РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
му виду, так и к профессионализму. Возможности женщин в бизнесе велики, перспективы многообещающи; условиями успеха становятся развитие профессионализма и уверенности в себе. Профессионализм, по мнению автора, — это умение мобилизовать свои возможности и навыки для эффективной работы на своем месте, максимально используя их в выбранной карьере. Это означает на практике: приходить всегда вовремя, имея все необходимое для данной работы; смело принимать решения и следить за их последствиями; чувствовать ответственность за интересы фирмы; быть готовым действовать и находиться там, где это необходимо; во время закончить начатое дело; принимать ответственность за ошибки; быть решительным и не бояться трудностей, вырабатывать уверенность в себе и своей фирме. Профессионализм зависит также от умения “подать себя”. “Собранный” вид важен для карьеры, а на собеседовании он играет решающую роль. Собранность, чувство УвС и спокойная манера поведения — залог успеха при беседе с нанимателем. Специальное внимание уделено женскому и мужскому гардеробу, его составу по количеству, качеству, уровню цен и выбору фирм. Знание этих деталей, по мнению автора, помогает созданию имиджа, путем правильного выбора стиля одежды, и, следовательно, является важным компонентом повышения уровня УвС. Правильно подобранный гардероб, дополненный элементами, соответствующими особенностям характера и образа жизни, даст возможность выразить свою индивидуальность.
Заключительная глава посвящена необходимости постоянно расширять свой кругозор, развивать в себе чувство причастности к миру, открывая его разнообразие, новые горизонты, расширяя свое видение мира. Автор предлагает некоторые методики развития памяти. Обращается внимание на необходимость правильного подхода к деловому успеху, разумному сочетанию оценки собственных возможностей и ожиданий опасности завышенных ожиданий. Рассматриваются правила отношений с подчиненными, помогающие избегать конфликтных ситуаций на работе.
М. А. Павлова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
95.03.100. ВЫСШАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ / Цейкович К Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И. и др.; Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов.— М., 1994
189 с.
В монографии рассматриваются наиболее важные вопросы развития высшего образования (ВО) за рубежом.
Первый раздел посвящен анализу кризиса ВО, охватившего все развитые страны мира. Опыт решения кризисных ситуаций указал на необходимость полного переосмысления сложившихся представлений о целях и задачах ВО, отказа от “незыблемых” традиций для преодоления разрыва, возникшего между ее возможностями и устоями, с одной стороны, и потребностями общества — с другой. Основные черты кризиса образования 60-70-х годов включали несоответствие содержания образования современному уровню развития знаний;
— разрыв между его содержанием, реальными образовательными запросами учащихся и развивающимися потребностями общества;
— все углубляющееся социальное неравенство *в области образования;
— возрастающий дисбаланс между сферой образования и рынком труда; неспособность адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности;
— увеличивающийся разрыв между ростом цен на образование и средствами, инвестируемыми в него.
Проведенные в 60- 70-х годах реформы ВО были нацелены на создание систем ВО, соответствующих требованиям современного общества, обеспечивающих перспективу его развития и, одновременно, удовлетворяющих потребности индивидуума в'ВО, соответствующем его желаниям, интересам и возможностям.
Структурные изменения в ВО связаны появлением и развитием трех новых типов учебных заведений: 1) технических и научно-;гехнических университетов для интеграции с гуманитарным и естественно-научным образованием и профессионализации; 2) политехнических колледжей — основы профессионально-ориентированного сектора ВО; 3) учебных заведений краткого цикла высшего образования для подготовки специалистов среднего звена.
Экономический спад 70-х годов и сокращение государственного финансирования ВО стимулировали новую профессионализацию ВО. Наибольшим спросом стали пользоваться направления с хорошими перспективами трудоустройства и долговременного профессионального роста (информатика, биотехнологии, робототехника, управление и экономика). Остро стал вопрос о “коммерциализации” ВО, органически подпитывающейся процессом новой профессионализации. Однако опыт свидетельствует, что уровень доходов от коммерческой деятельности не должен превышать 10-15% во избежание превращения учреждений ВО в обычные коммерческие предприятия, ориентированные на получение максимальной прибыли. В области финансирования реформы подтвердили приоритет бюджетных источников, особенно в Западной Европе, где на долю частных фондов приходится не более 10%
(с. 13). Финансирование осуществляется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном.
Образование занимает приоритетные позиции в бюджетной политике ведущих стран. В США в 1988 г. на цели образования было израсходовано 308,8 млрд. долл., в том числе 124 млрд. на ВО, что превысило соответствующие показатели 1970 г. в 4 и 4,4 раза. Впервые за всю историю страны расходы по этой статье превысили бюджет министерства обороны и достигли в конце 80-х годов 353 млрд. долл., в том числе 142 млрд. на ВО (с. 14).
В области управления реформа поставила в центр внимания поиск оптимального сочетания централизации и децентрализации. В странах с децентрализованной системой управления ВО (США, ФРГ, Великобритания) усилилась роль центральных органов за счет передачи им вопросов финансирования, регулирования численности студентов и определения приоритетных направлений подготовки и исследования в ВШ. В странах с централизованным управлением (Франция и Япония) часть полномочий была передана региональным органам и высшим учебным заведениям. На среднем и нижнем уровне иерархии управленческой структуры (учебное заведение и его подразделения) во всех странах были проведены реорганизации по децентрализации и демократизации управления. Общим для всех стали формализация принципов выборности и приоритетного участия в управлении академической, студенческой и вневузовской общественности, рост самостоятельности низовых подразделений вузов.
Реформы за рубежом затронули содержание образования, в том числе разработку учебных программ, обеспечивающих уровень подготовки, соответствующий современным и перспективным требованиям; оптимизацию распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой с акцентом на последнюю; индивидуализацию обучения. Вошло в практику деление учебных дисциплин на обязательные и по выбору. Большое развитие получили нетрадиционные формы обучения, открывшие доступ к ВО взрослым, домохозяйкам, нацменьшинствам и другим категориям населения через посредство так называемых открытых университетов, широкое использование радио и телевидения в сочетании с краткосрочной формой очного обучения. Усилилось внимание к непрерывному образованию со стороны госструктур и частного сектора. Общим для различных концептуальных подходов в этой области явилось желание объединить в единую образовательную систему все уровни формального образования, его нетрадиционные формы и виды, образование взрослых, повышение квалификации и переквалификацию специалистов, а также всевозможные формы культурного развития.
Разрешение кризиса ВО Запада привело к значительным каче-
27-1-1507
ственным и количественным изменениям: пересмотру концепций ВО и его ценностей. Впервые ВО начинает рассматриваться как приоритетный социальный институт, а государство участвует в его реформировании, инициируя и поощряя нововведения. Эти обнадеживающие результаты связаны с периодом экономического подъема и стабильности. Последующий спад замедлил реорганизацию ВО и сосредоточил внимание на решении внутренних проблем высшей школы.
Во втором и третьем разделах рассматриваются вопросы управления и самоуправления. Здесь подчеркивается усиление роли государства в управлении ВО, 'основным рычагом воздействия которого является финансирование. Государство разрабатывает общую стратегию и политику в области ВО. Сфера управления ВО расширяется за счет преимущественного роста в ней госсектор. Оказывают влияние в этом направлении и другие факторы: усиление централизации финансирования ВО; увеличение прямого и косвенного финансирования из гос источников; участие государства в процессе прогнозирования развития ВО; укрепление механизма административного управления; создание государственных координационных органов, ответственных за развитие ВО.
Однако наблюдается тенденция отхода от жесткой централизации и поиск оптимальной децентрализации в управлении. На нижнем уровне, в вузах усиливаются процессы демократизации: выборность руководящего состава, привлечение к управлению всех категорий преподавателей, административного и обслуживающего персонала, студентов, представителей внешних организаций. В тесной связи с управлением находятся проблемы самоуправления, которые рассматриваются с позиций институционной автономии и академической свободы. Рост ответственности ВШ перед обществом вынуждает ее отказаться от многих традиционных представлений о самоуправлении и искать компромиссы с государственной властью, что сужает рамки внутренней автономии и академических свобод.
В четвертом разделе на примере Германии описывается решение проблем университетской автономии в условиях государственного регулирования подготовки специалистов.
Профессионализация и коммерциализация ВО в условиях нестабильности на рынке квалифицированной рабочей силы заставляют вузы искать новые формы сотрудничества с наукой и производством. Высшей формой его проявления становятся технополисы и научные парки. Их создание облегчает решение проблем профессионализации ВО и интенсифицирует внедрение в производство научных открытий.
Шестой раздел посвящен многоуровневости систем ВО за рубежом. Наряду с наиболее распространенной и эффективной англо-американской моделью, рассматриваются французская и испанская мо-
дели. Отмечается, что в Западной Европе практически каждая страна имеет свои отличные от других систем ВО, стремясь приспособить свои национальные традиции к новым условиям существования.
В седьмом разделе, посвященном вопросу об эквивалентности и признании документов об образовании, ученых степеней и званий, рассматриваются профессиональные и академические аспекты проблемы, участие в ее разрешении международных организаций. Высказываются сомнения относительно отказа от принципа эквивалентности. Достижение согласия по этим вопросам особенно актуально для России в настоящее время, поскольку интеграция в мировое образовательное и экономическое сообщество требует признания российских документов, а процессы суверенизации бывших республик СССР остро ставят вопрос о правомочности полученных ранее аттестатов, дипломов, ученых степеней и званий.
В восьмом разделе исследуются проблемы аккредитации. Последняя, будучи чисто американским феноменом, получила в последнее время широкое распространение в мировой практике. Наряду с добровольной аккредитацией университетов и колледжей, проводимой независимыми аккредитационными органами США, существует практика государственного характера (Франция). Основная цель аккредитации — поддержание на достаточно высоком академическом и профессиональном уровне качества подготовки специалистов.
На примере стран Тихоокеанского региона в девятом разделе оцениваются практические шаги в направлении интернационализации ВО, укрепления связей между странами региона.
В десятом разделе на примере Японии показана прямая зависимость экономического развития от системы образования.
Одиннадцатый раздел посвящен проблеме права на образование. На примере России показана трансформация подходов к праву на образование за годы существования советской власти. Подчеркивается, что в условиях демократизации общества в трактовке права на образование следует отказаться прежде всего от патернализма и признать личность как самостоятельный субъект деятельности, который автономно и ответственно строит свое образовательное поведение в зависимости от сцоих возможностей и потребностей.
М. А. Павлова
95^.03.101. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА / Цейко-вич К. Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И. и др.; Под ред. Татура Ю. Г.; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов .— М., 1994 .— 118 с.— (Сер.: Высш. шк.: сравнит, исслед., зарубеж. опыт.; Вып. 1).
27 Г