Р0ССЙ4*СК*Я АКАДЕМИЯ НАУК
]_ и гит? _ То
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11
СОЦИОЛОГИЯ
3
издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 95.03.001-95.03.030
МОСКВА 1995
95.03 018
88
ков, то в 1956-1966 гг. картина резко изменилась. Особенно заметно понизился индикатор счастья у чернокожих американцев с высоким уровнем доходов и образования.
2. Раса и суицид. Здесь наблюдается обратим картина: уровень самоубийств гораздо выше среди белых американцев, чем среди чернокожих. Значительную роль в предотвращении суицидальных попыток играет разветвленная сеть семейных связей, а также степень социальной интеграции (последняя служит гарантией против самоубийств среди иммигрантов). Вместе с тем уровень суицида среди американских индейцев (особенно молодых мужчин) гораздо выше, чем у негров и в среднем по стране.
В заключение автора подчеркивают, что их исследования и полученные результаты носят предварительный и вероятностный характер. Эмпирические данные показывают, что "брак, занятость и религиозность составляют базовые условия счастья и как таковые снижают риск суицида"(2, с. 225). Пол, раса и возраст оказались менее значимыми индикаторами, чем предполагалось. Результаты эмпирической проверки не позволяют с уверенностью констатировать существование обратной связи между счастьем и суицидом. Вполне вероятно, что неоднозначность йолученных данных обусловлена тем, что в основу аналитического сопоставления были положены демографические характеристики, связанные с двумя разными статусными категориям: брак, религиозность и занятость характеризуют так называемый приобретенный статус, тогда как пол, раса и возраст являются приписанными статусными атрибутами. Нельзя исключить возможности того, что люди, "обладающие близкими приобретенными статусами, более похожи друг на друга, чем носители аналогичных приписанных атрибутов (например, состоящие в браке — и белые). В таком случае более результативным будет сопоставление уровней счастья и суицида именно на базе приобретенных статусных характеристика (уровень образования, политическое участие, досуг, распределение бюджета времени и т.п.).
Б. В. Якимова
95.03.018. ЛЕВИЦКА М. ЖИЗНЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИКАТОР ЖИЗНЕННОГО ПЕССИМИЗМА. LEWICKA М. Ukierunkowanie zyciotfe czlowieka jako jeden ze wspolwyz-nacznikow stanow pesymizmy zyciowege // Pr. psychologiczne.— Wroclaw, 1992 .— № 28 — S. 51-61.
В статье Марии Левицкой (доктор психологии, Вроцлавский университет, Польша) представлены результаты эмпирического исследования субъективных условий жизненного пессимизма. Теоретической
базой работы Левицкой послужила психологическая теория "человека в мире" Т. Томашевского и его концепция решения жизненных проблем. Согласно Томашевскому, субъективные свойства личности, в частности ее жизненная направленность, могут выступать в качестве индикаторов длительных и весьма тяжелых эмоциональных переживаний, получивших обобщенное название состояния жизненного пессимизма. Конкретизируя идеи Томашевского, Левицка предлагает следующую формулу, выражающую связь между субъективной жизненной направленностью и пессимизмом:
Ож / От„ / Ст„ / 3 / Рд — Л — Ре / Рт / Ст „ / От к / Кж, где Ож — жизненная обусловленность, От„ — исходное отношение, Сти — исходная ситуация, 3 — задача (жизненная проблема), Рд — раздражитель, Л — личность, Ре — реакция, Рт — результат, Стк — конечная ситуация, Отк — конечное отношение, Кж — качество жизни. Таким образом, под жизненной направленностью здесь имеется в виду индивидуальная организующая структура, которая детерминирует и упорядочивает жизненные цели человека, преобразуя их в конткрет-ные действия. Следовательно, та или иная жизненная направленность обусловливает то или иного качество жизни.
Жизненная направленность может быть подлинной (ценной) и не-подлиной (малоценной). В первом случае она воплощается в позитивном отношении к миру и повышает качество жизни индивида; во-втором — искажает восприятие действительности, превращаясь в источник жизненных проблем. Если индивид воспринимает эти проблемы как неразрешимые, он попадает в ловушку жизненного пессимизма и нуждается в помощи психотерапевта.
Цель эмпирического исследования Левицкой состояла в изучении специфики жизненной направленности (конкретизированной как система ценностей и целей, направляющих жизненную активность) у людей, переживающих состояние жизненного пессимизма. В качестве метода исследования использовалось психологическое интервью, для оценки результатов применялись шкала PIL (purpose of life tas tes, Каталог жизненных целей, составленный в Познаньском университете (16 бытовых, 15 базовых и 11 интегративных целей). В беседах участвовали пациенты нескольких клиник (21 женщина и 9 мужчин в возрасте 20-40 лет). Результаты исследования позволили выделить четыре группы респондентов: а) лица, не имеющие жизненной направленности (группа I); б) лица, чья жизненная направленность находится в стадии формирования (группа 2); в) лиц» с неподлинной (малоценной) жизненной направленностью (группа 3);'г) лица, обладающие подлинной жизненной направленностью (группа 4).
Пациенты группы I обнаружили полное отсутствие базовых жизненных целей как основы елиной линии жизненной активности Эти 12-2024
95.03.018
90
люди ограничивались целями (и ценностями) простейшего уровня (стремление выжить, удовлетворить сексуальные потребности и т. д). Все они жаловались на неразрешимые внутренние конфликты и свою неспособность принимать жизненно важные решения. Группа 2 состояла из пациентов, жизненная философия которых претерпевала эволюцию. В их системе жизненных целей доминировали именно те ценности, которые на самом деле направляли их жизненную активность. Однако это не способствовало непосредственному позитивному восприятию жизни или повышению ее качества; почти у всех наблюдались стрессовые состояния и внутренние конфликты. Тем не менее члены группы 2 постепенно склонялись к мысли о том, что человек может и должен влиять на ход собственной жизни, а их пессимистическое восприятие трансформировалось (через этап сомнений) в оптимистическое.
В группу 3 вошли пациенты, обладавшие базовыми жизненными целями, реализация которых приводила, однако, к искаженным отношениям с миром. Эти люди отдавали предпочтение бытовым целям, непосредственно организующим их семейную жизнь и профессиональную деятельность. Они также были подвержены внутренним конфликтам, обусловленным трудностями бытового характера. Жизненная философия большинства членов группы 3 сводилась к утверждению о том, что человек в своей жизнедеятельности полностью зависит от наследственности и среды, его собственное влияние на ход событий незначительно. При этом восприятие мира колебалось между оптимистическим и пессимистическим.
Пациенты группы 4 обладали подлинной (ценной) жизненной направленностью. Все их базовые ценности трансформировались в цели, причем некоторые из этих целей были успешно реализованы в семейной и профессиональной деятельности, в сфере досуга или общественной жизни. Появление жизненных проблем не влекло за собой внутренних конфликтов; жизненная философия заключалась в вере в собственные силы, в умении воспринимать трудности как "хорошие жизненные уроки", в способности самостоятельно строить свою жизнь. Члены этой группы были оптимистичны и демонстрировали последовательность в реализации своих целей. Их отношение к миру выглядело позитивным, качество жизни повышалось.
Тип жизненной направленности, продолжает свои наблюдения Ле-вицка, в значительной мере обусловливает и сами процессы переживания жизненных трудностей. Так, люди, лишенные этой субъективной характеристики, как правило, непосредственно связывают неприятные события со своими жизненными ценностями (например, стремление "стать большим человеком" — и трудности завершения докторской диссертации, желание "жить в роскоши" — и просьба состоятельного
мужа о разводе, надежда "быть любимой" — и разрыв в партнером. Бели у человека только формируется жизненная направленность, он обычно связывает жизненные трудности с важнейшими жизненными целями (конфликт с мужем у женщины, высшая цель которой — семейная жизнь; неудача на вступительных экзаменах в вуз у молодого человека, чье хобби тесно связано с избранной профессией). То же самое характерно и для людей, обладающих малоценной и подлинной жизненной направленностью; с той разницей, что для этих групп хаг рактерны разные уровни жизненных целей и их связей с ценностями.
Типы жизненной направленности влияют также на характер переживания жизненного пессимизма. Так, для большинства испытуемых группы I это — состояние было окрашено сильными или средними негативными эмоциями, выражалось в апатии или агрессии и нередко перерастало в хроническое. Члены группы 2 испытывали неприятные эмоции средней степени, агрессия была для них менее характерна, чем апатия, хронический пессимизм наблюдался реже, чем в первом случае. Для пациентов группы 3, напротив, типичным было состояние агрессии, но негативные эмоциональные ощущения н* достигали уровня группы 2, преобладали состояния эпизодического или рецеди-вирующего пессимизма. В группе 4 отмечалось состояние "слабого" жизненного пессимизма, без агрессивных или апатических тенденций.
Э. П. Васильева
Приложение
95.03.019. МОСКОВИЧИ С. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЯСНЕНИЯ В СО-ЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
MOSCOVICI С. Preconditions for explanation in social psychology // Europ. j. of social psychology — N. Y., 1989 .— Vol. 19, J* 5 .— P. 407-430.
Серж Московичи размышляет о путях и итогах послевоенного развития европейской социальной психологии и предлагает свой вариант решения метатеоретических проблем этой дисциплины.
Последние годы свидетельствуют о возрождении интереса к концептуальным формам социальной психологии. Стимулом для этого послужило историческое развитие дисциплины, а также попытки преодолеть упрочившуюся индивидуалистическую тенденцию. После более чем десятилетнего молчания вопрос о целях социальной психологии вновь стал актуальным, прежде всего в Америке, где оживились дискуссии относительно эпистемологии, адекватной этим новым целям.
Проблема объяснения состоит вовсе не в том, чтобы найти причины тою или иного феномена, но в том, чтобы дать ясный ответ на вопрос, 12*