РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028
МОСКВА 1995
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
95.04.022. ИР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ США: ФИНАНСИРОВАНИЕ, ПЕРСОНАЛ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Academic research and development: financial resources, personuel and outputs // Science a. engineering indicators .— Wash., 1993, p. 143-153.
В пятой главе ежегодного доклада “Показатели наук и техники” за 1993 г., подготовленного ННФ, содержится анализ состояния научных и технических кадров, занимающихся исследовательской деятельностью в вузах США, рассматриваются вопросы финансирования ИР из федеральных источников, а также результаты научной работы.
Первый раздел главы посвящен научной деятельности докторов философии в области естественных, социальных, технических наук и математики. Здесь представлены сведения об их общей численности, распределении по областям знаний, возрасте, поле, расовой принадлежности, а также размерах финансовой помощи со стороны федеральных органов. Информация касается в первую очередь ученых, работающих в вузах на постоянной основе.
В 1991 г. в указанных областях насчитывалось 177 805 докторов наук, работающих в вузах. Из них 149 874 (84%) являлись членами профессорско-преподавательского состава (в 1981 г. — 88%), остальные занимали другие должности. ИР были заняты 134 647 человек, из которых 76% — профессорско-преподавательский состав (с. 143).
В течение 80-х годов участие этой категории специалистов в исследовательской деятельности расширялось довольно интенсивно. В 1979-1991 гг. число докторов наук возросло на 30%, численность же занятых в ИР увеличилась на 52% (с. 143). Резкое увеличение активности ученых в ИР в этот период приходится на социальные науки и математику. В 1979 г. в ИР участвовали 54% докторов в области социальных наук и 58% — в области математики, в 1991 г. эта доля возросла до 71% в обеих областях знаний. Наибольшая доля участия ученых — докторов наук в ИР в 1991 г. отмечалась в науках об окружающей среде (88%); в науках о жизни и технических областях (по 82% в каждой).
Распределение ученых по областям знаний также претерпело за прошедшее десятилетие изменения. Число исследователей в области
физики росло более медленными темпами, чем в других научных областях: в 1979-1991 гг. — на 22%, по сравнению с 50% в естественных науках и 64% — в технических. Число исследователей — докторов наук в компьютерных науках увеличилось за указанный период на 224%.
Темны увеличения числа занятых в ИР за 1979-1991 гг. значительно превышают темпы роста занятости в целом.
В разделе, посвященном занятости докторов наук — женщин, отмечается, что за этот период их общая численность возросла с 16 650 до 35 600, а число женщин — докторов наук, участвующих в ИР, с 9761 до 25 207. В 1991 г. женщины составляли 20% всех докторов в - области естественных, социальных, технических наук и математики (в 1979 г. — только 12%). В результате в 1991 г. женщины составили почти одну пятую часть всех вузовских ученых. Увеличение доли женщин — исследователей происходило приблизительно теми же темпами, что и их общая численность в соответствующих областях. В частности, женщины составляли 39% занятых в области психологии, из них 36% занимались психологическими исследованиями. Женщины насчитывают 11% занятых в компьютерных науках, и все они занимаются исследованиями. Наименьшая доля участия женщин в технических науках (3% докторов наук) и лишь 4% из них занимаются научной деятельностью (с. 145).
Половина всех женщин — докторов наук занята в науках о жизни. Относительно большое число женщин по сравнению с мужчинами наблюдается в социальных науках и психологии. В этих научных областях в 1991 г. насчитывалось 85% всех женщин — ученых, в то время как мужчин — 57% от всех мужчин — ученых. Концентрация женщин в отдельных научных областях со временем меняется. Например, с 1979 по 1991 гг. доля женщин — ученых в физических науках и психологии снизилась в каждой из этих областей ва 2% (с. 144-145).
Увеличение абсолютного числа ученых — представителей национальных меньшинств в вузах происходило в рассматриваемый период довольно медленно для всех групп, кроме азиатских. Однако число докторов наук, занимающихся ИР, возростало в 1979-1991 гг. относительно быстро: среди чернокожих — с 707 до 2770, латиноамериканцев — с 931 до 3038, азиатов — с 3630 до 13 105. Наибольший рост при этом демонстрируют компьютерные науки и науки об окружающей среде.
Различаются также и области концентрации представителей тех или иных национальных меньшинств. В 1991 г. подавляющая часть азиатов была представлена в технических и компьютерных науках, в то время как в науках об окружающей среде, социальных и психологии они составляли совсем низкий процент. Испаноговорящие американцы отдавали явное предпочтение математике, техническим и социальным наукам в ущерб психологии и наукам о жизни. Интересы чернокожих
были сосредоточены в сфере психологии и социальных наук (с. 145).
Как свидетельствуют проведенные за последние годы обследования, профессорско-преподавательский состав вузов делает чрезмерный акцент на исследовательской работе. Опрос, проведенный среди докторов наук о распределении служебных обязанностей между преподаванием и ИР, показал, что число совмещающих эти оба вида деятельности после 1979 г. возросло. Однако доля назвавших ИР в качестве основной работы увеличивалась значительно быстрее (в среднем за 1979-1991 гг. на 60% в год), чем доля тех, для которых основной работой было преподавание (увеличение за этот же период на 15%) (с. 146).
В компьютерных, технических, социальных науках и психологии доля тех, основные служебные обязанности которых связаны с ИР, возросла с 35 до 50%, в науках о жизни — до 85%. В физических науках число занятых в рассматриваемый период не увеличивалось, точно так же не увеличивалось число занимающихся преимущественно преподавательской работой.
Стремительный рост числа ученых, занимающихся в 1979-1991 гг. преимущественно ИР, характерен для большинства научных областей, однако после 1991 г. эта тенденция в развитии занятости пошла на убыль.
Изменения возрастной структуры вузовских ученых
В период экспансии высшего образования в 60-х годах наблюдался рост числа молодых ученых. В последующие годы их численность сокращалась. Средний возраст вузовских ученых вырос с 38,9 лет в 1973 г. до 44,5 — в 1991 г.
С другой стороны, в 1973 г. только 25% вузовских ученых степень была присуждена более 15 лет тому назад, в 1989 г. этот показатель составил более 47%, в 1991 г. — 43%. Наоборот, доля “молодых” ученых (получивших степень доктора наук не более 7 лет назад) достигала 47% от всех ученых в 1973 г., 25% — в 1989 г. и 31% — в 1991 г. Ученые в области наук о жизни и компьютерщики относительно молоды, в то время как математики — более старшего возраста (с. 147).
В течение 80-х годов темпы роста численности вузовских ученых и инженеров всех возрастных групп соответствовали положительной динамике их участия в ИР.
Федеральная помощь вузовским ученым, занимающимся ИР
Хотя доля финансирования ИР к вузах федеральными органами власти сократилась с 67% в 1979 г. до 58% в 1991 г., возросло число
вузовских ученых, получающих помощь для своей научвой работы. Это увеличение распространяется на все возрастные группы и научные области (хроме социальных наук, федеральная помощь которым достигла своего наивысшего размера в 1979 г.) (с. 148).
Сокращение федеральной помощи в 1991 г. происходит преимущественно за счет “молодых” докторов наук, особенно в областях физики, наук о жизни, социальных наук и психологии. Математика, науки об окружающей среде, инженерия в в меньшей степени компьютерные науки — составляют исключение в этой обшей Тенденции.
Особенно различается степень федеральной поддержки высококвалифицированным ученым по отдельным научным областям. Федеральная помощь докторам наук в области охраны окружающей среды, наук о жизни, физики и технических наук, которые составляют 58% от всех ученых рассматриваемых областей, возросла с 65 до 75%. Федеральная поддержка исследователям в области компьютерных наук, математики, психологии и социальных наук возросла с 29 до 48% (с. 148).
Участие в вузовских ИР студентов-дипломников
В 1989 г. 28% всех дипломников в области естественных, социальных, технических наук и математики (79 595 человек), обучавшихся на дневных отделениях, работали в качестве ассистентов в участвовали в ИР. К 1991 г. эта цифра составляла 84 901 человек (27,5%). Федеральная поддержка на этот вид исследовательской деятельности распространялась на 13% ее участников. В предыдущий период эта цифра оставалась постоянной — 12-14%. Финансирование научной деятельности дипломников из нефедеральных источников возросло с 9% в 1979 г. до 14% в 1989 г. и далее оставалось на одном уровне.
В отдельных областях науки отмечается высокая доля дипломников, которые получали финансовую помощь, работая в качестве ассистентов: в области физики, окружающей среды в инженерии 42%, в науках о жизни — 31%. В то же время в области математики и компьютерной техники такую поддержку получают лишь 16% дипломников, причем эта поддержка складывается поровну из федеральных и нефедеральных источников. В психологии и социальных науках финансовая помощь оказывается 30% дипломнике» в каждой области, преимущественно нефедеральными органами.
Результаты вузовских ИР: научные публикации и патенты
Принципиальный результат вузовских ИР, как отмечается в исследовании, — новые знания, однако такой результат трудно концептуаг лизировать и измерить. Индикаторами научной деятельности служит,
как правило, количество публикаций и патентов, выданных университетами.
Ученые и инженеры США продолжают производить существенную часть новых научно-технических Знаний. В 1991 г. американские авторы опубликовали свыше 142 тыс. статей по проблемам технических и естественнонаучных знаний, в общей сложности в 3500 журналах. Свыше 70% этих публикаций поступили из вузов. Общее количество статей американских авторов в 1991 г. составили 35% от всех мировых публикаций в указанных областях. Это пропорция представляет собой результат постепенного сокращения количества публикаций американских ученых в среднем на 1% в год после 1981 г.
Однако в различных научных областях ситуация складывается по-разному. В 1991 г. США производили: 23% всей мировой литературы в области химии, 30% — в области физики, от 36 до 42% — в других научных областях.
Однако в целом доля публикаций американских ученых в мировом научном сообществе намного превышает аналогичные показатели других стран.
Так, доля публикаций авторов всех стран Европейского союза, вместе взятых, составила в 1991 г. 27% (в том числе Великобритании — 7,5%, Германии — 6,8%, Франции — 4,8%). Япония производила в
1991 г. 8,5% мировой научной и технической литературы, бывший Советский Союз — 7, Канада — 4,2, Швеция — 2, Нидерланды — 2, Австралия — 2, Индия — 2, Швейцария, Китай и азиатская группа новых индустриальных стран — по 1% (с. 149).
В последнее время активно развивается международное соавторство — когда кто-либо из авторов публикации работает в учреждении другой страны. В 1991 г. 11% публикаций в рассматриваемых областях во всем мире были написаны в международном соавторстве. Причем, десятилетие назад эта доля была в два раза меньше. Тенденция к расширению международного соавторства отмечается во всех научных областях.
Свыше 60% публикаций американских ученых в 1991 г. были посвящены наукам о жизни, особенно клинической медицине и биомедицинским исследованиям. Эта пропорция в течение последнего десятилетия оставалась стабильной.
Что касается распределения публикаций, то в течение 80-х годов наблюдалось быстрое увеличение их доли в вузовской науке и соответствующее сокращение в науке, поддерживаемой федеральным правительством и промышленностью. В 1991 г. 70% публикаций принадлежало вузовским ученым. Ученые, работающие в федеральных органах, промышленности и других организациях опубликовали 7-9% по
13-2953
каждому сектору, 3% — ученые федерального фонда ИР, работающие по контрактам.
Во всех научных областях, кроме математики, американские вузовские ученые публикуют 60-70% работ от всех национальных публикаций. В области математики им принадлежат 92% публикаций. В промышленности отмечается концентрация работ в области инженерии и технологии (24%), химии (17%) и физики (17%).
Статьи ученых, работающих по субсидиям федерального правительства, посвящены, главным образом, проблемам Земли и космоса, биологии (14%). Наибольшее количество статей ученых, работающих в бесприбыльных организациях, публикуется в области клинической медицины (13%). Ученым, занятым в федеральном фонде ИР, управляемом по контрактам, принадлежат 13% статей в области физики (с. 151).
Растет доля публикаций, выполненных в соавторстве учеными вузов и производства. В 1991 г. 35% всех статей исследователей производственников были написаны в соавторстве с вузовскими учеными, в то время как десять лет тому назад — лишь 22%. Тенденция к такому сотрудничеству распространяется на все научные области, хотя и в разной степени: в сфере химии было опубликовано в соавторстве 24% публикаций, в инженерии и технологии — 26, в науках о жизни — 40 и в математике — 49%.
Отмечается рост числа патентов, выданных университетским ученым, что является показателем потенциальной роли академической науки в развитии технологии и производстве новой продукция. В 1991 г. университетами было выдано 1324 патента, а десять лет тому назад — лишь 437. Доля патентов, выдаваемых университетами, от их общего числа в 1980 г. составляла 1%, в 1991 г. — 1,4.
Выдача патентов особенно быстро расширялась во второй половине 80-х и начале 90-х годов. На 1990-1991 гг. приходится 24% от всех патентов, выданных вузами после 1969 г. Наиболее значитель-; ная часть патентов связана с внедрениями в области здравоохранения и биомедицины, технологии сверхпроводников, химии, компьютерной техники, электроники и информатики. На 100 крупнейших исследовательских университетов в 1987-1991 гг. приходилось около 85% всех патентов, выданных вузами. Эта пропорция возросла по сравнению с 1969-1975 гг. на 10% (с. 152).
Не располагая данными о доходах от патентно-лицензионной деятельности всех вузов, авторы доклада приводят сведения из отчета Генеральной счетной службы (General accounting office) за
1992 г. о 35 основных ведущих исследовательских университетах. За 1989/90 фин. г. эти 35 университетов выдали 197 эксклюзивных и 339 неэксклюзивных лицензий, получив соответственно доход
в 29,3 млн. долл. и 52,7 млн. долл. Типичными являются лицензии, предоставляющие эксклюзивные права малым предприятиям США на коммерциализацию результатов исследований, осуществляемых на ассигнования из федеральных источников. Наибольшее количество эксклюзивных лицензий были предоставлены фармацевтическим, биотехнологическим или другим медицинским компаниям.
Большинство исследовательских университетов значительно расширили свои программы трансфера технологии в бизнес в течение 80-х годов. Двенадцать университетов учредили офисы для лицензирования технологий, а многие другие расширили и реорганизовали свою деятельность в области лицензирования технологии. Например, Гарвардский университет, выдавший первую лицензию в декабре 1980 г., в 1989-1990 гг. предоставил уже 39 лицензий (с. 153).
Л. Г. Можаева
95.04.023. ЮН. Т. И. К., ГЭМСОН .3. Ф. РЫНОК ТРУДА ДЛЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕДИНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ США YOUN Т. I. К., GAMSON Z. F. Organizational responses to the labor market: a study of faculty searches in comprehensive colleges and universities // Higher education.— Dordrecht itc., 1994 .— Vol. 28, № 2
P. 189-205.
Изменения на рынке труда сопровождаются определенной реакцией со стороны различных официальных органов. В реферируемой работе профессоров Т. И. К. Юна (Бостонский колледж) и 3. Ф. Гэмсон (Массачусетский университет, Бостон) рассматриваются изменения стратегии вузовской администрации по вопросу найма на работу профессорского состава на примере объединенных колледжей и университетов, занимающих особое место в вузовской иерархии США. Исследование быяо проведено в течение 1989-1992 гг. на 20 отделениях четырех учебных заведений, как частных, так и государственных.
В настоящее время в США насчитывается около 600 колледжей и университетов, определяемых как объединенные. Эти учебные заведения предоставляют значительное количество программ как профессиональных, так и академических, однако присваивают степени не выше, чем магистр. Исторически эти учебные заведения выросли из обычных школ, педагогических, технических и муниципальных, а также из менее привилегированных колледжей свободных искусств, которые предоставляли более профессионально-ориентированные программы.
Сам термин “объединенный” (comprehensive) предполагает расширенную сеть программ, по которым осуществляется подготовка в этих учебных заведениях. Однако он указывает также и на трудность 13*