Научная статья на тему '95. 04. 026. Боргстен Т. Английская модель повышения квалификации преподавателей придает новую роль высшей школе borgsten Т. Engelsk modeli ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning-stockholm, 1995. - № 5. - S. 20'

95. 04. 026. Боргстен Т. Английская модель повышения квалификации преподавателей придает новую роль высшей школе borgsten Т. Engelsk modeli ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning-stockholm, 1995. - № 5. - S. 20 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШВЕЦИЯ / УЧИТЕЛЯ {{-}}ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 026. Боргстен Т. Английская модель повышения квалификации преподавателей придает новую роль высшей школе borgsten Т. Engelsk modeli ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning-stockholm, 1995. - № 5. - S. 20»

РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028

МОСКВА 1995

ции наряду с 12% активного населения, имеющего полное высшее образование, 13% получили краткосрочное. Наибольшие показатели получивших краткосрочную подготовку в высшей школе: в Канаде (23%), Австралии (21) и в США (13). В среднем доля активного населения, имеющего краткосрочное высшее образование, составляет в странах ОЭСР 9%.

Трудности при сравнении возникают из-за различий структур образования в разных странах. Например, в Швеция краткосрочные виды подготовки получают все большее распространение: в настоящее время их выбирают 34% окончившю^Среднюю школу я лишь 13% намереваются получить полное высшее образование. В таких же странах, как Чехия, Турция, Италия, Испания, Австрия краткосрочные виды подготовки практически отсутствуют. В среднем, в странах ОЭСР 18% получивших среднее образование, поступают в учебные заведения, которые дают неполное высшее образование, 25% — в собственно вузы.

В Швеции 31% всех студентов изучают естественные, технические или сельскохозяйственные науки — это довольно высокий показатель. Швеция вхсцдит в десятку стран, в которых наибольший показатель доли женщин в медицине и здравоохранении и наименьший — в естественных, технических и сельскохозяйственных науках.

Касаясь вопросов финансирования образования, автор замечает, что только в Норвегии и Суринаме доля государственных расходов на образование от ВНП выше, чем в Швеция. Что касается оценки удельных затрат на образование (на одного учащегося) в соотношении с душевым ВНП, то Швеция занимает самое высокое место среди стран ОЭСР: на уровне основной школы и гимназии — 37% (по сравнению с 24%, в среднем, в странах ОЭСР), во всей системе образования — 37% (по сравнению с 28%, в среднем, по странам ОЭСР). На послесреднем уровне образования Швеция занимает среднее положение — 52% (по сравнению с 55%, в среднем, в странах ОЭСР).

Л. Г. Можаева

95.04.026. БОРГСТЕН Т. АНГЛИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИДАЕТ НОВУЮ РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

BORGSTEN Т. Engelsk modell ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning.—Stockholm, 1995 .— № 5 .— S. 20.

Боргстен, научный сотрудник высшей школы в Карлстаде (Швеция), ответственный за повышение квалификации преподавателей девятилетней школы и гимназии, в течение двух лет работает над со-

107

95.04.026

вершенствованием этого рода подготовки ^осуществляемой в высшей школе. Автор сотрудничает с местными органами власти. При разработке многих проблем он опирается на модель английского ученого Т. Фишера (Fischer), занимающегося проблемами подготовки преподавателей университета Гринвича (Англия).

"Мы пытаемся удовлетворить конкретные потребности в повышении квалификации преподавателей, а также в развитии кругозора и мышления на перспективу", — заявляет автор. Что касается повышения квалификации учите юй основной школы и гимназии, то речь идет прежде всего о разработке новых форм и методов обучения. Весной 1995 г. в Швеции начали проводиться эксперименты с курсовым обучением в основной школе и проблемным в гимназии. Причем организаторы экспериментов исходили из того, что такого рода изменения форм обучения тесно связаны с самими преподавателями и руководителями учебных заведений. Поэтому при формировании курсов должны учитываться эти новые потребности. Функции же повышения квалификации и дальнейшего образования преподавателей возлагаются в таком случае на высшую школу.

Особое значение придается составлению курсов повышения квалификации для преподавателей, имеющих 10-20-летний стаж работы. Накопленный ими практический опыт должен быть подкреплен теоретически. В этом отношении английская модель дальнейшего образования приобретает особый интерес. Так, в программы подготовки на получение степени магистра наряду с утвержденными традиционными курсами (Accreditation of prior learning) включаются курсы, основывающиеся на практических знаниях, приобретенных в процессе педагогической деятельности (Accreditation of prior experential learning). При этом требования, предъявляемые к последним, особенно строгие.

Проект курса, основанного на практических знаниях, должен быть представлен в письменном виде со ссылками на литературные источники и содержать веские доказательства того, что речь идет о новых, аргументированных данных. Преподаватели получают также в помощь руководство для самостоятельного изучения материала в рамках программы на получение степени магистра.

Программа на степень магистра характеризуется также высокой степенью гибкости. Она может быть переработана соответственно различным категориям работников образовательной сферы. В Англии, например, имеется много должностей для преподавателей с высшим образованием — ответственные за изучение отдельных дисциплин, за планирование курса и т. д.

Так как за изучение курса в английском университете взимается плата, то оплачивает учебу либо сам преподаватель, повышающий квалификацию, либо работодатель, заинтересованный в повышении

квалификации данного преподавателя. Как замечает автор, необходимо укреплять связь между интересами преподавателей, потребностью школы в развитии и имеющимися ресурсами высшей школы.

Перенос английского опыта на шведские условия происходит успешно и дает импульс со стороны педагогической науки дальнейшему развитию сотрудничества.

JI. Г. Можаева

95.04.027. УЭЙДЖЕР Дж. С. СОЮЗ ОБЕСПОКОЕННЫХ УЧЕНЫХ WAGER J. S. Institutions: Union of Concerned Scientist // Environment.— Wash., 1994 .— Vol. 36, № 4 .— P. 4,5,45.

В 1994 г. отмечалось 25-летие Союза обеспокоенных ученых (СОУ) (Union of concerned scientists). Сотрудник этой организации Уэйджер информирует о ее деятельности за истекшие годы и о задачах в настоящее время.

СОУ основан в 1969 г. группой преподавателей и студентов Мас-сачусетского технологического института в качестве бесприбыльной общественно-политической организации. В настоящее время он насчитывает 80 тыс. вносящих взносы спонсоров и 44 штатных сотрудника. В своей национальной штаб-квартире (Кембридж, штат Массачусетс) и отделениях в Вашингтоне и Беркли (Калифорния) СОУ проводит независимые технические исследования и программы, а также образовательные программы; публикует книги, доклады и ежеквартальный журнал "Nucleus". СОУ пытается влиять на правительственную научную политику на местном, региональном, федеральном и международном уровнях, способствуя повышению ответственности за проведение ИР прежде всего в таких научных областях, где технология играет решающую роль.

СОУ создал уникальное содружество ведущих ученых страны и тысяч граждан, включая около 35 тыс. членов двух общенациональных сетей активистов. За прошедшие 25 лет ими было привлечено внимание общественности и правительства к чрезвычайно серьезной угрозе в области экологии, ядерной войны, проблеме риска для здоровья и безопасности на ядерных реакторах, глобальному потеплению климата. СОУ выступает против распространения оружия и содействует разблокированию международных конфликтов. Союз способствует разработке и применению энергетических технологий, обладающих возобновляемыми, надежными и экономическими эффектами; обеспечивает надежность АЭС США; реформирует транспортную политику; способствует развитию сельского хозяйства. СОУ входит также в несколькб научных и инженерных международных организаций, разрабатывающих проблемы сохранения климата и глобальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.