РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
ничивается десятью годами, кроме того, ни один сектор экономики не может быть исключен из процесса региональной либерализации. Разработана также специальная процедура определения максимального уровня общего тарифа для таможенного союза. Тем не менее новые правила не являются достаточной защитой торговых интересов третьих стран, которые могут быть ущемлены в результате региональной интеграции. Авторы считают, что страны — участницы интеграционного блока параллельно с устранением взаимных препятствий для развития внутрирегиональной торговли должны снижать уровень внешней защиты, а также предоставлять всем странам, желающим участвовать в интеграционной группировке, возможность вступить в нее (2).
В заключение авторы отмечают, что современную политику создания региональных группировок нельзя противопоставлять развитию торговли на многосторонней основе. Создание зон свободной торговли в рамках АСЕАН сопровождается снижением барьеров в торговле с третьими странами. В Европе и Северной Америке интеграционные процессы также не вызывают значительного повышения барьеров для торговли и инвестиций третьих стран. Напротив, региональная интеграция может способствовать дальнейшему развитию мировой торговли и процессу либерализации на многосторонней основе.
H. Н. Иванова
&5.03.082. РАСШИРЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН.
Report of ad hoc working group on expansion of trading opportunities for developing countries on its 3rd session from 28 Febr. to 4 Mar. 1994 .— N. Y.; Geneva : UN, 1994 .— 19 p.
В работе представлены материалы третьей сессии Специальной рабочей группы ЮНКТАД по расширению экспортных возможностей развивающихся стран (PC), состоявшейся в Женеве 28 февраля — 4 марта 1994 г. На сессии рассматривался широкий круг вопросов, касавшихся развития экспортного потенциала PC: опыт отдельных стран, меры содействия экспорту, действие механизмов региональной экономической интеграции, международное техническое сотрудничество.
Несмотря на замедление в последние годы темпов роста мирового производства и обмена, связанное в первую очередь с обострением экономических трудностей в промышленно развитых странах (ПРС) и проведением радикальных экономических реформ в странах Восточной Европы, общие перспективы развития внешней торговли PC в 90-х годах оцениваются участниками сессии как благоприятные. Вме-
сте с тем положение отдельных РС остается весьма серьезным, причем без рсобых надежд на улучшение, что связано с действием следующих факторов: 1) сохраняется возможность значительных колебаний в темпах экономического роста отдельных РС и их групп, что приводит к увеличению разрыва в уровне развития между ними; 2) возможно ухудшение международного экономического климата; 3) структурные изменения, происходящие в мировой экономике, приводят к обострению международной конкуренции; 4) несмотря на успешное завершение “уругвайского раунда” международных торговых переговоров в рамках ГАТТ, обострение экономических трудностей в ПРС может вызвать усиление протекционистских тенденций в мировой торговле, что пагубно скажется на положении РС. Особенно уязвимым является положение стран — экспортеров сырья и наименее развитых РС, большая часть которых расположена в Африке.
Значительное влияние на торговые возможности РС оказывают процессы глобализации экономики и усиление международных потоков прямых инвестиций. Отмечается, что за последние годы в характере прямых зарубежных инвестиций произошли глубокие качественные изменения, проявляющиеся прежде всего в том, что ТНК стали создавать комплексные международные системы производства и маркетинга, которые управляются глобальными системами управления, опирающимися на новейшие информационные технологии (с. 12). Одним из важнейших последствий подобной стратегии является то, что отныне любая стадия процесса создания добавленной стоимости может быть перенесена в рамках компании в любую точку мира. В этих условиях страны, заинтересованные в привлечении иностранных прямых инвестиций, должны обеспечить создание открытой, стабильной и предсказуемой экономической среды, а также необходимой инфраструктуры для развития национального производства.
Представленные участникам сессии материалы позволили им сделать вывод о ведущей роли правительств РС в становлении и наращивании экспортного потенциала. Эта роль проявляется в создании благоприятных условий для частного сектора, в предоставлении базовых коммунальных, социальных и экономических услуг, в устранении административных и правовых ограничений деятельности предприятий. Правительства призваны проводить политику развития человеческих ресурсов, поощрения инвестиций, содействия межфирменному сотрудничеству.
Устойчивому развитию внешней торговли РС способствует также рациональная система валютного регулирования, основанная на проведении продуманной макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики. Подобная система валютного регулирования устра-
няет необходимость использования сложных механизмов валютного и импортного контроля.
Особое внимание на сессии уделялось анализу проблем согласования торговой и экологической политики. Указывалось на необходимость введения в РС экологических норм и стандартов, призванных преградить дорогу импорту экологически недоброкачественных товаров и не допустить превращения РС в свалку товаров, реализация которых запрещена в ПРС. Следует также ускорить процесс передачи в РС технологии производства экологически чистой продукции. Частный сектор РС нуждается в своевременной и полной информации о новых мерах в области экологической и торговой политики, чтобы обеспечить соблюдение ими новых требований. При этом важно следить за тем, чтобы новые требования к упаковке и экомаркировке товаров не превратились в новый барьер для торговли РС.
В настоящее время во многих регионах быстро развиваются интеграционные процессы и механизмы, объединяющие торгующие между собой страны, в том числе и РС. Эти процессы оказывают значительное воздействие на торговлю как участвующих, так и третьих стран, поскольку экспортные возможности РС во многом зависят от степени открытости интеграционных группировок. Именно поэтому, как полагают участники сессии, ликвидация внутрирегиональных торговых барьеров должна сопровождаться снижением или устранением барьеров в торговле с третьими странами. Иными словами, региональный и многосторонний подходы к развитию торговли должны дополнять друг друга (с. 14). В этом отношении полное проведение в жизнь результатов “уругвайского раунда” переговоров в рамках ГАТТ могло бы в значительной мере способствовать усилению внешней ориентации региональных интеграционных группировок.
Особое внимание правительства РС должны уделять подготовке кадров в области управления экспортной деятельностью и маркетинга, информированию фирм-экспортеров о положении на внешних рынках, налаживанию контроля качества как инструмента содействия экспорту. Во всех этих областях правительства нуждаются в содействии, консультациях и помощи со стороны правительств ПРС и международных организаций. Одним из средств расширения экспорта РС является включение их предприятий в международные распределительные сети иностранных фирм, осуществляющих инвестиции в РС.
Техническое сотрудничество — региональное, двустороннее и многостороннее — призвано играть важную роль в развитии экспортного потенциала РС, особенно наименее развитых. На сессии было высказано мнение о необходимости изучения потребностей РС в техническом сотрудничестве, а также обзора действующих программ технической помощи на предмет выявления имеющихся в этой области пробелов.
22-1507
Среди важнейших направлений технического сотрудничества на сессии были выделены следующие: развитие торговли и защита окружающей среды (меры регулирования, затрагивающие торговлю, разработка и сбыт экологически чистой продукции); анализ мер контроля над торговлей; проведение в жизнь результатов “уругвайского раунда”; политика в области конкуренции и ограничительная деловая практика; разработка оптимальных экспортных стратегий; выявление и использование возможностей развития торговли, связанных с использованием механизмов региональной интеграции; институциональные реформы в
РС.
В заключение была утверждена повестка дня следующей четвертой сессии рабочей группы, в ходе которой будет рассмотрено влияние результатов “уругвайского раунда” на перспективы развития внешней торговли РС.
А. И. Безруков
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА. ТНК
95.03.083. ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА. International business economics : A European perspective / Ed. by Piggott J., Coor М.— L.; N. Y. : Longman, 1993 XIX, 403 p.— Би-блиогр. в конце ст.
В коллективной монографии английских экономистов, состоящей из 14 глав, рассматриваются различные аспекты развития международного бизнеса, в основном на примере европейских стран. Поскольку данная монография рекомендуется в качестве пособия для студентов вузов, к каждой главе дается перечень тем для обсуждения и список дополнительной литературы. В первой вводной главе дана общая характеристика работы и ее структуры.
Вторая глава посвящена анализу природы и факторов роста международного бизнеса, который развивается на основе процессов концентрации и централизации предприятий, приводящих к формированию крупных компаний и ТНК. Главными формами объединения (интеграции) компаний являются: а) горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти; б) вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей' безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами и рынков сбыта; в) диверсификация деятельности компаний с целью более эффективного распределения рисков, приводящая к формированию конгломератов. В последние годы процесс слияния и поглощения компа-