Научная статья на тему '95. 03. 101. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Цейко-вич К. Н. , Тарасюк Л. Н. , Давыдов Н. И. И др. ; под ред. Татура Ю. Г. ; Исслед. Центр пробл. Качества подгот. Специалистов. - М. , 1994. - 118 с. - (сер. : Высш. Шк. : сравнит. Исслед. , зарубеж. Опыт. ; вып. 1)'

95. 03. 101. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Цейко-вич К. Н. , Тарасюк Л. Н. , Давыдов Н. И. И др. ; под ред. Татура Ю. Г. ; Исслед. Центр пробл. Качества подгот. Специалистов. - М. , 1994. - 118 с. - (сер. : Высш. Шк. : сравнит. Исслед. , зарубеж. Опыт. ; вып. 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 101. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Цейко-вич К. Н. , Тарасюк Л. Н. , Давыдов Н. И. И др. ; под ред. Татура Ю. Г. ; Исслед. Центр пробл. Качества подгот. Специалистов. - М. , 1994. - 118 с. - (сер. : Высш. Шк. : сравнит. Исслед. , зарубеж. Опыт. ; вып. 1)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102

МОСКВА 1995

дели. Отмечается, что в Западной Европе практически каждая страна имеет свои отличные от других систем ВО, стремясь приспособить свои национальные традиции к новым условиям существования.

В седьмом разделе, посвященном вопросу об эквивалентности и признании документов об образовании, ученых степеней и званий, рассматриваются профессиональные и академические аспекты проблемы, участие в ее разрешении международных организаций. Высказываются сомнения относительно отказа от принципа эквивалентности. Достижение согласия по этим вопросам особенно актуально для России в настоящее время, поскольку интеграция в мировое образовательное и экономическое сообщество требует признания российских документов, а процессы суверенизации бывших республик СССР остро ставят вопрос о правомочности полученных ранее аттестатов, дипломов, ученых степеней и званий.

В восьмом разделе исследуются проблемы аккредитации. Последняя, будучи чисто американским феноменом, получила в последнее время широкое распространение в мировой практике. Наряду с добровольной аккредитацией университетов и колледжей, проводимой независимыми аккредитационными органами США, существует практика государственного характера (Франция). Основная цель аккредитации — поддержание на достаточно высоком академическом и профессиональном уровне качества подготовки специалистов.

На примере стран Тихоокеанского региона в девятом разделе оцениваются практические шаги в направлении интернационализации ВО, укрепления связей между странами региона.

В десятом разделе на примере Японии показана прямая зависимость экономического развития от системы образования.

Одиннадцатый раздел посвящен проблеме права на образование. На примере России показана трансформация подходов к праву на образование за годы существования советской власти. Подчеркивается, что в условиях демократизации общества в трактовке права на образование следует отказаться прежде всего от патернализма и признать личность как самостоятельный субъект деятельности, который автономно и ответственно строит свое образовательное поведение в зависимости от сцоих возможностей и потребностей.

М. А. Павлова

95^.03.101. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА / Цейко-вич К. Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И. и др.; Под ред. Татура Ю. Г.; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов .— М., 1994 .— 118 с.— (Сер.: Высш. шк.: сравнит, исслед., зарубеж. опыт.; Вып. 1).

27 Г

В книге представлены материалы, характеризующие развитие высшего образования в ведущих странах Запада.

Вступление США в полосу активных преобразований в сфере образования началось с 1983 г., когда политики отметили потерю лидерства и опасное отставание американского образования.

Основной целью проходящей ныне реформы ВО являются: совершенствование качества подготовки специалистов, что достигается путем корректировки учебных программ с целью адаптации их к постоянно меняющемуся обществу, реализация принципа индивидуального подхода в учебном процессе аттестации и аккредитации вузов, внедрение инновационных моделей, новых форм и методов обучения. Выбор цели предопределил следующие ориентиры и направления работы: обеспечение тесной преемственности между средней и высшей школой для повышения уровня образования абитуриентов; организация работы в вузах и создание программ, отвечающих девизу "деятельность для процветания общества"; упорядочение взаимоотношений между студентами различных национальных и расовых групп; обновление преподавательских кадров и увеличение численности лиц, имеющих научные степени по инженерно-техническим и естественно-научным дисциплинам. Прогнозируемая учеными нехватка инженерных кадров стимулирует поиск перспективных и талантливых абитуриентов еще в ходе их обучения в школе.

ВО США характеризуется значительной диверсификацией структуры. Вузы делятся на две группы: двухгодичные (младшие колледжи) и четырехгодичные колледжи и университеты. Последние подразделяются на а) университеты, состоящие из нескольких школ, колледжей, обеспечивающих общенаучную и специальную подготовку; б) колледжи свободных искусств с теми же функциями, но в области гуманитарных и естественно-математических наук; в) профессиональные школы, готовящие специалистов в области техники, бизнеса, педагогики, медицины и т. д. Особую группу составляют нетрадиционные учебные заведения (телеколледжи, открытые университеты). В 1987 г. вообще число вузов в системе ВО составило 3578, а обучающихся в них студентов — 12 768 тыс. человек, из которых 7922 тыс. — студенты четырехгодичных колледжей и университетов (с. 8). Доля частных вузов в этот же период достигала 55%, в которых обучалось всего 22% студентов (с. 9). Основным источником финансирования ВО является государство, доля федеральных расходов заметно снижается. С 1980 по 1988 г. она сократилась с 18,8 до 11,9%, при возрастании доли бюджетов штатов соответственно с 26,5 до 27,5%. Другим крупным источником финансирования является плата за обучение: соответственно 21,7 и 19,8% (с. 12). В 1990/91 г. плата за обучение в государственных колледжах повысилась на 5% по отношению к уровню 1989/90 г., а

в частных — на 8% (с. 11). Авторы рассматривают демографические характеристики студенческого контингента, систему отбора и приема в вузы, расходы на обучение, процесс реформирования учебных программ и другие вопросы.

Для Японии наиболее актуальным является совершенствование последипломного образования, построение системы непрерывного образования, где центральным звеном должна стать ВШ. Ориентированная на перенимание и совершенствование моделей развития западных стран и не создавшая собственной модели развития ВО, ВШ сегодня остро нуждается в разработке собственного курса на базе своих наработанных идей и опыта. В условиях интернационализации экономики и общественной жизни, при высоких темпах распространения новых информационных технологий и диверсификаций стилей жизни, наряду со старением населения, японское общество отдает себе отчет в том, что роль ВО в развитии науки и подготовке высококвалифицированных кадров будет неуклонно возрастать.

В связи с этим ВО Японии стоит перед решением ряда важных проблем: качественное улучшение образовательной и исследовательской деятельности; развитие каждым университетом уникальных программ; диверсификация структур и учебных планов отдельных учебных заведений; расширение функций вузов как базы непрерывного образования. Национальным советом образовательных реформ при премьер-министре на основании изучения положения в 1984-1987 гг. определены три основных принципа образовательной реформы: индивидуализация образования, развитие системы непрерывного образования, соответствие образования изменениям в обществе.

Стремление Японии и в будущем продолжать развиваться вместе с другими ведущими странами вынуждает ее к интернационализации ВО и поддержанию высоких стандартов в научных исследованиях. Решение проблемы ВО в первую очередь связывается с развитием школ последипломного образования с целью повышения квалификации специалистов и переподготовки взрослого населения. В рамках последипломного образования предусматривается создание на базе некоторых школ "центров превосходства" международного уровня по различным академическим направлениям.

В последние годы система образования Японии озабочена проблемами преемственности средней и высшей школы, а также необходимостью адаптации к потребностям непрерывного образования. В первом случае речь идет об упрощении регламентации вступительных экзаменов и использовании раздельной системы, облегчающей абитуриентам выбор учебного заведения, во втором — о необходимости раскрытия дверей вузов для взрослого населения и предоставлении в его распоряжение разнообразных форм и методов обучения, дифференцированных

27-2-1507

учебных программ В этих целях рекомендуется создавать специальные центры при университетах, младших колледжах и других вузах Уже сегодня ведущую роль в непрерывном образовании играют университеты, предоставляя для обучения взрослых университетские библиотеки, компьютерные центры, общественные факультеты

В Японии число частных высших учебных заведений составляет 70% от общего числа вузов, в них обучаются более 70% студентов Частный сектор представляет значительное разнообразие образовательных услуг Финансовое положение частных вузов устойчивое и, в основном, независимое, хотя в ряде случаев они могут получать финансовую помощь государства В программах помощи японским студентам важную роль играют стипендии и займы, полное или частичное освобождение от платы за обучение Японское правительство понимает, что от состояния образования зависит перспектива развития страны, а потому, принимая в расчет строгие финансовые ограничения, по мере возможности оно старается оплачивать возрастающие расходы на ВО

Развитие ВО в ФРГ в 80-е годы характеризовалось завершением структурной перестройки, усилением контроля за деятельность вузов (о стороны государственных органов управления, правовым оформлением процесса принятия решений В 90-е годы в центре внимания оказались проблемы повышения качества подготовки специалистов и сокращения сроков обучения, а также интеграции ВШ восточных и западных земель

Сложившаяся в начале 80-х годов дифференцированная по уровням подготовки и целям система ВО включила наравне с университетами и специализированными академическими вузами высшие профессиональные и объединенные высшие школы По замыслу организаторов реформы, создание дифференцированной системы ВО позволяет, с одной сгороньг, удовлетворить разностор жние интересы студентов, повысить шансы выходцев из неимущих слоев общества на получение ВО, с другой - в большей степени соответствует потребностям экономики в специалистах разного профиля и уровня подготовки Высшие профессиональные школы, созданные в 70 е годы, были нацелены на подготовку технического персонала среднего звена В них обучалось 23% от общего числа студентов, а выпуск составлял 59% всех специалистов, причем технического профиля в 2,5 раза, а социально-экономического в 1,5 раза больше, чем из академических вузов (с 48)

Объединенные высшие школы — эго новый тип вузов, ведущих подютовку специалистов различною уровня и профилей По мнению специалистов, они имеют более демократичную организацию обучения, обеспечивающую возможность переходить с одного потока на другой Ото г тип получил меньшее развитие в Германии, и сегодня в школах

данного типа обучается лишь около 7% общего числа студентов, причем большая их часть посещает не интегрированные, а традиционные курсы обучения (с. 47).

Быстрые темпы развития ВО привели к негативным последствиям: резко возросла безработица выпускников академических вузов, особенно гуманитарных. Правительство было вынуждено принимать меры по стимулированию профориентации, расширению региональной сети профориентационных центров. Уже в начале 80-х годов с появлением этих негативных явлений коренным образом меняется ориентация политики ВО: отход от социального реформизма в сторону государственно-монополистического регулирования системы ВО, развитие конкуренции в сфере подготовки кадров, стимулирование создания частных вузов. Под вопросом оказалось бесплатное высшее образование. Низкая эффективность указанных мер потребовала дальнейшей адаптации политики ВО к меняющимся условиям.

В последние годы центр тяжести переместился с частных элитарных учебных заведений, которым предназначалась роль центров формирования научной элиты, на традиционные вузы, в которых широко используются более совершенные методы отбора, создание оптимальных условий для обучения, материальное стимулирование наиболее талантливых студентов; не снимается и задача поиска рациональных путей подготовки широких слоев молодежи. Так, в стране создана служба по выявлению и развитию способностей одаренных студентов и действуют восемь центров по оказанию содействия этим студентам. В последние годы под нажимом предпринимательских кругов все острее ставится вопрос рентабельности ВО, использования принципов частного предпринимательства и конкурентной борьбы в системе ВО. Рассматривается специфика реформирования ВО в отдельных землях.

На современном этапе развития Великобритании все большее значение приобретают методы экономического и социального регулирования общественных отношений, причем ведущая роль в этом процессе стала принадлежать правительству и министерствам. Важным рычагом воздействия стало финансовое программирование, в основу которого заложены два основных принципа: использование количественных методов оценки и обеспечение эффективного распределения ресурсов в соответствии с экономическими целями и задачами. В целом перечисленные принципы остаются основополагающими при разработке политической стратегии ВО как консерваторов, так и лейбористов. По существу целевое финансовое программирование стало неотъемлемым элементом механизма управления образованием в целом и его отдельных уровней.

Министерство образования и науки в 1980 г. определило перепек тивы развития ВО следующим образом: повышение эффективности г

точки зрения удовлетворения потребностей экономики; развитие фундаментальных исследований, установление более тесных контактов с промышленностью и торговлей, расширение предпринимательской деятельности вузов. Для удовлетворения потребностей страны в кадрах высшей квалификации правительство взяло на себя разработку планов увеличения численности студентов и изучения потребностей экономики для сбалансирования выпуска специалистов в 90-е годы. Планируется увеличение доли молодежи в студенческом контингенте, привлечение в вузы взрослого населения, стимулирование непрерывного образования, особенно с целью обновления профессиональных знаний. Образование становится одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики, вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективы развития отрасли, осуществляется на самом высшем иерархическом уровне структуры управления — правительством и парламентом.

Высшая школа Франции характеризуется преобладанием государственного сектора, бинарностью структуры ВО (университеты и большие школы), бесплатностью образования в большинстве государственных вузов, государственной монополией на выдачу национальных дипломов о ВО и присвоении квалификаций. Резкое расширение спроса на ВО, волна студенческих волнений, прокатившаяся по стране в 60-е годы, поставила вопрос о кардинальных изменениях в ВО. Появление в 1986 г. закона об ориентации ВО санкционировало проведение полной реструктуризации университетов: вместо факультетов и кафедр были введены новые учебно-производственные подразделения, объединившие процесс обучения и научные исследования; университеты были разукрупнены с целью большей управляемости. Число отнесенных к группе "государственных учреждений научного и культурного назначения" возросло с 1966 по 1976 г. в 3 раза, с 23 до 74 (2, с. 82).

Усиление автономии стало важнейшим аспектом реформы. Была санкционирована выборность президента университетским советом и педагогическая автономия, распространявшаяся на все области обучения и исследовательских работ: установлена система контроля и определения уровня знаний и способностей; установлены рамки административной автономии. В 1984 г. утвержденный парламентом закон о реформе ВО продолжил структурную и административную организацию ВШ, с упором на дальнейшую децентрализацию управления, рост автономии вузов и их подразделений. Важный аспект реформы — преобразование первых университетских циклов с целью ускорения профессионального выбора и личностной ориентации студентов, а также изменения в подготовке на получение второго университетского цикла (лиценциат и метриз) и реорганизацию докторантуры.

Закон 1984 г. закрепил право на подписание многолетних контрактов между государством и университетами, фиксирующих определенные обязательства вузов по развитию образовательных и исследовательских структур, интересующих государство, в обмен на которые им предоставляются дополнительные финансовые средства и преподавательские ставки. Расширение практики договорных отношений между вузами и государством или другими партнерами рассматривается как оптимальный путь развития реальной университетской автономии при сохранении влияния общества на сферу ВО. При договорной процедуре государство вмешивается в распределение части полученных средств, одобряя или отвергая конкретное финансирование той или иной программы или ее части. Госфонды отпускаются вузам пропорционально их развитию и способности к инновациям. Поощряется поиск возможностей самофинансирования, в частности, в виде контрактов с фирмами по научным исследованиям и организации стажировок для повышения квалификации по заявкам фирм. В последние годы местные власти стали увеличивать свое финансовое участие в финансировании университетов. Доля их средств в бюджете вузов возросла до 1/6. Одновременно они стремятся влиять на формирование учебных программ и содержание обучения.

Основная масса актуальных проблем, стоящих перед ВО Франции, связана с переходом страны в фазу массового послесреднего образования и вытекающим отсюда ростом финансового бремени для госбюджета; ухудшением материально-технического и преподавательского обеспечения вузовского образования и науки, снижением качества предоставляемого обучения. Обеспечение реального права молодежи на высшее образование как важнейшая задача современного общества требует сочетания лучшей профессиональной и личностной ориентации с возможностями их применения в отраслях экономики. Отсюда — растушая роль профориентации на протяжении всего времени обучения, диверсификация и введение принципиально новых дипломов, в зависимости от уровня профподготовки и степени специализации.

Политика ВО формулируется в виде заявленных приоритетов министерства национального образования, в то время как особенностью процесса выработки последних становится все большая его открытость для всех сторон — от студенчества и их семей до признанных авторитетов в области науки и образования, а также лидеров экономики и бизнеса.

Вопросы образования в Канаде являются прерогативой правительств провинций, в каждой из которых функционирует министерство образования во главе с министром. В стране существует 12 систем образования по числу провинций и территорий, на сближении

которых сказался фактор взаимовлияния. Так, франкоговорящая провинция Квебек следует французским традициям в образовании.

В конце 60-х годов вузы Канады заняли довольно стабильное положение благодаря активному финансированию ВШ со стороны федерального правительства. Последовавший за десятилетием подъема экономический спад привел к ужесточению федеральной и провинциальной политики финансирования ВО, вмешательству в управление вузами, мелкой опеке и финансовому давлению. Созданный для выхода из кризисной ситуации специальный орган — Совещание министров образования Канады — осуществляет сотрудничество между провинциями по широкому кругу вопросов начального, среднего и по~ слесреднего образования страны. Стремление учесть все точки зрения, в частности в решении вопроса о роли и месте вузов в развитии страны, помогает отказаться от сложившихся стереотипов и способствовать внедрению более гибких образовательных структур, расширению процессов диверсификации.

В систему ВО входят университеты, колледжи, институты, теологические академии, семинарии, формирующие ее университетский и неуниверситетский сектора. Молодая система ВО Канады насчитывает 56 университетов и 200 колледжей, среди которых выделяются так называемые гигантские "мультиверситеты" Торонто (более 32 тыс. студентов), Ватерлоо (24 тыс.) и Мак-Гилл (более 30 тыс.) (с. 104). В целом в Канаде создана стабильная сеть университетов, предоставляющая доступ к образованию всем желающим, отвечающим вступительным требованиям.

Для системы ВО Канады характерны три основные особенности: отсутствие стандартизации и нормативности во всех аспектах ВШ; неразвитость частного вузовского сектора; возможность после выдачи диплома в йузе получить последипломную подготовку.

Руководство сферы образования, оперативно реагируя на кризисные ситуации, разрабатывает превентивные меры против их дальнейшего углубления, принимает и успешно выполняет антикризисные программы благодаря совместным усилиям федеральных, провинциальных властей, вузов, промышленных компаний, частных лиц и профсоюзов.

Общие выводы по развитию ВШ в ведущих странах мира на современном этапе следующие:

1. Высшая школа стала наиболее динамичным социальным институтом государства, находящимся в постоянном поиске и реализации новых идей и концепций.

2. ВО прочно занимает приоритетные позиции в государственной политике.

3. Разработка политики в области ВО и программ его развития

строится с учетом региональных интересов отдельных территорий, административных или академических единиц.

4. Основная наиболее актуальная проблема— повышение качества ВО.

5. Финансирование ВО осуществляется в основном из государственных источников, а экономические рычаги являются основным инструментом госрегулирования.

6. Ведется постоянный поиск оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении ВО.

7. Повсеместно пересматриваются концепции университетской автономии.

8. Создаются и совершенствуются системы поиска талантов и образовательной ориентации ВО; разрабатываются специфические методы обучения одаренной молодежи.

9. Все больше внимания уделяется профессиональной компетенции профессорско-преподавательского и административного состава.

10. Происходит развитие системы непрерывного образования, ядром которого становятся университеты. Вузы активно включаются в решение региональных проблем политического, экономического и социального характера.

М. А. Павлова

96.03.102. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ. // Леонен-ко Н. И. Правовое обеспечение современного образования за рубежом: Метод, пособие / Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. Учеб. центр повышения квалификации .— М., 1994 .— С. 32-41.

На рубеже веков во всем мире возрастает интерес к философии образования, рассматривающей наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время вечной сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов, необходимых для социально-экономического прогресса.

Философия образования не сводится к методам педагогики, она дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Ее взаимоотношения с педагогикой в общем виде могут быть охарактеризованы как взаимодействие с более общей областью научного знания, дающей принципиально видение путей развития системы образования в целом.

В сферу собственно философского осмысления попадают следующие основные объекты:

— человек и его сущностные характеристики с точки зрения воспи-тательно-образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом личностных потребностей человека на разных этапах его жизненного пути;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.