии, в 2004 г. достигла 10,9 %. Румынская диаспора оказалась самой многочисленной и среди тех, кто подал прошение о легализации в ходе регистрации, проведенной в 2002 г. Всего на долю пяти восточноевропейских стран - Румынии, Украины, Албании, Польши и Молдовы - пришлась половина всех прошений - 371 364. После легализации Румыния заняла первое место в списке стран по численности своих граждан в Италии (239 798 человек), обогнав традиционно самую крупную марокканскую (227 тыс. человек) и следующую за ней албанскую диаспоры (224 тыс. человек). Украина переместилась с 27-го места на четвертое. На пятом месте оказался Китай - 98 тыс. человек.

Европейцы составляют 47,9 % иммигрантов, проживающих в Италии, из них на долю граждан стран-членов Евросоюза приходится только 7 %. Второе место по численности выходцев занимает Африка - 23,5 %. За последние три года доля иммигрантов из африканских стран сократилась на 4 %. Это объясняется жесткими мерами итальянского правительства, направленными на регули-

рование миграционных потоков из Средиземноморского региона. Доля иммигрантов из стран Азии составляет 16,8 % (в 2002г. -

18.5 %), а из Латинской Америки и США в последние два года остается на уровне 11,5 % (8).

В последние годы среди рабочих виз превалируют визы, выдаваемые для сезонной работы. В частности, в 2002 г. практически все визы в количестве 61 тыс. были выданы сезонным рабочим, а в 2003 г. доля сезонных виз составила 93% всех рабочих виз. Еще одна характерная черта последних лет - постоянное увеличение числа разрешений на воссоединение семей. Если в 2000г. их доля составила 4,8 % от всех выданных разрешений (48 705), то в 2002 г. -7,3 % (62 063). На первом месте по количеству воссоединенных семей стоит марокканская диаспора. Доля граждан восточноевропейских стран среди получателей виз на воссоединение семей не превышает 30 % (8).

Особенность последних лет - феминизация иммиграции. Если в начале 1990-х годов среди иммигрантов превалировали мужчины - их доля составляла 58 %, то в 2002 г. она сократилась до

51.6 %. Что касается возраста иммигрантов, то, по данным доклада за 2004 г., 1,5 млн. человек находились в возрастной группе от 19 до 40 лет (58,5 % от общего числа иммигрантов); 21,1 % всех иммигрантов - лица в возрасте от 41 до 60 лет и 4,8 % - лица преклонного возраста. На долю детей приходится 15,6 % (8).

Почти половина иммигрантов, проживающих в Италии, исповедует христианство. В 2004 г. на их долю приходилось 49,5 %, что на 2 % больше по сравнению с 2002 г. До начала 90-х годов -это были преимущественно католики. Однако с притоком рабочей силы из стран Восточной Европы возросла численность православных христиан; за период с 1991 по 2002 г. их доля увеличилась вдвое - с 6,6 до 13,5 %. В 2002 г. доля католиков среди верующих иммигрантов составила 24,1%, а доля протестантов - 5,8 %, сократившись с 1991 г. в полтора раза. Доля мусульман, проживающих в Италии, по данным «Каритас», составила в 2003 г. 33 %, что почти на 3 % меньше, чем в 2002 г. и на 5 % - в сравнении с 1991 г. (7; 8).

Для Италии характерна неравномерность размещения иммигрантов по территории страны. Наиболее многонациональны-

ми являются Ломбардия (главный город Милан) и Лацио. В этих областях десять наиболее многочисленных диаспор составляют примерно половину всех проживающих там иммигрантов, а доля самой многочисленной диаспоры колеблется от 9,9 % (румынская диаспора в Лацио) до 11,7 % (марокканская диаспора в Ломбардии). Для Юга Италии, напротив, характерна высокая концентрация представителей отдельных национальностей. Так, доля десяти самых крупных диаспор на Сицилии и в Базиликате достигает 75 % от общей численности проживающих там иммигрантов. Например, в Базиликате албанцы составляют 32,4 % всех иммигрантов (6, с.28).

Важную роль в размещении иммигрантов по стране играет географический фактор. Это, прежде всего, характерно для выходцев из республик бывшей Югославии, оседающих на Адриатическом побережье Италии. Географическая близость регионов стимулировала долгие годы нелегальную иммиграцию из Югославии в Италию. Сегодня географическая близость позволяет поддерживать личные контакты и отношения между осевшими в регионе иммигрантами и их соотечественниками на родине, включая развитие экономических связей и торговых обменов. Аналогично высокая концентрация албанцев в области Пулия (40,2 % от общей численности иммигрантов в области) связана с наплывом албанских беженцев в Италию в начале 90-х годов и их укоренением в регионе. Результатом стало сокращение численности иммигрантов из других стран, так же как и количества диаспор. И сегодня иммиграционная ситуация в прибрежных регионах напрямую связана с работой центров по депортации нелегальных иммигрантов, а национальная принадлежность иммигрантов - с составом миграционных потоков, нелегально прибывающих в Италию морем (6, с.30-31).

Существенное влияние на территориальное размещение иммигрантов в последние годы оказывают такие факторы, как укоренение диаспор, развитие связей иммигрантов с оставшимися на родине родственниками и знакомыми, экономическая ситуация в регионе. С этой точки зрения интересен феномен китайской иммиграции в Италии. Первые китайские сообщества появились

после Второй мировой войны сначала в Милане, а затем в Риме, где возникли «китайские кварталы», население которых было занято преимущественно в традиционных для таких кварталов видах деятельности - ресторанном бизнесе, торговле, китайской медицине, сфере услуг и т.п. Однако в 1980-1990-е годы произошло активное проникновение китайцев сначала во Флоренцию, а затем в Прато. Сегодня на 10 тыс. итальянцев в указанных городах приходится 20 китайцев. Столь стремительное увеличение численности китайской диаспоры в Прато и Флоренции объясняется кризисом в швейной и меховой промышленности региона. Китайские предприниматели, занимавшиеся первоначально традиционным ресторанным бизнесом, начали скупать разорившиеся фабрики и за несколько лет на их месте организовали целую сеть мелких и мельчайших предприятий, реанимировав производство в регионе (6, с.32).

Перепись населения 2001 г. показала, что в Италии появились коммуны, где иммигранты составляют половину населения. Как правило, речь идет о небольших городах с численностью населения, не превышающей 30 тыс. человек.

С проблемой иммиграции неразрывно связана проблема беженцев, которые со временем превращаются в иммигрантов. В первую очередь это относится к беженцам из Сомали, Эфиопии (провинция Эритрея), бывшей Югославии и Албании. Так, в результате первой «волны» беженцев из Албании 1991 г., когда в Италию прибыло более 30 тыс. человек, албанская община увеличилась на 28 628 человек(в 1990 г. ее численность не превышала 2 тыс. человек) (1).

Иммиграционное законодательство и иммиграционная политика

Италия оказалась не готовой к наплыву иммигрантов. Более того, до последнего времени миграционная политика и юридический режим, регулирующий иммиграцию, развивались либо под влиянием требований Евросоюза, либо в ответ на уже сложившуюся, часто «авральную» ситуацию и критику со стороны политической оппозиции и общества (1).

До середины 1980-х годов единственными юридическими документами, регулировавшими положение иммигрантов, были международные двусторонние соглашения, которые Италия подписывала главным образом для того, чтобы защитить права итальянских эмигрантов. В 1961 г. для иностранных граждан законодательно была введена система видов на жительство в сочетании с разрешением на право работы, выдачей которых ведало министерство труда Италии. Однако на практике предприниматели, желавшие нанять работника, приехавшего из страны, не являющейся членом ЕС, должны были подавать соответствующее заявление в местное бюро труда. В целом иностранцами, приезжавшими в Италию, занималось министерство внутренних дел.

В эти годы иммиграция рассматривалась как явление временное и проблема интеграции иммигрантов в итальянское общество не стояла на повестке дня. Положение иностранных граждан, находящихся на территории страны, регулировалось на основе Конституции республики, гарантирующей соблюдение «гражданских прав и свобод без различий пола, расы, языка, религии, политических взглядов, личного или социального положения» (ст. 3). Что касается статуса иностранных граждан, то он, согласно ст. 10 Конституции, «регулируется законом в соответствии с нормами международного права и международными соглашениями».

Столкнувшись в конце 1970-х годов с массовым притоком в страну рабочей силы, правительство Италии предприняло попытку ввести систему регулирования миграции. В частности, в 1981 г. Италия присоединилась к конвенции Международной организации труда (МОТ) о нелегальной миграции. Министерство труда разработало законопроект, предусматривавший ужесточение контроля над иностранной рабочей силой. Одновременно было принято решение о замораживании оформления разрешений на работу. По мнению экспертов, это решение было непродуманным и заложило основу для нелегальной иммиграции в страну, поскольку было принято в тот момент, когда экономика страны стала нуждаться в притоке дешевой рабочей силы из-за границы.

Первый иммиграционный закон в Италии был принят в 1986 г. Закон был направлен на регулирование миграции рабочей

силы и борьбу с нелегальной иммиграцией. В нем были определены условия и специальная процедура получения разрешений на работу, а также предусматривались санкции для работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов, и лиц, поощряющих нелегальную иммиграцию. Закон устанавливал равенство между рабочими, приехавшими из стран - не членов ЕС, и итальянскими трудящимися, не ограничивал срок действия вида на жительство иностранного рабочего сроком трудового соглашения и обязывал центры занятости ставить на учет безработных иностранцев, имеющих вид на жительство. Кроме того, закон гарантировал иммигрантам, законно въехавшим в страну и имеющим вид на жительство, право на воссоединение с семьей. Во исполнение данного закона были созданы специальные органы, занимающиеся координацией иммиграционной политики и мониторингом миграционных процессов. В министерстве труда был создан специальный совет, ведающий проблемами рабочих, приезжающих из стран, не являющихся членами ЕС, а при министерстве иностранных дел -специальный орган, занимающийся подготовкой и контролем исполнения двусторонних соглашений со странами, откуда шла массовая нелегальная миграция.

Однако наличие в Италии теневой экономики очень скоро привело к эрозии регулирующих механизмов. Иммигранты, зарегистрированные в качестве безработных, обладая видом на жительство, могли работать без заключения контрактов и трудовых соглашений. Это было выгодно и работникам, и работодателям, поскольку позволяло уклоняться от уплаты налогов и взносов социального страхования. Очередное замораживание разрешений на работу привело лишь к увеличению нелегального въезда иммигрантов в страну. В результате правительство было вынуждено провести легализацию живущих в Италии нелегальных иммигрантов (так называемую амнистию). Неэффективной оказалась и деятельность созданных советов, занимавшихся вопросами иммиграции. Оба совета просуществовали четыре года после вступления в силу закона, а затем были распущены. В декабре 1989 г. Комиссия по конституционным вопросам палаты депутатов итальянского парламента подготовила доклад под названием «Иссле-

дование условий пребывания иностранцев в Италии и феномен фашизма», в котором указывалось на серьезность проблем, порождаемых нерегулируемой иммиграцией, и невозможность их решения с помощью существующего иммиграционного законодательства (3).

В 1990 г. был принят новый иммиграционный закон № 39/90, авторы которого попытались создать механизм регулирования миграционных потоков. В частности, закон предусматривал ежегодное установление потолка численности вновь прибывающих легальных иммигрантов и высылку из страны иммигрантов, нарушающих общественный порядок. Закон также предписывал проведение серии амнистий для нелегальных иммигрантов, включая лиц, не имеющих работы. (Всего в соответствии с этим законом было легализовано 250 тыс. человек.) Для значительного числа стран вводился визовый режим, что позволяло контролировать легальные потоки мигрантов на стадии получения разрешения на въезд в страну. Закон также распространял право на убежище на граждан любой страны (ранее это право предоставлялось лишь приезжавшим из СССР и социалистических стран).

С принятием закона № 39/90 в иммиграционной политике Италии был сделан поворот. Миграция отныне рассматривалась властями как постоянное явление, требующее регулирующих мероприятий со стороны правительства. Предполагалось, что правительство, устанавливая квоты на въезд иностранных рабочих, будет учитывать как потребности экономики в дополнительных рабочих и возможность общества их принять, так и количество иностранных граждан, уже въехавших в страну, в частности по туристической визе, и желающих получить вид на жительство в связи с работой в Италии.

Однако реализация закона не дала желаемых результатов. Все попытки приостановить приток новых иммигрантов путем жесткого квотирования численности легально въезжающих в страну иностранных работников провалились. Напротив, запретительные меры лишь увеличили нелегальную иммиграцию.

Неэффективность иммиграционной политики правительства вызвала в начале 1990-х годов недовольство общественности и

нарастание шовинистических настроений в стране. Это отразилось и на содержании иммиграционного законодательства. Декрет, принятый в 1995 г. правительством Л. Дини, стал компромиссом между требованиями националистически настроенной партии Лига Севера ужесточить режим въезда в страну для иммигрантов и позицией представителей левых и христианских демократов, традиционно обеспокоенных проблемой солидарности с иммигрантами. В результате декрет содержал ряд противоречивых положений. С одной стороны, вводилась новая система отказа во въезде в страну и высылки иностранцев, нарушивших иммиграционные правила, а с другой - была предусмотрена очередная программа амнистии нелегальных иммигрантов, увеличившая численность иммигрантов в стране еще на 250 тыс. человек (1).

В конечном счете новая законодательная инициатива потерпела провал; декрет не был преобразован в закон в установленные Конституцией сроки. Некоторые его положения были признаны неконституционными и исключены из декрета. Что касается изменений в порядке высылки нелегальных иммигрантов, то они оказалась настолько неудачными, что органы правопорядка лоббировали возвращение к старой системе. Результатом всех мероприятий правительства, в том числе и легализации иммигрантов, стало укрепление в обществе мнения, что правительство не способно контролировать иммиграцию (1).

Очередной иммиграционный закон - № 40/98 был разработан и проведен в жизнь левоцентристским правительством в 1998 г. Представляя закон в парламенте, его авторы указывали, что целями нового иммиграционного закона являются: «борьба с нелегальной миграцией и криминальной эксплуатацией иммигрантов; реализация политики легального и планируемого въезда иностранных рабочих и создание эффективных мер по интеграции новых иммигрантов и иностранцев, проживающих в Италии» (3). Авторы закона исходили из того, что эффективная интеграция иммигрантов возможна только в условиях результативной борьбы с нелегальной иммиграцией. Закон предусматривал укрепление внешних средств контроля над миграцией (визы, квоты), вводил жесткие санкции против организаторов нелегального въезда им-

мигрантов в страну (тюремное заключение сроком от одного до трех лет), повышение эффективности функционирования механизмов выдворения из страны (насильственная депортация под конвоем и создание центров временного заключения под стражу для содержания лиц, в отношении которых принято решение о депортации), а также заключение соглашений с основными странами-источниками иммиграции о беспрепятственном пропуске иммигрантов на родину. Для граждан стран, заключивших специальные соглашения о регулировании иммиграционных потоков, итальянские власти вводили специальные квоты на въезд.

В то же время закон 1998 г. не содержал мер по регулированию рынка труда и контролю над нелегальной занятостью в теневой экономике. Единственное, что было предусмотрено законом, -это введение механизма планирования иммиграции в виде установления годовых квот на легальный въезд. В 1998 г. размер квоты на использование иностранной рабочей силы составил 38 тыс. человек. Однако число заявлений существенно превысило выделенную квоту. К тому же большинство из заявлений касалось лиц, уже живущих в Италии. В результате правительство вынуждено было провести очередную (пятую за 16 лет) амнистию нелегальных иммигрантов.

Наряду с жесткими мерами в отношении нелегальных иммигрантов закон предусматривал улучшение положения легальных иммигрантов, имеющих вид на жительство. В законе впервые были сформулированы основные принципы, которыми должны руководствоваться власти всех уровней для обеспечения позитивного процесса интеграции иммигрантов. В частности, закон признавал за иностранными гражданами, пребывающими на территории Италии, фундаментальные права человека (ст.2, §1), а иностранным гражданам, проживающим в стране на легальном положении, предоставлял равные с гражданами Италии гражданские права (ст.2, §2). Эти положения закона становятся в последующие годы основополагающими для разработки конкретной политики интеграции иммигрантов в таких сферах, как трудоустройство, доступность образования, соблюдение прав детей иммигрантов, медицинское обслуживание и жилье. В законе большое внимание

было уделено праву иммигранта на воссоединение семьи. В соответствии с законом № 40/98 иностранный гражданин, имеющий виц на жительство (регше880 Ш soggiorno), жилье и доход, позволяющий содержать семью, получал возможность привезти в Италию супругу (супруга), несовершеннолетних детей и родителей, находящихся у него (нее) на иждивении.

Победа правоцентристской коалиции на выборах 2001 г. привела к ужесточению иммиграционной политики. Так называемый «Закон Фини-Босси», разработанный и одобренный парламентом в июне 2002 г., предусматривает жесткую привязку выдачи вида на жительство к рабочему контракту и ограничение времени пребывания в стране сроком контракта. Закон ввел новое понятие -«контракт на пребывание». В отличие от рабочего контракта, контракт на пребывание заключается с итальянским работодателем до въезда в страну и является единственным основанием для получения вида на жительство. При этом работодатель обязан гарантировать иностранному работнику не только место для проживания, но и оплату проезда при его возвращении на родину.

По новому закону иммигранты, не имеющие виз, направляются в специальные центры по установлению их личности. Если в течение 60 дней это сделать не удается, иммигранты высылаются из страны. При этом лицо, высланное из Италии, лишается права на въезд в страну сроком на десять лет. Иммигрантам, не имеющим рабочей визы, работодатели должны предоставить контракт сроком на один год и внести в казну взнос в размере 330 евро за домработницу и 800 евро - за каждого работника, занятого в сельском хозяйстве или на промышленном предприятии. В случае обнаружения на предприятии работающих нелегальных иммигрантов его владелец должен заплатить штраф в размере 5 тыс. евро за каждого работника. Работодатель может быть заключен в тюрьму сроком от трех месяцев до года. Закон существенно затруднил процедуру воссоединения семей иммигрантов и резко сузил круг лиц, имеющих право на политическое убежище (3).

Против закона выступила не только оппозиция, считающая его «расистским», но и Конфедерация промышленников и пред-

принимателей, настаивающая на том, что итальянская промышленность задыхается без притока дешевой рабочей силы. Эксперты полагают, что запретительные меры, предусмотренные законом, не только не искореняют нелегальную иммиграцию, но, напротив, способствуют ее росту.

Социальная интеграция иммигрантов. Иммигранты и система образования

Итальянская школа с момента появления на территории Италии первых иностранцев школьного возраста стала принимать их на учебу. В 1989 г. министерство образования своим циркуляром отменило все ограничения, существовавшие с 1920-х годов, на прием иностранцев в школы. В 1995 г. для детей иммигрантов, не имевших специального разрешения на въезд, была отменена формула «прием с некоторыми оговорками». Тем самым правительство Италии гарантировало право ребенка на обучение. В соответствии с законом № 40/98 на всех детей школьного возраста из иммигрантских семей распространяется действие закона об обязательном школьном образовании, включая положения о доступе к образовательным услугам и участии в жизни школьных заведений. Для облегчения процесса интеграции детей родители должны определять их в обычные классы, в соответствии с их возрастом и подготовкой. Законом запрещается создавать специальные классы для детей иммигрантов. Более того, по правилам, предусмотренным законом, в классе не должно обучаться больше пяти детей, принадлежащих к одной языковой группе. Однако на практике это требование не всегда выполняется. В частности, в первом докладе Комиссии по проблемам интеграции иммигрантов (1999) отмечалось, что «у государства до сих пор нет национальной политики по вопросу обучения иммигрантов в школе». Комиссия в своих предложениях указала на необходимость решения этой проблемы как на политическом и институциональном уровнях, так и на педагогическом уровне. Авторы доклада подчеркнули необходимость создания специальных учебных материалов, которые бы учитывали языковое и культурное многообра-

зие учащихся и способствовали их воспитанию в духе терпимости и взаимного уважения культур и традиций (12).

В последнее время численность школьников из семей иммигрантов увеличивается более быстрыми темпами, чем численность самих иммигрантов, что объясняется, с одной стороны, стабилизацией процесса иммиграции, а с другой - активизацией процесса воссоединения семей. Среди школьников увеличивается число «иммигрантов второго поколения».

По данным министерства образования, в 2003/04 уч. г. в итальянских школах обучалось 282 683 ребенка иностранцев, что составляло 3,5 % всех школьников страны. Бум пришелся на 2000 г., когда число детей иммигрантов в итальянских школах за один год увеличилось на 61 тыс. человек и достигло 140 тыс. человек; в 2001 г. их уже было 181 767 (2,3 % от общего числа учащихся), а в 2002 г. - 232 766 (3 %). По прогнозам, в 2011 г. количество иностранных школьников достигнет 600 тыс. человек (8).

Больше всего детей иммигрантов обучается в школах Севера. Здесь доля иностранных детей выше средней по стране (22,3 %) и составляет 5,6-5,8 %. На Юге же этот показатель не превышает 0,8 %. Среди регионов на первом месте по числу иностранных школьников стоит Ломбардия, где обучается четвертая часть все иностранцев.

Для иностранных учащихся итальянских школ, как и для иммиграции в целом, характерна многонациональность. Так, в школах Милана обучаются представители 165 стран мира (на первом месте по численности находятся выходцы из Филиппин), в Риме - 144 стран, в Виченце -108 стран (на первом месте сербы), в Кремоне - 90 стран (на первом месте выходцы из Индии). В некоторых провинциях наблюдается явное доминирование представителей отдельных стран - в частности, в Прато и Флоренции доля китайских школьников составляет 7,85 и 6,29 % соответственно. В Мантуе, Реджо-Эмилии, Модене, Болонье, Брешии и Тревизо доля марокканских школьников колеблется от 6 до 7,65 %. В Пья-ченце - самая представительная группа албанских школьников, их доля составляет примерно 6,5 % (8).

По сравнению с предыдущим десятилетием доля иностранцев в средней школе первой ступени увеличилась на 4,7 %, в то время как в начальной сократилась на 4,9 % (7).

Дети иммигрантов, продолжающие обучение в средней школе высшей ступени, выбирают преимущественно школы, дающие определенную профессию. Их доля среди учащихся профессиональных школ составляет 3,6 %, технических - 1,9, художественных - 1,6 %. В то же время в классических и естественнонаучных лицеях и педагогических техникумах она чуть ниже 1 %. Европейцы посещают преимущественно лицеи и педагогические техникумы. Латиноамериканцы предпочитают технические техникумы, выходцы из Африки - профессиональные. Художественные школы посещают европейцы и выходцы из азиатских стран (7).

Сегодня школа рассматривается как один из решающих элементов интеграции иммигрантов. И это вполне объяснимо, поскольку школа не только готовит детей иммигрантов к трудовой жизни, но и воспитывает будущего гражданина страны. Образование повышает социальную мобильность детей иммигрантов, позволяет избежать участи маргиналов.

Итальянские законодатели и правительство считают школьное образование важнейшим инструментом политики интеграции иммигрантов в итальянское общество, а изучение итальянского языка - предпосылкой включения иностранных учащихся в школьный процесс. Однако авторы закона № 40/98 пошли по пути «лингвистической интеграции», не предусматривавшей создания специальных условий для изучения итальянского языка. Предполагалось, что «погружение» детей в образовательный процесс обеспечит эффективное изучение ими итальянского языка. Однако на практике эти ожидания не всегда оправдывались, и сегодня многие учителя, в классах которых учатся иностранцы, организуют для своих учеников дополнительные занятия по итальянскому языку. Например, в провинции Модена в течение шести лет действует специальная программа включения детей иммигрантов в школьную жизнь. Необходимость разработки программы была вызвана тем, что в последние годы темпы увеличения числа детей иммигрантов, обучающихся в школах этой провинции, сущест-

венно возросли, и внимание со стороны учителей к детям-иммигрантам, в отсутствие специальных наставников, оказалось недостаточным, чтобы школьники могли самостоятельно успешно преодолевать языковой барьер. Указанная программа рассчитана прежде всего на учащихся начальных классов и включает: 1) специальный курс углубленного изучения итальянского языка перед началом учебного года; 2) специальные программы обучения грамотности, выполнение которых постоянно контролируется в течение всего учебного года; 3) прикрепление специального наставника, отслеживающего ситуацию с обучением учащегося-иммигранта; 4) создание в школе условий, включая формирование специальных фондов в школьной библиотеке, для ознакомления всех учащихся с культурой стран, откуда приехали школьники-иммигранты.

Сегодня проблемой межкультурного образования занимаются региональные и местные власти. При их поддержке реализуются программы, способствующие развитию взаимопонимания между представителями различных культур и межкультурного диалога. Многие коммунальные и провинциальные власти начали осознавать необходимость оказания большей поддержки в деле изучения детьми иммигрантов их родного языка и культуры. Например, в провинции Модена в некоторых школах организованы двухлетние курсы изучения письменного арабского языка. Создание подобных курсов облегчает привлечение арабских детей в государственные итальянские школы, поскольку в противном случае семьи, придерживающиеся мусульманских традиций, отдают своих детей в мусульманские школы.

Одна из реальных опасностей, связанных с резким ростом численности иммигрантов в Италии, - появление школьных гетто, т.е. школ, где обучаются исключительно дети иммигрантов. Образование таких гетто объясняется не только тем, что иммигранты селятся компактно в определенных районах, но и целенаправленной политикой школьных властей, стремящихся собрать всех детей иммигрантов в одной-двух школах под предлогом «облегчения процесса обучения». В частности, в Модене демократически настроенная школьная общественность выступила за включение в

региональный закон об образовании специального параграфа, запрещающего институционализацию дискриминации в школе и противодействующего образованию «школьных гетто».

Иммигранты и проблема жилья

Жилищная проблема - одна из самых острых проблем, связанных с интеграцией иммигрантов в Италии. В значительной степени это связано с тем, что в стране практически отсутствует система социального (коммунального) жилья. В послевоенной Италии на долю социального жилья приходилось не более 10 % всех строившихся домов (6, с.94). В 1980-1990-е годы политика правительства в отношении общедоступного жилья была направлена на поддержку граждан в реализации планов приобретения жилья (т.н. «первого дома») в собственность. В результате этой политики в стране три четверти населения живет в собственных квартирах, а рынок наемного жилья развит недостаточно. Попытки регулировать цены на наемное жилье, предпринятые правительством в 1978 г., привели к возникновению черного рынка и резкому росту цен. В целом доля жилья, сдаваемого в наем в Италии, составляет не более 20 % от общего объема жилищного фонда страны. Частичная либерализация рынка наемного жилья не дала желаемого результата: лишь небольшое число контрактов стало заключаться с учетом предлагаемых властями регулируемых цен. Иммиграция стала дополнительным фактором давления на рынок наемного жилья. Прежде всего это касается спроса на небольшие квартиры в крупных городах.

Для иммигрантов проблема усугубляется еще и тем, что владельцы жилья очень неохотно сдают квартиры иммигрантам. Как показали опросы общественного мнения, проведенные Ассоциацией мелких домовладельцев в 2003 г., 57 % владельцев жилья в пяти городах Северной и семи городах Центральной Италии отказываются сдавать свои квартиры иммигрантам. Особенно негативно к иммигрантам относятся в Болонье (95 %), Перудже и Милане (70 %), Флоренции (62 %). В Риме не намерен сдавать жилье иммигрантам 51 % домовладельцев, в Генуе - 52 и в Барии - 54 % (7). Кроме того, иммигранты подвергаются дискриминация при на-

значении арендной платы. Так, цена, по которой иммигранты могут снять квартиру в Риме, на 40-70 % выше, чем цена, по которой снимают то же самое жилье итальянцы. В Турине и Генуе цена на квартиры для иммигрантов на 17-44 % выше, чем для итальянцев, а в Милане - на 21-51 % (9).

В большинстве своем иммигранты могут рассчитывать на жилье, не пользующееся спросом у итальянцев. Как правило, это старые заброшенные дома в исторических кварталах городов, на реставрацию которых у местных властей нет средств. Кроме того, из-за высокой платы за жилье иммигранты вынуждены прибегать к системе поднайма жилья, что ведет к перенаселенности квартир. Нередко работодатель обеспечивает своих работников-иммигрантов жильем, но оно очень часто не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. К тому же в этом случае иммигрант попадает в дополнительную зависимость от работодателя.

В некоторых городах местные власти в 1980-1990-е годы начали выделять под общежития для иммигрантов старые здания, находящиеся в городской собственности, зачастую лишенные всяких удобств и не приспособленные для жилья. Таким образом, стали формироваться иммигрантские гетто, население которых оказывается в полной социальной изоляции. Появление таких зон в городах ведет не только к маргинализации иммигрантов, но также порождает подозрительность и негативное отношение местного населения к таким скоплениям людей с иной культурой и иным образом жизни. Многие иммигранты в 1980-1990-е годы, не имея жилья, были вынуждены ночевать на вокзалах, в подвалах и даже на улице. Так, в 1997 г. из 4 тыс. бездомных в Милане примерно половину составляли иностранные граждане. По данным министерства социального обеспечения, в 1997 г. примерно 7080 тыс. человек (35-40 % зарегистрированных иммигрантов) не имели жилья и были вынуждены обращаться в местные органы власти или благотворительные организации за помощью. По данным министерства внутренних дел за 2000 г., до 7 % бездомных иммигрантов ночевали на улице (под мостами, навесами, в общественных парках), еще 7 % - в заброшенных или аварийных домах, 4 - в вагонах, 5 - на вокзалах, 6 - в специальных «центрах приема

иммигрантов», 10 % - в платных общежитиях (9). Многие иммигранты устраивались у родственников. Хотя «бездомность» характерна прежде всего для нелегальных иммигрантов, но и иностранцы, имеющие вид на жительство, также сталкивались с большими трудностями при поиске постоянного жилья. В результате доля лиц, не имевших постоянного жилья, как среди легальных, так и среди нелегальных иммигрантов была примерно одинаковой - в среднем около 40 % (9).

К 2002 г. ситуация несколько изменилась: по данным национальной статистической службы «Сепия», среди нелегальных иммигрантов, подавших прошение о легализации в 2002 г., 50,8 % снимали квартиры, 24,7 - жили у родственников и знакомых, 17,2 - в общежитиях при работе, 5,5 - в общежитиях служб приема, 0,8 % имели собственное жилье (9).

Для решения проблемы жилья иммигрантов закон № 40/98 предусматривает создание местными органами власти, самостоятельно или совместно с благотворительными организациями, специальных «центров приема», предоставляющих иммигрантам постоянный кров, пока они не смогут самостоятельно решить жилищную проблему. Закон рассматривает эти центры как первую ступень интеграции иммигрантов и возлагает на них обязанность «по мере возможности, создавать условия для изучения иммигрантами итальянского языка, для профессионального обучения, культурного обмена с итальянскими гражданами. В обязанности центров входит также оказание санитарно-медицинской помощи тем иммигрантам, которые не могут сделать это самостоятельно» (ст. 38 закона № 40/98). Иммигрантам, постоянно проживающим в Италии, гарантировано право на наем жилья в социальных, частных или кооперативных домах на условиях, которые определяются региональными и коммунальными властями. Кроме того, закон признал за иммигрантами, имеющими статус постоянного жителя, равное с итальянскими гражданами право на наем жилья в муниципальных домах, а также на получение жилищных кредитов на приобретение собственного жилища (строительство нового дома или покупка жилья на вторичном рынке).

За годы нерегулируемой иммиграции во многих городах Италии сложилась достаточно острая жилищная ситуация, требующая более целенаправленного вмешательства властей. В этих условиях некоторые местные органы власти совместно с добровольными организациями выступили с проектами, призванными облегчить иммигрантам решение жилищной проблемы. В ряде городов были созданы специальные социальные агентства, помогающие иммигрантам в подборе жилья по умеренным ценам.

Одно из таких агентств было создано в 2001 г. католической организацией «Каритас» (Caritas) совместно с группой предприятий, ассоциаций и частных лиц, занимающихся проблемами иммигрантов. Среди них - региональное объединение ремесленников, Ассоциация промышленников, производственные кооперативы и объединения. Как говорится в документе, размещенном на сайте в Интернете, цель данного проекта - содействие иммигрантам в приобретении собственного жилья, поскольку приобретение дома делает процесс социальной интеграции иммигрантских семей более быстрым и стабильным. Кроме поиска жилья, соответствующего требованиям и финансовым возможностям клиента, агентство оказывает помощь в получении кредита и предоставляет услуги по оформлению сделки, так же как по содержанию и эксплуатации недвижимости. В рамках проекта в области Венето создана сеть информационных служб. Проект также предусматривает подготовку кадров для работы в агентстве (проведение специальных семинаров для работников, набираемых в основном из иммигрантской среды); проведение встреч с объединениями иммигрантов, существующими в области; встречи с местными властями и специальными службами, занимающимися проблемами интеграции иммигрантов, а также жилищными проблемами.

Однако, по мнению экспертов, такого рода начинания при всей позитивности их деятельности не могут снять остроты и неотложности жилищной проблемы. В связи с этим некоторые общественные объединения выступают за создание специальных планов строительства доступного для иммигрантов жилья.

Сегодня местные власти начинают вводить специальные правила поведения агентств по недвижимости, работающих с им-

мигрантами. Эти правила предусматривают как гарантии иммигрантам от разного рода дискриминации, так и страхуют владельцев жилья от невыполнения иммигрантами их обязательств. В некоторых городах создаются специальные информационные агентства, предоставляющие иностранным гражданам информацию по вопросам найма жилья на их родном языке.

Если иммигранты имеют стабильную работу и прочно «становятся на ноги», они начинают приобретать собственные дома. Так, в южных регионах, таких как Калабрия, Пулия или Кампания, албанцы, марокканцы и выходцы из других стран начинают получать ссуды в кассах взаимопомощи на приобретение собственного дома.

Иммигранты и доступность медицинских услуг

Итальянское правительство, разрабатывая закон № 40/98, исходило из необходимости обеспечения иностранным гражданам, живущим и работающим в Италии, нормальных социальных и экономических условий как важной предпосылки их интеграции в итальянское общество. Доступность медицинского обслуживания для иммигрантов рассматривалась авторами закона как ключевой элемент интеграции.

В соответствии со ст. 32 иммиграционного закона все иностранные граждане, законно проживающие на территории Италии, обязаны зарегистрироваться в Службе национального здравоохранения и имеют право на получение медицинской помощи, предоставляемой национальным здравоохранением, наравне с итальянскими гражданами. Одновременно иностранный гражданин обязан вносить в систему медицинского страхования взносы в размере установленного процента от суммы годового дохода. Размеры взносов для всех лиц, зарегистрированных в Службе национального здравоохранения, являются одинаковыми и устанавливаются министерством здравоохранения Италии по согласованию с министерством финансов. Закон гарантирует предоставление медицинской помощи членам семьи иммигранта. Дети иммигрантов получают медицинскую помощь с момента их появления на свет (14).

Иностранные граждане, не зарегистрированные в системе здравоохранения Италии, могут рассчитывать на получение необходимой медицинской помощи в экстренных случаях на основе международных соглашений и конвенций, предусматривающих оказание подобных услуг на основе взаимности и на основе принципа обеспечения прав человека (ст. 33 закона № 40/98). К таким документам, в частности, относится Международная конвенция по правам детей от 20 ноября 1989 г., ратифицированная Италией в 1991 г. Кроме экстренных медицинских случаев иностранные граждане могут рассчитывать на равную с итальянскими гражданами помощь в случаях: беременности и рождения ребенка; лечения детей; проведения вакцинации населения, осуществляемой региональными властями в рамках санитарно-профилактических мероприятий, а также в случаях диагностирования и лечения инфекционных заболеваний.

При оказании экстренной медицинской помощи лицам без вида на жительство, не располагающим достаточными финансовыми средствами, плата за предоставленные медицинские услуги осуществляется из Национального медицинского фонда.

В 2002 г. 85,4 % иммигрантов были зарегистрированы в системе обязательного медицинского страхования. Действие этой системы распространяется и на иммигрантов, срок пребывания которых в Италии истек, но которые подали заявление о возобновлении временного вида на жительство.

После принятия нового иммиграционного закона в 1998 г. в трехлетний план развития национального здравоохранения (на период с 1998 по 2000 г.) были внесены специальные положения, призванные решить проблему формирования политики по включению иммигрантов в систему национального здравоохранения. В плане предусматривалось: 1) создание системы выявления, мониторинга и оценки потребностей иммигрантов в области здравоохранения (для этих целей использовался богатый опыт благотворительных организаций); 2) обучение и подготовка медицинского персонала для работы в мультикультурной среде; 3) организация работы медицинских учреждений с учетом культурного многообразия пациентов-иммигрантов. Приоритетными направлениями деятельности

системы здравоохранения в связи с появлением новых групп пациентов были названы: превентивные меры санитарного характера, осуществляемые в этой группе населения для предотвращения распространения туберкулеза, венерических заболеваний и ВИЧ-инфекций; улучшение обслуживания беременных женщин; вакцинация детей-иммигрантов наравне с итальянскими детьми; меры по сокращению производственных травм среди иммигрантов в рамках программ, направленных на сокращение производственного травматизма среди итальянцев.

Реализация права иммигрантов на медицинское обслуживание возлагалась на местные органы власти. Необходимость разработки специальной политики в отношении медицинского обслуживания иммигрантов на региональном уровне была законодательно инициирована иммиграционным законом № 39/90, принятым в 1990 г. В том же году в 11 областях были приняты специальные законы, содержавшие наряду с общими положениями закона № 39/90 ряд новых положений. Так, власти области Венето первыми в Италии распространили медицинское обслуживание на нелегальных иммигрантов. В законе области Эмилия-Романья были предусмотрены специальные мероприятия по медицинскому обслуживанию иностранных женщин и детей. В больницах и медицинских учреждениях отдельных городов помощь иммигрантам оказывалась независимо от того, имеют они регистрацию или нет, хотя это не оговаривалось в региональных законах.

Принятие закона № 40/98 стимулировало совершенствование региональных законов, регулирующих систему медицинского обслуживания иммигрантов. В некоторых региональных законах в большей степени нашла отражение специфика иммиграционной ситуации. В частности, в законе, принятом в области Марке, предусматриваются специальные меры по борьбе с эпидемиологическими заболеваниями, включая кампании по санитарному просвещению. Особое внимание уделяется проблемам оказания помощи иммигрантам, ставшим жертвами насилия или жестокого обращения и эксплуатации. Для обучения и подготовки персонала региональные власти с помощью национальных и международных организаций и специалистов благотворительных органи-

заций, занимающихся подобными проблемами, проводят специальные семинары.

Авторы XIII доклада об иммиграции в Италии, подготовленного католическими организациями «Каритас» и фонда «Мигранты» в 2003 г. (7), считают, что, хотя в Италии за иммигрантами и признано право на здоровье, однако реализация этого права требует дополнительных усилий по облегчению доступа иммигрантов к национальной системе здравоохранения и улучшению санитарных условий, в которых живут и работают иммигранты. По данным медицинских учреждений, среди иммигрантов высок процент заболеваний, связанных с низким качеством и условиями жизни, травматизмом на работе, прерыванием нежелательной беременности и инфекционными болезнями. В целом количество обычных обращений за медицинской помощью с 1998 по 2000 гг. увеличилось на 24 %, а пребывание в больницах - на 47,6 %. Большая часть обращений связана с болезнями дыхательной системы, органов пищеварения и кожными заболеваниями, вызванными прежде всего условиями жизни. В частности, новорожденные дети иммигрантов чаще, чем дети итальянцев, рождаются недоношенными, с маленьким весом, страдают во время родов от асфиксии или респираторного стресса, что, по мнению авторов доклада, в большей степени объясняется низким уровнем социальной и бытовой интеграции иммигрантов, нежели наследственностью (7).

Экономическая интеграция иммигрантов. Рынок занятости и иммиграция

Около 70 % иностранцев, имеющих вид на жительство, въехали в Италию с целью получить работу. Сегодня иммигранты составляют 3,5 % от общей численности рабочей силы в стране, причем их роль в развитии экономики постоянно растет, прежде всего из-за демографического спада, наблюдающегося в Италии в последние годы. С середины 1980-х годов происходит резкое снижение рождаемости. В 2000 г. в северных регионах страны на одну женщину приходился один ребенок, а в южных - 1,3, притом что еще совсем недавно для Юга нормой было иметь в семье по 5-6 детей. Расчеты показывают, что при сохранении этой тенденции в

ближайшие 50 лет численность населения Италии может сократиться с 60 млн. до 40 млн. человек. Еще одна связанная с этим проблема - ускорение темпов старения населения. Уже сегодня Италия является одной из самых «старых» стран Европы. В 2000 г. 18 % населения было старше 65 лет, а в 2040 г. доля лиц в возрасте старше 65 лет может достичь 30 % (11, с.157-158). По оценкам ООН, при сохранении нынешней демографической ситуации Италия для обеспечения промышленного роста в ближайшие годы будет вынуждена принимать до 300 тыс. иностранцев в год.

Другим фактором, стимулирующим приток иммигрантов, является спрос на неквалифицированную и дешевую сезонную рабочую силу со стороны мелкого производства и растущей сферы услуг (особенно туристического бизнеса), не находящий удовлетворения на местном рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую сферу занятости для иммигрантов в Италии представляют домашние хозяйства. По мере роста благосостояния итальянские женщины все активнее включаются в трудовую деятельность, перепоручая управлением домом, уход за детьми и стариками иностранным домашним работницам.

Важным фактором, стимулирующим приток иммигрантов в Италию, особенно нелегальных, является наличие теневой экономики, где производится, по имеющимся оценкам, от 20 до 30% ВНП страны.

Сегодня иммигранты работают на тех работах, которые потеряли привлекательность для итальянцев. По данным министерства труда Италии, нехватка рабочей силы наблюдается в сферах производства, где работа связана с тяжелыми условиями труда, плохо оплачивается или является малопрестижной с точки зрения социального статуса. Иностранные рабочие заняты прежде всего в таких сферах, как сбор и переработка мусора, металлургическое и литейное производство, складские работы, строительство, ресторанный бизнес (посудомойки, официанты, уборщики) и больницы (санитары, вспомогательный персонал, сиделки и даже медсестры). В последние годы растет спрос на высококвалифицированную рабочую силу, включая исследователей, работающих по контрактам в итальянских научно-исследовательских центрах и уни-

верситетах, менеджеров частных компаний, независимых профессионалов и бизнесменов, чья сфера деятельности представляет интерес для итальянской экономики, известных артистов, имеющих контракты с государственными и частными антрепренерами и театрами.

По данным доклада «Каритас» за 2004 г., число иммигрантов, получающих постоянную работу, за последние три года удвоилось. Из 986,7 тыс. человек, принятых на работу в 2003 г., 16,3 % приходилось на иностранных граждан (в 2002 г. этот показатель составлял 11,5 %.). Как отмечают эксперты, «иммигранты, в отличие от итальянцев, устроившись на работу, стараются закрепиться на рабочем месте и проработать там как можно дольше» (8).

Почти половина рабочих мест (43,7 %), занятых иммигрантами, связана с работой в домашнем хозяйстве. По оценкам экспертов, в этой сфере работает около 0,5 млн. иммигрантов, и они сегодня составляют основу системы обслуживания больных и престарелых людей. 27,2 % иммигрантов заняты в сфере услуг, 21,7 - в промышленности и 7,4% - в сельском хозяйстве (8).

Территориально основная масса иммигрантов (70 %) работает в промышленных регионах Севера, 20 - в центральных регионах и 10 % - на Юге (8). По аналогии с «треугольником послевоенной индустриализации» - Милан-Турин-Генуя - сегодня специалисты говорят о «треугольнике иммиграции», куда входят Ломбардия, Венето и Эмилия-Романья. В этих регионах во всех секторах экономики наблюдается самая высокая концентрация иностранных рабочих.

Наибольшее число иммигрантов работает на малых предприятиях (с числом занятых до десяти человек). 60 % всех иностранных рабочих находится в возрастной группе от 18 до 35 лет. Последние исследования показали увеличение доли женщин-иммигранток: среди вновь принятых на работу она достигла 49,6 %. Женщины, как правило, устраиваются на рабочие места с неограниченным сроком работы. Для мужчин более характера работа временного характера (60 % иммигрантов-мужчин имеет контракты с ограниченным сроком работы) (8).

Как показывают исследования последних лет, рынок труда отдает предпочтение иностранным рабочим, приезжающим из стран, близких Италии по культуре, традициям, профессиональной подготовке и религии. Это прежде всего европейские страны Центральной и Восточной Европы, а также Латинская Америка. На долю Восточной Европы приходится 45 % всех иностранных рабочих, Североафриканского региона - 15 и стран Латинской Америки -14 %. Остальные иммигранты - выходцы из стран Азии (8).

Проблемы регулирования занятости иммигрантов

В Италии до последнего времени отсутствовала система целенаправленной вербовки, трудоустройства и ротации иностранной рабочей силы, аналогичной той, что существовала в Германии в 50-60-е годы. Исключение составляли домашние работницы и прислуга, чьим рекрутированием в развивающихся странах (Филиппины, Острова Зеленого Мыса, Перу и др.) и трудоустройством занимаются католические благотворительные организации или диаспоры. Закон № 40/98 ввел систему установления квот на легальный въезд иммигрантов, а закон № 189/2002 (т.н. «Босси-Фини») установил жесткую привязку выдачи вида на жительство к рабочему контракту и ограничение времени пребывания в стране сроком контракта. В частности, декретом совета министров страны от 17 декабря 2004 г. была установлена квота на 2005 г. в размере 79,5 тыс. человек. Речь идет о гражданах стран, не являющихся участниками Евросоюза. Эта цифра основана на данных относительно потребности страны в дополнительной рабочей силе, представленных местными органами власти, министерством труда и социальных проблем, объединениями промышленников и предпринимателей. Квоты на 2005 г. включают: 30 тыс. разрешений для работников по найму, имеющих контракты, причем половина из них - лица, работающие в качестве домашней прислуги или сиделок для ухода за престарелыми или больными; 2,5 тыс. разрешений для независимых работников (прежде всего речь идет о специалистах разного профиля, ученых и артистах) и 1 тыс. разрешений для высококвалифицированных работников, работающих по найму; 20,8 тыс. разрешений для граждан стран, с которыми Ита-

лия имеет специальные соглашения о кооперации в сфере иммиграции. К таким странам относятся Албания, Тунис, Марокко, Египет, Нигерия, Молдова, Шри-Ланка, Бангладеш, Филиппины, Пакистан, Сомали. Кроме того, декретом установлена квота (25 тыс. разрешений) на въезд сезонных рабочих из Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Болгарии и Румынии, с которыми у Италии также есть соглашения о сотрудничестве (15).

По мнению многих наблюдателей, новая система жестких квот и привязка вида на жительство к сроку контракта не учитывает реальностей рынка труда, нуждающегося в более гибкой системе включения иммигрантов в трудовую деятельность. В частности, вместо проведения массовых легализации лиц, имеющих работу, многие предлагают ввести для иммигрантов, потерявших работу, систему разрешений на пребывание в стране сроком на три месяца для поиска работы. Предлагается также предусмотреть в законе специальную норму, устанавливающую условия, при которых разрешение на кратковременное пребывание в стране (например, туризм) могло бы быть конвертировано в вид на жительство в связи с наличием работы. В противном случае жесткая система регулирования условий пребывания иммигрантов приведет лишь к тому, что многие иностранные рабочие будут вынуждены годами жить и работать на полулегальном положении.

По данным исследования, проведенного МОТ при поддержке министерства труда и социальной защиты, каждый второй иностранец сталкивался с дискриминацией при приеме на работу. Наиболее высокий процент отказов был зарегистрирован в сфере услуг и в промышленности - по 41,9 %; в строительстве он ниже -31,3 %. Как правило, дискриминация проявлялась на ранних стадиях собеседования. В 27 % случаев иммигранты получали отказ при первом телефонном звонке работодателю, в 12 % - после собеседования. Заместитель министра труда и социальной защиты М. Саккони считает, что проблема дискриминации связана прежде всего с особенностями функционирования рынка труда в Италии, где при приеме на работу большую роль играют семейные и дружеские связи. Поэтому главная задача заключается в создании

условий, при которых рынок труда был бы эффективным и прозрачным. Что касается проблем трудоустройства иммигрантов, то сегодня сотрудничество Италии со странами, откуда идет массовая иммиграция, предусматривает меры по отбору и приему на работу прямо «на месте». Для таких иммигрантов выделяются специальные квоты (5).

По мнению директора бюро МОТ в Риме К. Леночи, иммигранты сталкиваются с дискриминацией при приеме на первое место работы, а также в ходе работы на мелких и средних предприятиях. Он объясняет это недостаточной эффективностью политики интеграции и считает, что «необходимо повышат ь культуру интеграции путем участия в процессе всех вовлеченных сторон, институтов, социальных партнеров и гражданского общества в целом» (5).

При поддержке специального агентства при министерстве труда и социальной защиты в ряде городов Италии созданы специальные информационные службы и центры занятости, а также система переквалификации.

В 2004 г. в провинции Бергамо начался эксперимент по созданию «Локальной сети управления процессами трудового включения иммигрантов». Эксперимент является частью проекта по созданию Национальной сети служб занятости, призванных способствовать социально-экономической интеграции иммигрантов. Сеть должна объединить все социальные службы, занимающиеся различными аспектами жизни иммигрантов. В частности, в Бергамо в проекте взаимодействуют школьная система, объединения предпринимателей, агентства по найму и службы занятости провинции. Центральным звеном новой системы является префектура Бергамо. Для работы используются новейшие информационные технологии и системы связи. Проект рассчитан на обслуживание примерно 65 тыс. иммигрантов и членов их семей, проживающих в семи коммунах провинции (2).

Иммигранты и профсоюзы

Все профсоюзные объединения страны взяли на себя защиту прав иммигрантов на производстве. В последние годы профсоюзы

страны проделали определенную работу, с тем чтобы адаптировать свои структуры к новой ситуации в сфере труда. В профсоюзных структурах появились подразделения для работы с иммигрантами. Для оказания помощи неорганизованным иностранным рабочим и безработным иммигрантам созданы специальные ассоциации. Задача последних - защита социальных и гражданских прав иммигрантов, в том числе организация кампаний в поддержку прав иммигрантов на жилище, медицинскую помощь, образование, на участие в жизни общества. Такие акции, проводимые часто совместно с национальными диаспорами, по мнению руководства профсоюзов, должны способствовать повышению степени интеграции иммигрантов в итальянское общество.

В руководящих органах национальных профобъединений выделены ответственные за проведение и координацию политики, связанной с работой с иммигрантами. Кроме того, в ходе коллективных переговоров по заключению трудовых контрактов профсоюзы отстаивают специфические интересы иммигрантов. По мнению представителя Итальянской конфедерации профсоюзов трудящихся (ИКПТ), отвечающего за политику в отношении иммигрантов, итальянское общество еще не готово к защите прав иностранных рабочих. Поэтому ИКПТ ежегодно организует летнюю школу; в ее работе участвуют как итальянские делегаты, так и представители иммигрантов, с тем чтобы «лучше узнать друг друга» и осознать важность совместных действий в условиях постоянного увеличения численности иностранных трудящихся на предприятиях страны. Кроме того, ИКПТ в течение 12 лет организует во Флоренции специальные курсы для профсоюзных активистов-иммигрантов.

В последние годы идет активный процесс вступления иммигрантов в профсоюзы. В 2003 г. в трех национальных профсоюзных объединениях - ВИКТ, ИКПТ и ИСТ - состояло почти 334 тыс. иностранных работников, что на 49% больше, чем в 2000 г. Постоянно увеличивается и число профсоюзных активистов среди иммигрантов (13).

По мнению руководства профсоюзов, пока крайне сложно защищать рабочих-иммигрантов в полной мере, поскольку имми-

гранты зачастую работают на временной основе. Кроме того, многие иммигранты заняты в домашнем секторе, а также на мелких предприятиях, где из-за отсутствия профсоюзов некому защищать права не только иммигрантов, но и итальянских рабочих. Тем не менее тема иммиграции должна находить постоянное отражение в политике профсоюзов при заключении коллективных договоров, обсуждении проблемы регулировании рынков труда, социальной политики и политики социального страхования - такова точка зрения ответственного за политику в отношении иммигрантов во Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ).

В декабре 2003 г. ВИКТ, ИКПТ и ИСТ провели день совместных действий в поддержку прав мигрантов. Цель профсоюзов -обеспечение равенства положения итальянских трудящихся и иностранных рабочих, хотя в некоторых случаях иммигранты нуждаются в создании для них особых условий. Например, для многих иммигрантов очень важно получить возможность «копить» выходные дни для того, чтобы в отпуск поехать на родину, или иметь перерыв в работе для сотворения молитвы, возможность получать в столовой блюда национальной кухни.

Благодаря коллективным договорам иностранным рабочим удается с помощью профсоюзов добиться гарантий выполнения некоторых своих требований, связанных с особенностями их пребывания в Италии. В 48 коллективных трудовых договорах содержатся положения, касающиеся иностранных рабочих; в 25 - положения, относящиеся к сфере профессионального обучения иммигрантов и изучения иммигрантами итальянского языка; в 16 - предусмотрены меры по регулированию отношений на производстве, мониторинг и анализ проблем, связанных с трудовой деятельностью и занятостью, проблем включения в трудовой процесс и мобильности, соблюдения прав иностранных рабочих; в 10 - прописаны права иммигрантов на более длительный отпуск в связи с поездками на родину (7; 13).

Предпринимательская деятельность иммигрантов

В последние годы иммигранты в Италии начинают создавать собственные предприятия. В 2002 г. на территории страны

были зарегистрированы 198 215 владельцев предприятий или компаньонов итальянских фирм, не являющихся гражданами Италии. Из них 108 615 - иностранные граждане, въехавшие в страну по причинам, связанным с независимой экономической деятельностью, остальные предприниматели - иммигранты, живущие в Италии на протяжении нескольких лет. Большая часть фирм, созданных иммигрантами, относится к категории ремесленных предприятий. 68,9 % иммигрантов-предпринимателей находятся в возрастной группе от 30 до 49 лет. Женщины составляют 16 % от общего числа иностранных предпринимателей. На первом месте по количеству предпринимателей находятся Марокко (почти 18 тыс. человек), затем следуют Китай (более 10 тыс. человек) и Сенегал (около 7 тыс. человек). В первую десятку стран, чьи граждане наиболее активно занимаются независимой предпринимательской деятельностью, входят также Албания, Румыния и Египет (от 5 тыс. до 3 тыс. человек), Нигерия, Тунис и Германия (свыше 2 тыс. человек) (8).

В последние годы предпринимательская активность иммигрантов значительно повысилась. По данным Национальной конфедерации ремесленников, в 2003-2004 гг. численность предпринимателей среди иммигрантов возросла на 25 %, а их доля в общем количестве малых предприятий в Италии увеличилась на 2 %. Например, в Тоскане из 155 тыс. живущих в области иммигрантов 16,8 тыс. человек занимаются самостоятельной предпринимательской деятельностью. Наиболее широко предпринимательство распространено среди иммигрантов, осевших на Севере и в Центральной Италии, где живет и работает большая часть иммигрантов и где они достаточно хорошо укоренились; здесь находится примерно половина всех предприятий, основанных иммигрантами. 25 % предприятий, принадлежащих иммигрантам, расположены в Милане и Риме, но их доля среди мелких предприятий этих городов незначительна. В Риме, например, она не превышает 4 % от общего количества предприятий (8).

Около 80 % всех предприятий, принадлежащих иммигрантам, приехавшим из стран, не являющихся членами ЕС, работает в сфере торговли, строительстве и промышленности. 42,4 % пред-

приятий занято розничной и оптовой торговлей; 25 % -строительством. На долю промышленности приходится 12,3 % (в основном это швейное, обувное и текстильное производства). В сельском хозяйстве работает, по разным оценкам, от 3,6 до 5,3 % всех предприятий. На долю предприятий, работающих в таких сферах, как перевозки и складирование, а также информационное обеспечение операций с недвижимостью, приходится около 10 %. Остальные заняты в других сферах деятельности, в частности в сфере социальных, общественных и персональных услуг. Среди таких предприятий, принадлежащих иммигрантам, превалируют мелкие предприятия; 25 % предприятий, принадлежащих иммигрантам, отнесено к категории ремесленных (8).

Существует некоторая этническая специализации бизнеса иммигрантов: марокканцы в основном держат рестораны; бенгальцы и пакистанцы занимаются мелкой розничной торговлей; выходцы из Китая - коммерцией. Правда, в последние годы китайцы активно приобретают разоряющиеся предприятия, например в области Тоскана. Так, в г. Прато и его окрестностях доля малых предприятий, принадлежащих иностранным гражданам,

преимущественно выходцам из Китая, составляет 13 %.

* * *

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что иностранные рабочие превратились в неотъемлемый фактор экономического развития Италии. Только в 2003 г. их доля в производстве ВВП составила 6 % (более 50 млрд. евро). Более того, в условиях ухудшающейся демографической ситуации в стране иммигранты становятся важным трудовым ресурсом, причем речь идет не о будущих иммигрантах, а о тех, кто живет и работает в Италии сейчас. По последним данным, доля иностранных рабочих составляет 8 % от общей численности рабочей силы в стране, а в некоторых секторах экономики они доминируют. Например, 80 % всех домашних работниц, сиделок и прислуги, работающих в итальянских семьях, приехали из-за рубежа. Без иммигрантов сегодня не могут обойтись ни социальные службы, ни сельское хозяйство, ни строительство. Среди иммигрантов появляются новые

предприниматели, которые создают рабочие места не только для себя и своих соотечественников, но также и для итальянцев.

Присутствие в стране иммигрантов стало реальностью жизни итальянского общества. Примерно 60 % иммигрантов живут в Италии более пяти лет. В стране появилось «второе поколение» иммигрантов.

В обществе пришло осознание того, что решить проблему иммиграции методами запретов и «выдворений» из страны нельзя. Последние опросы общественного мнения показывают, что большинство итальянцев поддерживают идею социальной интеграции иммигрантов и согласны с тем, чтобы правительство финансировало соответствующие мероприятия (курсы итальянского языка, профессиональное обучение, информационные службы и т.п.). Те, кто выступает за ужесточение контроля на границах, оказались в меньшинстве. Сегодня итальянцы видят главную угрозу не в иммиграции как таковой, а в нелегальной иммиграции. Последняя, по их мнению, содержит угрозу общественному порядку (рост преступности, распространение наркотиков, проституция) и социальной стабильности (ухудшение условий труда, усиление расистских настроений и ксенофобии) в обществе.

В то же время легальное пребывание иммигрантов, их жизнь и работа требуют целенаправленной и органичной политики социальной интеграции, лишенной бюрократических проволочек и устраняющей любые проявления неравенства.

В итальянском обществе все больше утверждается отношение к иммигрантам не как к рабочей силе, но как к равноправным гражданам. 70 % опрошенных положительно относятся к идее предоставления иммигрантам права голоса на административных выборах. 80 % итальянцев выступают за предоставление иммигрантам, постоянно живущим и работающим в Италии, соблюдающим законы страны и уплачивающим налоги, гражданства (7).

В связи с предложением одного из создателей пресловутого закона «Босси-Фини», вице-председателя совета министров Дж. Фини, предоставить иммигрантам право голоса на местных выборах в стране активно развернулась дискуссия о путях политической интеграции иммигрантов.

В ходе дискуссии указывалось, что Италия нуждается в новой иммиграционной политике, которая не ограничивалась бы мерами по борьбе с нелегалами, но содержала бы позитивную программу интеграции иммигрантов. Основополагающими принципами такой программы должны стать добрососедство и уважение к культуре, обычаям и традициям иммигрантов со стороны граждан Италии, но и одновременное уважение иммигрантами культуры Италии, фундаментальных ценностей итальянского общества, неукоснительное соблюдения правил общественного бытия и законов страны, включая неприкосновенность прав личности, равенство перед законом, отделение религии от политики и светский характер государства.

Список литературы

1. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России. - Режим доступа: http/www. antropotok.archi-pelag.ru/text/a039.htm.

2. Bergamo, parte rete locale per favorire l'occupazione degli immigrati. -Mode of access: http/www.labitalia.com/articles/ Approfondimenti/-8029.html..

3. Campani G., De Bonis A. Migration policies in Italy. - Mode of access: http/ emz-berlin.de/project_e/pj32_1pdf/MigPol/MigPol_ItaIy.pdf.

4. Ghezzi C. Una politica dell'immigrazione: clandestini, pericolosi, anzi necessari // Ponte. - Firenze, 1997. - A.53, N 5. - P.61-75.

5. Immigrati: Ilo, in Italia 41% stranieri discriminato sul lavoro. - Mode of access: http/ www.labitalia.com/articles/ Approfondimenti/7986.html.

6. Immigrazione in Italia: indici di inserimento territoriale: /Terzo Rapporto/ Consiglio naz. dellv economia e del lavoro (CNEL). - Roma, 2004.- 132 p.

7. Immigrazione. Dossier statistico Immigrazione 2003: 13 Rapporto sullvimmigrazione. - Mode of access: http/ www.db.caritas.glauco.it/ caritastest/temi/Immigrazione/Dossier_2003/intesi.pdf.

8. Immigrazione. Dossier statistico Immigrazione 2004: 14 Rapporto sullvimmigrazione. - Mode of access: http/www. db.caritas.glauco.it/ caritastest/temi/Immigrazione/Dossier_2004/intesi.pdf.

9. Lvemergenza abitativa. - Mode of access: http/www.sunia.it/jiles/stu-di_ricerche/rappares.htm.

10. L'Italie: en quête d'une politique de l'immigration / / Hommes et migrations. - P.,1996. - N 1194. - P. 3-44.

11. Mendras H., Meyet S. L'Italie suicidaire? // Rev. de l'OFCE. - P., 2002. -N 80. - P.157-168.

12. Primo rapporto sullvintegrazione degli immigrati in Italia. - Mode of access: http/www/diodati.org/bpl/2001/societa_diritti/immigrati3.htmL

13. Rosci S. Boom di stranieri iscritti ai sindacati. - Mode of access: http/ www.labitalia.com/articles/ Approfondimenti/8636.html.

14. Testo unico delle disposizioni concernenti la disciplina dellv immigrazione e norme sulla condizione dello straniero. - Mode of access: http/ www/stranieri.it/leggi_fondamentali/dlg98_286/Dlg298Dlg_286ww.htm.

15. The new Italian immigration policy. - Mode of access: http/perso.wanadoo.fr/ciemi.org/p2sixtere.html.

16. 35 anni di immigrazione in Italia; una politica a metà gado. Anticipazione del "Dossier statistico Immigrazione 2005". - Mode of access: http/www.db.caritas.glauco.it/caritastest/temi/Immigrazione/Dossier_ 2005/anticipazioni.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.