РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СОЦИАЯ
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
и
■31
^д деич*-
н» •<
ИвПТ» І ‘.'V ,
и й**И !»*'**+■'; *•*,
ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045
МОСКВА 1996
Позиция советской дипломатии состоит, очевидно, в том, что ее национальным интересам отвечает устранение потенциального очага напряженности и образования в перспективе единой миролюбивой Кореи, поддерживая при этом постоянно добрососедские отношения и с КНДР, и с Республикой Корея. Автор замечает, что на первый план в российско-северокорейских отношениях выдвигается ныне проблема союзного Договора с КНДР от 1961 г. В историческом плане союзный договор сыграл свою роль как инструмент безопасности, благодаря которому 30 лет удавалось избегать серьезных конфликтов на полуострове. Сегодня, когда блоковая конфронтация ушла в прошлое, старые союзные договоры и на Севере, и на Юге условно можно рассматривать как систему многосторонних гарантий безопасности, которая не несет в себе элементов антагонизма, при условии ослабления автоматизма военных статей договора и его адаптации к современным реалиям. Роль России в ходе межкорейского диалога и в отношениях с двумя корейскими государствами важна и ответственна перед лицом Северной Азии и АТР.
Второй раздел книги состоит из публикаций и выступлений автора прошлых лет:” К 30-летию съезда Компартии Китая", "70 лет КПК: опыт и уроки", "Перестройка хозяйственного механизма в КНР", "Об истории китайской философии", "Об особенностях древней китайской философии", "За новый подход к межцивилизационным отношениям".
Н.Н.Месщев
96.01.010. КОЭН С. АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА И БУДУЩЕЕ РОССИИ.
КОН EN S. American policy and Russia’s future // Nation.- Princeton, 1993,- Vol. 256, N 13. - P. 468-476.
В статье Стивена Коэна, историка, профессора, руководителе программы исследований России в Принстонском университете,
157
96.01.010.
анализируется политика США с 1991 г. в отношении России, предлагаются новые принципы в американо-российских отношениях и необходимые пути оказания помощи России (и себе самим).
Автор считает, что какой-либо продуманной и практически осуществимой политики в отношении России у Соединенных Штатов нет и не было со времени распада Советского Союза в 1991 г. Администрация Дж. Буша проводила двоякую политику, сохранившуюся и сегодня. Она добивалась на переговорах серьезного сокращения созданных Советским Союзом ядерных вооружений, включая и оружие, размещенное на Украине, в Белоруссии и
Казахстане. Одновременно она ратовала за быстрый переход России к демократии и капитализму, обещая обеспечить существенную финансовую поддержку. Американская политика, по мнению Коэна, действительно несколько продвинулась в направлении "новой эры дружбы и партнерства", провозглашенной Дж.Бушем и Б.Ельциным, однако это продвижение носило главным образом "риторический характер, представляя собой не более чем объявление намерений. Зато провалы куда более значительны" (с. 468).
Разрекламированные соглашения по СНВ-2, подписанные Бушем и Ельциным, не только не принесли действительного ослабления ядерной угрозы, исходящей от бывшего Советского Союза, она стала более значительной, чем была при советском режиме. Что касается ” перехода от демократии к капитализму", то с 1991г. в России демократизация если и продвинулась, то весьма мало, а многие демократы говорят об откате назад к авторитаризму. Внедрение рынка двигалось импульсивно, болезненно и бессистемно. Шоковая терапия привела к углублению экономического кризиса страны.
Во внешней политике, считает Коэн, правительство Ельцина, делая "словесные реверансы в сторону своего американского друга и партнера, естественно антиамерикански преследовало собственные национальные интересы России на различных направлениях - в отношениях с Китаем, Японией, Индией, Сербией, некоторыми из
бывших советских республик и даже в своей политике в области стратегических вооружений" (с. 469).
С другой стороны, пишет автор, черты миссионерства и навязчивости в политике, проводимой США с 1991 г., в большей степени способствовали нарастанию в России политического неприятия американского вмешательства во внутренние дела страны и ее внешнюю политику, вызывая реакцию против "американизации", которая распространилась по российскому политическому спектру, охватив и многих демократов. С учетом этих провалов и недооценок Соединенным Штатам, убежден Коэн, необходим сЬрьезный пересмотр своего мышления и своей политики в отношении посгкоммунистической России в связи с существенно неверным представлением о России. Автор вкратце останавливается на наиболее серьезных заблуждениях. Он считает, что вопреки эйфории в Вашингтоне в России в 1991 г. не произошло настоящей революции или "полного крушения“. Несмотря на падение правящей коммунистической партии и распад Союза, в решающих направлениях советская система существует в России и сегодня в виде государственной экономики, характерных бюрократических учреждений и процедур, политических и управленческих элит. Изменения произошли значительные, но они в лучшем случае остаются "зародышем альтернативной системы, существующим в рамках старой советской системы" (с. 470).
Борьба вокруг демократии и рыночных отношений в России подменилась спором о характере или национальной идентичности посгкоммунистической России: должна ли Россия перестраиваться по иностранной модели или по собственным традициям и каким? Должна ли быть Россия территориально более крупной или оставаться в пределах нынешних сохранившихся границ? Должна ли управлять Москва или же управление должно переместиться больше на местный уровень? Ни по одному из этих кардинальных вопросов консенсуса не существует.
В.М. Соломатина