РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.01.001 -98.01.106
МОСКВА 1998
нередко используют подписанные Россией природоохранные конвенции как одну из форм протекционизма.
На современном этапе развития России следовало бы придерживаться сбалансированной, учитывающей собственные экономические интересы линии в “экологической дипломатии”, не форсируя новых природоохранных инициатив, но добросовестно выполняя взятые на себя международные обязательства по экологическим соглашениям. Важнейшим направлением внешних усилий должно быть налаживание эффективного природоохранного взаимодействия со странами ближнего зарубежья, представляющими единое эколого-экономическое пространство.
Н.Н.Иванова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК
98.01.091. ДОКЛАД О МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В
1996 г.
Rapport sur l'investissement dans le monde 1996. L'investissement, le commerce et les instruments internationaux. Vue d'ensemble / NU. Conf. sur le commerce et le développement. - New York; Genève: NU, 1996. -35 p.
Доклад о международных прямых инвестициях в 1996 г., подготовленный группой экспертов ЮНКТАД, состоит из трех разделов: в первом рассматриваются общие тенденции
международного движения капитала в форме прямых инвестиций (ПИ); во втором - взаимодействие между потоками ПИ и международной торговлей; в третьем — возможности многостороннего регулирования иностранных ПИ.
В последние годы объем зарубежных ПИ в мире рос более высокими темпами, чем мировая торговля, которая прежде служила главным связующим звеном для национальных экономик. В 1995 г. экспорт капитала в форме ПИ в мире составил 317,8 млрд. долл. против 76,8 млрд. в 1982-1987 гг. и 208,5 млрд. в 1988-1992 гг. Главными экспортерами ПИ являются промышленно развитые страны (ПРС) - 270,5 млрд.; развивающиеся страны (PC) вложили за рубежом в форме ПИ 47,9 млрд. долл. Одновременно ПРС выступают и как главные импортеры ПИ: в 1995 г. в них было вложено 203,2
млрд. долл., что на 53% больше, чем в 1994 г. Вложения иностранных ПИ в РС достигли в 1995 г. 99,7 млрд., а в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — 12,8 млрд., что вдвое превышает уровень 1994 г. (с.5-6). Регион ЦВЕ поглотил в 1995 г. 5% мировых ПИ против 1% в 1991 г. Почти 2/3 прироста ПИ в странах ЦВЕ приходится на долю Венгрии и Чехии, у которых импорт капитала в 1995 г. возрос в 3 раза, достигнув соответственно 3,5 млрд. и 2,5 млрд. долл. Импорт ПИ в Россию оценивается в 1995 г. в 2 млрд. долл., что вдвое превышает показатель 1994 г. (с.17). Увеличение притока ПИ в страны ЦВЕ является свидетельством того, что эти страны значительно продвинулись по пути к рыночной экономике.
Одной из особенностей движения ПИ является их высокая концентрация в небольшом количестве стран, главным образом ПРС. В 1995 г. 10 самых крупных стран-импортеров капитала получили 2/3 ПИ, тогда как 100 стран с наименьшим объемом инвестиций - всего 1% (с.5). В 1995 г. около 90% прироста объемов текущего экспорта и импорта капиталов приходилось на долю ПРС, удельный вес которых в импорте ПИ возрос с 59% в 1994 г. до 65% в 1995 г., а в экспорте - с 83 до 85% (с. 14).
Зарубежные ПИ являются главным вектором процессов глобализации: большая часть общего объема ПИ в мире,
составляющего 2730 млрд. долл., приходится на долю 39 тыс. транснациональных компаний (ТНК), обладающих сетью из 270 тыс. зарубежных филиалов (с.6).
Ведущее место среди ТНК занимает первая сотня самых крупных из них, на долю которых приходится 1/3 общего объема ПИ в мире; их совокупные активы составляют 1400 млрд. долл. (с.9). Крупнейшие ТНК имеют филиалы в большинстве ПРС, действуя в капитало- и наукоемких отраслях. В первую сотню ТНК входят 32 американские и 19 японских компаний (в 1990 г. - 11) (с. 10).
В последние годы в условиях либерализации экономики и обострения международной конкуренции ТНК проводят активную политику слияний и приобретений предприятий в международных масштабах с целью повышения своей конкурентоспособности. В 1988-1995 п. общая стоимость международных операций но слиянию и поглощению (включая портфельные инвестиции) удвоилась, достигнув 229 млрд. долл., в том числе в Европе (главным образом в
30*
рамках ЕС) - 116 млрд. Американские компании в 1995 г. расходовали на приобретение зарубежных предприятий 38 млрд. долл. и сами продали предприятия на сумму в 49 млрд. (с.7). Процесс трансграничных слияний и поглощений затронул в основном компании, занятые сбытом энергоресурсов, в области телекоммуникаций, в фармацевтической промышленности и сфере финансов.
На долю 50 самых крупных ТНК, происходящих из РС, приходится около 10% общего объема ПИ, вывезенного из РС. Индекс их "глобальной транснациональности", представляющий собой среднее из показателей доли зарубежных активов к общим активам ТНК, зарубежных продаж к общим продажам и численности занятых на зарубежных филиалах к общей численности занятых, составляет всего 30%, тогда как у первой сотни ТНК из ПРС - 42% (с.12).
Авторы доклада обращают внимание на то, что в последние годы возросли ПИ в сферу инфраструктуры. Хотя в 1995 г. доля таких вложений составляла в разных странах от 3 до 5% общего вывоза капитала в форме ПИ, в будущем эта доля должна существенно возрасти под воздействием таких факторов, как дерегулирование и приватизация инфраструктуры во многих странах, развитие технополисов и свободных экономических зон (СЭЗ).
Доля РС в вывозе капитала пяти ведущих ПРС-экспортеров возросла с 18% в 1990-1992 гг. до 28% в 1993-1994 гг. (с.15). Увеличение ПИ в РС объясняется устойчивым экономическим ростом во многих РС, развертыванием в них процессов либерализации и приватизации и попытками ТНК интегрировать РС в свои инвестиционные проекты. Наибольшую долю ПИ, направляемых в РС, привлекли страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии - 65 млрд. долл.; в страны Латинской Америки было вложено 27 млрд. и в страны Африки -всего 5 млрд. (с. 15-16).
Рассматривая во втором разделе доклада взаимодействие между потоком ПИ и международной торговли, авторы отмечают, что и ПИ, и торговля оказывают немалое воздействие на экономический рост и развитие стран. Не меньшее значение для экономического роста имеет и взаимодействие между ПИ и торговлей. Исторически торговля предшествовала осуществлению зарубежных ПИ: сначала
предприятия экспортировали свою продукцию, а затем создавали зарубежные торговые и производственные филиалы, что отражало поэтапный процесс развития интернационализации. Рассмотрев особенности взаимодействия между торговлей и ПИ на примере предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности и сферы услуг, авторы приходят к следующим выводам: 1) торговля способствует увеличению зарубежных ПИ; 2) зарубежные ПИ вызывают расширение международной торговли (с.22). В конечном счете это приводит к интенсификации экономических взаимосвязей и взаимозависимости в международных масштабах.
С середины 80-х годов условия международной торговли и ПИ существенно изменились, что в первую очередь связано со снижением технических и политических барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов, квалифицированных специалистов и самих предприятий. Технологические изменения на транспорте и в связи значительно облегчили перемещение товаров, услуг, активов и физических лиц, а также позволили осуществлять управление различными активами на значительных расстояниях. В этом же направлении действовала и либерализация международного обмена: инвестиций, передачи технологии и т.д. В результате процесс развития международного производство значительно ускорился, а численность ТНК, происходящих из 15 ведущих ПРС, возросла с 7 тыс. в 1968-1969 гг. до 27 тыс. в настоящее время (с.22). Новые условия предоставляют предприятиям более широкий выбор способов интернационализации: экспорт продукции и услуг, создание зарубежных филиалов, производящих продукцию для местных рынков, экспорт продукции зарубежных филиалов. Расширился и выбор необходимых ресурсов и факторов производства. В результате ТНК создают международные интегрированные системы производства, что дает возможность ТНК в целях повышения конкурентоспособности комбинировать сравнительные
преимущества отдельных стран и регионов. В рамках ТНК развивается международное разделение труда (МРТ), позволяющее размещать отдельные звенья производства добавленной стоимости таким образом, чтобы это приводило к повышению общих результатов деятельности компании в целом (с.23). В результате в значительной мере интенсифицируются потоки товаров, услуг и капиталов не только между материнскими компаниями и
зарубежными филиалами, но и между ТНК и другими компаниями, с которыми ТНК связаны различными, в том числе подрядными, отношениями. Поскольку торговые потоки в рамках международной интегрированной системы производства связаны с вертикальной и/или горизонтальной интеграцией производственной деятельности, структура внешнеторгового обмена характеризуется повышением доли промежуточной продукции, компонентов, услуг и внутриотраслевого обмена (с.23). В 1966-1993 гг. доля экспорта в общих продажах зарубежных филиалов американских компаний увеличилась с 18,6 до 40,3%, в том числе у филиалов, расположенных в ПРС, - с 20,4 до 40,6% и в РС - с 8,4 до 38,7% (с.24).
Устранение барьеров на пути свободного движения товаров, услуг и капиталов и расширяющиеся возможности для ТНК размещать отдельные части производства в рамках международной интегрированной системы открывают новые возможности и для отдельных стран, которые должны стремиться привлечь иностранные ПИ, чтобы извлечь максимум выгод и преимуществ из новых условий развития мировой экономики. Новое МРТ позволяет странам участвовать в производстве и торговом обмене, которые связаны с деятельностью ТНК, специализируясь на производстве отдельных компонентов товаров и услуг. Однако участие в новом МРТ создает для национальной экономики определенные риски, поскольку слишком узкая специализация может усилить ее уязвимость перед лицом быстрых технологических изменений и возможного перемещения производства в другие страны (с.26). Большое значение для РС имеет их способность привлечь те виды производства, которые связаны с использованием новейших технологий. В этом отношении определяющая роль должна принадлежать государству, которое может либо создавать стимулы для привлечения новаторских предприятий, либо изыскивать другие (кроме привлечения иностранных ТНК) пути для развертывания динамичных процессов модернизации.
Все более тесная интеграция между потоками ПИ и международной торговлей способствует ускоренной трансформации производственных структур стран-экспортеров и импортеров. Особую роль при этом играют предприятия тех отраслей, в которых данная страна располагает сравнигельными преимуществами и коюрые могут оказать "эффект вовлечения" на другие отрасли и национальную экономику в целом. Однако в большинстве РС, которым удалось
привлечь ПИ в рамках международной интегрированной системы производства, размещались предприятия с низким уровнем технологии. Хотя их деятельность способствовала диверсификации экономики PC, она не оказала существенного влияния на повышение ее технологического уровня.
Более тесная интеграция между ПИ и международной торговлей ведет к тому, что выгоды от этой интеграции неравномерно распределяются между странами, что связано с неравномерным распределением ПИ. Более того, экономическое отставание наиболее бедных PC, не имеющих возможности привлекать достаточные капиталы, может усилиться. В рамках национальной экономики ПРС и PC также не все отрасли и слои населения выигрывают от участия более активного страны в системе МРТ и развертывании деятельности ТНК, поскольку связанная с этим структурная перестройка вызывает рост безработицы. Все это требует нового подхода к разработке и проведению экономической политике, в которой необходимо учитывать все более тесную интеграцию между потоками ПИ, товаров и услуг (сегодня эти потоки часто рассматриваются раздельно). Необходима также координация национальной политики в указанной области на региональном и международном уровне.
В настоящее время главным средством привлечения иностранных ПИ является либерализация, т.е. смягчение или устранение ограничений для ПИ, создание более благоприятного инвестиционного климата и т.д. В 1991-1995 гг. численность стран, в которых были осуществлены меры в отношении ПИ, возросло с 35 до 64, число таких мер - с 82 до 112, в том числе мер, направленных на либерализацию ПИ - с 80 до 106 (с.28). В последнее время в мире растет численность двусторонних, региональных и многосторонних соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы регулирования ПИ. На двустороннем уровне чаще всего заключаются межстрановые соглашения о взаимной защите и стимулировании ПИ. К июню 1996 г. насчитывалось 1160 таких соглашений, заключенных 158 странами (с.29). Если первоначально соглашения заключались между ПРС, то в последующем их стали заключать PC и ЦВЕ.
На региональном уровне рассматривается более широкий спектр вопросов, связанных с движением капиталов в форме ПИ, чем на двустороннем уровне. Вместе с тем само определение режима ПИ и
условий их осуществления зависят от общих целей регионального объединения, в рамках которого заключается соглашение. На многостороннем уровне соглашения о ПИ включают такие вопросы, как обмен услугами, защита интеллектуальной собственности, гарантии, урегулирование спорных вопросов, занятость и социальные отношения, ограничительная деловая практика, политика в области регулирования конкуренции, меры по защите потребителей. Как показывает опыт, международные инструменты регулирования ПИ развиваются в соответствии с изменением положения и приоритетов стран. Если в первые послевоенные десятилетия большинство стран проводило в отношении иностранных ПИ ограничительную политику, то с начала 80-х годов наблюдается обратная тенденция: страны стали признавать положительную роль иностранных ПИ в развитии национальной экономики и проводить политику их стимулирования и привлечения. Из этой эволюции можно извлечь два урока: 1) прогресс в разработке международных правил, касающихся ПИ, связан с конвергенцией национальных правил их регулирования; 2) подход к ПИ, учитывающий взаимные выгоды и интересы всех сторон, участвующих в международном инвестировании, наиболее эффективен и потому имеет наибольшие шансы привести к взаимоприемлемому решению (с.30). Главный вопрос при этом заключается в том, каким образом на практике найти справедливое равновесие между правами и обязанностями всех участников соглашения о ПИ.
В условиях ускорения процессов глобализации экономики список тем и вопросов, которые необходимо обсуждать в связи с ПИ, не прекращает расти и в конечном счете может охватить все вопросы, связанные с международным перемещением фактороп производства. Вопросы, которые сегодня кажутся не слишком важными, в будущем могут приобрести первостепенное значение. При этом уже сегодня все чаще вопросы ПИ рассматриваются одновременно с вопросами международной торговли, и в будущем интеграция этих двух групп вопросов будет становиться все более тесной. Особое внимание проблемам влияния иностранных ПИ на развитие национальной экономики следует уделять в соглашениях, заключаемых между ПРС и РС.
В интересах анализа схематически можно выделить два подхода к эволюции международных инструментов регулирования
ПИ: 1) первый подход заключается в том, чтобы позволить инструментам эволюционировать естественным путем, улучшая или расширяя их применения в соответствии с возникающими потребностями; 2) второй подход заключается в разработке - на основе многосторонних переговоров - глобальных правил для ПИ, что диктуется условиями глобализации экономики, интенсификацией потоков ПИ, их растущим взаимодействием с международной торговлей и формированием международной интегрированной системы производства (с.32). Конечно, подчеркивают авторы, указанное деление весьма схематично, и в действительности оба подхода могут быть присущи одному и тому же правительству в зависимости от того, какие соглашения оно намерено заключить. В любом случае сторонники названных подходов сходятся в признании необходимости расширения международного сотрудничества в области ПИ. В этих условиях оба подхода могут стать не только совместимыми, но и взаимодополняющими.
Особое внимание при проведении многосторонних переговоров о международных инструментах, касающихся ПИ, следует уделять таким вопросам, как область применения инструментов; меры, влияющие на ввоз ПИ и на операции иностранных инвесторов (режимы допуска ПИ, собственности и контроля, стимулирование ПИ и т.д.); режим для иностранных ПИ (национальный, наиболее благоприятствуемой нации и др.); меры, касающиеся достижения более общих целей и особенно функционирования рынка (ограничительная деловая практика, условия передачи активов и технологии, занятость, охрана окружающей среды, незаконные платежи); защита иностранных ПИ и урегулирование споров и разногласий (экспроприация и конфискация, изменение условий контракта, переводы активов и прибыли и др.); процедурные вопросы(с.ЗЗ).
Поскольку деятельность ТНК оказывает существенное влияние на развитие РС и ЦВЕ, все международные инструменты, в разработке которых участвуют эти страны, должны учитывать императивы их развития. При этом развитие следует: 1) защищать, т.е. давать странам с переходной экономикой возможность и время для адаптации к условиям либерализации международных инвестиций; 2) стимулировать, т.е. давать возможность РС и ЦВЕ принимать меры, позволяющие извлечь максимум выгод от привлечения иностранных
31-4350
ПИ, не затрагивая при этом основных интересов иностранных инвесторов; 3) поддерживать со стороны стран-экспортеров капитала с помощью таких мер стимулирования зарубежных ПИ, как техническое содействие, финансовая помощь, налоговые льготы и кредиты, гарантии(с.33-34). Как показывает опыт, международные инструменты могут не только поддерживать цели развития, но и стимулировать его.
В последние годы проблемы зарубежных ПИ активно обсуждаются на различных региональных и межрегиональных форумах. В качестве недавнего примера таких обсуждений авторы называют начавшиеся в 1995 г. переговоры о заключении многостороннего соглашения об инвестициях в рамках ОЭСР. Цель этих переговоров — устранить в странах ОЭСР различия между иностранными и местными (национальными) инвестициями, разработать и принять четкие правила либерализации и защиты инвестиций и эффективные механизмы разрешения споров и разногласий в области капиталовложений. Предполагается, что достигнутое соглашение будет открыто для присоединения к нему третьих стран (нечленов ОЭСР). Проблемы ПИ рассматриваются в рамках и других региональных группировок - МЕРКОСУР, Североамериканского соглашения о свободной торговле и др.
В последнее время высказывается предложение, чтобы международные правила осуществления и регулирования ПИ обсуждались организацией универсального характера, каковой является Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница ГАТТ. Предлагается, в частности, создать в рамках ВТО специальный орган по разработке программы одновременного регулирования торговли и инвестиций.
Еще одной международной организацией, которая может внести вклад в разработку международных правил ПИ, является ЮНКТАД, которая на девятой сессии (1996 г.) приняла решение определять и анализировать последствия уже заключенных международных соглашений для развития РС (с.35).
Л.А. Зубченко