РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
163
95.03.079
05.03.0*79. ЗА ЛУЧШЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОГО БОГАТСТВА.
Pour une meilleure répartition de la richesse mondiale // Problèmes écon.— P., 1994 17 août.— M 2386 .— P. 24-25.
В статье кратко излагается содержание последнего доклада ЮПИ -ДО, в котором отмечается, что 20% наиболее богатого населения мира производят и потребляют 85% мировой продукции, тогда как 20% наиболее бедного — всего 1,4% (с. 24). Подобное чрезвычайно неравномерное распределение мирового богатства трудно оправдать. Авторы доклада предлагают включить этот вопрос в повестку дня всемирной конференции по вопросам социального развития, намеченной на 1995 г. Современные системы социальной защиты, основанные на принципе всеобщего морального обязательства богатых помогать бедным, трансформировались в систему предоставления ограниченной помощи своим согражданам. В результате сегодня промышленно развитые страны (ПРС) в среднем расходуют 15% своих доходов на финансирование внутренних систем социальной защиты и всего 0,3% — на внешнюю помощь. Между тем в ПРС социальной защитой пользуются около 100 млн. человек со средним доходом в 5 тыс. долл., тогда как в развивающихся странах (PC) в помощи нуждаются 1,3 млрд. человек со среднегодовым доходом в 300 долл.
Авторы доклада полагают, что от решения проблемы более справедливого распределения мирового богатства зависят перспективы "долгосрочного развития человечества". Они адресуются в первую очередь к левым силам ПРС, которых волнуют социальные проблемы, а также к представителям экологических движений, выступающим за более здоровый экономический рост. Подчеркивается, что страны Севера, где проживает 25% мирового населения, потребляют 70% всей мировой энергии, 75% металлов и 85% лесоматериалов. По мнению экологов, в условиях ограниченности мировых ресурсов свободный доступ к ним стран Севера не имеет никакого оправдания. Если будет принято предложение взимать за использование ресурсов определенную плату, то ПРС могут потерять 5% своих доходов, которые будут переводиться в PC.
Авторы доклада предлагают принять проект "спасения населения", предполагающий заключение международного пакта о развитии, который предусматривал бы обеспечение каждому человеку возможность удовлетворять элементарные потребности, в том числе: доступ к начальному образованию и медицинскому обслуживанию, вакцинация всех детей, планирование семьи, сокращение наполовину детской смертности и неграмотности взрослых, ликвидация недоедания. По оценке специалистов, реализация этого проекта потребует 30-40 млрд. долл в год, что составляет 1/3 военных расходов ПРС и 5%
95.03.080-081
164
мировых военных расходов (с. 25). Проект может быть финансирован за счет выделения 20% бюджетных расходов PC и 20% официальной помощи ПРС. Наиболее амбициозным предложением авторов доклада является создание "всемирного фонда социальной защиты", финансируемого за счет особого "мирового налога".
Л. А. Зубченко
95.03.080-081. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. (Сводный реферат).
1. HORMATS R. D. Making regionalism safe // Foreign affaire.— N. Y., 1994 .— Vol. 73, № 2 .— P. 97-98.
2. BORRMANN A., KOOPMANN G. Régionalisation and regionalism in world trode // Intereconomics.— Hamburg, 1994 .— Vol. 28, № 4 .— P. 163-170.
В последние годы возрос интерес экономистов к проблемам региональной интеграции, при этом их точки зрения по данному вопросу расходятся. Сторонники региональной интеграции рассматривают ее как дополнительный механизм либерализации торговли на многосторонней основе и промежуточный этап на пути полного устранения всех торговых барьеров. Противники интеграции- считают ее отходом от принципа либерализации на многосторонней основе, что имеет отрицательные последствия для благосостояния в глобальном масштабе: региональные преференции в области движения товаров, услуг и капитала неизбежно предполагают дискриминацию по отношению к третьим странам.
Р. Д. Хорметс, вице-президент компании "Голдмен факс Интернэшнл" , считает, что нельзя ставить вопрос о выборе между абсолютно свободной мировой торговлей и существованием региональных блоков. Существуют различные уровни и слои торговых отношений: на многосторонней, региональной, субрегиональной и двусторонней основе. Новый мировой экономический порядок развивается в двух направлениях: 1) путем укрепления региональных интеграционных связей как между странами, вступившими на путь развития рыночной экономики, так и между ними и промышленно развитыми странами (ПРС); здесь большие возможности предоставляют возможное расширение ЕС, развитие Азиатско-тихоокеанской экономической кооперации (АТЭК), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также создание Североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ); 2) в результате усиления международных организаций и ужесточения выполнения их правил и законов с тем, чтобы совместить деятельность региональных организаций с принципами недискриминации и ответственности, присущими системе открытой мировой экономики.