Научная статья на тему 'Наступает ли конец глобализации? (сводный реферат)'

Наступает ли конец глобализации? (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабаева В. И.

1. S t r a u b h a a r T h. D a s E n d e d e r G l o b a l i s i e r u n g ? / / W i r t s c h a f t s d i e n s t. H a m b u r g, 2 0 0 3. J g. 8 3, N 5. S. 2 7 8 280. 2. K e t t e n r e a k t i o n / / W i r t s c h a f t s w o c h e. F r. / M., 2 0 0 3. N 1 6. S. 2 2 2 9. 3. Amman D. Die Globalisierung konnte f fьr r d i e D r i t t e W e l t zum Segen werden // Weltwoche. Z Zьr r i c h, 2 0 0 3. J g. 7 1, N 3 5. S. 1014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наступает ли конец глобализации? (сводный реферат)»

ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ

НАСТУПАЕТ ЛИ КОНЕЦ ГЛОБАЛИЗАЦИИ? (Сводный реферат)

1. Straubhaar Th. Das Ende der Globalisierung? // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2003. - Jg. 83, N 5. - S. 278280.

2. Kettenreaktion // Wirtschaftswoche. - Fr./M., 2003. - N 16. - S. 22-29.

3. Amman D. Die Globalisierung konnte für die Dritte Welt zum Segen werden // Weltwoche. - Zürich, 2003. - Jg. 71, N 35. -

S. 10-14.

В конце 90-х годов специалист по истории экономики Прин-стонского университета Дж. Гарольд выпустил работу под названием «Конец глобализации», в которой задолго до событий 11 сентября 2001 г., иракской войны и продолжающегося уже в течение почти трех лет экономического спада указал на сходство нынешнего периода развития и конца 1920-х годов. Как и тогда, в настоящее время - почти 75 лет спустя - ослабла волна глобализации, и появилась опасность, что мир скатывается в кризис, похожий на великую депрессию 1930-х годов. Развитие последних месяцев подтверждает мрачные прогнозы историков экономики, мировая торговля потеряла динамику: в 2002 г. стоимость продаваемых во всем мире товаров увеличилась лишь на 2,5%, в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. В своем апрельском прогнозе ВТО прогнозирует рост мировой торговли менее чем на 3%, тогда как в 90-х годах среднегодовые темпы мировой торговли составляли 6,7% (1, с. 278).

Сохраняющийся слабый экономический рост в США, ЕС и Японии, последствия иракской войны и эпидемия атипичной пневмонии (SARS) являются главными факторами, тормозящими развитие трансграничной торговли. Еще большую угрозу глобализации представляет рост числа ее противников. Как и в конце 20-х годов, в начале XXI в. сокращается число сторонников свободной торговли, после 11 сентября 2001 г. все больше людей объединяются в борьбе против глобализации, и это вызывает цепную реакцию, которая, в конечном счете, может ввергнуть мировую экономику в опасный кризис.

В настоящее время глобализация находится в неустойчивом положении: с одной стороны, сохраняющаяся слабость мировой экономики создает структурные проблемы, ускоряя рост безработицы и усиливая протекционизм; а с другой - проявляемый амери-

канским правительством односторонний подход к решению многих проблем подрывает многостороннюю систему институтов и соглашений. Связанные с этим тенденции к изоляционизму и созданию региональных блоков являются ошибочной реакцией, которая не сможет предотвратить экономический кризис, снизить безработицу и вернуться к экономическому росту. Напротив, это ухудшит ситуацию: как показывает опыт первой половины прошлого века, когда обособление товарных рынков сократило на две трети объем мировой торговли, и только глобализация способствовала экономическому развитию в послевоенный период. И те, кто сегодня стремится создать национальные блоки и разжечь трансатлантическую конфронтацию, играют с огнем, который может перерасти в глобальный пожар.

Будущее глобализации зависит от того, сможет ли сеть многосторонних соглашений в области экономики противостоять односторонним политическим действиям США (в частности, в Ираке). В американском конгрессе все чаще звучат голоса о том, что многосторонние соглашения ущемляют экономические интересы США. Именно сторонники подобного подхода успешно препятствовали подписанию соглашения о мировом климате и Киотского протокола, и если голоса изоляционистов и националистов в американском конгрессе усилятся, под вопрос могут быть поставлены существующие многосторонние правила. Глобализация сможет противостоять всем трудностям лишь в том случае, если удастся быстро преодолеть взаимное разочарование и снова нормализовать многосторонние отношения, приложить усилия к оживлению глобализации, навести трансатлантические мосты между Новым светом и Старой Европой, чтобы позволить крупнейшим экономическим блокам мира вновь вернуться за стол многосторонних переговоров. Для государств в экономически менее развитых регионах мира, особенно для малых стран, функционирование международных организаций совершенно необходимо, поскольку они выходят на открытые рынки, чтобы преодолеть ограниченные возможности национальных рынков в приобретении и сбыте товаров.

Еще два года назад казалось, что ничто не может задержать победное шествие глобализации: международный капитал подчинял себе экономику других стран, международные финансовые рынки чувствовали себя хозяевами мира. Но усиление терроризма и другие негативные явления затормозили ход глобализации. И произошло это в период, когда мировая экономика грозила впасть в рецессию, росла безработица, а между крупными экономическими блоками - ЕС и США - обострились политические разногласия. В таких условиях прогресс дальнейшей либерализации оказался невозможным. С.Роч (S.Roach) назвал это «роковым стечением конъюнктурных, структурных и геополитических напряженностей во все более ранимом мире, подвергающих глобализацию серьезной опасности» (2, с. 22). Приостановка процесса глобализации может оказаться фатальным и привести к снижению уровня благосостояния во всем мире, и прежде всего в Германии, где каждое пятое

^ ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ

НАСТУПАЕТ ЛИ КОНЕЦ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

рабочее место зависит от мировой торговли, а доля экспортных отраслей и их поставщиков составляет более 50% ВНП. Если мировая торговля рухнет, это затронет не только промышленно развитые страны (ПРС), но и развивающиеся страны (РС). Опыт показывает, что у активно участвовавших в процессе глобализации РС в 1990-х годах темпы прироста реального дохода на душу населения составляли 5%, тогда как у сторонников протекционизма - 1,4%. В странах ЮВА, сравнительно рано открывших свои рынки, доля бедных снизилась с 16% населения в 1980 г. до почти 2% в настоящее время (2, с. 24).

В качестве одного из многочисленных примеров драматических последствий возросшего переплетения мировой экономики авторы приводят развитие мировой торговли. В 90-х годах она была двигателем глобального экономического роста: по данным ВТО, объем международного товарообмена возрос на 86%, что позволило увеличить мировое производство на 26%. Однако в 2001 г. объем мировой торговли впервые с 1982 г. сократился и лишь незначительно увеличился в 2002 г. (2, с. 27). Новым толчком для международного обмена товарами и услугами может стать в ближайшие годы дальнейшая либерализация торговли. Полное открытие всех рынков могло бы увеличить мировой экспорт, и почти половина дополнительных доходов от этого прироста могла бы достаться пороговым странам и РС (2, с. 27). Но мир еще далек от свободной торговли, и новые протекционистские тенденции наблюдаются прежде всего в США. Вопреки заявлениям в защиту свободной торговли правительство Дж. Буша повысило защитные пошлины на ввоз стали и одобрило новые субсидии своим фермерам.

Несмотря на давнее предупреждение ВТО о нежелательности двусторонних и региональных торговых соглашений, которые «хоронят» многостороннюю систему и подставляют РС под давление ПРС, правительство США все больше склоняется к двусторонним переговорам: заключаются соглашения с Чили и Сингапуром, ведутся переговоры с Австралией, шестью африканскими и пятью центрально-американскими странами. В отличие от ВТО, где действует принцип единогласия, на двусторонних переговорах такие малые страны, как Гватемала или Лесото, оказываются беззащитными от давления Вашингтона или Брюсселя.

Исследуя перспективы глобализации, авторы отмечают, что исторически глобализация никогда не была однонаправленным процессом, в ней всегда присутствовал регресс и всплески протекционизма. Экономисты МБРР П. Колье (P.Collier) и Д.Доллар (D.Dollar) различают три стадии глобализации. До 1914 г. в период расцвета колониализма в результате снижения транспортных расходов и технических инноваций значительно выросли мировая торговля и экспорт капиталов, оживилась миграция в США из Европы, в Китай из ЮВА и в Южную и Восточную Африку из Индии. На этом этапе в первую очередь в выигрыше оказались северные страны, тогда как «третий мир» потерял большую часть своей промышленной производственной базы. В результате доля «третье-

го мира» в мировом производстве промышленных и мануфактурных товаров снизилась до 7,5% (2, с. 27).

В период Второй мировой войны национализм, протекционизм, мировой экономический кризис привели к прекращению процесса глобализации. Следующая его фаза началась после войны, но ограничилась главным образом ПРС. И только в третьей фазе в 8090-х годах усилилась международная взаимозависимость, прежде всего между ПРС и наиболее развитыми РС, такими как Китай, Индия, Мексика. В результате резко снизившихся транспортных расходов, устранения торговых ограничений и быстрого распространения современных информационных и коммуникационных технологий мировой экспорт вырос с 1930 млрд. долл. в 1980 г. до 6436 млрд. в 2000 г. (2, с. 29).

В еще большей степени глобализация коснулась рынка рабочей силы. Используя преимущества в оплате труда, фирмы активно перемещали трудоемкие производства за границу, главным образом в РС. Начавшись с текстильного производства, процесс охватил затем электронную промышленность. Через прямые инвестиции РС получили доступ к современным ноу-хау. Новым явлением стало перемещение за границу производства не только товаров, но и осуществления квалифицированных услуг, что позволило среднему классу этих стран впервые ощутить последствия глобализации. До 2015 г. американские предприятия намерены перевести 3,3 млн. соответствующих рабочих мест (производство программного обеспечения, бухгалтерию, планирование строительства и пр.) в такие страны, как Индия, Россия и Китай (2, с. 29).

Швейцарский автор Д.Амман (3), рассматривая глобализацию с точки зрения РС, отмечает, что в области сельского хозяйства РС могли бы участвовать в глобализации не только наравне с ПРС, но и опережать их, поскольку они в избытке обладают дешевой рабочей силой. «Третий мир» мог бы быть конкурентоспособным, если бы рынки ПРС систематически от них не отгораживались. Хотя средние ввозные пошлины ПРС составляют от 4,3% (Япония) до 8,3% (Канада), такие продукты, как мясо и молоко, фрукты, овощи и сахар из РС, часто облагаются пошлинами, превышающими 100%. За бананы экспортеры в ЕС должны платить пошлину в 180%, за очищенные земляные орехи в США - 132, а в Японию - 550%. Таможенные пошлины ПРС на сельскохозяйственную продукцию из РС в среднем в девять раз выше, чем на промышленные товары (3, с. 13).

Там, где речь идет о собственной выгоде, ПРС охотно рассуждают о беспрепятственной свободной торговле, но если либерализованный рынок в какой-то степени затрагивает их экономику, они охотно практикуют протекционизм. Однако, подчеркивает Д.Амман, они не смогут долго использовать эту двойную мораль, поскольку на текущих переговорах Доха-раунда ВТО либерализация сельскохозяйственной торговли до 2005 г. объявлена одной из важнейших целей. США и более дюжины других (не европейских) стран-производителей намерены ограничить импортные пошлины

ОБЗОРЫ, РЕФЕРАТЫ

НАСТУПАЕТ ЛИ КОНЕЦ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

максимум четвертой частью стоимости и совсем отменить экспортные субсидии. На переговорах ВТО предлагается снизить импортные пошлины на 40-60% и субсидии - на 60%, а также полностью устранить удешевление экспорта. Швейцария, которая очень опасается за свое сельское хозяйство, является активным тормозом переговоров. В 2001 г. страна прямо или косвенно выделила свыше 7 млрд. швейц. фр., чтобы защитить его от превратностей мирового рынка.

Именно ВТО противники глобализации часто называют неоколониальным инструментом эксплуатации РС. Богатые страны субсидируют свое сельское хозяйство каждый год на сумму 350 млрд. долл., что в семь раз больше, чем вся мировая помощь развитию. По данным МБРР, если ПРС устранят свои торговые барьеры, крестьяне и торговцы «третьего мира» могут на 60 млрд. долл. увеличить свои доходы. Как считает швейцарский делегат по торговым договорам Н.Имбоден, «малые и бедные страны имеют лишь один инструмент власти - право, поэтому для них так важна ВТО, разрабатывающая правила и предписания. Если ВТО прекратит свою деятельность, курс либерализации перестанет регулироваться, и тогда рынок окажется не честным, а жестоким и грубым» (3, с. 13).

Несмотря на то что, например, западноафриканские страны -производители хлопка в последние годы отменили большую часть торговых препятствий, государственные фирмы приватизируются, импортные налоги и субсидии снижаются, они все равно не имеют шансов на мировом рынке, поскольку США, Китай и ЕС продолжают субсидировать своих фермеров - производителей хлопка: 3,7 млрд. долл. выплачивают американцы (по 150 тыс. долл. на фермера), 1,2 млрд. долл. - китайцы и 700 млн. - европейцы. Без этих субсидий африканские страны могли бы экспортировать больше хлопка и получать за него на 250 млн. долл. больше, что принесло бы их крестьянам, поставщикам и продавцам около 1 млрд. долл. дополнительного дохода (3, с. 14). Однако и сейчас, считает автор, РС имеют значительную выгоду от глобализации: 24 РС, которые за последние 20 лет значительно открыли свою экономику, живут лучше, чем 48 других РС. Участники глобализации, например Уганда, Вьетнам или Китай, имеют более высокие темпы экономического роста, более высокую среднюю продолжительность жизни и лучшую систему образования. Не подтверждается и распространенный тезис о том, что глобализация будто бы увеличивает неравенство внутри и между странами («бедные становятся беднее, а богатые - богаче»). Исследования показали, что доходы самой бедной шестой части населения глобализирующихся РС возрастают теми же темпами, что и вся экономика. Таким образом, «третий мир» нуждается в еще большей глобализации.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.