РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
4
издается с 1972 г. аыходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.04.001-95.04.091
МОСКВА 1995
95.04.059. МАНТЕЛ С. РОЛЬ МОБИЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ВАЛЮТНОМ СОЮЗЕ. MANTEL S. Le rôle de la mobilité du travail dans l'UEM // Problèmes écon — P., 1994 .— 12 janv.— № 2358 .— P. l'4-20.
В статье сотрудника министерства экономики Франции указывается, что Маастрихтский договор об экономическом и валютном союзе не должен ничего изменить в условиях мобильности рабочей силы в Европейском союзе (ЕС). Эти условия были определены в договорах 1957, 1986 и 1993 гг. В соответствии с Маастрихтским договором в принципе не существует препятствий для свободного передвижения рабочей силы внутри ЕС. Более того, для создания единой валютной зоны свободное передвижение рабочей силы становится необходимым, поскольку это обеспечивает сближение условий производства в странах-участницах и выравнивание региональных диспропорций, в частности в распределении рабочей силы.
В действительности мобильность рабочей силы позволяет сгладить нарушения регионального равновесия и способствует конвергенции регионов. С этой точки зрения желательно ослабить институциональные препятствия мобильности рабочей силы. С другой стороны, несбалансированные миграционные потоки могут усилить трудности в отдельных регионах и центробежные процессы. В этом случае эмиграция может не снизить безработицу в регионе-экспортере рабочей силы, но она будет способствовать созданию рабочих мест в регионе-импортере рабочей силы.
Рассматривая мобильность рабочей силы в США, автор указывает, что неблагоприятные экономические условия оказывают дифференцированное влияние на рынок труда отдельных штатов. Так, в штате Массачусетс, где до недавних пор отмечались низкие темпы роста и занятости, благодаря использованию высоких технологий и развитию военных отраслей промышленности в начале 80-х годов удалось увеличить занятость. Напротив, в штате Техас падение цен на нефть в середине 80-х годов привело к снижению занятости, росту безработицы и уменьшению заработной платы. Мобильность рабочей силы облегчила в обоих штатах возвращение к равновесию и затормозила рост безработицы. По оценкам, уровень безработицы в рассматриваемых штатах быстро вернулся на прежний уровень, хотя событие, повлекшее за собой спад занятости, полностью не исчезло. Как свидетельствует опыт, рост безработицы и снижение уровня экономической активности, вызванные какой-либо экономической причиной, являются временными. Безработица и темпы роста рано или поздно возвращаются к своему прежнему уровню, который наблюдался в предшествующие 5-7 лет. Это восстановление равновесия происходит благодаря миграции безработных, а не в связи с перемещением производства или созданием но-
вых предприятий. Так, в США сокращение занятости на 1% приводит в среднем в первый год к росту безработицы на 0,32% и к снижению уровня деловой активности на 0,17% (с. 15). Это означает, что из 100 уволенных наемных работников 30 становятся безработными, 5 — вообще перестают работать, а 65 — покидают пределы штата. Феномен эмиграции в конце концов ликвидирует воздействие первоначального сокращения занятости на безработицу и экономическую деятельность. Безусловно, относительное сокращение заработной платы вследствие роста безработицы способствовало созданию некоторого количества рабочих мест, но оно носило ограниченный характер и не могло компенсировать потери от первоначального сокращения занятости.
При конвергенции региональных экономик мобильность рабочей силы менее эффективна. История США показывает, что сильная сегментация рынка труда может препятствовать перемещению рабочей силы, что порождает разницу в показателях безработицы по регионам. Преграды на пути движения рабочей силы в ЕС в условиях объединенного рынка товаров и услуг и единой денежной единицы могут привести к более значительному разрыву в заработной плате по регионам, чем тот, что существует в США. Это особенно опасно, учитывая то обстоятельство, что в европейских странах очень разный уровень безработицы. Разрыв в уровне безработицы между государствами-членами ЕС достигал 4,93 в 1987 г. против 2,23 в США. Более того, в отличие от США, где локализация пришедших в упадок экономических зон время от времени меняется, в Европе одни и те же регионы стабильно имеют низкий или, наоборот, высокий уровень безработицы. Несмотря на это, мобильность рабочей силы в Европе ниже, чем в США или Скандинавских странах. Это положение отчасти объясняется культурными традициями. США продолжают оставаться нацией, состоящей из иммигрантов и понятие мобильности там более укоренилось в сознании людей, чем в Европе, где люди отличаются привязанностью к родным местам. Кроме того, наличие девяти разных языков тоже является ограничивающим фактором.
Рассматривая мобильность рабочей силы в Европе, автор указывает, что между странами ЕС миграция рабочей силы кажется незначительной и почти сбалансированной. Занятость граждан отдельных стран-членов в других странах ЕС стабилизировалась и даже за последнее время снизилась. Например, в ФРГ за 1977-1989 гг. число наемных работников из стран — членов ЕС, имеющих право на социальное страхование, снизилось с 730 тыс. до 498 тыс. (с. 15).
Сравнение внутренней мобильности в странах ЕС и в США показывает, что мобильность рабочей силы в каждой из стран — членов ЕС ниже, чем в США. При этом она имела тенденцию к снижению в 1970-1985 гг. в большей степени в европейских странах, чем
в США. В странах ЕС внутренняя миграция впервые снизилась во время и сразу после первого нефтяного кризиса 1974-1975 гг. Усиление мобильности рабочей силы произошло в конце 80-х годов в связи с общим ухудшением положения на рынке труда. В целом повышенный уровень безработицы может ограничить внутримиграционные потоки: люди, имеющие работу, становятся менее склонными к смене места работы, а безработные — местожительства, если перспективы занятости не будут значительно лучше в другом районе.
Институциональные препятствия для свободного движения населения не являются непреодолимыми. Речь идет не только о том, чтобы положить конец формальным (юридическим) per ламентациям, касающимся разрешения на работу или на проживание, но и о том, чтобы обеспечить равенство возможностей для всех граждан, проживающих в странах—членах ЕС. Со времени создания ЕС были приняты многочисленные решения, обеспечивающие свободную циркуляцию рабочей силы и равенство социальной защиты между всеми гражданами ЕС. Однако процедуры остались очень сложными и изменения идут слишком медленно.
Автор указывает на особые препятствия, которые должны быть отменены постепенно. К ним относятся налоговый режим для приграничных работников, которые в настоящее время подвергаются двойному налогообложению в стране проживания и в стране занятости.
Необходимо расширить право проживания для членов семей незанятых граждан (студентов, пенсионеров), безработных и служащих. До сих пор это право применялось только к лицам, имеющим работу. Кроме этого, следует расширить взаимное признание профессиональных квалификаций. В настоящее время признание профессиональных квалификаций касается ограниченного числа профессий.
По мнению автора, такие факторы, как право собственности на жилье, прогрессивная система налогообложения доходов, система социальных выплат, в целом не могут объяснить факт более высокой мобильности рабочей силы в США по сравнению со странами — членами ЕС. В прошлом, после второй мировой войны, массовые миграционные движения в Европе были связаны с различиями в подушевом доходе по странам, а также с механизацией сельского хозяйства. С 50-х годов различия в доходах на душу населения начали сглаживаться как внутри стран, так и между странами — членами ЕС. Автор считает, что в настоящее время массовые миграции, связанные с этим фактором, также маловероятны.
Изучение миграционных потоков 80-х годов показало, что основные демографические изменения, с которыми столкнутся страны традиционной эмиграции рабочей силы — Испания, Греция, Португалия, — это инверсия их миграционного сальдо, что свидетельствует о дина-
мизме их экономики и преодоления отставания от стран-партнеров. Нетипичное положение сложилось в Германии, где объединение ФРГ и ГДР сопровождалось массовыми передвижениями рабочей силы. По оценкам, более 1 млн. немцев из ГДР работают теперь в Западной Германии. Многие из них затрачивают ежедневно много времени на дорогу к месту работы. Но при этом многие сохраняют свое местожительство в Восточной Германии.
Миграция рабочей силы, по мнению автора, имеет место прежде всего тогда, когда в стране-импортере ощущается потребность в рабочей силе, а страна-экспортер рабочей силы находится в кризисе (эта ситуация в 60-е годы вызвала миграцию неквалифицированной рабочей силы). Миграция рабочей силы компенсирует в этом случае недостаток мобильности капиталов. Однако в последнее время мобильность капиталов в мире и особенно в Европе значительно возросла. Сейчас перелив капиталов зависит не только от относительной стоимости, но и от количества и качества (в смысле квалификации) рабочей силы. В этих условиях движение капиталов могло бы отчасти компенсировать недостаточную мобильность рабочей силы. Это возможно, однако, лишь при гибкости заработной платы, что обеспечит привлекательность районов, испытывающих экономические трудности.
Повышение квалификации и качества подготовки рабочей силы являются факторами, благоприятными для расширения передвижения населения, в частности наиболее квалифицированных работников. Этот слой населения самый мобильный, способный к овладева-нию иностранными языками, лучше информированный, но он также наиболее требовательный в отношении оплаты труда и размера своего вознаграждения после налоговых вычетов. Разница в налогообложении высоких доходов между странами ЕС может привести к сосредоточению центров научных исследований или предприятий, производящих продукцию с высоким удельным весом добавленной стоимости и нуждающихся в высококвалифицированной рабочей силе, в странах с самым благоприятным налоговым режимом для высоких доходов.
Максимальный уровень налогообложения доходов относительно однороден в Европе и колеблется в пределах от 50 до 60% (за исключением Великобритании и Дании — 40%). Однако это сравнение не учитывает социальных отчислений и местные налоги. Кроме того, важно знать и средний уровень налогообложения. Так, во Франции средний уровень налогообложения для семьи без детей ниже, чем в Италии и Нидерландах, но значительно выше, чем в Германии и Великобритании. Следует учитывать также и различия в пенсионном обеспечении и размерах отчислений на социальное страхование. Если взять за основу расходы на налоги за вычетом отчислений на пенсию и безработицу
для семьи без детей, то и французская налоговая система более благоприятна, чем системы в Великобритании и Германии.
В противовес обшей тенденции к снижению миграции в ближайшие годы ожидается рост движения дипломированных специалистов внутри ЕС. Во всех странах — членах ЕС спрос на специалистов и управленческий персонал должен значительно возрасти. Это вызовет рост конкуренции за высококвалифицированных специалистов в Европе.
С. Н. Куликова
18-2844