РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028
МОСКВА 1995
ции наряду с 12% активного населения, имеющего полное высшее образование, 13% получили краткосрочное. Наибольшие показатели получивших краткосрочную подготовку в высшей школе: в Канаде (23%), Австралии (21) и в США (13). В среднем доля активного населения, имеющего краткосрочное высшее образование, составляет в странах ОЭСР 9%.
Трудности при сравнении возникают из-за различий структур образования в разных странах. Например, в Швеция краткосрочные виды подготовки получают все большее распространение: в настоящее время их выбирают 34% окончившю^Среднюю школу я лишь 13% намереваются получить полное высшее образование. В таких же странах, как Чехия, Турция, Италия, Испания, Австрия краткосрочные виды подготовки практически отсутствуют. В среднем, в странах ОЭСР 18% получивших среднее образование, поступают в учебные заведения, которые дают неполное высшее образование, 25% — в собственно вузы.
В Швеции 31% всех студентов изучают естественные, технические или сельскохозяйственные науки — это довольно высокий показатель. Швеция вхсцдит в десятку стран, в которых наибольший показатель доли женщин в медицине и здравоохранении и наименьший — в естественных, технических и сельскохозяйственных науках.
Касаясь вопросов финансирования образования, автор замечает, что только в Норвегии и Суринаме доля государственных расходов на образование от ВНП выше, чем в Швеция. Что касается оценки удельных затрат на образование (на одного учащегося) в соотношении с душевым ВНП, то Швеция занимает самое высокое место среди стран ОЭСР: на уровне основной школы и гимназии — 37% (по сравнению с 24%, в среднем, в странах ОЭСР), во всей системе образования — 37% (по сравнению с 28%, в среднем, по странам ОЭСР). На послесреднем уровне образования Швеция занимает среднее положение — 52% (по сравнению с 55%, в среднем, в странах ОЭСР).
Л. Г. Можаева
95.04.026. БОРГСТЕН Т. АНГЛИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИДАЕТ НОВУЮ РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
BORGSTEN Т. Engelsk modell ger hogskolan ny roll // Lararnas tidning.—Stockholm, 1995 .— № 5 .— S. 20.
Боргстен, научный сотрудник высшей школы в Карлстаде (Швеция), ответственный за повышение квалификации преподавателей девятилетней школы и гимназии, в течение двух лет работает над со-
107
95.04.026
вершенствованием этого рода подготовки ^осуществляемой в высшей школе. Автор сотрудничает с местными органами власти. При разработке многих проблем он опирается на модель английского ученого Т. Фишера (Fischer), занимающегося проблемами подготовки преподавателей университета Гринвича (Англия).
"Мы пытаемся удовлетворить конкретные потребности в повышении квалификации преподавателей, а также в развитии кругозора и мышления на перспективу", — заявляет автор. Что касается повышения квалификации учите юй основной школы и гимназии, то речь идет прежде всего о разработке новых форм и методов обучения. Весной 1995 г. в Швеции начали проводиться эксперименты с курсовым обучением в основной школе и проблемным в гимназии. Причем организаторы экспериментов исходили из того, что такого рода изменения форм обучения тесно связаны с самими преподавателями и руководителями учебных заведений. Поэтому при формировании курсов должны учитываться эти новые потребности. Функции же повышения квалификации и дальнейшего образования преподавателей возлагаются в таком случае на высшую школу.
Особое значение придается составлению курсов повышения квалификации для преподавателей, имеющих 10-20-летний стаж работы. Накопленный ими практический опыт должен быть подкреплен теоретически. В этом отношении английская модель дальнейшего образования приобретает особый интерес. Так, в программы подготовки на получение степени магистра наряду с утвержденными традиционными курсами (Accreditation of prior learning) включаются курсы, основывающиеся на практических знаниях, приобретенных в процессе педагогической деятельности (Accreditation of prior experential learning). При этом требования, предъявляемые к последним, особенно строгие.
Проект курса, основанного на практических знаниях, должен быть представлен в письменном виде со ссылками на литературные источники и содержать веские доказательства того, что речь идет о новых, аргументированных данных. Преподаватели получают также в помощь руководство для самостоятельного изучения материала в рамках программы на получение степени магистра.
Программа на степень магистра характеризуется также высокой степенью гибкости. Она может быть переработана соответственно различным категориям работников образовательной сферы. В Англии, например, имеется много должностей для преподавателей с высшим образованием — ответственные за изучение отдельных дисциплин, за планирование курса и т. д.
Так как за изучение курса в английском университете взимается плата, то оплачивает учебу либо сам преподаватель, повышающий квалификацию, либо работодатель, заинтересованный в повышении
квалификации данного преподавателя. Как замечает автор, необходимо укреплять связь между интересами преподавателей, потребностью школы в развитии и имеющимися ресурсами высшей школы.
Перенос английского опыта на шведские условия происходит успешно и дает импульс со стороны педагогической науки дальнейшему развитию сотрудничества.
JI. Г. Можаева
95.04.027. УЭЙДЖЕР Дж. С. СОЮЗ ОБЕСПОКОЕННЫХ УЧЕНЫХ WAGER J. S. Institutions: Union of Concerned Scientist // Environment.— Wash., 1994 .— Vol. 36, № 4 .— P. 4,5,45.
В 1994 г. отмечалось 25-летие Союза обеспокоенных ученых (СОУ) (Union of concerned scientists). Сотрудник этой организации Уэйджер информирует о ее деятельности за истекшие годы и о задачах в настоящее время.
СОУ основан в 1969 г. группой преподавателей и студентов Мас-сачусетского технологического института в качестве бесприбыльной общественно-политической организации. В настоящее время он насчитывает 80 тыс. вносящих взносы спонсоров и 44 штатных сотрудника. В своей национальной штаб-квартире (Кембридж, штат Массачусетс) и отделениях в Вашингтоне и Беркли (Калифорния) СОУ проводит независимые технические исследования и программы, а также образовательные программы; публикует книги, доклады и ежеквартальный журнал "Nucleus". СОУ пытается влиять на правительственную научную политику на местном, региональном, федеральном и международном уровнях, способствуя повышению ответственности за проведение ИР прежде всего в таких научных областях, где технология играет решающую роль.
СОУ создал уникальное содружество ведущих ученых страны и тысяч граждан, включая около 35 тыс. членов двух общенациональных сетей активистов. За прошедшие 25 лет ими было привлечено внимание общественности и правительства к чрезвычайно серьезной угрозе в области экологии, ядерной войны, проблеме риска для здоровья и безопасности на ядерных реакторах, глобальному потеплению климата. СОУ выступает против распространения оружия и содействует разблокированию международных конфликтов. Союз способствует разработке и применению энергетических технологий, обладающих возобновляемыми, надежными и экономическими эффектами; обеспечивает надежность АЭС США; реформирует транспортную политику; способствует развитию сельского хозяйства. СОУ входит также в несколькб научных и инженерных международных организаций, разрабатывающих проблемы сохранения климата и глобальной ответственности.