РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
.....-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028
МОСКВА 1995
95.03.021
100
(CIQ), где ведутся ИР в области биотехнологии, агробизнеса, энергетики, фармакологии, синтетических материалов. Проведением биотехнологических исследований занимается Центр генной инженерии и биотехнологии. Крупным кубинским научным учреждением является Институт океанологии, поддерживающий тесные контакты с аналогичными учреждениями Мексики, Бразилии и США. Некоторые работы проводятся здесь в контакте с испанскими учеными.
В ноябре 1993 г. на территории Кубы прошел 14 ежегодный съезд Всемирной федерации инженерных организаций (World federation of engineering organizations — WFEO), делегатами которого стали 2 тыс. инженеров из разных стран. Примерно в этот же период кубинские медицинские ассоциации приняли участие в конференции стран Карибского бассейна по проблемам тропической медицины (с. 187).
Т. В. Горбунова
93.03.021. ДЭВИС Ч., ТИФФИН С., ОЗОТИМЕХИН Ф. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ, ТЕХНИКИ И НОВОВВЕДЕНИЙ В АФРИКЕ.
DAVIS СН., TIFFIN S., OSOTIMEHIN F. Developing capacity in management of science, technology and innovation in Afrika // Intern. j. of technology management-J. intern. de la gestión technoiogique.-Geneva, 1994 .— Vol. 9, № 1 .— P. 43-60 .— Bibliogr.: p. 58-59.
Реферируемая статья является переработанным вариантом доклаг да, представленного авторами на Третью ежегодную конференцию по проблемам управления технологии в 1992 г. (г. Майами, США). Авторы доклада: Чарлз Дэвис — один из руководителей Программы управления инновационными системами в Исследовательском центре международного развития (г. Оттава, Канада)* Скотт Тиффин — президент фирмы "Socio Tech Inc." (г. Калгари, Канада). Эта фирма занимается разработкой программных продуктов для обеспечения систем принятия решений. Фола Озотимехин — профессор университета "Obafemi Awolowo" в Нигерии (г. Айфа). Является консультантом подразделений ОЭСР, ООН и многонациональных фирм. В 1983 г. организовал в своем университете первую в Африке Программу подготовки специалистов в области управления технологией.
В реферируемой статье представлен обзор некоторых проблем организации научно-технической и инновационной деятельности в странах Африки, расположенных на территориях так называемого "Суб-сахарского" региона. Авторы отмечают, что экономическая и социальная ситуация в данном регионе характеризуется самыми высокими в мире показателями роста населения, урбанизации, неграмотности и детской смертности. Неразвитость промышленной и научно-
технической базы ставит страны центральной Африки перед угрозой исключения из процессов международного научно-технического обмена, лишает их возможностей доступа к мировым банкам информации об управлении наукой, технологией и нововведениями (management of science, technology and innovation — MSTI). Это обстоятельство создает барьеры на пути распространения информации о новых методах и формах управления, что, в свою очередь, ставит под вопрос вероятность использования науки, технологии и нововведений для повышения конкурентоспособных позиций региона.
Авторы убеждены: эффективным орудием выхода из нынешней тяжелой экономической и социальной ситуации в странах рассматриваемого региона должны стать шаги по стимулированию организации и расширения конкурентоспособных фирм. Системный подход к созданию технологического потенциала предусматривает фокусирование усилий на снятии барьеров, мешающих инвестициям, налаживанию эффективного производства и промышленных нововведений.
Программы в сфере MSTI должны быть сориентированы на расширение информационной, консультативной и инвестиционной деятельности, что потребует "институциональных перемен в образовательных, правительственных и международных организациях, действующих в данном регионе".
Характеризуя условия, в которых должны реализовываться программы MSTI, авторы подчеркивают, что большинство африканских стран плохо подготовлены к тому, чтобы "ассимилировать внешнюю технологию и совершенствовать внутреннюю". На взгляд авторов, формирование активных научно-технических сообществ возмож-нр лишь в небольшой группе стран. Содержание собственных научно-технических учреждений для многих правительств стран региона стало "тяжелой ношей". Экономическая стагнация нанесла серьезный удар по и без того хрупкой инфраструктуре науки и техники. В настоящее время речь практически может идти о выживании научных исследований и образования во многих странах. Главный удар по национальному научному потенциалу наносит постоянная эмиграция ученых и инженеров из африканских стран в Европу, Северную и Южную Америку.
Нынешнее бедственное положение науки и техники в Африке ставит под угрозу будущее экономическое, социальное и экологическое состояние этого региона. Серьезность ситуации понимают и в международных агентствах, занимающихся проблемами развивающихся стран. Причины бедственного положения африканской промышленности некоторые экономисты видят в "стратегии воспроизводства импорта", которая ведет к ограничению гибкости технологии, излишней зависимости от иностранного капитала и нововведений, недооцейке
95 03 021
102
собственных секторов, как источников технических решений. Обследование, проведенное по заказу Международного исследовательского центра проблем развития (International'development research centre — IDRC), показало, что в африканских фирмах обрабатывающей промышленности весьма низок уровень технических изменений и знаний относительно выпускаемой продукции (с. 45).
Большая часть вопросов, связанных с использованием науки и технологии в целях развития, находится в руках правительств соответствующих стран региона. Эта традиция берет начало со времен первой конференции о научной и технической политике в Африке в начале 60-х годов. ЮНЕСКО популяризировала тогда идею научной политики среди африканских правительств и оказала им поддержку в формировании собственного механизма для проведения такой политики.
Как правило, в руках правительственных учреждений находится финансирование периодических издержек научных и образовательных учреждений. Государство устанавливает национальные приоритеты, оказывает содействие в получении помощи от иностранных доноров, в подыскании потенциальных партнеров. Среди других вопросов, относящихся к компетенции правительства, — планирование экономического развития, фундаментальные решения о размещении ресурсов. Правительство часто является единственным "предпринимателем", который в состоянии преодолеть "входной порог" для доступа к таким областям экономической деятельности, в которых требуются крупные вложения. Авторы отмечают, что из-за отмеченной роли государственного сектора в африканской научной и технической деятельности здешние политики оказываются более успешными в решении задач финансирования науки и технологии, нежели в организации "спроса на такое финансирование".
В 1987 г. состоялась вторая региональная конференция министров африканских стран, отвечающих за использование науки и технологии в целях развития (CASTAFRICA II). На конференции были выработаг ны рекомендации для правительств по широкому кругу вопросов. Рекомендации касались, в частности, проблем научно-технической политики, научного планирования, институциональных структур, финансовых и людских ресурсов, социального статуса ученых, региональных неправительственных научных ассоциаций, научно-технической информации, развития промышленности и сельских районов, подготовки кадров, международного сотрудничества. В то же вреМя, подчеркивают авторы, здесь почти не обсуждался вопрос о фирмах и предпринимательской деятельности. Судя по всему, делают вывод авторы, политики не готовы к тому, чтобы разработать специальные стимулы, призванные увеличить спрос на технологию.
Такого рода проблемы не стояли и в повестке дня Международно-
го семинара по управлению наукой и технологией в Африке, который был проведен при содействии ЮНЕСКО в 1990 г. в Нигерии Доклады, представленные экспертами из более чем десяти стран континента, часто ограничивались лишь описанием государственной инфраструктуры науки и техники соответствующих стран. Общепринятый взгляд на нужды африканской науки и технологии, широко отраженный в рекомендациях САвТАПИСА II, состоит в том, что "главная задача, требующая решения, — недостаточное материальное обеспечение этого сектора. Между тем, полагают авторы, африканские страны нуждаются прежде всего в разработке стимулов, повышающих спрос на нововведения".
Какие условия необходимы для эффективной технологической политики в странах Африки? Авторы убеждены, что, во-первых, это произведенный на местах и управляемый местными менеджерами определенный объем инвестиционного капитала; во-вторых, надо отказаться от методов "неформального управления, построенных на традициях и коррупции"; в-третьих, нужен сильный аппарат по выработке и реализации научно-технической политики; наконец, в-четвертых, необходимо пересмотреть содержание и приоритеты самой научной политики (с. 47).
Специальный раздел реферируемой статьи авторы посвятили характеристике инновационной системы региона. Их интересуют в первую очередь типичные слабости этой системы.
Один из барьеров на пути распространения нововведений — недостаточная информация о легко усваиваемых технологиях. Не располагая сведениями об имеющихся новинках, специалисты африканских промышленных лабораторий тратят силы и средства на постоянное "изобретение велосипеда". Поэтому, отмечают авторы, проблема номер один для Африки — возможность широкого доступа к технической литературе. Пока, даже на национальном уровне, получение и распространение специальной информации является дорогостоящей и трудоемкой задачей.
Второй важный недостаток инновационной системы региона — слабо развитый механизм поддержки технологического предпринимательства. Одно из немногих исключений в этом -плане представляет Нигерия, где существует одна из самых развитых в регионе инфраструктура в сфере науки, технологии и промышленности. Так, специальные агентства оказывают поддержку инновационной деятельности, предлагая услуги конструкторского, учебного, управленческого и финансового характера (с. 50).
Какие задачи может решить программа МБТ1 в сфере ускорения нововведений? Главная цель программы — выявление потребностей государственного сектора и подыскание агентов, способных удовлетво-
95.03.021
104
рить эти потребности. В настоящее время многие специалисты государственных лабораторий, будучи поставлены перед необходимостью разрабатывать проекты, предназначенные для передачи в промышленные подразделения, плохо представляют себе динамику технологических изменений или институциональную структуру инновационной системы, не знакомы с такими механизмами поддержки нововведений, как система кредитования, менеджмент, кооперационные соглашения и т. п. Особое значение программа МБП имеет для налаживания межинституциональных связей (в первую очередь промышленно-университетских) и внедрения инновационной стратегии в государственных исследовательских организациях.
Отличительная особенность условий научно-технической деятельности в странах региона — наличие многочисленных и многообразных связей с международными организациями и фирмами. Участие последних в финансировании науки и техники авторы показывают на примере Кении, страны, занимающей второе место в суб-сахарском регионе по размерам своего научно-технического сообщества. Соотношение зарубежных и отечественных ресурсов, выделяемых на исследования, составляет в этой стране 10:1 (с. 51). Во многих африканских странах исследователи вообще не имеют других средств на проведение ИР, кроме тех, которые они получают по контрактам от зарубежных учреждений. Дело в том, отмечают авторы, что хотя в Африке действуют несколько международных исследовательских центров (прежде всего в области сельского хозяйства), основной объем зарубежной помощи африканским исследователям осуществляется в форме финансирования проектов.
Характеризуя отношение международных агентств, занимающихся проблемами развития науки и техники, авторы обращают внимание на тот факт, что Африка не относится к приоритетным регионам в глазах зарубежных доноров. Специальное обследование структуры затрат Всемирного банка на 45 проектов в сфере науки и техники показало, что за два десятилетия (после 1970 г.) на указанные проекты было выделено 8 млрд. долл.; 30 проектов разрабатывались в секторе вузов и 15 — в промышленном секторе. На долю Африки пришлось из этого числа лишь четыре университетских проекта, доля которых в общей сумме затрат не превысила 1,8%. Почти половина затрат на промышленные проекты и 90% затрат на университетские проекты пришлась на регион Азии, прежде всего Корею, Китай и Индонезию (с. ^2).
Заключительный раздел реферируемой статьи авторы посвятили проблеме распространения в Африке программы МЭИ. Оценивая задачи данной программы, авторы обращают внимание на следующие моменты: 1) создание региональной сети с национальными центрами; 2) организация специальных учебных и исследовательских подразде-
105
95.03.022
лений на базе университетов; 3) обеспечение финансирования сети и ее компонентов за счет национальных и международных источников; 4) ориентация сети на обслуживание деятельности промышленных и прочих подразделений путем предоставления инвестиционных, информационных и прочих услуг; 5) предоставление услуг — задача неправительственных организаций, которые осуществляют эту деятельность на платной основе.
Один из компонентов программы, предлагаемой авторами для рассматриваемого региона, — учебные и исследовательские подразделения. В специальном приложении к реферируемой статье помещены разработанные авторами программы курса MSTI. В статье отмечается, что Африке необходим хотя бы один учебный и исследовательский центр MSTI международного уровня, дабы обеспечить африканским специалистам более легкий доступ к информации, касающейся всех вопросов, включенных в программу.
- В формировании сети по реализации программы управления наукой, технологией и нововведениями авторы выделяют роль так называемых "двигателей технологии" (technology drivers). Под последними они понимают организации, занимающиеся переносом технологии в промышленные подразделения. Это могут быть коммерческие и инновационные центры, кооперационные центры промышленной технологии, подразделения промышленно-университетского сотрудничества.
Т. В. Горбунова
95.03.022. АРМСТРОНГ С. ПРАВИЛО БОЛЬШИНСТВА ДЛЯ НАУКИ.
ARMSTRONG S. Majority rule for science // New scientist. — L., 1994 .— Mar. 26 .— Vol. 141, N 1918 P. 12-13.
Собственный корреспондент лондонского журнала "Новый ученый" в Йоханнесбурге (ЮАР) характеризует нынешнее состояние и перспективы развития системы науки в ЮАР.
В статье отмечается, что приход к власти в этой стране правительства "черного большинства" поставил среди прочих задач реформирования общественной системы задачу пересмотра приоритетов политики в области науки и технологии. ЮАР принадлежит к числу самых развитых в научном отношении стран Африки. В 1993 г. на исследовательскую деятельность было выделено около 1 млн. рандов, или 225 млн. фт. ст. (с. 12). ЮАР занимает лидирующее положение в мировом научном сообществе по таким направлениям ИР, как ядерные исследования, лазерная и радиационная технология, извлечение жидкого топлива из угля. Здесь впервые в мире была произведена операция по пересадке сердца.
14-2023