РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
* цмдмдяьЯ
.
1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ 3 -НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074
МОСКВА 1995
ным условием социальной стабильности при реализации вероятных сценариев развития является сохранение общих объемов промышленного производства при стимулировании создания новых рабочих мест на небольших предприятиях с наукоемкой продукцией и в непроизводственной сфере (с. 95).
И. Ю. Жилина
95.02.034. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / Возняк В. Я., Фейтельман Н. Г., Кокошкин К. Б. и др.; Отв. ред.: Воз-няк В. Я., Фейтельман Н. Г.; РАН. Ин-т экономики, Госкомчернобыль России.— М.: Наука, 1994 .— 224. с.
Книга состоит из введения, пяти разделов и 20 глав.
В первом разделе рассматриваются проблемы социально-экономической и экономико-экологической реабилитации территорий Российской Федерации, пострадавших от радиационного загрязнения.
Помимо регионов, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, в России имеются огромные территории с многомиллионным населением, подвергшиеся радиоактивному облучению в результате других ядерных и радиационных аварий, а также ядерных испытаний. Поэтому со всей остротой встает проблема реабилитации этих территорий, т. е. осуществления мероприятий по ликвидации (минимизации) последствий для окружающей среды (ОС) и человека воздействия радиоактивного излучения, создания социально-экономической и правовой среды, позволяющей обеспечить восстановление экологического баланса и нормальной жизнедеятельности населения на пострадавших территориях, где особенно резко проявляются кризисные явления в экономике. При этом основной целью всех проводимых мероприятий является социальная реабилитация населения загрязненных территорий, т. е. восстановление условий экономического, экологического, медицинского и психологического характера, нарушение которых наносит ущерб нормальной жизнедеятельности людей.
Вся политика государственной помощи пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф регионам до последнего времени оснрвывалась на компенсационном принципе и носила централизованный характер. В современных условиях необходим переход к оптимальному сочетанию централизованных и децентрализованных источников ее финансирования при постепенном снижении величины централизованных ресурсов и соответствующем увеличении средств, вкладываемых за счет региональных и местных бюджетов и хозяйствующих субъектов.
Для скорейшей социально-экономической реабилитации загрязненных территорий предлагается: освободить вновь строящиеся предпри-
ятия от платы за землю и покупку земли; привлечь иностранный капитал на взаимовыгодных условиях; предоставить систему льгот, снизить отчисления от прибыли в бюджет для предприятий, направляющих часть прибыли на благотворительные цели; создать систему стимулирования приватизации путем отчисления процентов по приватизации в пользу трудовых коллективов; создать страховые фонды для населения и предприятий, экологический страховой фонд, а также систему стимулирования развития фермерства.
На примере ядерной энергетики показываются ограниченные возможности метода оценки природоохранных затрат в рамках анализа экономической эффективности и предлагается использовать для этой цели метод “затраты—выгоды”, формализованное выражение которого подробно анализируется.
Большое внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам природопользования в условиях рыночной экономики, в частности, проблемам разгосударствления и приватизации в сфере природопользования, земельной ренты и платы за землю, а также проблемам реформирования экономики в регионах радиационных и экологических катастроф.
Поскольку перед загрязненными регионами помимо общих для всех территорий проблем стоят специфические задачи (экологизация производства, выпуск экологически чистого продовольствия, проведение природоохранных мероприятий и т. д.), социально-экономическая реабилитация этих регионов предполагает сохранение целенаправленной государственной реабилитационной политики при передаче максимально возможной части государственных полномочий, прав и обязанностей на региональный уровень. Кроме того, необходимо перейти от принципов безвозмездного субсидирования к принципам возвратности реабилитационных средств, окупаемости как централизованных, так и децентрализованных инвестиций. Представляется целесообразным также сохранить на первое время государственную поддержку загрязненных территорий, установив особые условия функционирования хозяйства для превращения их экономики в открытую и эффективную.
В определенном совершенствовании нуждается и компенсационный механизм социальной реабилитации населения радиоактивно загрязненных территорий. Кроме бюджетного финансирования необходимо использовать и другие механизмы, в частности, льготное налогообложение юридических и физических лиц, бесплатное медицинское страхование населения.
При рассмотрении влияния экологических факторов на размещение производительных сил на региональном уровне отмечается, что при формировании его стратегии необходимо исходить из состояния ОС. При этом важно рассчитать предельно допустимую суммарную
антропогенную нагрузку региона на основе емкости ассимиляционного потенциала региональной экосистемы. Специфика размещения производительных сил в пораженном регионе состоит в том, что производственная деятельность здесь сопряжена с медицинским риском, величина которого неодинакова для разных групп населения. С учетом различий категорий проживающего на данной территории населения устанавливаются разные уровни предельно допустимых дозовых нагрузок, которые определяют диапазон приемлемого риска (по медицинским параметрам).
Поскольку решения по размещению производств, принимаемые на основе приемлемого риска, являются многокритериальными, оптимальное решение должно учитывать баланс между степенью допустимого риска и размерами социальных и экономических вы гол, получаемых с учетом локальных, отдаленных и трансграничных последствий.
На размещение и развитие тех или иных отраслей в регионах оказывает определенное воздействие государственная структурная и инвестиционная политика. При этом с точки зрения эколого-экономической целесообразности инвестиционный процесс в настоящее время в определенной мере иррационален вследствие высокого удельного веса капитальных вложений в развитие производств, негативно влияющих на состояние ОС. Поэтому учет экологических требований при разработке инвестиционной политики, т. е. обеспечение оттока инвестиций из отраслей, связанных с производством первичного сырья, в пользу предприятий, работающих на вторичном сырье, а также развитие энергосберегающих производств, не только увеличит эффективность капитальных вложений, снизит энерго- и материалоемкость конечной продукции, но и позволит сократить ущерб от загрязнения ОС.
В заключительной главе раздела авторы останавливаются на проблемах экологизации экономического мышления хозяйствующих субъектов, подчеркивая необходимость проработки экологических государственных программ с точки зрения экономической заинтересованности исполнителей, распространения экологической этики в деловом мире, принятия мер по развитию экологического мышления предпринимателя. Этому может способствовать развитие системы экологического мониторинга, системы доступной экологической информации, экологического образования.
Во втором разделе, посвященном инвестиционному обеспечению рационального природопользования, рассматривается роль природных факторов в инвестиционном обеспечении социально-экономического развития регионов, проблемы освоения инвестиций природоохранного значения.
Главным критерием оценки НТП и внедрения новых технических решений должно быть их соответствие законам сохранения биосферы.
Значение и актуальность этого критерия повышаются в экстремальных природных условиях. Однако в настоящее время при планировании капитальных вложений природно-климатические факторы учитываются недостаточно.
На эффективность освоения новых территорий и формирование производственного потенциала основных фондов влияют не только климатические условия, но и экономико-географические факторы: освоенность территории, удаленность от транспортных коммуникаций, поясные коэффициенты заработной платы и т. д. Их влияние на технико-экономические показатели освоения новых территорий многообразно и сказывается на всех стадиях процесса производства и строительства.
Развитие НТП с ориентацией на обеспечение экологической стабильности должно привести в перспективе к органическому соединению основной, производственной и природоохранной деятельности на основе разработки и внедрения малоотходных, безотходных ресурсосберегающих и природосберегающих технологий, созданию комбинированных производств.
Третий раздел посвящен регулированию и экономическому стимулированию экологизации производства.
В условиях рынка концепция рационального природопользования и экологического оздоровления экономики должна включать в себя государственное регулирование инвестиционной деятельности; государственный экологический контроль в части безопасности последствий хозяйственной деятельности для человека и среды его обитания; механизм государственного лицензирования, гарантирующего безопасность предлагаемых проектов, производимой и закупаемой продукции и сырья; целевые инвестиции государства, отраслей и территорий в восстановление нарушенных в предыдущий период комплексов; • элементы “экономической тактики”, которая должна быть достаточно гибкой для обеспечения реализации стратегических направлений экологической политики, включая и текущую хозяйственную деятельность. При этом единая государственная экологическая политика, направленная на обеспечение эколого-экономической сбалансированности настоящего и будущего развития страны, должна подкрепляться правовым механизмом и адекватными формами государственного управления.
Решить проблему экологического оздоровления страны только за счет роста ассигнований на охрану ОС невозможно. Необходим системный, комплексный подход к проблемам ОС, включающий в себя борьбу с последствиями загрязнений, создание и установку эффективных очистных сооружений и предупреждение загрязнения ОС, создание и внедрение экологически чистой техники и технологии. В условиях бюд-
жетного дефицита первое направление должно стать приоритетным. При этом наибольший результат при наименьших затратах может дать система экономического стимулирования природоохранной и природосберегающей деятельности как производителя, так и потребителя (условия налогообложения, кредитования, финансирования). Кроме того, народное хозяйство в целом нуждается в структурной перестройке, в том числе в переориентации отраслей добывающей промышленности на расширение вовлечения в производственный процесс возобновляемых источников сырья и энергии, а отраслей обрабатывающей промышленности — на ресурсосбережение.
Эффективность проведения структурной перестройки народного хозяйства в значительной мере зависит от масштабов и сроков производства и внедрения экологически совершенных техники и технологии, а также от экологизации производственных процессов. Это чрезвычайно капиталоемкий процесс и одними рыночными отношениями данную проблему не решить. Потребуется реализация соответствующих государственных отраслевых и научно-технических программ.
В четвертом разделе рассматриваются проблемы экологизации производства в топливно-сырьевых отраслях и агропромышленном комплексе.
В пятом разделе анализируются особенности управления охраной ОС в Японии и США, а также зарубежный опыт финансирования внедрения новых экологически чистых технологий и возможности его использования в России.
И. Ю. Жилина