Научная статья на тему '95. 04. 025. Рудэ Э. Швеция впереди многих стран ОЭСР по числу имеющих высшее образование rudhe E. Soverige Val framme Med langte hogskoleutbildning // Lararnas tidning. - Stockholm, 1994. - № 18. - S. 7'

95. 04. 025. Рудэ Э. Швеция впереди многих стран ОЭСР по числу имеющих высшее образование rudhe E. Soverige Val framme Med langte hogskoleutbildning // Lararnas tidning. - Stockholm, 1994. - № 18. - S. 7 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 025. Рудэ Э. Швеция впереди многих стран ОЭСР по числу имеющих высшее образование rudhe E. Soverige Val framme Med langte hogskoleutbildning // Lararnas tidning. - Stockholm, 1994. - № 18. - S. 7»

РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028

МОСКВА 1995

торый обеспечивал быстрый рост занятости докторов наук в прошлом десятилетии. 80-е годы, возможно, являются нетипичными в связи с ростом вакансий в оборонных отраслях Между тем уже к 90-м годам федеральные ассигнования на ИР в реальном исчислении уменьшились.

Усилившаяся конкуренция между работодателями приведет к повышению зарплаты научных работников, увеличению стоимости исследовательских работ и снижению возможностей для всех ученых исследовательских учреждений и вузов, кроме самых престижных. Как было показано, вероятны и такие изменения, как использование меньшего числа докторов наук для ИР и обучение за счет приема на работу сотрудников, не имеющих докторской степени.

В случае, если рост спроса на докторов наук превысит рост их предложения, станет необходимым проведение более эффективной политики. Самым очевидным политическим ответом на этот вызов станет увеличение поддержки докторантов, что приведет к расширению приема в докторантуру и возможному увеличению числа докторов наук. Пока такого рода проекты остаются без применения, а эффект от политики поддержки докторантов по-прежнему непредсказуем.

В заключение автор настаивает на дальнейших срочных исследованиях факторов, влияющих на численность докторов наук: в частности, уровня материальной поддержки, демографической динамики, экономической отдачи от подготовки докторантов и др.

Л. Г. Можаева

95.04.025.РУДЭ Э. ШВЕЦИЯ ВПЕРЕДИ МНОГИХ СТРАН ОЭСР ПО ЧИСЛУ ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ RUDHE Е. Soverige val framme med langre hogskoleutbildning // Lararnae tidning.— Stockholm, 1994 .— № 18 .— S. 7.

Реферируемый материал — отклик шведского ученого Э. Рудэ на доклад Центрального статистического бюро Швеции “Высшее образование — международная перспектива”, опубликованный в 1994 г.

Как отмечается в докладе, в Швеции около 12% населения в возрасте 25-64 лет имеет высшее образование. По этому показателю она уступает только США (24%), Канаде (15) и Дании (13) В среднем, доля имеющих высшее образование в этой возрастной группе в странах ОЭСР составляет 10%.

В то же время вопрос, насколько зтц цифры соответствуют действительности, — спорный, считает автор Ответ зависит, разумеется, от того, как ведутся подсчеты: так, если объединить все виды после-среднего образования — краткосрочное (продолжительностью менее трех лет) и полное высшее (более), результат получится иной В Шве-

14-2953

ции наряду с 12% активного населения, имеющего полное высшее образование, 13% получили краткосрочное. Наибольшие показатели получивших краткосрочную подготовку в высшей школе: в Канаде (23%), Австралии (21) и в США (13). В среднем доля активного населения, имеющего краткосрочное высшее образование, составляет в странах ОЭСР 9%.

Трудности при сравнении возникают из-за различий структур образования в разных странах. Например, в Швеция краткосрочные виды подготовки получают все большее распространение: в настоящее время их выбирают 34% окончившю11Среднюю школу я лишь 13% намереваются получить полное высшее образование. В таких же странах, как Чехия, Турция, Италия, Испания, Австрия краткосрочные виды подготовки практически отсутствуют. В среднем, в странах ОЭСР 18% получивших среднее образование, поступают в учебные заведения, которые дают неполное высшее образование, 25% — в собственно вузы.

В Швеции 31% всех студентов изучают естественные, технические или сельскохозяйственные науки — это довольно высокий показатель. Швеция входит в десятку стран, в которых наибольший показатель доли женщин в медицине и здравоохранении и наименьший — в естественных, технических и сельскохозяйственных науках.

Касаясь вопросов финансирования образования, автор замечает, что только в Норвегии и Суринаме доля государственных расходов на образование от ВНП выше, чем в Швеция. Что касается оценки удельных затрат на образование (на одного учащегося) в соотношении с душевым ВНП, то Швеция занимает самое высокое место среди стран ОЭСР: на уровне основной школы и гимназии — 37% (по сравнению с 24%, в среднем, в странах ОЭСР), во всей системе образования — 37% (по сравнению с 28%, в среднем, по странам ОЭСР). На послесреднем уровне образования Швеция занимает среднее положение — 52% (по сравнению с 55%, в среднем, в странах ОЭСР).

Л. Г. Можаева

95.04.026. БОРГСТЕН Т. АНГЛИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИДАЕТ НОВУЮ РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

BORGSTEN Т. Engelsk modell ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning.—Stockholm, 1995 .— № 5 .— S. 20.

Боргстен, научный сотрудник высшей школы в Карлстаде (Швеция), ответственный за повышение квалификации преподавателей девятилетней школы и гимназии, в течение двух лет работает над со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.