Научная статья на тему '99. 02. 018. Стратегическое планирование в научно-технических исследовательских институтах / ар-нолд Э. , Раш X. , бессант Ж. , Хобдэй М. Strategic planning in research and technology institutes // Arnold E. , rush H. , Bessant J. , Hobday M. // r&d management - Oxford, 1988. - Vol. 28, №2. - P. 89-100'

99. 02. 018. Стратегическое планирование в научно-технических исследовательских институтах / ар-нолд Э. , Раш X. , бессант Ж. , Хобдэй М. Strategic planning in research and technology institutes // Arnold E. , rush H. , Bessant J. , Hobday M. // r&d management - Oxford, 1988. - Vol. 28, №2. - P. 89-100 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИР ОРГАНИЗАЦИЯ -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИР {{-}}УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИР РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 018. Стратегическое планирование в научно-технических исследовательских институтах / ар-нолд Э. , Раш X. , бессант Ж. , Хобдэй М. Strategic planning in research and technology institutes // Arnold E. , rush H. , Bessant J. , Hobday M. // r&d management - Oxford, 1988. - Vol. 28, №2. - P. 89-100»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

99.02.018. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТАХ / АР-НОЛД Э., РАШ X., БЕССАНТ Ж., ХОБДЭЙ М. Stratégie planning in research and technology institutes // Arnold E., Rush H., Bessant J., Hobday M. // R&D management - Oxford, 1988. -Vol.28, №2. - P.89-100.

Один из авторов реферируемой публикации (Арнолд) - сотрудник фирмы "Technopolis ltd"; Раш и Бессант работают в Брай-тонском, а Хабдэй - в Сассекском университетах (Великобритания). Актуальность выбранной авторами темы они объясняют тем, что в настоящее время многие научно-технические НИИ "находятся на распутье... поставлены перед необходимостью выбора новой роли". Подобная ситуация складывается в условиях сокращения государственных средств, идущих на поддержку такого рода учреждений. Руководство научно-технических институтов (НТИ) вынуждено переоценить ориентацию деятельности, нацелив ее прежде всего на удовлетворение потребностей промышленных заказчиков. Такого рода задачи могут успешно решаться лишь на базе оптимального стратегического планирования.

Проблема НТИ изучалась авторами на примере девяти институтов, которые признаны "одними из самых успешных в мире".

Указанные НТИ действуют в различных регионах. Их общая характеристика представлена авторами в таблице.

Таблица (с. 92) НТИ и их роль в национальных инновационных системах

Название НТИ Страна размещения Характер деятельности

Институт промышленной техники и автоматизации (IPA) ФРГ Использование собственных и привлеченных специалистов для проведения ИР в области новых промышленных технологий. Ориентирован на крупные и средние промышленные фирмы

НИИ машиностроения (IVF) Швеция Институт отраслевой ассоциации, организован шведской промышленностью и государством в целях повышения научно-технического потенциала национального машиностроения

Компания "Pera international" (Pera) Великобритания Исследовательская ассоциация, предоставляющая платные услуги по проведению ИР и демонстрационных проектов, по сбору информации в интересах отдельных промышленных компаний

Бэтелловский мемориальный институт (BMI) США Осуществляет постепенный переход от обслуживания правительственных заказчиков к предоставлению услуг промышленности, в том числе оборонной и авиакосмической

Корейский институт науки и технологии (KIST) Южная Корея Создан для укрепления отечественной университетской системы и для более эффективного освоения зарубежных технологий. В последнее время переориентируется на технические ИР в интересах промышленности

НИИ промышленной технологии (ITR1) Тайвань Создан в помощь местным мелким компаниям. Оказывает технологические услуги, содействует им в освоении зарубежной технологии. Содействует становлению отраслей наукоемкой и технологоемкой продукции

Название НТИ Страна размещения Характер деятельности

Сингапурский институт стандартов и промышленных исследований (SISIR) Сингапур Первоначально ориентирован на интересы транснациональных корпораций, размещенных в Сингапуре. Позднее стал заниматься переносом технологий в малые и средние фирмы, помогать последним в организации собственных ИР

Гонконгский центр производительности (НКРС) Гонконг Предоставление учебных и технических услуг местной промышленности, в первую очередь мелким фирмам, которые не обладают соответствующими подразделениями

Информационный центр провинции Эмилия-Романья (CITER) Италия Исследовательская и информационная ассоциация, обслуживающая местные мелкие компании. Центр адаптации и передачи технологий в данном регионе. Ориентирован прежде всего на швейную промышленность

Материалы исследования девяти перечисленных НТИ авторы излагают в следующих разделах реферируемой статьи: проблемы, стоящие перед НТИ; НТИ в контексте национальной инновационной системы; разработка стратегических планов для НТИ; типичные возможности для совершенствования НТИ.

Проблемы, стоящие перед НТИ. Мощное воздействие, которое успешные НТИ способны оказать на экономическое и техническое развитие своих стран делает эти учреждения важным компонентом национальной инновационной системы. Однако, отмечают авторы, сказанное относится лишь к успешно действующим НТИ. Практика многих, в первую очередь развивающихся, стран показывает, что одной лишь организации НТИ по "образу и подобию учреждений, действующих в развитых странах", оказывается недостаточно для решения задачи обновления экономики.

Дело в том, что НТИ стран с "продвинутой экономикой" имеют ярко выраженный "исследовательский уклон". Заимствуя такую модель НТИ, развивающиеся страны увеличивают объем исследований в национальной инновационной системе, но необязательно наращивают ее новаторский потенциал. Стратегия развития НТИ, убе-

ждены авторы, требует не простого копирования успешных моделей, а глубокого понимания особенностей отечественной системы ИР.

Одна из распространенных причин неудачного функционирования многих НТИ - подход к управлению такими учреждениями не как к коммерческим а как к научным организациям. Конечно, подчеркивают авторы, то, что делают НТИ - "это не чистый бизнес" в строгом смысле. Тем не менее такие институты должны взять на вооружение богатый опыт промышленности в решении таких проблем, как анализ запросов потребителя, расчет и контроль затрат и прибыли и т.д.

НТИ в национальной инновационной системе. Чтобы наиболее эффективно действовать в национальных инновационных системах, подчеркивают авторы, НТИ должны рассматривать себя в качестве неотъемлемой части экономического инновационного потенциала. Компоненты национальной системы ИР и нововведений авторы представляют в виде схемы на с.91. НТИ занимают в этой структуре "уникальное положение", привлекая национальный и международный потенциал знаний и используя его в интересах отечественной промышленности. Они не могут заменить инновационные ресурсы промышленности, равным образом им не под силу выполнять те фундаментальные и прикладные исследования, которые реализуются в университетах. На взгляд авторов, задача НТИ - "приобретение, развитие и предоставление технологий и смежных услуг, в которых нуждается промышленность, но которые она не может обеспечить собственными силами" (с.91).

Анализ деятельности НТИ в ФРГ, Швеции, США и Великобритании (IPA, IVF, BMI, Pera) показал, что они осуществляют сходный пакет мер по обслуживанию зрелых промышленных фирм, как мелких, так и крупных. К числу подобных мер относятся: крупные научно-технические или инженерные проекты в области новых технологий; кооперационные проекты в интересах группы компаний; решение технологических проблем отдельных фирм; выполнение демонстрационных проектов; специальные услуги для мелких и средних компаний; испытания и информационное обслуживание.

Степень ангажированности НТИ в проведении национально-значимых технологических сдвигов зависит от готовности правительства финансировать их деятельность. С помощью государственных средств НТИ могут в случае необходимости "заполнить брешь в национальной инновационной системе". Более того, в некоторых развивающихся странах такого рода организации иногда специально создаются для решения значимых национальных проблем. В этой связи авторы ссылаются на НТИ в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге и на Тайване (ККТ, Б^Ш , НКРС, ГШ).

Разработка стратегических планов для НТИ. стратегическое управление НТИ требует выполнения нескольких задач. К их числу авторы относят оценку сильных и слабых сторон организации, анализ диапазона реализуемых проектов, моделирование организационных процессов и оценку спроса.

Характеризуя задачи по выявлению сильных и слабых сторон НТИ, авторы отмечают, что многие проблемы, выявленные ими при изучении девяти обследованных НТИ, являются типичными для всех организаций подобного рода.

Инновационная деятельность всегда связана с высоким риском. НТИ могут не оправдать ожиданий заказчиков в отношении сроков, качества решений, размеров затрат. В условиях почти повсеместного сокращения государственного финансирования НТИ и наращивания объема частных заказов проблема сокращения потенциального риска становится для руководства таких институтов одним из ключевых направлений стратегического планирования.

Успешное решение задач по переориентации НТИ на новые источники финансирования, по удовлетворению потребностей новой клиентуры, по "обгону" потенциальных конкурентов зависит от правильной оценки сильных и слабых сторон своей организации. Выполнение этого условия, считают авторы, явилось главной причиной успешного функционирования обследованных ими девяти НТИ.

Одна из важных сторон стратегического планирования в НТИ - анализ и оценка спектра выполняемой деятельности. Спектр ИР и смежной деятельности включает инновационную активность в диапазоне от фундаментальных исследований до информационных и

прочих услуг. Знакомясь с опытом девяти НТИ, авторы попытались выяснить, какой из возможных видов деятельности оказывается наиболее эффективным для успешно функционирующего института. Оказалось, что успешные НТИ мало занимаются новейшими исследованиями; не ориентируются они и на получение нововведений для последующей передачи в промышленность. Немногие из НТИ реализуют по собственной инициативе пионерные промышленные ИР.

Авторы убеждены: взгляд на НТИ как на центры "генерирования технологий" для промышленных компаний - ошибочен. Подобная ориентация явилась причиной провалов для многих НТИ. Авторы подчеркивают, что ИР и распространение инноваций -это прежде всего дело самой промышленности. Изучение опыта успешных НТИ или их подразделений показывает: последние сосредоточивают усилия прежде всего на технических задачах высокой степени специализации и на услугах, которые помогают фирмам проводить собственную инновационную деятельность. Именно такая специализация НТИ помогает им вносить наиболее эффективный вклад в национальную систему нововведений.

Для успешных НТИ характерны тесные связи с фирмами - потребителями их услуг. Таким образом, резюмируют авторы, НТИ дополняют инновационные усилия компаний. В то же время они располагают возможностями для проведения работ, которые не всегда удается организовать непосредственно в промышленности: они могут сосредоточить усилия своих специалистов на более долгосрочных проектах, свободных от непосредственного давления рынка; в рамках НТИ возможна концентрация персонала и специального оборудования на решении узкоспециальных проблем; потенциал НТИ используется зачастую для оказания поддержки малым фирмам, не располагающим соответствующей научно-технической базой.

Наряду с технологическими задачами многие из успешных НТИ осуществляют организацию семинаров, обучение персонала, проводят сертификацию продукции и т.п. - такого рода деятельность служит средством привлечения новых клиентов и дополнительным источником фондов в бюджет НТИ. Некоторые из организаций этого

типа создают консорциумы фирм для проведения прикладных исследований, в отдельных случаях они берут на себя разработку крупномасштабных национальных проектов.

Оценка собственных сильных и слабых сторон и определение диапазона деятельности составляют, на взгляд авторов, "лишь начальный момент стратегического планирования в НТИ". Проанализировав деятельность девяти успешных НТИ, авторы предлагают свою "идеальную модель" процесса для организации и оценки деятельности НТИ. На первом этапе они выявили направления, которых Институт должен придерживаться, чтобы успешно решать свои задачи. Таких направлений - четыре: 1) анализ потребностей "своего" рынка; 2) идентификация и приобретение новых технологий; 3) овладение новыми технологиями; 4) использование собственного потенциала в интересах национальной экономики.

Традиционный взгляд на инновационную деятельность исходит из определяющей роли "технологического давления" (technology push), когда новые знания открывают путь для новых технологий. Противники такого подхода выдвигают на первый план "давление спроса" (needs pull). В этом случае успешные инновации выступают как результат идентификации потребностей потребителей. Авторы полагают, что толчком к инновационной деятельности выступает процесс "соединения двух давлений": технологические возможности соединяются с потребностями пользователей. Именно в таком соединении они видят ключ к успешной стратегии для НТИ. Главный вопрос, который решает руководитель НТИ, подчеркивают авторы, состоит в том, в какой поддержке нуждается потребитель инновационных технологий.

Подобный подход требует четкой классификации потребителей. Авторы выделяют следующие типы: компании - исполнители ИР (Research performers); фирмы, обладающие технологической компетентностью (Technological competens); компании, "пробивающие себе дорогу" (Booststrap companies); малые и средние фирмы со слабой технологической базой (Low-tech SMEs).

В первой группе компаний лидируют транснациональные корпорации (ТНК). Они являются важными потенциальными потреби-

телями услуг НТИ. Как правило, ТНК покупают не только технические услуги, но и небольшие проекты по совершенствованию производственного процесса в своих местных отделениях. Развивающийся процесс децентрализации ИР в ТНК должен сделать их более активными клиентами НТИ.

Вторую категорию составляют в основном национальные ком пании. Услуги, которые они приобретают у НТИ, касаются разработки стандартов, проведения измерений и тестирования продукции, обучения персонала; к помощи НТИ такие компании обращаются и для получения информации о международных достижениях в соответствующей отрасли. Процесс интернационализации и глобализации ИР делает такого рода информацию все более необходимой.

Третью и четвертую группу потенциальных потребителей услуг НТИ составляют мелкие и средние фирмы. Не располагая достаточной базой, они нуждаются в технологической, организационной и управленческой помощи. По отношению к клиентам данной категории НТИ часто выступают в роли аудитора коммерческой и технологической деятельности. В реализации программ консультативной помощи мелким и средним фирмам НТИ пользуются государственной финансовой поддержкой. Вот почему те НТИ, которые столкнулись в последнее время с заметным сокращением правительственного финансирования, свертывают свою работу с такого рода клиентами.

Ориентация на оказание разнообразных услуг разным категориям фирм-клиентов требует от персонала НТИ хороших знаний о состоянии и уровне технологии на мировых рынках. Вот почему многие успешные организации данного типа участвуют в международных технологических ассоциациях, организуют командировки своих экспертов в различные страны.

Важный компонент процесса приобретения технологии в НТИ - проведение собственных работ. В этой связи авторы подчеркивают важность внешней оценки подобных проектов, особенно со стороны экспертов из промышленных компаний.

Говоря об информационной и консультативной деятельности НТИ, авторы выделяют такой ее аспект, как обмен персоналом: ин-

ститутские специалисты переводятся на временной основе на работу в соответствующую фирму или, наоборот, промышленные эксперты командируются на определенный срок в лаборатории НТИ.

Типичные возможности для совершенствования НТИ. Снижение государственного финансирования НТИ стимулировало последние расширять стратегическое сотрудничество с промышленными компаниями. Такого рода переориентация требует большего внимания к проблемам маркетинга, управления персоналом и т.п. Дело в том, что в течение долгого времени руководство многих НТИ "искало необходимые им ресурсы в правительственных учреждениях". Новая ситуация вынуждает НТИ осваивать новые подходы. Чтобы обеспечить себя необходимой клиентурой и соответствующими ресурсами НТИ должны учиться составлять и разрабатывать маркетинговую стратегию; рекламировать свою деятельность; выявлять и привлекать крупных потенциальных потребителей услуг НТИ; там, где в этом есть необходимость, устанавливать и развивать долгосрочные связи либо организовывать более прочные альянсы.

Успех НТИ, убеждены авторы, зависит также от способности идентифицировать и ранжировать технологии. Компетентность НТИ в этих вопросах должна быть настолько высокой, чтобы они были в состоянии предлагать потенциальным клиентам "концептуальные соглашения" (Framework agreement), рассчитанные на длительное время.

Один из путей совершенствования НТИ - кадровая политика. Эта проблема особенно актуальна для развивающихся стран. Подход руководителей НТИ, стремящихся привлечь в эти организации как можно больше "остепененных" специалистов, авторы считают бесперспективным. На их взгляд, следует сочетать две категории сотрудников: дипломированных специалистов с опытными инженерами-практиками из промышленных компаний. Последние, как полагают авторы, должны составлять не менее трети персонала НТИ (с.98).

Совершенствование деятельности НТИ невозможно без совершенствования его управленческой структуры. Авторы считают, что успех могло бы принести разделение правящих органов НТИ на

надзирающие и технические. В последнем случае решение проблем было бы передано в руки специалистов из промышленности. Такой совет мог бы собираться не реже четырех раз в год и рассматривать технические аспекты работы НТИ.

В заключение авторы отмечают, что успешные НТИ решают в тесном контакте с промышленностью высокоспециализированные технологические задачи, многие из которых были бы невозможны на уровне отдельных компаний. Вырабатывая стратегию своего развития, НТИ, на взгляд авторов, должны определиться, каким бизнесом они будут заниматься, и тщательно изучать нужды и возможности соответствующей отрасли.

Т. В. Горбунова

99.02.019. КЛАГ А. ДИРИНГ И БУДУЩЕЕ БРИТАНСКОЙ НАУКИ. KLUG A. Dearing and the future of UK science // Interdisciplinary science rev. - L., 1998. - Vol.23, №1. - P. 12-17.

Реферируемая публикация - изложение обращения президента Лондонского королевского общества на годичном собрании его членов. Оратор привлек внимание слушателей к работе Национального комитета, занимающегося изучением состояния дел в сфере высшего образования (National commitee of inquiry into higher education). Этот комитет образован в мае 1996 г. и должен был представить свои выводы к лету 1997 г. Председателем комитета был назначен Рон Ди-ринг. Оратор подчеркнул, что расследование, предпринятое Дирин-гом, - первое после 30-летнего перерыва, когда действовал т.н. Комитет Роббинса. Доклад Диринга обнародован в июле 1997 г. Он явился предметом серьезного обсуждения в совете общества, во многих организациях и заинтересованных кругах. По мнению автора реферируемой публикации, "доклад Диринга следует рассматривать в контексте научно-технической политики в целом". В этой связи он считает необходимым подробно остановиться на тем аспекте доклада, в котором рассматриваются проблемы исследовательской деятельности в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.