И.Г.Животовская
Италия: От эмиграции к иммиграции
В отличие от большинства стран ЕС Италия столкнулась с массовой иммиграцией относительно недавно. Тридцать лет назад трудно было представить, что Италия, многие поколения граждан которой, не находя работы на родине, эмигрировали в другие страны, станет привлекательной для иммигрантов. Однако в контексте эволюции мировых миграционных процессов, динамики экономического развития и демографических сдвигов, происходящих в Италии в последние четверть века, такой переход от эмиграции к иммиграции представляется закономерным.
Отставание в экономическом развитии, голод и нищета более века вынуждали миллионы итальянцев отправляться на заработки в более развитые страны Европы (Францию, Бельгию, Германию), а также за океан (Аргентину, Бразилию и США). С 1871 по 1914 г. примерно 3 млн. итальянцев из северных и центральных регионов страны нашли работу на шахтах Франции, Бельгии и Германии и в сельском хозяйстве Франции и Центральной Германии (15, с. 56). Однако основным источником эмиграции был Юг Италии, самый отсталый регион страны, с хронической нищетой, безработицей и высокой рождаемостью. За период с 1881 по 1976 г. из южных провинций эмигрировало
/
9 млн. человек при общей численности населения в регионе 18 млн. человек (7, с. 63). Наиболее активно эмиграция происходила в послевоенные годы, когда Италия стала важным поставщиком рабочей силы для промышленных предприятий других стран ЕС. Пик эмиграции пришелся на 1961 г. - тогда из страны выехали 378 тыс. человек. Всего с 1946 по 1986 г. Италию покинули 8 млн. человек, из них более половины - южане (3, с. 17; 7, с. 65).
Стремительный рост цен на нефть (т.н. «нефтяной шок») в начале 70-х годов, вызвавший спад промышленного производства, а затем и широкомасштабный структурный кризис экономики, вынудили индустриальные страны Запада отказаться от использования дешевой иностранной рабочей силы и ужесточить иммиграционную политику. Указанные изменения привели к сокращению эмиграции из Италии. В то же время в стране появились первые «экономические» иммигранты. Многие иммигранты использовали Италию в качестве перевалочного пункта или «лазейки» для проникновения в более развитые страны ЕС. Это объяснялось относительной легкостью въезда в Италию. Италия имела достаточно либеральный 1
визовый режим со многими странами мира, включая страны - источники иммиграции, такие как Марокко, Алжир, Тунис и т.д. К тому же в Италии отсутствовало иммиграционное законодательство и механизмы, регулирующие иммиграционные потоки.
Историю иммиграции в Италию можно условно разделить на три этапа. Первый - начало 70-х - 1981 г., период так называемой «транзитной иммиграции», когда Италия не была конечным пунктом назначения. В самой Италии в эти годы вопросы иммиграции рассматривались преимущественно с точки зрения обеспечения общественной безопасности. Хотя некоторые «экономические» иммигранты в силу различных обстоятельств оставались на постоянное жительство в Италии, наличие в Италии иностранной рабочей силы впервые было зафиксировано в ходе переписи населения лишь в 1981 г Второй этап - середина 80-х - 1998 г., этап неконтролируемой и во многих случаях нелегальной массовой «экономической»
1 В середине 80-х годов граждане 78 стран могли въехать на территорию Италии без получения специальных виз (1).
иммиграции со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями. Начало нового этапа - условно его можно назвать этапом «регулируемой» иммиграции, связано с принятием в 1998 г. закона, жестко регулирующего иммиграционные потоки, вводящего квоты на въезд иностранной рабочей силы, а также определяющего меры по борьбе с нелегальной иммиграцией.
Особенности иммиграции в Италию
В течение 70-х годов присутствие иммигрантов на территории Италии было достаточно скромным. По данным министерства внутренних дел, в середине 70-х годов численность иммигрантов, имевших вид на жительство, не превышала 300 тыс. человек (9, с. 155). В середине 80-х годов на территории Италии официально проживали 490 тыс. иностранцев, из них 26 % - граждане ЕС и 11 % - граждане США. Доля прибывших в страну для работы составляла 30,2% от общего числа имевших вид на жительство (10, с. 6).
В то же время на территории Италии уже в эти годы находилось много нелегальных иммигрантов. По некоторым оценкам, в 70-80-е годы их численность достигала 1,2-1,5 млн. человек (большая часть из них перемещалась в другие европейские страны) (15, с. 64). Появление нелегальных иммигрантов стало возможным благодаря миграционной сети, которая формировалась в течение десятилетий на юго-восточном и юго-западном побережьях страны, где береговая граница составляет сотни километров, что облегчало проникновение иммигрантов в Италию.
Динамичное развитие итальянской экономики в 80-90-е годы и появление спроса на иностранную рабочую силу постепенно сделали Италию привлекательной для «экономической» иммиграции. В последнее десятилетие в Италии наблюдается иммиграционный бум. Согласно данным министерства внутренних дел, по состоянию на 31 декабря 1999 г. число иностранцев, легально проживавших в Италии (т.е. имевших вид на жительство), составляло 1 млн. 252 тыс. человек (5, с. 21). В 2001 г. количество зарегистрированных иностранцев достигло 1 млн. 687 тыс. человек, т.е. прирост численности иммигрантов составил 21,5%. Этот пока-
/
затель был самым высоким в ЕС. Больше половины приехавших либо уже имели контракт на работу, либо намеревались устроиться на работу в Италии (3, с. 158, 161). В то же время следует отметить, что официальные данные не дают полного представления о числе иммигрантов, проживающих в Италии. Кроме легально зарегистрированных и имеющих вид на жительство иностранцев на территории страны находится еще большое число иммигрантов, въехавших в предыдущие годы нелегально, но в соответствии с законом 1998 г. получивших право на легализацию. С учетом этих граждан, а также детей иммигрантов, не включаемых в официальную статистику регистрации иностранцев, общая численность иммигрантов в Италии оценивается примерно в 2,2 млн. человек, что составляет 3% от численности населения страны (5, с. 22).
С проблемой иммиграции неразрывно связана проблема беженцев, которые со временем превращаются в «экономических» иммигрантов. В первую очередь это относится к беженцам из Сомали, Эфиопии (провинция Эритрея), бывшей Югославии и Албании. Так, в результате первой «волны» беженцев из Албании 1991 г., когда в Италию прибыло более 30 тыс. человек, албанская община официально увеличилась на 28 628 человек (в 1990 г. ее численность не превышала 2 тыс. человек) (10, с. 17). Правда, в ходе второй «волны» 1997 г. итальянские власти заняли более жесткую позицию в отношении беженцев и выслали обратно в Албанию 6,6 тыс. человек (т.е. 38%) (1).
Особенностью иммиграции в Италии является ее многоэтнический характер - 60% иностранцев, проживающих в Италии, принадлежат к 15 национальным диаспорам (9, с. 160). На долю выходцев из европейских стран приходится 40,1%, из них 70% - граждане восточноевропейских стран. На первом месте среди европейских иммигрантов сегодня находится албанская диаспора (142 тыс. человек), за ней по численности следуют румынская (69 тыс. человек) и общины выходцев из бывшей Югославии (40 тыс. человек). Польская община насчитывает 31 тыс. человек (9, с. 159).
На долю африканских стран приходится 27,8% иммигрантов, из них 70% - выходцы из стран Северной Африки. Наиболее многочисленной и исторически укоренившейся в Италии является марокканская община
(159,6 тыс. человек). В последние годы быстрыми темпами увеличивается приток иммигрантов из Сенегала (9, с. 159-160).
Выходцы из Азии составляют 2 % от общей численности иммигрантов. В Италии сегодня проживают 65 тыс. филиппинцев, 60 тыс. китайцев, 37 тыс. жителей Шри Ланки, 30 тыс. индийцев (13, с. 160).
Доля выходцев из Латинской и Северной Америки составляет 11,9% от общей численности иммигрантов; 70% из них иммигрировало из стран Латинской Америки. В большинстве случаев речь идет о репатриации потомков итальянских эмигрантов (9, с. 159).
Иммиграционное законодательство и правительственная политика в отношении иммиграции
Италия оказалась не готовой к наплыву иммигрантов. Более того, до последнего времени миграционная политика и юридический режим, регулирующий иммиграцию, развивались либо под влиянием требований Евросоюза, либо в ответ на уже сложившуюся часто «авральную» ситуацию и критику со стороны политической оппозиции и общества (1).
До середины 80-х годов единственными юридическими документами, регулировавшими положение иммигрантов, были международные двусторонние соглашения, которые Италия подписывала главным образом для того, чтобы защитить права итальянских эмигрантов. В 1961 г. в Италии законодательно была введена система видов на жительство в сочетании с разрешением на право работы, выдачей которых ведало министерство труда. Однако на практике предприниматели, желавшие нанять работника, приехавшего не из страны - члена ЕС, должны был подать заявление в местное бюро труда. В целом иностранцами, приезжавшими в Италию, занималось министерство внутренних дел.
Попытки регулировать миграционные потоки рабочей силы были предприняты в 1981 г., когда Италия присоединилась к конвенции Международной организации труда (МОТ) о нелегальной миграции. Министерство труда разработало законопроект, предусматривавший ужесточение контроля над иностранной рабочей силой. Одновременно было принято решение о замораживании оформления разрешений на право
/
работы. По мнению экспертов, это решение заложило основу для нелегальной иммиграции, поскольку было принято в тот момент, когда экономика страны стала нуждаться в притоке дешевой рабочей силы из-за границы.
Первый иммиграционный закон в Италии был принят в 1986 г. Он был направлен на регулирование миграции рабочей силы и реформировал систему внутреннего контроля за иммигрантами. Закон не ограничивал срок действия вида на жительство иностранного рабочего сроком трудового соглашения и обязывал центры занятости ставить на учет безработных иностранцев, имеющих вид на жительство.
Однако наличие теневой экономики очень скоро привело к эрозии регулирующего механизма. Иммигранты, зарегистрированные в качестве безработных, обладая видом на жительство, могли работать без заключения контрактов и трудовых соглашений. Это было выгодно и работникам, и работодателям, поскольку позволяло уклоняться от уплаты налогов и взносов социального страхования. Очередное замораживание разрешений на работу привело лишь к увеличению нелегального въезда в страну. В результате правительство было вынуждено провести легализацию все возрастающего числа живущих в Италии нелегальных иммигрантов (так называемая амнистия).
Новый иммиграционный закон, принятый в 1990 г., распространял право на убежище на граждан любой страны (ранее это право предоставлялось лишь приезжавшим из СССР и стран соцлагеря), а также предписывал проведение серии амнистий для нелегальных иммигрантов, включая лиц, не имеющих работы. Закон предусматривал ежегодное установление потолка численности для вновь прибывающих легальных иммигрантов и высылку из страны иммигрантов, нарушающих общественный порядок. В соответствии с новым законом для значительного числа стран вводился визовый режим.
Неэффективность политики регулирования иммиграции вызвала в начале 90-х годов недовольство общественности и нарастание шовинистических настроений в стране. Это отразилось и на иммиграционном законодательстве. Декрет, принятый в 1 995 г. так называемым «технократическим» правительством Л. Дини, стал компромиссом между требованиями
Лиги Севера ужесточить режим въезда в страну для иммигрантов и позицией левых кругов и христианских демократов, традиционно обеспокоенных проблемой солидарности с иммигрантами. В результате декрет содержал ряд противоречивых положений. С одной стороны, вводилась новая система отказа во въезде в страну и высылки иностранцев, а с другой -была предусмотрена очередная программа амнистии нелегальных иммигрантов. Эта законодательная инициатива потерпела провал. Декрет не был преобразован в закон в установленные Конституцией сроки. Некоторые его положения были признаны неконституционными и были исключены. Что касается реформы порядка высылки, то она оказалась настолько неудачной, что органы правопорядка лоббировали возвращение к старой системе. Результатом всех мероприятий правительства, в том числе и легализации иммигрантов, стало укрепление в обществе мнения, что правительство не способно контролировать иммиграцию (1).
Очередной закон, разработанный и проведенный в жизнь левоцентристским правительством в 1998 г., стал первой попыткой всесторонне отреагировать на иммиграцию. Закон предусматривал укрепление внешних средств контроля над миграцией (визы, квоты), вводил жесткие санкции против организаторов нелегального въезда иммигрантов в страну (тюремное заключение сроком от одного до трех лет), повышение эффективности функционирования механизмов выдворения из страны (насильственная депортация под конвоем и создание центров временного заключения под стражу для содержания лиц, в отношении которых принято решение о депортации), а также заключение соглашений с основными странами -источниками иммиграции о беспрепятственном пропуске иммигрантов на родину.
Наряду с жесткими мерами в отношении нелегальных иммигрантов закон предусматривал улучшение юридического положения легальных иммигрантов, имеющих долгосрочный вид на жительство. В их отношении запрещалась какая-либо дискриминация. Закон предоставлял детям иммигрантов право на образование.
В то же время закон 1998 г. не содержал мер по регулированию рынка труда и контролю над нелегальной занятостью в теневой экономике. Единственное, что было предусмотрено законом, - это введение механизма
/
планирования иммиграции в виде установления годовых квот на легальный въезд. Введение квот объяснялось тем, что левоцентристское правительство считало, что итальянская экономика не может обойтись без иностранной рабочей силы. В 1998 г размер квоты на использование иностранной рабочей силы составил 38 тыс. человек. Однако число заявлений существенно превысило выделенную квоту. К тому же большинство из заявлений касалось лиц, уже живущих в Италии. В результате правительство вынуждено было провести очередную (пятую за 16 лет) амнистию нелегальных иммигрантов. В 2000 г. квота была установлена на уровне 63 тыс. человек. Большая часть квот (28 тыс.) выделялась для иностранцев, имеющих приглашения на работу. 18 тыс. разрешений было зарезервировано для стран, с которыми у Италия заключены двусторонние соглашения, определяющие условия приема трудовых мигрантов. Еще 15 тыс. мест выделялось для лиц, имеющих спонсоров в Италии, которые готовы предоставить своим подопечным жилье и прожиточный минимум в размере не менее 300 долл. в месяц.
Победа правоцентристской коалиции на выборах 2001 г. привела к ужесточению иммиграционной политики. «Закон Фини-Босси», одобренный парламентом в июне 2002 г., предусматривает жесткую привязку выдачи вида на жительство к рабочему контракту и ограничение времени пребывания в стране сроком контракта. Так называемые амнистии нелегальных иммигрантов больше не проводятся. По новому закону иммигранты, не имеющие виз, направляются в специальные центры по установлению их личности. Если в течение 60 дней это сделать не удается, иммигранты высылаются из страны. Иммигрантам, не имеющим рабочей визы, работодатели теперь должны предоставить контракт сроком на один год и внести в казну взнос в размере 330 евро за домработницу и 800 евро -за каждого работника, занятого в сельском хозяйстве или на промышленном предприятии. В случае обнаружения на предприятии работающих нелегальных иммигрантов владелец предприятия должен заплатить штраф в размере 5 тыс. евро за каждого работника. Работодатель может также быть заключен в тюрьму сроком от трех месяцев до года. Закон затрудняет процедуру воссоединения семей иммигрантов и резко сужает круг лиц, имеющих право на политическое убежище (2).
Против закона выступила не только оппозиция, считающая его «расистским» и «бесчеловечным», но и Конфедерация промышленников и предпринимателей, настаивающая на том, что итальянская промышленность задыхается без притока дешевой рабочей силы. Некоторые эксперты полагают, что запретительные меры, предусмотренные законом, не только не искореняют нелегальную иммиграцию, но, напротив, способствуют ее росту (2).
Рынок занятости и иммиграция
Более 60% иностранцев, имеющих вид на жительство, въехали в Италию с целью получить работу. Долгие годы Юг Италии вследствие высоких темпов рождаемости и отсталости являлся важнейшим источником рабочей силы как для соседних стран, так и для динамично развивающейся промышленности Севера. Однако в последние 10-15 лет в Италии наблюдается резкое снижение рождаемости. В 2000 г. в северных регионах на одну женщину приходился один ребенок, а на Юге - 1,3. Расчеты показывают, что при сохранении этой тенденции в ближайшие 50 лет численность населения Италии может сократиться с 60 млн. до 40 млн. человек. Еще одна связанная с этим проблема - ускорение темпов старения населения. Уже сегодня Италия является одной из самых «старых» стран Европы. В 2000 г. 18% населения было старше 65 лет, а в 2040 г. доля лиц в возрасте старше 65 лет может достичь 30% (9, с. 1 57-1 58). По оценкам ООН, при сохранении нынешней демографической ситуации Италия для обеспечения промышленного роста в ближайшие годы будет вынуждена принимать до 300 тыс. иностранцев в год.
В то же время рост иммиграционных потоков в Италию происходит на фоне высокой безработицы. На Севере безработица составляет 5%, а на Юге она достигает 22%. Объяснений этого явления несколько. Структурные преобразования экономики, произошедшие в 70-е - начале 80-х годов, трансформировали рынок занятости. С одной стороны, растет спрос на специалистов, имеющих профессиональную квалификацию и специальное образование, а с другой - мелкое производство и растущая сфера услуг (особенно туристический бизнес) нуждаются в неквалифицирован-
на
/
ной и дешевой сезонной рабочей силе. Особую сферу занятости в Италии представляют домашние хозяйства. По мере роста благосостояния итальянские женщины все активнее включаются в трудовую деятельность, перепоручая управлением домом, уход за детьми и стариками иностранным домашним работницам.
Важный фактор, стимулирующий приток иммигрантов в Италию, -наличие теневой экономики, где производится, по имеющимся оценкам, от 20 до 30% ВНП страны (1). Базой итальянской теневой экономики являются мелкие предприятия семейного типа. Для этих предприятий характерны ненормированный труд, отсутствие всяких социальных гарантий и трудовых соглашений, что позволяет сокращать издержки производства, экономить на социальных расходах и налогах, избегать жесткого рабочего законодательства и давления со стороны профсоюзов. Мелкие предприятия активно используют дешевую иностранную рабочую силу, в том числе и нелегальных иммигрантов. Другими сферами теневой занятости являются сфера услуг и сезонные работы (сбор урожая) в сельском хозяйстве.
Сегодня иммигранты работают на тех работах, которые потеряли привлекательность для итальянцев. По данным министерства труда Италии, нехватка рабочей силы наблюдается в сферах производства, где работа связана с тяжелыми условиями труда, плохо оплачивается или является малопрестижной с точки зрения социального статуса. Иностранные рабочие заняты, прежде всего, в таких сферах, как сбор и переработка мусора, металлургическое и литейное производство, складские работы, строительство, ресторанный бизнес (посудомойки, официанты, уборщики) и больницы (санитары, вспомогательный персонал, сиделки и даже медсестры) (6, с. 433).
В Италии отсутствует система целенаправленной вербовки, трудоустройства и ротации иностранной рабочей силы, аналогичная той, что существовала в Германии в 50-60-е годы. Иммиграция в Италию до сих пор носит стихийный и нерегулируемый характер. То же относится и к процессу устройства на работу. Исключением являются домашние работницы и прислуга, чьим рекрутированием в развивающихся странах (Филиппины, Острова Зеленого Мыса, Перу и др.) и трудоустройством занимаются католические благотворительные организации или диаспоры.
Размещение иммигрантов по территории страны носит неравномерный характер. Юг сегодня является воротами для иммиграции, особенно из стран Магриба, Африки и Балканского полуострова. Через Юг идут и основные нелегальные потоки иммигрантов, что объясняется территориальной близостью этого региона к странам - «поставщикам» иммигрантов, а также наличием здесь широкой сети криминальных сообществ, занимающихся переправкой иммигрантов из развивающихся стран в Западную Европу. Однако главными центрами притяжения для иммигрантов становятся провинции Севера (здесь проживает почти 55% всех иммигрантов) и Центр (30,5%), где возможности найти работу и жилье значительно шире, чем на Юге. На южные провинции и острова Сицилию и Сардинию приходится лишь 10,3 и 4,4% всех иммигрантов соответственно (9, с. 164).
Устройство иммигрантов на работу в различных регионах определяется ситуацией, складывающейся на местном рынке труда. Так, для регионов Севера и Северо-Востока характерен высокий спрос на малоквалифицированную рабочую силу, прежде всего, со стороны мелких и средних предприятий. Как правило, речь идет о долговременной легальной занятости иностранных рабочих, что способствует социальной интеграции иммигрантов. В частности, в школах Ломбардии в 1998/99 уч. г. доля детей иммигрантов среди учащихся составляла 2,1%. По этому показателю Ломбардия стоит на втором месте после Эмилии-Романьи (5, с. 22).
В крупных городах, прежде всего в Риме, где официально зарегистрировано 222,5 тыс. иностранцев, имеющих право на работу, и Милане (174,5 тыс. человек), иммигранты заняты в основном в сфере услуг (транспорт, общественное питание, больницы, домашние хозяйства, и т.п.). В регионах Центра иммигранты, как правило, работают в гостиницах и ресторанах, а также в сельском хозяйстве. Здесь доля иммигрантов в общей численности работников, занятых в сельском хозяйстве, достигает 40%, а в гостиничном и туристическом секторе более - 25% от работающего персонала (9, с. 162).
На Юге спрос на иностранную рабочую силу значительно ниже, чем на Севере. Как правило, речь идет о сезонных рабочих, которых нанимают без контракта для сбора томатов или фруктов, для работы в парниковых хо-
/
зяйствах. Иммигранты заняты также в рыболовстве. В последние годы в связи с бурным развитием туризма в регионе растет спрос на обслуживающий персонал. Как и в сельском хозяйстве, эта работа носит сезонный характер.
В последние годы в Италии появляются предприятия, созданные иммигрантами. В 2000 г. в стране насчитывалось 168 тыс. предприятий, созданных лицами, родившимися за границей; их доля от общего числа мелких и средних предприятий в Италии составляет 2,5% (9, с. 162).
Общественное мнение и иммиграция
Начало 90-х годов ознаменовалось активными выступлениями граждан, особенно в северных областях и в Центре страны, против «нашествия» иммигрантов. В некоторых городах были организованы погромы и избиение иммигрантов. В целом многие социологи отмечают нарастание в последнее десятилетие в массовом сознании итальянцев враждебного отношения к иностранцам вообще и к чернокожему населению в частности. Опросы общественного мнения показывают, что доля итальянцев, испытывающих чувство национального превосходства перед иммигрантами, увеличилась с 25,7% в 1989 г. до 37,4% в 2002 г. (11, с. 95). Негативное отношение итальянцев к иммигрантам, по мнению социологов, объясняется прежде всего тем, что они связывают с иммиграцией рост преступности, распространение наркотиков и проституции.
Некоторые исследователи считают, что иммиграция породила в Италии «моральную панику» (1). Провалы правительственной политики контроля над нелегальным притоком иммигрантов в страну, регулярные амнистии нелегальных иммигрантов и «волны» беженцев, особенно албанцев в начале 90-х годов, создали в обществе представление о неспособности правительства противостоять «новым варварам» и о равнодушии к гражданам. Итальянцы ощущают себя «жертвами» нерегулируемой иммиграции, что стимулирует нарастание ксенофобии и проявлений расизма по отношению к иммигрантам. В политике выразителями этих взглядов являются крайне правая партия Национальный альянс (наследница профашистской партии Социальное движение) и относительно новая популистская партия Лига
Севера2. Сегодня обе партии активно выступают за резкое сокращение иммиграции, что нашло отражение в «законе Фини-Босси», подготовленном руководителями обеих партий.
Нарастанию ксенофобии в итальянском обществе способствовало и существенное изменение с конца 80-х годов этнического состава иммигрантов - увеличение доли выходцев из Северной и Центральной Африки, культурно и этнически чуждых местному населению. К тому же большинство новых иммигрантов имеет низкий образовательный уровень, что затрудняет их трудоустройство и резко увеличивает шансы оказаться в рядах организованной преступности. По данным газеты «^ериЬЬПса», 60% лиц, занимающихся контрабандой товаров и сбытом наркотиков в Италии, являются выходцами из Марокко. Более 20% всех краж приходится на долю албанцев (8). Молодые девушки, приезжающие из Африки и стран Восточной Европы, пополняют местные притоны и ряды уличных проституток.
Иммиграция становится видимой глазу: в последние годы на улицах итальянских городов появилось множество выходцев из Африки, днем торгующих в исторических центрах итальянских городов, а вечером толпящихся у вокзалов и в злачных местах. В больших городах приходящие в упадок старые районы превращаются в исключительно иммигрантские кварталы. Все это также отрицательно сказывается на восприятии иммиграции итальянцами. В то же время социологи считают, что формированию негативного образа иммигрантов способствует не только реальная действительность, но и алармистские публикации в СМИ, а также популистская риторика правых партий (11, с. 96-97).
Левые партии и католическая церковь выступают с резкой критикой расизма, ксенофобии и полицейского подхода к решению проблемы иммиграции. Но и в их взглядах на проблему иммиграции в последние годы меняются акценты. В середине 90-х годов в ходе дискуссий по вопросам иммиграции противопоставлялись как взаимоисключающие позиции «культура гостеприимства», толерантность и солидарность (в широком смысле этого слова), с одной стороны, и «порядок и легальность», дости-
2 Подробнее см.: Современная Италия. Сборник обзоров и рефератов / ИНИОН РАН.-М., 2004. - Прим. авт.
/
гаемые жесткими ограничительными методами, - с другой (10, с. 42). Сегодня и правые, и левые партии убеждены в необходимости борьбы с нелегальной иммиграцией и введения жесткого контроля над миграционными потоками. Существенное изменение претерпевают взгляды на интеграцию и ассимиляцию иммигрантов. Во многих исследованиях на первый план выходят вопросы взаимного признания и сосуществования разных культур. В социологических и педагогических работах активно обсуждаются роль и место педагогики в многоэтническом обществе.
Опросы, проведенные в Риме в 2001 г., показывают, что 57% опрошенных считают большинство иммигрантов, проживающих по соседству, нелегалами и что их неоправданно много. Но при этом 62,1% полагают, что они терпимо относятся к иммигрантам. 56% опрошенных положительно относятся к обучению детей иммигрантов в итальянских школах и считают школьную систему наиболее эффективным способом интеграции иммигрантов в итальянское общество, 42,7% - считают, что государство должно гарантировать каждой культуре сохранение идентичности. В то же время 34,5% убеждены, что государство должно способствовать ассимиляции иммигрантов, и высказывают опасения относительно сохранения культурных традиций итальянского общества (9, с. 167-169).
Сегодня многие исследователи отмечают, что Италия нуждается в реалистичной долговременной политике регулирования иммиграционных потоков, базирующейся на четком понимании данного явления и исходящей из экономических потребностей страны. Сведение иммиграционной политики исключительно к запретительным и репрессивным мерам, по их мнению, способствует дальнейшему увеличению нелегальной иммиграции, ведет к маргинализации иммигрантов и ухудшает социальную ситуацию в стране (5, с. 24).
Список литературы
1. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Mode of access: http://www.antropotok.archipe-lag.ru/ text/a039.htm.
2. Парламент Италии принял новый закон об иммиграции //Mode of access: http:// www.podrobnosti.ua/power/2GG2/G6/G4/ 270і3.^т.І
3. A survey of Italy // Economist. - L., 2001. -Vol.360, N8229. - P 1-18.
4. Briquet J.-L. L'ltalie en 2001. La victoire de Berlusconi // Notes et etudes doc. - P, 2002. -N 51 56/57. - P 81-104.
5. Brunetta R., Turatto R. Quelles relations? // Problemes econ. - P., 2001. - N 2709. - P21-24.
6. Cominelli C. Immigrati fillipini e lavoro domestico tra opportunita e limiti //Studi di socio-logia. - Roma, 2002. - A. 40, N 4. - P 431-447.
7. Ghezzi C. Una politica dell'immigrazione: clandestini, pericolosi, anzi necessari // Ponte. -Firenze, 1997. - A.53, N 5. - P61-75.
8. Il governo apre le porte a 250 mila immigrati // Repubblica. - Roma, 1999. - Feb.
9. Immigrati: tra subalternita e intagrazione / Il Rapporto Italia 2002. - Roma:Eurispes, 2002. -P 151-169.
10. L'ltalie: en quete d'une politique de l'immigration // Hommes et migrations. - P, 1996. - N 1194. - P 3-44.
11. Maneri M. La construction d'un sens commun sur l'immigration en Italie. Les «gens» dans le discours mediatique et politique // Rev.intern. et strategique. - P, 2003. - N 50. - P 95-105.
12. Melotti U. L'immigrazione straniera in Italia: quadro di sintesi e problemi specifici dell'area metropolitana milanese // Sociologia urbana e rurale. - Milano, 1991-1992. - A. 13, N 36/37. -P 167-196.
13. Mendras H., Meyet S. L'Italie suicidaire? // Rev. de l'OFCE. - P, 2002. - N 80. - P 157-169.
14. Rifugiati nel mondo e diritto di asilo in Italia /
Il Rapporto Italia 2002. - Roma:Eurispes, 2002. -P. 347-357.
15. Sgori E. Le migrazioni periferiche: l'immigrazione nell' Europa Meridionale // Socio-logia urbana e rurale. - Milano, 1992. - A. 13, N 36/37. - P 50-73.