Научная статья на тему '2002. 04. 012. Доклад о мировых инвестициях в 2001 г. : развитие межфирменных связей. World investment report 2001: promoting linkages / un. Conf. On trade A. development. N. Y. ; Geneva: un, 2001. Xxviii, 354 P. bibliogr. : P. 217234; 347353'

2002. 04. 012. Доклад о мировых инвестициях в 2001 г. : развитие межфирменных связей. World investment report 2001: promoting linkages / un. Conf. On trade A. development. N. Y. ; Geneva: un, 2001. Xxviii, 354 P. bibliogr. : P. 217234; 347353 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ МЕЖФИРМЕННЫЕ СВЯЗИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 012. Доклад о мировых инвестициях в 2001 г. : развитие межфирменных связей. World investment report 2001: promoting linkages / un. Conf. On trade A. development. N. Y. ; Geneva: un, 2001. Xxviii, 354 P. bibliogr. : P. 217234; 347353»

_2002.04.012. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В 2001 г.: РАЗВИТИЕ МЕЖФИРМЕННЫХ СВЯЗЕЙ.

World investment report 2001: Promoting linkages / UN. Conf. on trade a. development. - N.Y.; Geneva: UN, 2001. - XXVIII, 354 p. - Bibliogr.: p.217-234; 347-353.

Очередной доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях состоит из двух разделов (шести глав): в первом разделе рассматривается география международного производства, а во втором - развитие межфирменных связей между филиалами иностранных компаний и местными предприятиями - поставщиками товаров и услуг. В 2000 г. поток прямых инвестиций (ПИ) в мире возрос на 18% и достиг рекордной суммы в 1300 млрд. долл. Рост ПИ в первую очередь связан с деятельностью ТНК, численность которых превысила 60 тыс., а число их филиалов - почти 800 тыс. (с.9). В последние годы главным двигателем ПИ стали международные операции по слиянию и поглощению предприятий, которые в основном сосредоточены в промышленно развитых странах (ПРС). Приток капитала в ПРС возрос в 2000 г. на 21% и составил 1000 млрд. долл., приток ПИ в развивающиеся страны составил 240 млрд., в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - 27 млрд. Доля РС в притоке ПИ снизилась с 41% в 1994 г. до 19% в 2000 г., а доля 49 наименее развитых РС составила всего 0,3%. В 1990-2000 гг. объем накопленных ПИ в мире возрос с 1889 млрд. до 6314 млрд. долл., обороты зарубежных филиалов - с 5467 млрд. до 15 680 млрд., стоимость их экспорта - с 1166 млрд. до 3572 млрд., а численность занятых на этих филиалах - с 23 712 тыс. до 45 587 тыс. человек (с.10).

На долю стран «триады» - ЕС, США и Японии - приходится 71% импорта и 82% экспорта ПИ (с.291). Прогресс западно-европейский интеграции способствует тому, что ЕС становится главной сферой приложения ПИ: в 2000 г. приток ПИ в ЕС составил 617 млрд. долл., тогда как в США - 281 млрд. и в Японию - 8 млрд., снизившись за год на 36%. Приток ПИ в страны ЦВЕ достиг в 2000 г. 27 млрд. долл. (в Китай -41 млрд.), что было связано главным образом с процессом приватизации в этих странах.

Географическое распределение импорта капитала в форме ПИ позволяет судить об участии стран-импортеров в процессе глобализации и развитии международного производства. В 2000 г. в мире насчитывалось 50 стран (в том числе 24 РС), в которых объем накопленных иностранных ПИ превышал 10 млрд. долл., тогда как в 1985

г. таких стран было всего 17, в том числе 7 РС. Численность стран, у которых объем зарубежных инвестиций превысил 10 млрд. долл., за тот же период увеличилась с 10 до 33 стран, а с объемом зарубежных ПИ более 1 млрд. - с 13 до 33 (с.48). Накопленные ПИ в мире распределены крайне неравномерно: на долю 30 стран прихо-дится 95% импорта ПИ и 90% их накопленного объема. 99% экспорта капитала в форме ПИ обеспечивают 30 стран. из стран «триады» происходят 90% из 100 крупнейших ТНК (по объему активов). В последние годы в развитии международного производства все большую роль играют предприятия сферы услуг: в 1999 г. их доля в объеме накопленных ПИ в ПРС составляла более 50% и в РС - более 30%. В целом географическое распределение ПИ во многом определяется императивом эффективности для ТНК, которые при размещении своих филиалов и капиталов учитывают такие факторы, как интенсивность конкуренции, технический прогресс (позволя-ющий устанавливать связи на большом расстоянии), либерализацию торговли и политики в отношении иностранных ПИ. Последнему фактору в докладе уделяется особое внимание.

Для измерения привлекательности стран для иностранных ПИ предлагается использовать индекс притока ПИ, отражающий способность страны привлечь инвестиции с учетом ее экономического положения и конкурентоспособности. Этот индекс представляет собой среднюю величину из трех индексов, отражающих отношение доли страны в мировых ПИ к ее доле в мировом ВВП, численности занятых и мировом экспорте. Если этот индекс равен 1, это значит, что доля страны в мировых ПИ соответствует ее экономическому весу, измеряемому тремя указанными выше показателями (доли в мировом ВВП, численности занятых и мировом экспорте). В 1998-2000 гг. у ПРС в целом отношение доли в ПИ к доле в мировом ВВП было равно 1,0, к доле в общей численности занятых - 4,4 и к доле в мировом экспорте -1,1. Общий индекс притока ПИ составлял 2,2 (среднее из 1,0; 4,4 и 1,1) (с.43). У РС в целом индекс притока ПИ составлял 0,7, а у стран ЦВЕ -0,6. Авторы доклада отмечают, что рассматриваемый индекс следует интерпретировать с осторожностью, так как при анализе условий привлечения иностранных ПИ следует учитывать и другие факторы (например, наличие природных ресурсов. уровень развития инфраструктуры и т.д.), а не только те, которые учитываются при расчете индекса.

В последнее время роль факторов, которые прежде определяли направления потоков ПИ (наличие емкого рынка, естественных ресурсов, неквалифицированной и полуквалифицированной дешевой рабочей силы), начинает уменьшаться, особенно для динамично развивающихся отраслей. В мире, в котором торговые барьеры исчезают, а региональные связи усиливаются, многие национальные рынки теряют свое значение. Доля добывающих отраслей в развитии промышленности уменьшается и добыча природных ресурсов во многих странах привлекает все меньше ПИ. Размещение капиталов ТНК все больше зависит от трех факторов - либерализации, технического прогресса и изменения стратегии предприятий. В 1991-2000 гг. в мире было осуществлено 1185 изменений в национальных режимах регулирования иностранных ПИ, из которых 1121 (95%) предусматривал стимулирование притока ПИ. В 2000 г. в 69 странах было принято 150 мер, из которых 147 (98%) были направлены на поощрение притока ПИ (с.6).

Факторы, связанные с управлением и организацией, играют все большую роль в стратегии географического размещения филиалов ТНК и направления их ПИ. Последние все чаще поступают в страны, обладающие современными институтами. Новые методы организа-ции на основе новейшей технологии позволяют более эффективно управлять деятельностью в мировых масштабах, способствуя тем самым перемещению функций в различные регионы мира и налаживанию межфирменных связей с партнерами в разных странах. Эти связи могут устанавливаться на различных этапах производства стоимости - от разработки нового продукта до его послепродажного обслуживания, позволяя многим предприятиям осуществлять различные функции. Карта распределения международного произ-водства изменяется под воздействием множества факторов экономического, организационного и политического характера, которые учитываются ТНК при разработке своей геостратегии. Чтобы адаптироваться к условиям глобализации и использовать ПИ в своих интересах, РС должны понять роль этих факторов при разработке политики привлечения иностранных ПИ.

Усиливающаяся мобильность ТНК ставит перед правитель-ствами РС новые проблемы. Многие РС, особенно наиболее бедные и наименее промышленно развитые, рискуют быть исключенными из общего процесса развития международного производства, так как не обеспечивают условия, необходимые для привлечения иностранных ПИ.

Сегодня уже недостаточно открыть свою экономику, важно предложить инвесторам совокупность интересующих их геострате-гических выгод и преимуществ. Благоприятные факторы для предприятий различных отраслей могут быть разными. Например, для сборочных предприятий в электронной промышленности это должна быть полуквалифицированная рентабельная рабочая силы и эффективные механизмы экспорта. Нынешняя политика привле-чения иностранных ПИ должна быть активной и не сводиться только к обеспечению благоприятных экономических условий. Не случайно в последнее время во многих странах создаются национальные ассоциации стимулирования инвестиций: созданная в 1995 г. Всемир-ная ассоциация организаций по стимулированию инвестиций насчитывает сегодня более 100 членов.

В настоящее время в отношении иностранных ПИ разрабатывается и осуществляется политика третьего поколения, которая предусматривает привлечение ПИ в отдельные («целевые») отрасли экономики и типы компаний с учетом приоритетов национального развития. Эта стратегия сопровождается стимулированием формирования в РС промышленных объединений, которые сообща используют свои конкурентные преимущества и налаживают связи с ТНК. Ключ к успеху новой политики привлечения иностранных ПИ заключается в том, что она учитывает эволюцию в стратегии размещения ТНК. Кроме того, меры политики третьего поколения включают создание не только национальных, но и муниципальных органов по стимулированию притока иностранных ПИ, деятельность которых должна координироваться, чтобы не создавать ненужной конкуренции и связанного с этим расточительства ресурсов.

Межфирменные связи филиалов иностранных компаний и местных предприятий могут способствовать увеличению положительных эффектов иностранных ПИ. Такие связи вызывают увеличение объема производства и численности занятых на местных предпри-ятиях, они способствуют передаче знаний и компетенций, методов управления, осязаемых и неосязаемых активов и т. д. Конечно, эти связи могут быть более или менее тесными, от чего зависит их влияние на местные предприятия. Однако иностранные ТНК, заинтересованные в использовании местных предприятий в качестве поставщиков определенных товаров или услуг, как правило, оказывают своим партнерам необходимую помощь и поддержку в области технологии, финансов, подготовки персонала, предостав-ления необходимой

информации и т.д. Интенсивность обмена знаниями и информацией в рамках отношений между покупателем и поставщиком обычно пропорциональна уровню экономического развития принимающей страны.

Одним из решений, направленных на привлечение иност-ранных ПИ, является разработка специальной программы стимули-рования ПИ, включающей различные меры и перечисляющей приоритетные отрасли и предприятия. Подобные программы уже разработаны в Венгрии, Великобритании, Ирландии, Малайзии, Мексике, Чехии, Сингапуре и Таиланде. Некоторые программы разработаны на национальном ровне, другие на региональном или местном уровнях. Все они содержат три раздела: 1) информация о рынках и предприятиях; 2) услуги

посредников; 3) административная и техническая (а иногда и

финансовая) поддержка. Включаемые в программу секторы экономики отбираются с учетом таких факторов, как приоритеты отраслевого развития национальной экономики, способность местных предприятий предоставлять филиалам иност-ранных компаний необходимые факторы производства, природа международных производственных систем в избранных отраслях, техноемкость предприятий отрасли и их способность производить добавленную стоимость.

Для стимулирования межфирменного сотрудничества иностранных ТРК с местными предприятиями правительства принимающих стран могут осуществлять следующие меры (с.210):

1) в области информирования: издание рекламных листков,

брошюр, предоставление доступа к электронным базам данных, организация выставок, семинаров и т.д.;

2) в области посредничества: организация переговоров между потенциальными партнерами, предоставление аудиторских услуг, консультации по заключению контрактов и развитию подряда, содействие в организации выставок, ярмарок, конференций и т.д., организация деловых визитов;

3) в области технической и технологической модернизации: требование передачи технологии в качестве условия допуска иностранных ПИ, развитие партнерства с филиалами иностранных компаний, стимулирование сотрудничества в области научных исследований и разработок;

4) в области подготовки персонала: стимулирование создания объединений поставщиков, сотрудничество с частным сектором при

предоставлении услуг, участие в частных программах подготовки кадров, сотрудничество с международными организациями;

5) меры финансового характера: юридическая защита от

незаконной коммерческой и деловой практики, принятие налоговых мер, направленных на недопущение неплатежей, гарантии свое-временных платежей, косвенное финансирование поставщиков, предоставление кредитов или налоговых льгот предприятиям, обеспечивающим долгосрочное финансирование своих поставщиков, совместное с частным сектором финансирование программ развития, прямое участие в финансировании местных предприятий, обеспече-ние обязательных трансфертов средств от иностранных филиалов местным предприятиям.

Со своей стороны, филиалы иностранных компаний для развития межфирменных связей с местными предприятиями могут предпринимать следующие меры (с.234):

- поиски новых местных поставщиков: публикация

требований к местным поставщикам, в том числе к стоимости и качеству их продукции, визиты к поставщикам и контроль за качеством их продукции;

- трансферт технологии: распространение знаний и опыта, предоставление технических консультаций поставщикам, сотрудничество в области научных исследований и разработок, поставка машин и оборудования поставщикам, техническая поддер-жка планирования производства, управленческие услуги, проведение инспекций и испытаний, создание «клубов сотрудничества» для обмена опытом, помощь лицам, желающим создать собственное предприятие, распространение новых методов управления запасами, создание систем контроля качества и т.д.;

- участие в подготовке персонала: стажировка работников фирм-поставщиков на иностранных филиалах, посылка на местные предприятия групп экспертов для обучения персонала на рабочих местах, развитие профессионального обучения для нескольких поставщиков одновременно и др.;

- обмен информацией: неформальный обмен информацией о планах деятельности, о положении на рынках и т.д.; стимулирование участия поставщиков в профессиональных ассоциациях;

- финансовая поддержка: установление специальных или преференциальных цен на продукцию местных поставщиков, улуч-шение финансового положения поставщика путем досрочной оплаты их

поставок и предоставления помощи в валюте, долгосрочное финансовое содействие в форме капиталовложений, предоставления гарантий банковским займам, развитие лизинга и т.д.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.