РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028
МОСКВА 1995
торый обеспечивал быстрый рост занятости докторов наук в прошлом десятилетии. 80-е годы, возможно, являются нетипичными в связи с ростом вакансий в оборонных отраслях Между тем уже к 90-м годам федеральные ассигнования на ИР в реальном исчислении уменьшились.
Усилившаяся конкуренция между работодателями приведет к повышению зарплаты научных работников, увеличению стоимости исследовательских работ и снижению возможностей для всех ученых исследовательских учреждений и вузов, кроме самых престижных. Как было показано, вероятны и такие изменения, как использование меньшего числа докторов наук для ИР и обучение за счет приема на работу сотрудников, не имеющих докторской степени.
В случае, если рост спроса на докторов наук превысит рост их предложения, станет необходимым проведение более эффективной политики. Самым очевидным политическим ответом на этот вызов станет увеличение поддержки докторантов, что приведет к расширению приема в докторантуру и возможному увеличению числа докторов наук. Пока такого рода проекты остаются без применения, а эффект от политики поддержки докторантов по-прежнему непредсказуем.
В заключение автор настаивает на дальнейших срочных исследованиях факторов, влияющих на численность докторов наук: в частности, уровня материальной поддержки, демографической динамики, экономической отдачи от подготовки докторантов и др.
Л. Г. Можаева
95.04.025.РУДЭ Э. ШВЕЦИЯ ВПЕРЕДИ МНОГИХ СТРАН ОЭСР ПО ЧИСЛУ ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ RUDHE Е. Soverige val framme med langre hogskoleutbildning // Lararnae tidning.— Stockholm, 1994 .— № 18 .— S. 7.
Реферируемый материал — отклик шведского ученого Э. Рудэ на доклад Центрального статистического бюро Швеции “Высшее образование — международная перспектива”, опубликованный в 1994 г.
Как отмечается в докладе, в Швеции около 12% населения в возрасте 25-64 лет имеет высшее образование. По этому показателю она уступает только США (24%), Канаде (15) и Дании (13) В среднем, доля имеющих высшее образование в этой возрастной группе в странах ОЭСР составляет 10%.
В то же время вопрос, насколько зтц цифры соответствуют действительности, — спорный, считает автор Ответ зависит, разумеется, от того, как ведутся подсчеты: так, если объединить все виды после-среднего образования — краткосрочное (продолжительностью менее трех лет) и полное высшее (более), результат получится иной В Шве-
14-2953
ции наряду с 12% активного населения, имеющего полное высшее образование, 13% получили краткосрочное. Наибольшие показатели получивших краткосрочную подготовку в высшей школе: в Канаде (23%), Австралии (21) и в США (13). В среднем доля активного населения, имеющего краткосрочное высшее образование, составляет в странах ОЭСР 9%.
Трудности при сравнении возникают из-за различий структур образования в разных странах. Например, в Швеция краткосрочные виды подготовки получают все большее распространение: в настоящее время их выбирают 34% окончившю11Среднюю школу я лишь 13% намереваются получить полное высшее образование. В таких же странах, как Чехия, Турция, Италия, Испания, Австрия краткосрочные виды подготовки практически отсутствуют. В среднем, в странах ОЭСР 18% получивших среднее образование, поступают в учебные заведения, которые дают неполное высшее образование, 25% — в собственно вузы.
В Швеции 31% всех студентов изучают естественные, технические или сельскохозяйственные науки — это довольно высокий показатель. Швеция входит в десятку стран, в которых наибольший показатель доли женщин в медицине и здравоохранении и наименьший — в естественных, технических и сельскохозяйственных науках.
Касаясь вопросов финансирования образования, автор замечает, что только в Норвегии и Суринаме доля государственных расходов на образование от ВНП выше, чем в Швеция. Что касается оценки удельных затрат на образование (на одного учащегося) в соотношении с душевым ВНП, то Швеция занимает самое высокое место среди стран ОЭСР: на уровне основной школы и гимназии — 37% (по сравнению с 24%, в среднем, в странах ОЭСР), во всей системе образования — 37% (по сравнению с 28%, в среднем, по странам ОЭСР). На послесреднем уровне образования Швеция занимает среднее положение — 52% (по сравнению с 55%, в среднем, в странах ОЭСР).
Л. Г. Можаева
95.04.026. БОРГСТЕН Т. АНГЛИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИДАЕТ НОВУЮ РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
BORGSTEN Т. Engelsk modell ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning.—Stockholm, 1995 .— № 5 .— S. 20.
Боргстен, научный сотрудник высшей школы в Карлстаде (Швеция), ответственный за повышение квалификации преподавателей девятилетней школы и гимназии, в течение двух лет работает над со-