РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
81
95.03 048
98.03.048. КАНЦ Дж. ВЛИЯНИЕ НТП НА ТЕХНОЛОГИЮ, СТРУКТУРУ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
KANZ J. Technology, power and structure: conséquences for US aemicon-ductor competitiveness // Intern. j. of technology management.— Exeter, 1994 — Vol. 9, № 5/6/7 .— P. 733-756.
В работе сотрудника университета Калгари (провинция Альберта, Канада) Дж. Канца рассматриваются основные направления воздействий НТП на структуру производства, технологию и конкурентоспособность на примере полупроводниковой промышленности США.
Широкое признание важной роли этой отрасли для всей американской экономики нашло отражение в общественных и политических дебатах по перспективам ее развития. В деловых и академических журналах все чаще выражается тревога за конкурентоспособность отрасли, звучат призывы к государственным органам о разработке и проведении долгосрочной научно-технической и инвестиционной политики, включающей, прежде всего, оказание организационной и финансовой поддержки предприятиям и научным центрам.
Общий объем реализованной продукции по полупроводниковой промышленности США за период с 1982 по 1992 г. увеличился с 11 млрд. до 27 млрд. долл. Однако сильная конкуренция со стороны японских фирм сократила ее долю на мировом рынке за этот период с 63 до 43%, а на внутреннем рынке — с 90 до 69% (с. 734). Положительным фактором стала консолидация американских фирм, но у отрасли появились и новые проблемы, связанные со спадом в производстве вычислительной техники (что отразилось на положении таких фирм, как ИБМ, ДЕК, "Ванг", "Крэй"), а также с большим сокращением военного бюджета. Некоторые фирмы, оказавшись в тяжелых условиях, вынуждены продавать свои предприятия зарубежным корпорациям, прежде всего японским.
Автор отмечает важные изменения в организационно-управленческой структуре и стратегии американских фирм. Многие из них, учитывая опыт и успехи японских фирм, стали проводить вертикальную интеграцию производственно-коммерческих связей (поставщики комплектации — производители готовой продукции — торговые фирмы). Наряду с этим укрепляются и горизонтальные связи между ведущими фирмами страны, а также и с зарубежными, в том числе на основе соглашений по техническому сотрудничеству, торговле, маркетингу, созданию совместных предприятий, разработке новой продукции, закупке лицензий и т. п.
Важное значение имеют национальные программы развития отрасли и правительственная поддержка. На кооперативных началах созданы Корпорация по полупроводниковым исследованиям, Консорци-
11-1507
95.03.048
82
ум по микроэлектронике и вычислительной технике. В 1977 г. организована национальная ассоциация предприятий полупроводниковой промышленности. В 1986 г. заключено торговое соглашение между США и Японией по продукции отрасли, обновленное в 1991 г. (с. 738).
Определяющее влияние на технологию, производственную структуру и конкурентоспособность отрасли оказали изменения в сфере потребления ее продукции. В 1960-1980 гг. основная часть выпускаемой продукции потреблялась в оборонной и космической промышленности, производстве вычислительной техники и изделий бытовой электроники. В 1981-1993 гг. главными сферами использования стали создание и широкомасштабное внедрение информационных технологий, автоматизированных систем и средств связи. Если ранее проблемы конкуренции с зарубежными фирмами не особенно беспокоили американские предприятия, то в 1981-1993 гг. они стали приоритетными в их стратегии. Раньше производственные связи устанавливались, как правило, на базе программ производства вооружений и программ HACA, а с 1981 г. — в большей мере соглашениями по кооперации. Если раньше характерной стратегией американских фирм в сфере маркетинга было совершенствование технологии по широкой номенклатуре продукции, то позднее стала преобладать ориентация на запросы потребителя и поиск своей "ниши" на рынке полупроводниковой техники. В 60-70-е годы управленческая деятельность американских фирм была независимой, осуществлялась только по законам свободного рынка. В 80-90-х годах она стала больше зависеть от интересов нынешних и потенциальных партнеров по кооперации, государственных программ по поддержке отрасли. На раннем этапе своего развития отрасль в основном представляли крупные независимые компании и крупные торговые фирмы; с 1981 г. — стратегические союзы ведущих продуцентов и торговых фирм, совместные предприятия и объединения (с. 738).
Анализируя конкурентные преимущества американских и японских фирм, Канц отмечает превосходство США в сфере создания и широкомасштабного применения систем автоматизированного проектирования для разработки новой продукции, технических средств (ЭВМ) и программного обеспечения, а Японии — в области создания новых видов производственного оборудования и конструкционных материалов, разработки и массовом использовании сборочных комплексов, автоматизированного оборудования для упаковки продукции и проверки качества. Фирмы США остаются лидерами в производстве блоков памяти, а также в создании микропроцессоров и в числовых сигнальных процессорных устройств, программируемых технических средств на интегральных схемах.
Автор дает прогноз дальнейшего развития полупроводниковой про-
83
95.03.049
мышленности США. Среди основных направлений развития выделяются следующие:
— продолжение процесса вертикальной интеграции в производственных и торговых связях ведущих фирм;
— укрепление позиций крупных (с оборотом 1 млрд. долл. и выше) фирм и объединений, действующих с рриентацией на определенный рыночный сегмент и на запросы потребителей;
— довольно устойчивое положение средних фирм (с оборотом от 200 млн. до 800 млн. долл.) при условии проведения ими необходимой структурной перестройки (на основе вертикальной интеграции производственно-сбытовых связей) и выбора определенной рыночной "ниши";
— спад или подъем производства у мелких узкоспециализированных фирм (с годовым оборотом до 200 млн. долл.) в зависимости от рыночной конъюнктуры и их научно-технической и инвестиционной сгоатегии.
В. П. Силаев
^5.03.049. ЧАКРАБАРТИ А., ДРОР И. ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА США.
CHAKRABARTI A., DROR I. Technology transfers and knowledge interactions among defence firms in the USA: an analysis of patent citations // Intern. j. of technology management.— Exeter, 1994 .— Vol. 9, № 5/6/7 .— P. 757-770.
В совместной работе профессора Технологического института Нью-Джерси (США) А. Чакрабарти и одного из руководителей Центра по военным исследованиям и разработкам (Хайфа, Израиль) И. Дрора анализируются проблемы использования и передачи технологических нововведений, патентов, лицензий, проектно-технической документации, прочих знаний и достижений. Главное внимание уделяется предприятиям военно-промышленного комплекса США, как крупнейшему | потребителю и генератору научно-технических достижений, сфера ин-{ тересов и влияния которого выходит далеко за пределы страны, ч Технология производства является важнейшим фактором, опреде-{ ляющим конкурентоспособность фирмы или страны на мировом рынке. Авторы отмечают, что в последние годы в ряде исследований среди , главных причин снижения конкурентоспособности США выделялись слабая инновационная деятельность и недостаточное внимание к вопросам совершенствования технологии в стратегии корпораций. Другие страны, прежде всего Япония и Германия, значительно повысили технический уровень производства и быстро догнали, а по ряду произ-11*