РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
.....-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028
МОСКВА 1995
тор, политика правительства США, не ориентированная четко на стимулирование слабо развитых регионов, лишь усиливает диспропорции развития отдельных территорий.
Значение опыта Европы, Японии и США для разработки политики сбалансированного роста. Изучение практики рассмотренных регионов, показывает, что существует семь наиболее распространенных типов воздействия на региональное развитие экономической и научно-технической деятельности: 1) содействие в формировании капитальных или трудовых ресурсов; 2) инвестирование средств в особое крупномасштабные проекты; 3) стимулирование "побуждающих" (propulsive) отраслей; 4) улучшение климата для предпринимательства; 5) поощрение международных партнерских связей; 6) развитие коммуникационных и транспортных сетей; 7) формирование инфраструктуры образовательной и научно-технической деятельности. В целом с точки зрения научно-технической политики особое значение имеют два последних типа воздействия.
Характеризуя опыт Европы, автор обращает внимание на две тенденции. С одной стороны, растет активность местных органов власти, особенно заметен этот процесс в ФРГ, где значительный объем задач экономического и научно-технического характера выполняют земельные правительства. Сходные процессы наблюдаются во Франции: формирование региональных центров ("стержней") технологии здесь все чаще принимают на себя отдельные департаменты страны. С другой стороны, в европейском регионе отчетливо проявляется тенденция к централизации и координации программ, прежде всего в рамках ЕС.
Эффективную программу сбалансированного развития регионов реализует Япония. Автор полагает, что в решении этой задачи Японии оказалась более успешной, чем США, в которых пока нет четко сформулированной программы помощи отстающим регионам. Более того, основная часть федеральных инициатив, ориентирующихся на укрепление рыночных тенденций, ведет к Дальнейшему усилению территориальных экономических и научно-технических диспропорций. Региональную политику США автор характеризует как "близорукую", поскольку разработчики такого подхода хотят "получить быструю отдачу" , хотя создание конкурентоспобных регионов "требует времени, координации и ресурсов". Т. В. Горбунова
95.03.019. ПЕРЕС-НУНЬЕС У. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
PERES-NUÑEZ W. Latin America's experience with technology policies: current situation and prospects // Intern, j. of technology management-J.
intern, de la gestion technologique.— Geneva, 1994 .— Vol. 9, N° 3/4 .— P. 332-350 .— Bibliogr.: p. 349-350.
Автор — сотрудник аппарата Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА), главный технический консультант Регионального проекта по проблемам нововведений и конкурентоспособности в промышленном секторе стран Латинской Америки.
В статье отмечается, что в 80-е и в начале 90-х годов большинство стран данного региона улучшили свои конкурентные позиции на мировых рынках. Однако эксперты осторожно оценивают перспективы дальнейшего экономического роста, особенно в некоторых развитых странах континента, таких, как, например, Мексика, Чили или Коста-Рика. Дело в том, что положительные результаты достигаются часто с помощью "фальшивого конкурентного механизма": снижения оплаты труда или расхищения природных ресурсов.
Высокие и стабильные темпы роста возможны лишь на пути технического прогресса. В этой связи автор считает важным знакомство с опытом некоторые латиноамериканских стран в разработке и проведении технологической политики. Он полагает, что такой опыт может оказаться полезным для других развивающихся регионов. -
Количественные параметры вложений в науку и технологию.
В течение 60-70-х годов большая часть стран рассматриваемого региона увеличила затраты на науку и технологию, однако по состоянию на конец 80-х — начало 90-х годов Латинская Америка демонстрировала весьма низкие показатели своего научно-технического потенциала по сравнению с развитыми странами. По данным ЮНЕСКО, на долю рассматриваемого региона в середине 80-х годов приходилась 1,3% мировых ресурсов, выделяемых на ИР, и 2,5% ученых и инженеров. Сводные данные о вложениях в ИР представлены в табл. 1.
Автор отмечает, что развитие инновационной и технической деятельности в регионе на протяжении 80-х годов характеризовалось пятью основными факторами: недостаточными финансовыми и кадровыми ресурсами ИР; разнородностью отдельных частей региона; концентрацией усилий в немногих секторах экономики и научных областях; сосредоточением основного объема ИР в правительственных и вузовских подразделениях; невысокой конкурентоспособностью национальной промышленности и низкими показателями нововведений.
12-2023
Таблица 1 (с. 334)
Региональные показатели науки и техники (период 1988-1090 гг.)
Показатели 1 Латинская Америка (1) Страны ОЭСР (2) Южная Азия (3) Южная Европа (4)
ИР затраты в расчете на душу населения (в долл. США) 10 448 23 44
Доля затрат на ИР в ВВП (.%) 0,5 2,5 м . 1,0
Удельные затраты на ИР (в расчете на одного исследователя или инженера) (в долл. США) 34858 141861 50160 60647
Число ученых я инженеров на 1 тыс. человек экономически активного населения 11,5 65,0 11,5 18,5
Примечания: 1) 11 стран ЛАИ (Латиноамериканской ассоциации интеграции) и Куба; 2) исключая страны Южной Европы; 3) Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Филиппины и Таиланд; 4) Испания, Греция, Португалия, Турция и Югославия.
Как видно из данных табл. 1, к концу 80-х годов по основным показателям ИР Латинская Америка уступала таким регионам, как Восточная Азия и Южная Европа. Доля затрат на ИР в ВВП составляла здесь лишь 1/3 от аналогичного показателя для новых развивающихся стран Восточной Азии и половину соответствующей доли государств Южной Европы. Такое же отставание отмечено в сфере кадрового по-
тенциала ИР. По уровню удельных исследовательских затрат (в расчете на одного исследователя или инженера) страны Латинской Америки имели показатель, равный 1/4 от суммы соответствующих фондов в других регионах (с. 335).
Слабость кадрового потенциала науки и техники проявляется и в сравнительно низкой доле выпускников вузов по отношению к общей численности населения региона. Еще сщин неблагоприятный фактор, тормозящий научно-техническое развитие многих стран Латинской Америки, — низкие показатели импорта наукоемкой продукции. По данным ОЭСР, доля наукоемкого экспорта из развитых стран, приходящаяся на государства — члены ЛАИ, за десять лет (1979-1989 гг.) снизилась более чем на 42% (с. 335).
Таблица £ (с. 336)
Расходы на исследования и разработки
Доля в ВВП (%) На душу населения
Страны региона (долл. США)
начало конец начало конец
■ 80-х гг. 80-х гг. 80-х гг. 80-х гг.
Большие страны
Аргентина 0,47 0,44 24,2 12,6
Бразилия 0,58 0,61 9,3 14,3
Мексика 0,27 0,50 6,1 8,2
Страны Андского
региона
Боливия 0,07 и. п.* 1,1 и. д.
Колумбия 0,15 0,37 1,6 4,4
Чили 0,41 0,63 8,6 10,6
Эквадор 0,13 н. д. 1,5 н. д.
Перу 0,30 0,22 3,7 2,4
Венесуэла 0,43 0,38 16,8 11,7
Другие южно-
американские
страны
Парагвай 0,12 и. д. 1,5 и. л.
Уругвай 0,20 0,20 4,4 3,7
Продолжение табл. 2 (с. 336)
Дол« в ВВП (%) На душу населения
Страны региона (долл. США)
начало конец начало конец
80-х гг. 80-х гг. 80-х гг. 80-х гг.
Центральная
Америка
Коста-Рика 0,16 0,26 2,2 4,1
Сальвадор 0,10 0,16 0,7 1,4
Гватемала 0,22 0,50 2,1 3,7
Гондурас 0,10 н. д. 0,6 н. д.
Никарагуа 0,10 н. д. 0,7 н. д.
Панама 0,18 н. д. 3,3 . н. д.
Карибские страны
Куба 0,72 0,93 19,8 23,0
Ямайка 0,10 0,03 1,0 0,3
Доминиканская
республика 0,35 н д. 0,7 н. д.
Тринидад и
Тобаго 0,10 0,08 4,4 5,1
*н. д. — нет данных.
За обшей картиной региональных показателей скрываются весьма заметные различия в позиции отдельных стран рассматриваемого континента. Так, доля затрат на ИР в ВВП наиболее развитых регионов в пять раз превышает аналогичные показатели отсталых стран. Покат затели удельных затрат дают еще больший разброс — до 20 раз. Данные по некоторым странам рассматриваемого региона представлены в табл. 2.
Неравномерность характерна и для отраслевого распределения исследовательских вложений. Так, статистика затрат на ИР по пяти наиболее развитым странам региона дает следующую картину (см. табл. 3).
Как видно из данных таблицы, наибольший объем исследовательских затрат концентрируется в секторе сельского хозяйства. В отличие от других развивающихся регионов обрабатывающая промышленность не играет ведущей роли в технологических усилиях рассматриваемого континента.
Таблица 3 (с. 337)
Секторальная структура исследовательских затрат в некоторых странах Латинской Америки (в % к итогу).
Сектора хозяйства Аргентина 1980 г. Бразилия 1984 г. Колумбия 1982 г. Коста-Рика 1981 г. Венесуэла 1980 г.
Разработка природных ресурсов V 7,1 4,6 9,9 6,4 7,8
Сельское и рыбное хоз-во 26,2 48,3 51,8 45,7 26,7
Горное дело 1,6 3,6 0,3 0,6 3,1
Обрабатывающая промышленность 6,3 11,5 5,1 ' 2,0 9,6
Энергетика 4,0 10,8 12,0 5,3 3,0
Жилищное строительство 1,8 0,2 1,0 1,3 2,3
Транспорт и связь и 1.8 . 2,0 0,5 0,2 1,3
Здравоохранение 22,0 5,2 9,5 15,1 22,5
Социальные услуги 17,9 10,2 6,6 19,2 14,3
Основы знаний 3,4 3,6 н. д. 4,2 2,9
Прочие сектора 7,9 — 3,3 — 6,5
Структура затрат по источникам финансирования ИР в регионе свидетельствует о значительной концентрации исследовательских усилий в рамках государственного сектора (правительственные лаборатории, национальные советы по науке и технологии, государ-
ственные вузы и т. п.). На долю частного промышленного сектора приходится не более 10% затрат на ИР. В этом плане национальные модели ИР большинства стран данного региона разительно отличаются от моделей, действующйх в других государствах мира. Автор напрямую связывает слабые позиции латиноамериканской промышленности на мировых рынках со слабо развитой базой их промышленных ИР. Данные о структуре затрат приведены в табл. 4.
Таблица 4 (с. 338)
Затраты на ИР по источникам финансирования и типу исследовательской деятельности в некоторых регионах (в % к итогу).
Латинская Страны Восточная Южная
Америка ОЭСР Азия Европа
Затраты по источ-
никам фондов:
правительство 78,8 41,3 35,6 46,4
промышленность 10,5 52,5 61,4 49,5
зарубежные фонды 3,4 0,4 2,9 3,9
прочие источники 7,3 4,0 0,1 0,2
Затраты по типу
исследовательской
деятельности:
фундаменталь- -
ные исследования 20,9 14,1 21,1 19,0
прикладные
исследования 52,4 26,5 30,4 39,7
разработки 26,7 59,5 48,5 41,2
Статистика, характеризующая инновационную деятельность фирм региона, располагает весьма неполными данными. Некоторую информацию такого рода удалось собрать в ходе реализации объединенной программы 11 стран региона и Испании. В 1991 г. более 100 латиноамериканских, испанских и португальских фирм вступили в соревнование, призванное выявить самую инновационно-активную компанию в каждой из трех групп предприятий: крупных, средних и мелких. Анализ полученной информации, признает автор, позволяет сделать вывод: инновационный потенциал латиноамериканской промышленности сравнительно слаб и сколько-нибудь активная деятельность сосредоточена в немногих фирмах наиболее развитых стран региона (с. 339).
Тенденции в сфере промышленной и технологической политики 80-х годов. За указанное десятилетие, подчеркивает автор, латиноамериканская политика в сфере технологии радикальными образом изменилась. Правительства стран региона в середине 80-х годов разработали и приступили к реализации новой модели промышленной и технологической политики. Особенно интересен, на взгляд автора, опыт двух стран — Мексики и Бразилии.
Примером "Всеобъемлющего структурного подхода" может служить принятая в 1984 г. в Мексике Национальная программа стимулирования промышленности и внешней торговли (Ргопайсе). Среди мер, призванных реализовать структурные изменения экономики, было, в частности, предусмотрено и изменение модели технологической политики. Новая стратегия ориентировалась на использование "политических инструментов" для повышения технологической интенсивности каждой отрасли, стимулирования нововведений и адаптации новой технологии. В качестве таких политических инструментов фигурировали: финансирование на льготных условиях или обеспечение венчурных капиталов за счет траст-фондов; налоговые льготы; развитие центров ИР в рамках промышленного сектора; стимулирование системы субконтрактов; создание эффективных связей между промышленными и университетскими исследовательскими подразделениями.
Некоторые из предложенных мер были впоследствии с успехом реализованы (например, контакты университетов и частных компаний), однако в целом программа "Ргопайсе" оказалась невыполненной. Спустя несколько лет после ее принятия политики вынуждены были признать программу примером "сверхпланирования" технологии и промышленности в целом. По оценкам, для реализации "Ргопайсе" потребовалось бы ввести 76 новых законодательных постановлений и правил и внести изменения в 33 закона, 66 указов и 175 официальных президентских постановлений (с. 341).
К концу 80-х годов в стране была разработана новая программа модернизации промышленности и внешней торговли, предложившая
радикально противоположный подход к решению проблемы по сравнению с "Ргопайсе". Сверхпланирование, как инструмент модернизации, заменено рыночными рычагами. В программе 1988 г. было заявлено, что отныне все решения в сфере технологии должны приниматься самими фирмами; какое-либо государственное вмешательство в этот процесс признавалось недопустимым. Правительственные фонды предлагалось использовать исключительно в сфере фундаментальных и неконкурентных прикладных исследований. Что касается прикладных промышленных ИР на конкурентной стадии, то их финансирование должно со временем быть полностью возложено на плечи частных компаний. Новая политика акцентирует особое внимание на защите прав интеллектуальной собственности, особенно в отношении патентов, торговых знаков и промышленных секретов.
Оценивая в целом последнюю программу мексиканского правительства, автор отмечает, что она означает продвижение политики данной страны в сторону "свободного рыночного подхода", при котором фирмы становятся по сути дела единственными "агентами", самостоятельно решающими все вопросы, связанные с развитием национальной технологии. Роль правительства свелась к обеспечению "благоприятного налогового режима для инновационной и технологической деятельности" .
Самый продолжительный и важный опыт в сфере промышленной политики среди стран Латинской Америки имеет Бразилия. Первые шаги по повышению уровня национальной промышленности были предприняты здесь еще в 50-е годы, а в середине 80-х годов страна приступила к выработке и реализации программы "Новой индустриальной политики", ориентированной прежде всего на развитие секторов национальной экономики. Позднее, в начале 90-х годов, появились, "Общие директивы в области промышленности и внешней торговли", предусматривавшие меры по стимулированию более "открытой и менее регулируемой экономики".
Знакомство с опытом двух самых развитых стран Латинской Америки, подчеркивает автор, позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, -ориентация на рынок является не только результатом сдвигов в общей экономической стратегии, но и провалом сверхпла-нирования, а также слишком расплывчатыми рамками национальных программ. Во-вторых, в промышленной и технологической политике отсутствовали четко сформулированные конкретные цели и критерии оценки, не был основательно продуман институциональный механизм реализации политики.
Заключительная часть данного раздела реферируемой статьи содержит характеристику моментов, которые, на взгляд автора, следует принимать во внимание правительствам всех латиноамериканских
стран, стремящихся разрабатывать национальную технологическую политику.
1. Самый серьезный барьер на пути новых технологий — отсутствие адекватного спроса со стороны потребителей; не обладая достаточной информацией, они не умеют должным образом оценить значение вложений в ИР и предпочитают использовать устаревшую, "зрелую" технологию.
2. Важным рычагом эффективного распространения технологии могут стать фирмы, "отпочкованные" от научных учреждений (science-based spin-off firms), а также технологические парки и инкубаторы.
3. Одно из непременных условий формирования "скопления" современных технологоемких фирм — сотрудничество правительства, НИИ и промышленности; стимулирование коммерческой ориентации исследовательских центров и университетов.
4. Главная задача международного сотрудничества в рассматриваемой сфере — стимулирование совместных усилий исследовательских центров разных стран данного региона.
Стратегические ориентиры и проблемы ближайшего будущего. Низкие темпы экономического и научно-технического роста в странах рассматриваемого региона, подчеркивает автор, являются в значительной мере следствием неудачной политики. Чтобы предотвратить дальнейшее технологическое отставание, следует радикальным образом пересмотреть распределение ресурсов, переместив их в сферу технологического развития и связанной с ним социально-экономической деятельности. Подобное перемещение может оказать воздействие "на инновационное поведение региональных систем в будущем".
До сих пор политики и учреждения, разрабатывавшие технологическую политику в странах Латинской Америки, уделяли недостаточное внимание такому фактору, как подготовка и эффективное использование ресурсов специалистов. Автор подчеркивает в этой связи, что отмеченный многими исследователями низкий спрос на современную технологию со стороны фирм рассматриваемого региона наблюдается и по отношению к ресурсам специалистов. Хотя многие НИИ недоу-комплектованы и плохо обеспечены материальными ресурсами, тем не менее даже такой потенциал часто не используется в силу отсутствия спроса на услуги подобных учреждений со стороны коммерческого сектора.
Каковы главные критерии эффективной технологической политики для Латинской Америки? На взгляд автора, таких критериев три 1) наличие финансовых рычагов для обеспечения развития на уровне предприятий и поощрения тесных связей между фирмами (или объединениями фирм) и центрами ИР; 2) использование механизма спроса, в
13-2023
частности спроса на новую технологию; 3) развитие связующих звеньев, обеспечивающих соединение спроса и предложения новых технологий, участие правительственных агентов в поддержке частных вложений (в первую очередь в общественно значимых отраслях).
Т. В. Горбунова
95.03.020. РИЧАРДСОН Ж. НАУКА В СЕГОДНЯШНЕЙ КУБЕ. RICHARDSON J. RESEARCH IN CUBA TODAY // Science a. public policy. — Guildford, 1994.— Vol. 21, № 3 .— P. 185-187.
Член редакционного консультативного совета английского журнала "Наука и государственная политика" делится информацией, полученной им в ходе двух визитов в Республику Куба, в 1990 и 1993 гг. Автор отмечает, что незадолго до первой его поездки на Кубу один из экспертов аппарата ООН в разговоре с ним подчеркивал, что в JIar тинской Америке есть лишь две страны — Куба и Бразилия, в которых и крупные исследовательские центры, и небольшие лаборатории "действуют как положено, хорошо содержатся и являются продуктивными". Мнение этого специалиста о Кубе показалось тогда автору преувеличенным, однако позднее он убедился, что "такая оценка была справедливой".
За три десятилетия кастровского режима, отмечает автор, Куба добилась заметных успехов в сфере образования и здравоохранения. Правда, университеты остаются чисто образовательными заведениями и исследовательской деятельностью почти не занимаются.
Научные учреждения страны находятся псщ эгидой Кубинской академии наук. На правительственном уровне руководство наукой осуществляет Государственный комитет по науке и технике, в его руках сосредоточено финансирование специальных отраслевых лабораторных центров в сфере сельского и рыбного хозяйства, строительства и др. Автор подчеркивает, что непосредственное руководство и Академией наук и Комитетом по науке сосредоточено в руках одного человека — доктора Розы Негрин (Rosa Negrin).
В 1995 г. научйое сообщество Кубы завершает реализацию третьего пятилетнего плана. Последний включает 22 исследовательских программы в сфере прикладных естественных и технических наук и 20 программ в области социальных и гуманитарных наук.
Характеризуя структуру управления исследованиями, автор отмечает, что на многие вопросы, касающиеся реального планирования и оценки исследований, весьма трудно получить удовлетворительные ответы Очевидно, однако, что разработка государственной политики вообще и научно-технической политики в частности выступает в форме отчетливого нисходящего процесса (top-down process), когда высшие