Научная статья на тему '98. 04. 070. Миграция рабочей силы из стран центральной и Восточной Европы в страны ЕС. Arbeitskraftemigration // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. -B. , 1997. S. 132-147'

98. 04. 070. Миграция рабочей силы из стран центральной и Восточной Европы в страны ЕС. Arbeitskraftemigration // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. -B. , 1997. S. 132-147 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ- - В ЕС СТРАНЫ / ЕС СТРАНЫ ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС СТРАНЫ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 070. Миграция рабочей силы из стран центральной и Восточной Европы в страны ЕС. Arbeitskraftemigration // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. -B. , 1997. S. 132-147»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.04.001 -98.04.099

МОСКВА 1998

98.04.070

150

98.04.070. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В СТРАНЫ ЕС. Arbeitskraftemigration // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: Transformation, Verflechtung, Reformbedarf / Dt. Inst.fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr.et al; Unter Mitarb. von Boger S., Rusnok D.-B., 1997. -S.132-147.

Анализируя взаимоотношения стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и ЕС в период их подготовки к вступлению в ЕС, сотрудники Немецкого института экономических исследований в Берлине отмечают большие трудности для ЕС в связи с миграционным давлением из стран ЦВЕ. Приток восточноевропейских рабочих в страны ЕС значительно повышают её предложение, снижая оплату труда и обременяя систему социального обеспечения. Растет недовольство местного населения, ищущего работу, особенно если учесть, что иммигранты предлагают свои услуги в немногих сферах: в строительстве, отделочных работах, на транспорте.

Иммиграция рабочей силы по-прежнему подвержена сильным правовым ограничениям, хотя страны ЦВЕ готовятся к вступлению в ЕС. Свободное передвижение рабочей силы является важным элементом европейской интеграционной политики , оно должно быть в принципе предоставлено всем вступающим в ЕС странам. Что касается стран ЦВЕ, то для них установлен переходный период.

Миграция рабочей силы за границу зависит от следующих факторов: трудовых ресурсов страны; демографической структуры; уровня занятости и безработицы; разницы в уровне оплаты, расходах на проживание и оплату жилья; географической удаленности; культурных различий; перспектив расширения занятости; административных барьеров в собственной и в принимающей стране; возможностей самозанятости для лиц, не работающих по найму, особенно в сферах общественного питания и услуг.

Потребности в иностранной рабочей силе определяются следующими факторами: объемом рынка рабочей силы; общеэкономической и специфической отраслевой конъюнктурой; уровнем квалификации; разницей в оплате; дополнительными расходами (взносами предпринимателей в фонд социального страхования); регулированием рынка рабочей силы и т.д.

В случае расширения ЕС на восток следует учитывать, что:

- потенциал эмиграции из стран с недостаточным спросом на рабочую силу тем выше, чем больше их население трудоспособного возраста;

- миграция становится привлекательной и масштабной, если иностранным рабочим предоставляют в принимающей стране постоянное место работы, и переселение поддерживается властями (так в 60-е годы появилась большая турецкая диаспора в ФРГ);

- пока страна имеет постоянные рабочие места на длительный срок, идет приток мигрантов, однако если они более не находят надежных рабочих мест, то после трех-четырех лет начинается реэмиграция;

- в случае географической близости стран для расширения миграции рабочей силы достаточно небольшой разницы в доходах, в этом случае маятниковая миграция может стать предвестником миграции на длительный срок;

- с уменьшением языковых и культурных барьеров растет готовность к длительному переселению; снижение этих барьеров при свободном доступе увеличивает легальное переселение, при ограниченном - нелегальное;

- при появлении стимулирующих переселение факторов (отмена препятствий переселению, сокращение рабочих мест внутри страны эмиграции) миграционный поток гораздо больше, чем при спокойном, постепенном развитии;

- при высокой разнице в доходах и большом потенциале переселенцев давление миграции тоже очень велико;

- наряду с разницей в доходах, важную роль играют перспективы роста, создания рабочих мест и увеличения доходов в стране эмиграции (при хороших перспективах в последней не только сокращается отток, но и возвращается ранее эмигрировавшая рабочая сила);

- для лиц свободных профессий и с самостоятельной занятостью решающими являются такие факторы, как требования квалификации, система допуска, конкуренция на рынке труда.

В странах ЦВЕ имеется значительный миграционный потенциал, поскольку многие потеряли работу в результате радикальных преобразований или роста производительности труда в

98.04.070

152

отдельных отраслях. Определенную роль играет близкое соседство и низкая оплата труда по сравнению со странами-членами ЕС.

В случае открытия рынка рабочей силы ЕС, при разнице в доходах в 10%, нетто-иммиграция составит 0,08-0,165%. В случае интеграции в ЕС страны ЦВЕ сначала ожидают средние темпы роста ВНП на душу населения (приблизительно 5%), которые будут постепенно снижаться по мере повышения доходов на душу населения до уровня ЕС (для ЕС принят постоянный годовой прирост ВНП на душу населения в 2%). Поскольку уровень доходов на душу населения в ЦВЕ составляет около 2/3 европейского, этим странам понадобится около 35 лет для сокращения разницы до 50% (с.137).

Анализируя перспективы развития миграции, авторы подчеркивают, что необходимо сохранить административный контроль за притоком рабочей силы, для лучшего учета емкости западноевропейского рынка рабочей силы. В определенных сегментах она в течение нескольких лет снижается. Поскольку иностранные рабочие сокращает возможности трудоустройства местных рабочих и их зарплату, в ФРГ резко снизились квоты для въезда польских рабочих в строительстве, установлен высокий налог на предпринимателей, привлекающих подобных рабочих. В итоге часть иммигрантов нашла нелегальную занятость. Сильнее, чем административные барьеры, действуют языковые и культурные различия.

Иммигрантам из стран ЦВЕ нельзя также рассчитывать на самостоятельную занятость. В секторах типа общественного питания им не хватает, по сравнению с выходцами из средиземноморских стран, "кулинарного воображения" (за исключением венгров), многолетнего опыта работы в рыночных условиях, достаточно высокой квалификации. Есть определенный потенциал занятости на предприятиях химчистки и в сфере личных услуг , где, с одной стороны, особенно высока нелегальная занятость, а, с другой -невелика конкуренция со стороны местных рабочих.

С точки зрения ЕС, в пользу установления переходного периода с ограниченной свободой передвижения мигрантов для стран ЦВЕ (после их вступления в ЕС) свидетельствует концентрация работников ЦВЕ в "подверженных мобильности" сферах. Отдельные сегменты национального рынка рабочей силы имеют ограниченные возможности для приема рабочей силы со стороны, и превышение

этих границ может вызвать опасную общественно-политическую напряженность. Этим секторам нужно дать время для реструктуризации, а местной рабочей силе — для переквалификации. При постепенном расширении свободы передвижения можно также избежать шока, который может быть следствием массового переселения. В переходный период должна быть преодолена высокая безработица в ЕС, что сделает регион более привлекательным для переселения.

В долгосрочном плане приток рабочей силы может оказаться полезным: во-первых, он будет стимулировать рост реального внутреннего спроса; во-вторых, он стабилизирует возрастную структуру населения и систему социального страхования. Нетто-приток иммигрантов облегчает формирование последней. Для положительного воздействия иммиграции на экономику его структура должна своевременно и выборочно регулироваться (по демографическим критериям и потребностям рынка), и для этого необходимы интеграционные программы.

В.И.Шабаева

98.04.071. БЕДНОСТЬ В МИРЕ: КОНТРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Pauvreté dans le monde: évolution contrastée// Problèmes econ., - P., 1997.-N 2535.-P. 24-27.

За последние 50 лет в борьбе с бедностью были достигнуты значительные успехи, превосходящие результаты пяти предыдущих столетий. Бедность отступила практически во всех странах мира. Произошел впечатляющий прогресс в развитии человечества. В развивающихся странах (PC) после 1960г. на протяжении жизни одного поколения детская смертность снизилась более, чем наполовину, уровень недоедания - на 1/3, доля детей без начального образования — с 50 до 25%, удельный вес сельских семей без доступа к питьевой воде - с 90 до 25% (с.28). Помимо простого увеличения доходов, во всех странах отмечается прогресс в увеличении продолжительности жизни и доступе к элементарным социальным благам (общему образованию, программам социального обеспечения).

В PC конец колониальной эпохи сопровождался прогрессом в образовании и здравоохранении, ускорением экономического развития, которое послужило основой для сокращения бедности. В

20-5790

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.