Научная статья на тему '96. 01. 009. Титоренко М. Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. Сборник. - М. : Кучково поле, 1994. - 320 с'

96. 01. 009. Титоренко М. Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. Сборник. - М. : Кучково поле, 1994. - 320 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА {{-}}-РФ --- АТР СТРАНЫ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА СТРАНЫ -МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - АТР СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АТР СТРАНЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕД. {{-}}ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - АТР СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 009. Титоренко М. Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. Сборник. - М. : Кучково поле, 1994. - 320 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СОЦИАЯ

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

и

н» •<

ИвПТ» І ‘.'V ,

М й**и !»*'**+■'; *•*,

ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045

МОСКВА 1996

Крупская: о чем она собиралась выступать на XVIII партсъезде и насколько нежелательным, рискованным или даже страшным ее выступление могло быть для Сталина, тоталитарного режима вообще? Искать логику в коварных действиях деспота - занятие бесперспективное, хотя надо учитывать, что "Сталин не забыл и частое фрондирование строптивой вдовы вождя, ее постоянные "особые мнения"; "а затем и претензии Крупской на толкование ленинского теоретического наследия, поддержку тех, кто сопротивлялся утверждению единовластия, ее заступничество за неблагонадежных и "врагов народа” (с.243).

Отмечая почти 20-летнее противостояние двух заметных фигур на политической арене - Крупской и Сталина, авторы заключают: "Невзирая на опасность физического уничтожения, на оголтелое публичное шельмование и другие унижения, она по существу разделила вместе с народом нелегкую участь, осталась человеком совести" (с.246).

АЛ.Лютинский

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Международные отношения

96.01.009. ТИТОРЕНКО М.Л. РОССИЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ. СБОРНИК. - М.: Кучково поле, 1994. - 320 с.

Сборник состоит из краткого введения, восьми глав, составляющих первый раздел и подборки публикаций и выступлений автора в разные годы, объединенных во втором разделе.

В первом разделе книги речь идет о взаимодействии различных типов культур и цивилизаций в международных отношениях, о влиянии цивилизационных факторов и культурных традиций как на общемировое развитие, так и на решение проблем безопасности и сотрудничества России, стран Восточной Азии и США.

В первой главе "Межцивилизационное взаимодействие” прослеживается, что народы и страны Азии, имеющие древнейшую цивилизацию, однако в силу ряда причин столетиями отодвигавшиеся на периферию исторического развития или пребывавшие в колониальной зависимости от европейских стран, выходят ныне на передний план мировой политики.

Есть все основания утверждать, что прогресс азиатских стран и их тесные разносторонние связи с развитыми западными странами превращают азиатско-тихоокеанский регион и Северо-Восточную Аз^о в особенности в новый мировой центр современной цивилизации наряду с европо-атлантическими странами. "В Азии происходит сплав восточной и западных культур, и мы являемся свидетелями зарождения нового типа человеческой цивилизации" (с. 28). Хотя сейчас еще трудно охарактеризовать ее конкретные особенности, но она развивается, обогащается и обещает хорошее будущее человечеству (с. 28).

Вместе с тем восприятие гуманизации и демократизации международных отношений, как одного из критериев прогресса, неизбежно, по мысли автора, приводит к важным практическим выводам. В том числе: на передний край выступают

общечеловеческие ценности; назрела необходимость в складывании цивилизованных и справедливых принципов экономического соревнования и сотрудничества; признание многолинейности и вариантности социально-экономического развития обусловливает необходимость перехода от конфронтации к диалогу обществ, относящихся к разным цивилизациям, культурам, моделям развития.

В книге отмечается, что в азиатско-тихоокеанском регионе идет постепенный процесс складывания новой цивилизации, формируется евразийское пространство мира и безопасности (с. 29). Россия может и должна способствовать и азиатскому прогрессу. Сибирь и Дальний Восток являются в этом плане надеждой и резервом всего ретона.

Во второй главе "Гуманизация и демократизация международных отношений в Северо-Восточной Азии - императив времени". Он вытекает из первостепенной роли общечеловеческих факторов в мировых делах. Растут материальные и духовные потребности людей, удовлетворение которых возможно в условиях недопущения войн, сохранения жизни и среды обитания. Равнозначной этому является необходимость обеспечения свободы выбора пути развития народов - выбора общественной системы, образа жизни, идеалов.

Автор подчеркивает, что "важным слагаемым курса на гуманизацию и демократизацию международных отношений является отказ от гегемонизма и диктата, применение силы или угрозы силой при разрешении международных конфликтов” (с. 36), при непременном использовании политического диалога средств дипломатии, соблюдении принципа гласности, ознакомлении с жизнью друг друга, поиска новых форм сотрудничества в сфере культуры, искусства, образования.

' Делая экскурс в историческое прошлое АТР, автор отмечает, что коренные изменения, происшедшие в СССР, Китае и некоторых других странах этого региона, при всей неоднозначности своих последствий для жизни народов этих стран, "внесли решающий вклад в совершение исторического поворота от конфронтации к сотрудничеству и соразвитию в азиатско-тихоокеанском регионе” (с. 46-47).

Гуманизация и гармонизация международных отношений в АТР выступают в неразрывном единстве с положением дел в Северо-Восточной Азии, ибо они в целом находятся сейчас как бы на переломе, на стадии перехода в новое качественное состояние, но где еще остаются прежние нерешенные проблемы и неурегулированные конфликтные ситуации. Многостороннее экономическое сотрудничество между ними, в основе которого лежат объективные интеграционные процессы, будет активно способствовать решению и политических проблем, являться своего рода фундаментом для

создания механизма политических консультаций, усиления политического взаимодействия государств. "В настоящее время уже имеется ряд предложений по налаживанию многосторонних контактов, высказанных США, Россией, Австралией, Канадой, Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН” (с. 71).

Государства АТР и всего мира стоят перед необходимостью приспособить свою политику и поведение на международной арене к новой ситуации, порожденной, замечает автор, распадом биполярной системы и новыми острыми Проблемами в экономике, демографии и экологии. Однако будущее за гуманизацией, демократизацией, гармонизацией международных отношений в Северо-Восточной Азии и АТР.

В Тихоокеанском бассейне сконцентрировано 60% мирового населения, производящего 60% мирового валового продукта. Начиная с 1980 г. на долю азиатско-тихоокеанских стран приходилось до 2/3 объема прироста промышленного продукта.

В последнее время, раскрывается в главе третьей "Проблемы новой экологической этики и безопасности в АТР", в этом регионе имеет место обострение экологической ситуации. Она проявляется в четырех сферах: демографической, загрязнения среды, охраны природной среды и продовольственны!.

Особую остроту npuo6peTaet проблема обеспечения населения АТР продовольствием, в то время как в АТР проживает большая часть населения Земли, производство Зерна там составляет лишь 44% мирового (с. 77). Примером разрушения экологической среды в АТР является ситуация в Россия и Китае, которые оказывают решающее воздействие на формирование экологической безопасности региона и что диктует необходимость более тесного сотрудничества этих стран и в этой сфере.

В книге выдвигается ряд принципов, на которых может строиться экологическая безопасность в АТР при условии объединения усилий международных организаций, общественности и ученых всех государств региона (с. 82-83).

В отдельную - четвертую главу вынесен вопрос о глобальном значении интернационализации японской духовной культуры, что обусловлено той ролью, которую Япония играет в современном мире не только в экономике, технике, политической и духовной жизни нашей планеты, но, пишет автор, и во взаимоотношениях японской цивилизации с другими мировыми цивилизациями - европейско -американской, русско-славянской, китайской, индуистской, арабомусульманской, иудейской. Особое значение интернационализации японской духовной культуры проистекает из того, что она носит интровертный, закрытый характер. Интернационализация духовной культуры - ^то, в конечном счете, открытость "для себя” и "для других".

В книге высказывается пожелание добиться прорыва в русско-японских отношениях на путях создания атмосферы взаимопонимания и наращивания капитала доверия. К сожалению, Япония практически все главные направления возможного развития отношений с Россией связывает с настойчивым выдвижением требований о передаче ей четырех южных островов Курильского архипелага (с. 95).

В главе пятой "Интересы России и ее новая роль в Северо-Восточной Азии" подчеркивается, что было бы некорректным считать Россию исключительно европейской страной. Традиционно она была обращена не только на Запад, к Атлантике, но и на Восток , к Тихому океану. Это уникальное положение нашей страны нашло глубокое отражение в ее истории, культуре, внутренней и внешней политике. Именно в этом корни нынешнего интереса россиян ко всему, что происходит в Северо-Восточной Азии и АТР.

В книге освещается, что на рубеже 80-90-х годов традиционная конфронтация сверхдержав в азиатско-тихоокеанском регионе все больше выглядела анахронизмом. В этих условиях и родилась так называемая владивостокско-красноярская программа мира безопасности и сотрудничества, . прозвучавшая в выступлениях М С. Горбачева в 1986-1988 гг. во Владивостоке и Красноярске. В них

содержалась значительная доля политического романтизма, был не столько набор конкретных предложений, а декларация намерений в отношении Северо-Восточной Азии и АТР на перспективу, давалась стратегическая оценка решения региональных проблем (с. 98). И все-таки эти намерения заложили новую, более прочную основу политики СССР в Северо-Восточной Азии и АТР - отход от блоковой, конфронтационной модели международных отношений. Был взят курс на поиск баланса интересов всех государств региона (с.98).

Ныне "осуществленные в России реформы создают реальные предпосылки для перехода страны к созданию регулируемого, социально-ориентированного рынка как части мировой экономической системы, такой путь открывает перспективу формирования на территории бывшего Советского Союза единого, открытого для взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами мира евразийского экономического и культурного пространства ... между Азией и Европой, между АТР и европейско-атлантическим центром, между Евразией и Америкой" (с.113). Особая роль принадлежит российско-американскому сотрудничеству в Северо-Восточной Азии и АТР, которое может стать стержнем многостороннего сотрудничества.

Нынешние потрясения и трудности в России, пишет автор, -явление временное. Россия как великая держава будет предпринимать активные усилия по строительству нового справедливого миропорядка, открытая для всех стран и народов для конструктивного сотрудничества (с. 117-118).

Значительное место в книге уделено отношениям России с Китаем. В главе шестой "Российско-китайские отношения. Эволюция и перспективы" на конкретном фактическом материале рассматривается процесс изменения внутренней и внешней политической ситуации в КНР.

Показывается, что студенческие волнения” события на площали Тяньаньмэн (Пекин) в апреле-июне 1989 г. побудили

руководство страны во главе с Дэн Сяопином пойти по пути укрепления внутреннего политического и идеологического контроля во имя поддержания внутренней стабильности, сохранения и постепенного развития основных элементов намеченных ранее реформ (с. 121).

Освещается, что одним из крупнейших международных событий последнего времени, выразившим практическую реализацию международных отношений нового типа - неприятие конфронтационных подходов, явилось восстановление нормальных отношений СССР и Китая (май 1989) (с. 126). Советско-китайская нормализация создала благоприятные условия для урегулирования локальных конфликтов (Камбоджа,Лаос). Изменилось к лучшему и положение в четырехугольнике СССР - США - Китай - Япония, что также положительно повлияло на общее оздоровление политической ситуации в АТР, на экономическое сотрудничество в этом регионе. Вместе с тем и в Москве, и в Пекине видели, что между двумя странами сохраняются нерешенные вопросы, у каждой из них свои внешнеполитические интересы, которые не надо было драматизировать, исходя из перспективы взаимовыгодного сотрудничества в экономической, культурной и прочих сферах (с. 133). В книге содержится обзор экономических, научно-технических и других связей, различных проектов с участием третьих стран.

В новом облике предстает сейчас перед мировым сообществом Китайская Народная Республика. Осуществление Пекином линии преобразований и реформ превратило Китай в миротворческую силу, придала ему роль конструктивного фактора в мировой политике.

В главе седьмой "Россия и Япония - старые счеты и новые возможности" отмечается, что, несмотря на то, что с начала 90-х годов новые подходы к обеспечению безопасности в Северо-Восточной Азии все более укоренялись в регионе, официальные круги Японии продолжали кивать на якобы сохранявшуюся советскую военную угрозу.

Правящие круги Японии издавна проявляют склонность к консерватизму в международно-политических кругах. В своих отношениях с СССР они долгое время придерживались практики выдвижения тех или иных предварительных условий, хотя они и не оправдывали себя применительно к Советскому Союзу. "И в новых условиях они предпочли руководствоваться в отношениях с Россией принципом "неразделения политики и экономики", который весьма походит на принцип идеологизации международных отношений" (с. 156).

Однако процессы разрядки в мире и АТР понемногу расшатывали традиционный политический консерватизм Токио. Япония постепенно вовлекается в урегулирование международнополитических проблем азиатско-тихоокеанского региона. Так, например, в начале 1993 г. Токио поддержал инициативу АСЕАН о проведении регионального форума для обсуждения вопросов многосторонней безопасности в АТР.

Автор отмечает, что не только тихоокеанское, но и мировое сообщество ожидают урегулирования комплекса проблем в российско-японских Отношениях, остающихся со времен второй мировой войны, но они далеки от разрешения, хотя российско-японские отношения могли бы стать одной из несущих конструкций нового порядка в Северо-Восточной Азии. Все упирается в нерешенность территориальной проблемы - так называемых "северных территориях", на которые претендует Япония.

"Вопрос "о северных территориях" исключительно сложен как в плане историко-правовом, так и в плане восприятия его значимости общественным мнением Японии и России" (с. 161-162), что и показывается в книге.

Политическому решению территориального вопроса нет альтернативы, и это хорошо понимают как в Москве, так и в Токио (с. 164).

В главе восьмой "Актуальные проблемы Корейского полуострова. От конфронтации к сближению" делается акцент на 20-1

том, что нынешняя ситуация в мире и азиатско-тихоокеанском регионе создает благоприятные предпосылки для положительных изменений на Корейском полуострове. Конструктивный подход к урегулированию на основе учета существующих там реалий, на принципах национального примирения и баланса интересов создаст необходимые условия для обеспечения мира и стабильности на полуострове.

Конечная цель мирного урегулирования - воссоединение страны в той или иной форме - представляется хотя и не близкой, но вполне реальной. Государствам одной нации, различающимся своим социально-экономическим строем и внешнеполитическими ориентациями, избегать споров и конфликтов непросто.

И вместе с тем, если каждая из корейских сторон будет действовать в духе терпимости, сдержанности, компромисса, то можно, утверждает автор, найти пути решения любых разногласий.

Подход Советского Союза, а позже России к корейской проблеме остается неизменным - искреннее стремление способствовать мирному урегулированию, налаживанию доверительных, честных взаимоотношений и мирному воссоединению корейского народа в соответствии с волей самих корейцев Севера и Юга без какого-либо вмешательства, давления и тем более насилия (с. 167).

США также заинтересованы в том, чтобы обеспечивать стабильный и прочный мир в Корее, вести поиск форм взаимодействия и согласованных решений, способность подготовить условия для начала переговоров об объединении (с. 169).

Одной из таких форм взаимодействия может стать совместная работа по подготовке международной конференции по Корее с участием представителей Севера и Юга, а также всех заинтересованных держав. Международная конференция могла бы прежде всего рассмотреть вопрос о гарантиях предотвращения конфликта на Корейском полуострове, что дало бы толчок

межкорейским переговорам по широкому спектру проблем с прицелом на объединение.

Руководители КНДР считают, что мир на Корейском полуострове может быть установлен путем переговоров между Севером и Югом, а также Соединенными Штатами, сохраняющими свои войска в Южной Корее, "будущее Корейского полуострова во многом зависит от того, какую позицию займут США в отношении переговоров с КНДР" (с. 173).

''Руководство Республики Корея быстрее осознало происходящие в мире перемены и увидело те благоприятные возможности, которые открылись в связи с этим для всего мира на Корейском полуострове'' (с, 184).

В книге анализируется:"северная политика”, выдвинутая в 1988 г. президентом Ро Дэ У; ответ на нее азиатской политикой Ким Ир Сена; процесс вступления в ООН одновременно КНДР и Республики Корея; Протокол о примирении, ненападении, сотрудничестве, обменах между Севером и Югом от 13 декабря 1991 г.; соглашение о безъядерном статусе Корейского полуострова от 13 декабря 1991 г.; Соглашение о передаче ядерных объектов КНДР под контроль МАГАТЭ от 13 января 1992 г. и завершение в начале 1992 г. вывода американского ядерного оружия из Южной Кореи. "Столь радикальных подвижек на полуострове не было за все время после корейской войны 1950-1953 гг. КНР сыграла положительную роль в активизации диалога между Севером и Югом” (с. 188).

Главу пронизывает мысль, что генератором политики объединения Кореи станет скорее всего национализм, и преимущества получит линия, которая более полно выразит национальные интересы (с. 193). На данном этапе межкорейского диалога национализм играет конструктивную роль. Но в перспективе он способен дестабилизировать стратегическую ситуацию в регионе, особенно если иметь в виду интересы в нем Японии. В этой связи возрастает значение российско-американского .партнерства по обеспечению корейского урегулирования.

20*

Позиция советской дипломатии состоит, очевидно, в том, что ее национальным интересам отвечает устранение потенциального очага напряженности и образования в перспективе единой миролюбивой Кореи, поддерживая при этом постоянно добрососедские отношения и с КНДР, и с Республикой Корея. Автор замечает, что на первый план в российско-северокорейских отношениях выдвигается ныне проблема союзного Договора с КНДР от 1961 г. В историческом плане союзный договор сыграл свою роль как инструмент безопасности, благодаря которому 30 лет удавалось избегать серьезных конфликтов на полуострове. Сегодня, когда блоковая конфронтация ушла в прошлое, старые союзные договоры и на Севере, и на Юге условно можно рассматривать как систему многосторонних гарантий безопасности, которая не несет в себе элементов антагонизма, при условии ослабления автоматизма военных статей договора и его адаптации к современным реалиям. Роль России в ходе межкорейского диалога и в отношениях с двумя корейскими государствами важна и ответственна перед лицом Северной Азии и АТР.

Второй раздел книги состоит из публикаций и выступлений автора прошлых лет:” К 30-летию съезда Компартии Китая", "70 лет КПК: опыт и уроки", "Перестройка хозяйственного механизма в КНР", "Об истории китайской философии", "Об особенностях древней китайской философии", "За новый подход к межцивилизационным отношениям".

Н.Н.Месщев

96.01.010. КОЭН С. АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА И БУДУЩЕЕ РОССИИ.

KOHEN S. American policy and Russia’s future // Nation.- Princeton, 1993,- Vol. 256, N 13. - P. 468-476.

В статье Стивена Коэна, историка, профессора, руководителе программы исследований России в Принстонском университете,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.