2009.03.019
- 65
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
2009.03.019. КОРОТКОВ АВ., КРИСТАЛЬНЫЙ Б.В., КУРНОСОВ ИН. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. - М.: Трейн, 2007. - 470 с.
Современные государства рассматривают построение информационного общества как основу социально-экономического, политического и культурного развития и осуществляют целенаправленную национальную политику в этой сфере. После проведения двух этапов Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г.), который определил стратегию создания глобального информационного общества, активизировалась работа по уточнению роли государства в повышении эффективности информационной деятельности, создании благоприятных условий для ее развития в нашей стране. Итогом этой работы в Российской Федерации стала разработка единой Стратегии развития информационного общества, утвержденной Советом безопасности РФ 25 июля 2007 г. (7 февраля 2008 г. Стратегия была утверждена Президентом РФ. - Реф.). Принятие Стратегии деятельности государства в информационной сфере диктуется потребностью в координации усилий органов власти, частного сектора и гражданского общества, т.е. всех участников информационных процессов, по созданию условий развития информационного общества, повышению уровня и качества использования информации.
Государственная политика Российской Федерации в области информационного общества на сегодняшний день сегментирована по четырем направлениям:
- общая социально-экономическая и технологическая политика в области развития национальной информационной инфраструктуры и высоких технологий, включая информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
2009.03.019
- стратегия развития сектора электронной экономики, или экономики, основанной на знании;
- политика в области информатизации государственного управления на федеральном и региональном уровнях, преимущественно сконцентрированная на решении вопросов использования ИКТ в деятельности этих органов (внутренняя информатизация);
- политика информатизации в отдельных областях деятельности (информатизация образования, здравоохранения, коммерции, трудоустройства, организации отдыха и проведения досуга, налоговой службы).
В качестве обеспечивающих направлений государственной политики в области информационного общества называются следующие:
- снижение уровня административных барьеров на рынке ИКТ и создание благоприятной среды для развития информационной деятельности;
- совершенствование государственного управления на основе использования ИКТ;
- поддержка региональных стратегий формирования информационного общества, обеспечение доверия и безопасности при использовании ИКТ (с. 121).
Многоаспектный анализ, проведенный Комитетом Государственной Думы РФ по информационной политике и связи, показал целесообразность развития единой для всех сферы информационной политики (включая СМИ) при построении оптимального информационного пространства России. Что касается концепции и программы развития законодательства в области информации, информатизации и информационной безопасности, то в данном Комитете при сотрудничестве с Роскоминформом и Минсвязи России были сформулированы: концептуальные подходы развития законодательства в информационной сфере; положения системного подхода к законодательному процессу; основные направления развития законодательства; предложения по конкретным законодательным актам. На парламентских слушаниях были названы следующие необходимые конкретные федеральные законы: «О нормативных правовых актах Российской Федерации», «Об информационном взаимодействии Российской Федерации и ее субъектов», «Об отнесении информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию», «Об информационном обеспечении органов государственной власти», «Об информационном обеспечении
2009.03.019
экономического развития России», «Об информации о чрезвычайных ситуациях», «Об информатизации системы выборов» и др.
Важным для нашей страны является урегулирование вопросов эффективной международной интеграции телекоммуникаций, компьютерных сетей, хранилищ информационных ресурсов и пользователей, определение механизмов широкого внедрения и применения ориентированных на конечного пользователя методов и режимов работы на основе международных стандартов, открытости и конфиденциальности функционирования национальной информационной инфраструктуры.
В работе дан анализ реализации мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия». В связи с этим поднимается вопрос о роли «электронного правительства» в создании информационного общества. Этот термин появился в официальных документах, в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренной Правительством РФ 27 сентября 2004 г. В документах международных организаций (ООН, ОЭСР, ЕС) он широко используется. Электронное правительство определяется как информационное взаимодействие органов власти с гражданами и организациями с использованием ИКТ, сетевых технологий и Интернета, или как электронная форма общения граждан с государством. Электронное правительство заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органами власти, обеспечивает открытость конкретных лиц, что является элементом общественного контроля. Таким образом, электронное правительство рассматривается как средство совершенствования взаимоотношений органов государственной власти с гражданами; информационная система; средство совершенствования управления.
Далее освещается вопрос использования ИКТ в политическом процессе. Речь идет о развитии «электронной демократии», важнейшей задачей которой является расширение возможностей участия граждан в управлении на всех уровнях власти и в подготовке и принятии социально значимых решений.
О.Л. Алферов