Научная статья на тему '95. 03. 022. Армстронг С. Правило большинства для науки. Armstrong S. majority rule for science // new scientist. - L. , 1994. - Mar.. 26. - Vol. 141, № 1918. - P. 12-13'

95. 03. 022. Армстронг С. Правило большинства для науки. Armstrong S. majority rule for science // new scientist. - L. , 1994. - Mar.. 26. - Vol. 141, № 1918. - P. 12-13 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР --ЮАР / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИР -ЮАР / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -ЮАР / НАУКА -В ЮАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 022. Армстронг С. Правило большинства для науки. Armstrong S. majority rule for science // new scientist. - L. , 1994. - Mar.. 26. - Vol. 141, № 1918. - P. 12-13»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

.....-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028

МОСКВА 1995

105

95.03.022

лений на базе университетов; 3) обеспечение финансирования сети и ее компонентов за счет национальных и международных источников; 4) ориентация сети на обслуживание деятельности промышленных и прочих подразделений путем предоставления инвестиционных, информационных и прочих услуг; 5) предоставление услуг — задача неправительственных организаций, которые осуществляют эту деятельность на платной основе.

Один из компонентов программы, предлагаемой авторами для рассматриваемого региона, — учебные и исследовательские подразделения. В специальном приложении к реферируемой статье помешены разработанные авторами программы курса MSTI. В статье отмечается, что Африке необходим хотя бы один учебный и исследовательский центр MSTI международного уровня, дабы обеспечить африканским специалистам более легкий доступ к информации, касающейся всех вопросов, включенных в программу.

- В формировании сети по реализации программы управления наукой, технологией и нововведениями авторы выделяют роль так называемых "двигателей технологии" (technology drivers). Под последними они понимают организации, занимающиеся переносом технологии в промышленные подразделения. Это могут быть коммерческие и инновационные центры, кооперационные центры промышленной технологии, подразделения промышленно-университетского сотрудничества.

Т. В. Горбунова

95.03.022. АРМСТРОНГ С. ПРАВИЛО БОЛЬШИНСТВА ДЛЯ НАУКИ.

ARMSTRONG S. Majority rule for science // New scientist. — L., 1994 .— Mar. 26 .— Vol. 141, N 1918 P. 12-13.

Собственный корреспондент лондонского журнала "Новый ученый" в Йоханнесбурге (ЮАР) характеризует нынешнее состояние и перспективы развития системы науки в ЮАР.

В статье отмечается, что приход к власти в этой стране правительства "черного большинства" поставил среди прочих задач реформирования общественной системы задачу пересмотра приоритетов политики в области науки и технологии. ЮАР принадлежит к числу самых развитых в научном отношении стран Африки. В 1993 г. на исследовательскую деятельность было выделено около 1 млн. рандов, или 225 млн. фт. ст. (с. 12). ЮАР занимает лидирующее положение в мировом научном сообществе по таким направлениям ИР, как ядерные исследования, лазерная и радиационная технология, извлечение жидкого топлива из угля. Здесь впервые в мире была произведена операция по пересадке сердца.

14-2023

95 03 022

106

Характеризуя систему науки недавнего прошлого в ЮАР, автор отмечает, что, как и прочие сектора общества, она не избежала влияния политики апартеида. Подавляющее большинство черного населения ЮАР не могло пользоваться плодами технического прогресса. До сих пор 86% школ и большая часть больниц для черных не имеют электричества. Детская смертность в этой группе населения составляет 53 человека на 1 тыс. родившихся, для белых этот показатель равен 7. Расходы на школьное образование для черных были в четыре раза меньше, чем для белых детей. Политика апартеида привела к тому, подчеркивает автор, что сегодня в ЮАР 96% инженеров и 90% ученых являются белыми (с. 7).

Реформирование апартеида в науке ставит перед новым правительством сложную задачу: реорганизацию существующей структуры на более справедливых началах без разрушения передовой научной базы страны. Новая.политика потребует нового подхода к финансированию: правительству придется решить дилемму — каким образом-поделить государственные фонды между социальными реформами и сектором науки.

Большую часть средств на финансировании науки правительство распределяет через шесть научных советов: по сельскому хозяйству, геологическим наукам, по научным и промышленным исследованиям, по гуманитарным наукам, по медицине, по технологии минералов. В качестве советов выступают также Фонд исследований и разработок и Бюро стандартов. Некоторые из учреждений этого типа курируют собственные НИИ: так, при совете сельскохозяйственных исследований действуют 13 НИИ, при совете по научным и промышленным исследованиям — 13 специализированных подразделений (с. 13).

До последнего времени члены правлений этих советов назначались правительством. Порядок финансирования университетских исследователей из фондов советов предусматривал предварительную оценку заявки специальным комитетом; последний учитывал не только научную значимость заявки, но и "идеологическое здравомыслие" соискаг теля.

Признаки первых перемен в системе науки обнаружились уже в конце 80-х годов. Перед лицом международных санкций, когда правительству пришлось заморозить и частично сократить бюджет науки, в правления научных советов были допущены "новые люди". В отличие от прежней практики их рекомендовали на руководящие посты не правительство, а сами советы. Среди персонала советов появились "черные" специалисты. В некоторых из организаций такого типа приступили к разработке программ вузовского обучения для "черных" студентов

Советы предприняли попытки ослабить свою зависимость от пра-

107

95.03.022

вительства, изыскав новые, неправительственные источники финансирования. Так, например, совет по научным и промышленным исследованиям, который до недавнего времени полностью финансировался правительством, теперь 60% своего бюджета покрывает за счет контрактных исследований (с. 13). Автор подчеркивает в этой связи, что подобная самостоятельность вызывает недовольство со стороны лидеров Африканского национального конгресса (АНК). Последние стремятся поставить науку и ее финансирование под правительственный контроль, чтобы "государственные деньги использовались для блага государства".

В 1992 г. АНК сформировал группу экспертов во главе с бывшим председателем Комитета ОЭСР по научной и технической политике. Перед этой группой стояла задача пересмотреть инфраструктуру национальной науки и технологии. До недавнего времени политика правительства в сфере науки формировалась с помощью Консультативного научного совета, члены которого не обязаны были обнародовать свои рекомендации. Проанализировав деятельность этого органа, эксперты рекомендовали отказаться от него в будущем. Более разумным они посчитали включение соответствующих руководителей науки в состав правительства. Следуя рекомендациям экспертов, АНК сформировал так.называемую "Инициативу в сфере науки и техники" (Science and technology initiative) — форум из представителей правительственных организаций, исследовательских советов, общественных организаций, промышленности — для выработки национальных целей научной политики. Специальный подкомитет разрабатывает, пути реорганизации системы исследовательских советов.

Приоритеты АНК сформулированы в обнародованной им Программе реконструкции и развития. Здесь предусмотрены, в частности, особые стимулы для промышленных фирм, создающих или расширяющих свои исследовательские подразделения. В указанном документе подчеркивается, что правительство АНК намерено предотвратить свертывание государственного финансирования науки (доля последнего сократилась в недавние годы с 1% ВВП до менее чем 0,5%). В планы АНК входит пересмотр и переоценка деятельности всех государственных исследовательских центров. Автор подчеркивает в этой связи, что крупнейшим среди государственных центров является Национальный центр ускорителей в окрестностях Кейптауна, где действует мощный циклотрон, используемый для медицинских, биологических и физических экспериментов.

Что принесет реорганизация науки, планируемая АНК и взятая на вооружение "правительством большинства"? Представители научного сообщества выражают серьезные опасения, что правительство пожертвует наукой ради амбициозных социальных программ По спидо-

95.03.023

108

тельству автора реферируемой статьи, реорганизация системы исследовательских советов уже оставила без работы многих ученых: около 500 человек уволены в 1989 г. из подразделений совета по научным и промышленным исследованиям, а свертывание программ разработки Ядерного оружия принесло безработицу 5,4 тыс. специалистов (с. 13).

Т. В. Горбунова

95.03.023. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В США: ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ. Research and development: Financial resources and institutional linkages // Science and engineering indicators — 1993 rep. / Nat. science board.-Wash., 1993 .— P. 87-130.

Реферируемая публикация — четвертая глава из очередного доклада "Показатели науки и техники" за 1993 г. Такого рода доклады разрабатываются экспертами Национального научного совета США. Материал реферируемой главы составители представили в виде следующих основных разделов: введение; национальная структура затрат на ИР; федеральная поддержка исследовательской деятельности; межсекторальные и межинституциональные связи в сфере ИР.

Во введении отмечается, что объем затрат на ИР — показатель той роли, которую они играют в решении проблем национальной обороны, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, здравоохранения, обеспечения качества окружающей среды и социального благосостояния. В течение двух прошедших десятилетий в экономическом и политическом климате, в условиях которого разрабатывается научно-техническая политика и проводятся ИР, произошли кардинальные перемены. Они коснулись сдвигов не только в уровне финансирования науки, но и ее организационной и институциональной системы. Составители подчеркивают, что американская промышленность, вынужденная отвечать на конкурентный вызов интегрирующегося глобального хозяйства, проходит трудный период перестройки, в ходе которой исследовательской деятельности приходится энергично конкурировать с другими, более краткосрочными приоритетами. Пытаясь изыскать дополнительные средства для финансирования своих ИР, промышленные фирмы наращивают объемы партнерства с федеральными и вузовскими научными учреждениями.

Быструю- эволюцию и фундаментальную переоценку проходит и государственна^ политика в сфере науки. Правительство сталкивается с трудной дилеммой балансирования между поддержкой исследовательских инициатив и необходимостью существенных бюджетных ограничений. В заявлениях представителей исполнительной и законодательной власти все настоятельнее подчеркивается необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.