РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034
МОСКВА 1996
НАУКА И ОБЩЕСТВО
96.02.001. ГИНГРИЧ О НАУЧНОЙ ПОЛИТИКЕ.
Gingrich on research policy, in his own words // Science and government
rep.— Wash., 1995 .— Vol. 25, M 5 .— P. 1-5.
В статье спикера Палаты представителей американского конгресса Н. Гингрича речь идет о встрече его и Р. Уолкера, председателя Комитета по науке и вице-председателя бюджетного комитета Палаты представителей (оба — республиканцы) с вашингтонскими журналистами, пишущими о науке.
По словам Гингрича, масштабная программа республиканцев "Контракт с Америкой" учитывает такие факторы, как нынешний высокий дефицит бюджета и необходимость для страны стать знаг чительно более конкурентоспособной на мировом рынке. Невозможно иметь дефицит внешней торговли на уровне 150 млрд. долл. в год и оставаться в положении, когда что-то изобретается, но не доводится до рынка. Например в сфере биотехнологии, сочетание неэффективной налоговой политики и плохого законодательства ведет к тому, что США утрачивают доминирующие позиции в этой области. При сохранении нынешних тенденций через десять лет на рынке биотехнологии первенствующие позиции займут немцы и японцы. Отечественное законодательство не поощряет приток инвестиций в создание новых технологий. Регулирование, осуществляемое Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств, ведет к тому, что новая продукция не может появиться на внутреннем рынке раньше, чем она появится на рынках других стран. HACA и Пентагон являют собой примеры ведомств, в которых доминирует бюрократическая командно-административная модель.
Цель реформ, предлагаемых программой республиканцев, — освободить дух предпринимательства и обеспечить ресурсами тех, у кого есть творческий потенциал. К 1930-му г. приблизительно шестая часть американской экономики была обеспечена изобретением Т. Эдисона. Конечно, никто не может узнать, где появятся следующие 30 эдисонов или гейтсов1. Поэтому необходимо создать такой психологический климат, налоговый кодекс и окружающую среду, чтобы сле-
1 Б. Гейтс (В. Gatea) — создатель наиболее распространенной сегодна системы программного обеспеченна ЭВМ.
96.02.001
4
дующие 30 потенциальных эдисонов имели бы шанс изобретать будущее.
На вопрос о том, какие меры предполагается предпринять для реформирования Управления по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств, Гингрич ответил, что для этого необходима новая парадигма. Ныне оно ориентировано на бумаги, занимается процессами, а не результатами. В информационный век его деятельность безнадежно устарела. Устанавливаемые им правила сегодня таковы, что американские специалисты в области медицины, биологии и биотехнологии предпочитают построить предприятие в Канаде или Германии, чтобы производить продукцию для всего остального мира. Необходимо, чтобы был разрешен экспорт американских товаров в любую из развитых западных стран, имеющих разумные стандарты. И если эти страны признают нечто легальным, необходимо, чтобы это было разрешено к производству и в США.
Следующий вопрос касался того, следует ли снизить федеральные расходы на ИР. По словам Гингрича, в долгосрочной перспективе доля бюджета, направляемая на ИР, должна возрастать. Но можно значительно снизить затраты, если правительство выступит партнером промышленности. Другим резервом может послужить закупка конеч-. ных результатов. Администратор HACA Д. Голдин в беседе с Гин-гричем заметил, что следующее поколение Шаттлов может быть 3V куплено HACA у фирм — производителей аэрокосмической продукции, согласно подсчетам которых это сэкономит 40% времени и треть финансовых средств.
В свою очередь, Уолкер не считает, что наука — это всецело вопрос федерального бюджета: в некоторых случаях рост общего финансирования ИР может произойти за счет измёнений в налоговой политике.
На вопрос о том, почему экологисты недовольны политикой республиканцев, Гингрич ответил, что требования экологистов все больше и больше расходятся с мнениями большинства американцев, выводят ми ученых и экономической целесообразностью. Человечество как вид, доминирующий на планете и обладающий значительной мощью, обязано беречь планету и управлять природной средой. В области охраны окружающей среды, по меньшей мере, 80% средств расходуется на адвокатов я бюрократов.
Уолкер же заметил, что прохождение в конгрессе законопроекта о водородных исследованиях явилось примером эффективного компромиссного взаимодействия с экологистами.
Следующий вопрос касался того, не отразится ли предполагаемая ликвидация Геологической службы США и Национальной биологической службы на способности государства адекватно реагировать ва экологические проблемы. Гингрич в Уолкер ответила, что речь идет
не о ликвидации Геологической службы, но лишь о согласованном с этой службой сокращении од ной-двух программ и о возможной приватизации, в частности картографических подразделений. Что касается Национальной биологической службы, то, по словам Гингрича, все в западных штатах и в сельских районах считают ее спроектированной левыми силами для создания баз данных, которые позволят им присвоить ранчо сельских жителей.
Далее был задан вопрос, как будет выглядеть государственный сектор науки в 2002 г., если сегодня республиканцы ставят целью снижение налогов и сбалансирование бюджета. Гингрич ответил, что необходимы колоссальные преобразования и все структуры, кроме наг циональной безопасности, должны быть поставлены под вопрос: каждое министерство, каждое агентство, управление и т. д., часть из них должна быть упразднена. По словам Уолкера, сейчас разрабатывается проект создания министерства науки. Оно не будет включать всю науку: например, в него не войдут Национальные института здоровья, но наука, финансируемая упраздняемыми ведомствами, может в него перейти. Министерство может иметь широкий спектр интересов и сэкономить значительные средства за счет сокращения персонала госслужащих примерно на 5 тыс. человек. При этом, конечно, возникает опасность создания сверхминистерства науки — царя, который подчинит себе всю правительственную политику. И это тоже одна из причин, чтобы рассматривать науку в контексте всей экономики в целом, а не одного лишь правительственного сектора.
Последний вопрос к Уолкеру касался будущего Управления оценки технологии (УОТ). Отвечая на него, Уолкер отметил, что УОТ имеет трения с комитетами конгресса по ассигнованиям, и его будущее пока неясно. Проблема в том, что УОТ выполняет работы, занимающие полтора года и более, так что законодатели часто не могут своевременно получить от него необходимых сведений. Хотя оно и дает много важной для общества информации, его роль как законодательного агентства не совсем ясна.
Б. Г. Юдин
96.02.002. СПЕНСЕР М. "ПОЛИТИЧЕСКИЕ" УЧЕНЫЕ. SPENCER М. "Political" scientists // Bull, of the atomic scientists.— Chicago, 1995 .— Vol. 51, M4.— P. 62-68.
Автор — профессор социологии Торонтского университета, работает над книгой о том, как движение за мир помогло закончить холодную войну. В реферируемой статье речь идет о той роли, какую в этом играли ученые, объединившиеся в Пагуошском движении.
В США и Великобритании несогласие ученых с правитель-