РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.01.001-96.01.048
МОСКВА 1996
управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей, либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого управления. К субъектам межотраслевого управления относятся различные министерства, государственные комитеты, комитеты и ведомства.
Говоря об отраслевом управлений, авторы пишут, что в современных условиях оно коренным образом изменилось применительно к экономической и социально-культурной сферам, но сохраняет свои прежние признаки в отдельных отраслях административно-политической деятельности.
В книге подробно освещается административно-правовая организация управления экономикой, социальио-культурвой и административно-политической сферами.
В. Ф. Ломакина
96.01.027. АГАПОВ А. Б. ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ. М.: Экономика, 1995 .— 230 С.
В книге на основе анализа действующего законодательства об информации, исследуются общественные отношения в этой области, проблемы информационного обеспечения в отраслях и сферах управления, вопросы становления и развития системы специализированных федеральных органов исполнительной власти и др.
Процессы в сфере информатики, пишет автор, во многом определяются спецификой возникающих здесь общественных отношений. Такие отношения различны по своему содержанию. В последнее время особое внимание уделяется регламентации общественных отношений в сфере деятельности средств массовой информации. Федеральным законодательством предусмотрен различный правовой режим для этого вида информации, к которой относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Совокупность последних составляет особую правовую категорию средств массовой информации (СМИ).
Общественные отношения, возникающие в процессе функционирования СМИ, затрагивают весьма обширную сферу — от поиска, получения и производства массовой информации до различных форм ее распространения. Особую группу таких информационных отношений составляют регламентация статуса учредителя СМИ, определение различных организационно-правовых форм распространения массовой информации, прав и обязанностей журналиста.
Наличие специального законодательства о средствах массовой информации не решает тем не менее многих проблем правового регулиро-
вания информационных отношений в данной сфере. В нем не регламентирована вся совокупность прав и обязанностей, функционирующих здесь юридических и физических лиц, не определены статус интеллектуальной собственности, механизмы финансово-экономической, технологической и правовой защиты информационных систем и комплексов персонифицированных данных, не закреплен организационно-правовой механизм защиты конституционных информационных прав граждан и т. д.
Рассматривая общественные отношения, возникающие в процессе использования ЭВМ (ПЭВМ), автор отмечает, что они составляют основную разновидность информационных отношений. Применение ПЭВМ в условиях локальных сетей (ЛС) позволяет, по мнению автора, решать многие проблемы информационно-правовой работы. Локальные сети, например, создают организационные предпосылки для более качественной обработки правовой информации. Появляется возможность для ученого, специализирующегося в отдельных отраслях права, формировать необходимый информационный массив актов, отслеживать на экране компьютера его фрагменты, вносить в текст акта необходимые коррективы и т. д.
Далее рассматриваются проблемы правовой регламентации информационных отношений. В единую систему информационного законодательства входят различные по форме правовые акты органов представительной и исполнительной власти. Федеральные законы представляют собой базис информационного законодательства, но не являются его единственным элементом. Так, Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в ее составе относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к совместному ведению органов федерации и республик.
Анализируя проблемы правового обеспечения в сфере информационных отношений, автор вносит свои предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Например, важное значение в обеспечении защиты интересов субъектов РФ автор видит в принятии федеральных законов “Об уполномоченном по правам человека”, “О правовой защите персонифицированной информации”. К приоритетным направлениям законодательной реформы относится также принятие Закона РФ “Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации”, в котором должен быть закреплен единый правовой критерий взаимоотношений федеральных и территориальных органов и др.
Рассматривая изменения в системе федеральных органов исполнительной власти в сфере информатики, автор пишет, что после прекра-
щения деятельности Союза ССР в 1992-1993 гг. были созданы новые госорганы, изменены функции министерств и комитетов, существовавших до этого периода. Наибольшим объемом государственно-властных полномочий были наделены Комитет РФ по информатизации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) и Министерство связи РФ. Функции федеральных агентств, кроме специфических функций ФАПСИ, предназначены для урегулирования отношений в сфере интеллектуальной информационной собственности. В сложившейся системе специализированные органы Минсвязи РФ и Комитет РФ по информатизации осуществляли функции отраслевого и функционального управления.
Согласно Положению о Комитете РФ по информатизации на этот орган возложено осуществление государственного регулирования и отраслевой координации в сфере информационных отношений 1. Комитет организует разработку проектов основных направлений, концепций, федеральны^ и межгосударственных целевых программ, а также координирует разработку региональных, межрегиональных и межотраслевых государственных программ в сфере информатизации и др.
Однако в Положении остаются неразрешенными ряд важных аспектов. Например, в статутном акте не урегулирован статус объекта информации федерального подчинения, а также содержание функции Комитета по руководству ИС и комплексами, базами и банками данных, входящих в его систему. Вне сферы правового регулирования оказалась проблема защиты законных информационных прав и интересов граждан. Не всегда последовательно Положение закрепляет содержание задач и функций Комитета и др. 4
Создание в 1994 г. нового федерального органа исполнительной власти — Комитета при Президенте РФ по политике информатизации (Госкоминформ) — содействовало перераспределению информационных полномочий в структуре специализированных органов. Положение о Роскоминформе, утвержденное Указом Президента РФ от 17 февраля 1994 г. № 328, закрепляет особый статус Комитета в системе государственного регулирования в сфере информатики2. Согласно п. 1 Положения Роскоминформ является “государственным органом, обеспечивающим координацию работы по реализации государственной политики в сфере информации в системе государственных органов, включающих органы при Президенте РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ”.
Далее рассматриваются проблемы информационного обеспечения в отраслях и сферах управления. Информационное обеспечение выс-
1 Собр. актов Президента и Правительства РФ.— М., 1993 .— № 2 .— Ст. 110.
2Собр. актов Президента и Правительства РФ.— М., 1994 № 8 .■— Ст. 589.
ших федеральных органов государственной власти осуществляется выделенными системами специальной информации в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. “О федеральных органах правительственной связи и информации” 1. В этом законе особо урегулирован статус так называемой “специальной информации”, к числу источников которой относятся материалы разведывательной деятельности, экономическая информация мобилизационного назначения и другие сведения. Возглавляет единую систему специализированных федеральных органов Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
Организационно-правовая основа функционирования системы заключена в сочетании линейного, территориального и объектового принципов деятельности федеральных органов. Основной целью создания ФАПСИ и его территориальных органов является защита государственных интересов в сфере федеральной информационной безопасности.
В содержание специальной информации входят данные внешней разведывательной деятельности. Последняя представляет собой специфическую форму обеспечения федеральной безопасности. Действующим законодательством недостаточно четко урегулирована специфика разграничения разведывательной деятельности, осуществляемой за рубежом и на федеральной территории, что негативно, сказывается в процессе регламентации информационных отношений в этих сферах. Федеральное законодательство выделяет особую группу информационных отношений, возникающих в сфере деятельности органов государственной безопасности при обеспечении ими конституционных прав граждан. Однако юридическое закрепление этих правоотношений недостаточно четко. Например, в содержании персонифицированной информации выделяются только данные, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, но не учитывается защита законных информационных прав граждан — субъектов политических и религиозных отношений и т. д.
Федеральное законодательство 1992-1993 гг. закрепляет приоритетную роль информационного обеспечения телерадиовещания в сравнении с иными отраслями культуры. Федеративным договором урегулированы отдельные группы общественных отношений в сфере деятельности органов телерадиовещания. Конституция РФ не выделяет специальных полномочий по руководству телевидением и другими средствами массовой информации (СМИ). В целом конституционное законодательство рассматривает регулирование общественных отно-
1 Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ.— М., 1993 — № 12 Ст. 423.
шений в сфере СМИ в рамках единого федерального полномочия по руководству объектами информации и связи (ст. 71). Однако федеральному законодательству свойственна отраслевая дифференциация.
Федеральный договор устанавливает федеральные информационные полномочия. К последним относится и регламентация деятельности информационных систем, банков данных, других объектов информатики федерального подчинения. Федеральный закон “О средствах массовой информации” предназначен для регламентации отдельных общественных отношений в сфере использования ■ распространения печатной, аудио-, аудиовизуальной продукции 1. Закон регулирует все виды общественных отношений в сфере деятельности СМИ, не выделяя их специфической разновидности, свойственной только телерадиовещанию. Этот пробел законодательного обеспечения, пишет автор, был восполнен в процессе разработки специального законодательства о телерадиовещании.
Информационные отношения, возникающие в сфере деятельности общественных объединений, достаточно обширны по содержанию. Их специфической разновидностью являются информационные отношения общественных объединений, групп граждан, создающих такие объединения, и государственных органов, возникающие при регистрации уставов общественных объединений, а также в процессе внесения в уставы изменений и дополнений. Объектом информационных правоотношений органов юстиции и объединений является правовая информация, содержащая сведения о статусе объединений. Такая информация подлежит аккумуляции и аналитической обработке информационных систем и, таким образом, может содержаться на традиционных и электронных носителях информации.
Говоря о проблемах совершенствования законодательства в этой области, автор прежде всего считает необходимым закрепить информационные правоотношения, возникающие между органами государства и общественными организациями и др.
В. Ф. Ломакина
96.01.028. КОЗЛОВ А. Ф. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Общая часть. Учебное пособие / Урал. гос. юрид. акад.— Екатеринбург, 1994 .— 95 с.
В книге исследуются вопросы общей части прокурорского надзора: сущность, содержание, принципы, нормы права, регулирующие надзорные отношения, компетенция прокуратуры.
Прокурорский надзор — специфический вид государственной дея-
*Рос. гаэ.— М., 1992 .— 8 февр.