Научная статья на тему '95. 02. 033. Косариков А. Н. Критичность экосистемы города, прогноз и возможности управления. - Ниж. Новгород: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1994. - 122. С. - библиогр. : С. 119-121'

95. 02. 033. Косариков А. Н. Критичность экосистемы города, прогноз и возможности управления. - Ниж. Новгород: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1994. - 122. С. - библиогр. : С. 119-121 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНИЙ НОВГОРОД -ЭКОСИСТЕМА / -ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА --ОХРАНА -- -РФ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ -РФ / ЭКОСИСТЕМА -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 033. Косариков А. Н. Критичность экосистемы города, прогноз и возможности управления. - Ниж. Новгород: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1994. - 122. С. - библиогр. : С. 119-121»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

ЬОШ

1

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ъ“ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

приятий, кредитов банков, фондов экологического страхования, общественных фондов охраны природы.

Внесение платы за пользование природными ресурсами не освобождает предприятия от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями. В этой связи возникает необходимость в выделении средств на охрану природы на самих предприятиях, источниками которых могут быть платежи за загрязнение, амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам и прибыль от основной деятельности.

В седьмом разделе рассматриваются основные модели регулирования природоохранной деятельности за рубежом. Первая модель основывается на принципе действия “побудительного налога”. В этом случае уровень платы должен заинтересовывать предприятие-загрязнитель в очистке производственных отходов в соответствии с установленными законодательством нормами. Вторая модель использует принцип “перераспределительных налогов”. Их функции — мобилизовать средства для финансирования природоохранных программ. Кроме того, они способствуют снижению суммарных издержек близлежащих предприятий на очистку выбросов вредных веществ. При этом собранные средства перераспределяются от предприятий с высоким уровнем издержек на природоохранные мероприятия к предприятиям с низкими издержками. Чаще всего такой метод используется для борьбы с загрязнением вод.

В приложении рассматривается опыт Японии по регулированию состояния ОС.

И. Ю. Жилина

95.02.033. КОСАРИКОВ А. Н. КРИТИЧНОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА, ПРОГНОЗ И ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ,— Ниж. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1994 .— 122. с .— Библиогр.: с. 119-121.

Монография, состоящая из введения, трех глав и заключения, посвящена анализу экологического состояния г. Нижний Новгород. Разработаны рекомендации по практическому решению экологических проблем технологическими и экологическими средствами и методами.

В первой главе представлены общая характеристика экосистемы города, структура занятости, поведенческие и демографические факторы, сложившиеся целевые установки промышленного развития.

Экосистему города, по мнению автора, невозможно рассматривать как закрытую. Становление Н. Новгорода как крупнейшего промышленного центра государства и всей промышленной Нижегородской агломерации прошло ряд этапов. Начало милитаризации промышленности города связано с первой мировой войной. В годы первых пятиле-

ток определилось дальнейшее развитие города как центра оборонного и транспортного машиностроения. В то же время практически исчезла не только вся инфраструктура торговли и обслуживания населения, но и старые, традиционные отрасли промышленности.

В послевоенные годы потенциал промышленности использовался как база для разработки и производства наиболее современного вооружения. Сохранен и усилен статус закрытого от внешнего мира индустриального центра военно-промышленного профиля.

В 70- 90-е годы бурно, но совершенно бессмысленно, с экологической точки зрения, велось формирование промышленных зон заречной части города. Значительные инвестиции в оборонную отрасль позволили развить наиболее современные технологии, а жесткие сроки завершения проектов и стремление обеспечить максимальную производственную целесообразность привели к крайней скученности производства и чрезмерной техногенной нагрузке. Сокращение технологических связей достигалось за счет формирования практически единых производственных комплексов в наиболее удобных для размещения жилищных массивах центральных территорий города.

В настоящее время в сложившейся промышленной структуре города насчитывается 135 предприятий с общим числом рабочих мест в 340 тыс. Причем практически на пяти крупнейших промышленных комплексах заречной части Н. Новгорода сосредоточено свыше 3/4 всех рабочих мест нижегородской промышленности (с. 11).

Культивируемые в течение нескольких поколений целевые установки сказались не только на физической среде города, но и на всех сферах, определяющих поведенческие, материальные, социально-психологические, производственные и другие мотивы жизнедеятельности горожанина. В этой связи автор подробно анализирует концептуальную модель “внешняя среда — качество жизни”, входящую в методологию ЮНЕСКО-ЮНЕП интегрированного экологического исследования человеческих поселений, которая с определенными поправками на особенности закрытого в течение длительного времени крупного промышленного центра позволяет систематизировать основные показатели экологической ситуации в Н. Новгороде. При этом важно выделить приоритетные факторы, на которые можно воздействовать через реальные механизмы управления: экономические, административные, правовые. Воздействие должно распространяться как на материальную структуру, так и на нематериальные аспекты, в совокупности формирующие понятие “качество жизни”. Естественно, что разрешение экологических проблем должно носить эволюционный, компромиссный характер, учитывать конкуренцию факторов, которые заложены в блоке понятий “качество жизни”.

В этой связи автор отмечает, что наиболее крупный внутренний

конфликт города заключается в том, что, несмотря на критический техногенный “перегрев” города, общее благосостояние жителей немыслимо без сильной промышленности. Разрешение этой проблемы может дать лишь интегрированный анализ всех взаимосвязей, их потенциальных изменений с учетом не только непосредственных, но и отдаленных перспектив.

Поскольку значительной информативностью в этом плане обладают показатели, отражающие демографическую структуру городского общества, автор приводит многочисленные данные о структуре работающих, образовательном уровне горожан, структуре занятости и т. д.

Что касается показателей техногенной нагрузки, то автор отмечает, что в процессе роста города, развития энергетики, промышленности, транспорта и торговли фактически создана искусственная среда, являющаяся зоной экологического риска. Опираясь на богатый статистический Материал, автор анализирует влияние на экологическое состояние города и отдельных его районов транспорта и различных промышленных предприятий, показывает состояние атмосферы, водоемов и водоснабжения, земли на городской территории, рекреационные возможности.

Во второй главе рассматриваются вероятные сценарии кризисных явлений. Автор отмечает, что экологическое состояние промышленных центров неравновесно. Импульс к качественным изменениям может быть заложен в самой предыстории перехода в определенное состояние, в снятии ограничений из-за дополнительного внешнего воздействия. Сценарий такого процесса развивается как коллапс в гравитации или медицине.

Начальные условия для резкого падения качества жизни могут быть связаны с рядом факторов, среди которых первостепенное зна^-чение имеет резкое нарастание техногенной нагрузки: высокое индустриально-энергетическое насыщение города или отдельного района, существенное дополнение мощностей новейшими технологиями, исчерпанность в силу ряда причин возможностей производственной экспансии. Начиная с определенного этапа возможности экстенсивного развития за счет освоения новых площадей на ограниченной территории определенной зоны в городе оказываются полностью исчерпанными. Более глубокое использование имеющихся резервов требует дополнительных энергетических мощностей и инвестиций. В итоге обязательно увеличивается техногенная нагрузка. Учитывая, что промышленные предприятия в нашей стране владеют значительными жилищными массивами с соответствующей инфраструктурой, общая проблема интегрирования экологической защиты становится неразрешимой. Включается положительная обратная связь: система жизнеобеспечения предприятий и жилищной сферы требует энергии и ресурсов; их

12-326

стоимость возрастает; для покрытия нарастающих расходов необходим рост производства. Таким образом круг замыкается и экосистема попадает в коллапс.

Дискомфорт жизни проявляется в резком снижении престижности проживания в такой зоне, росте заболеваний, причем в силу ряда био-психологических факторов — не только экообусловленных.

Автор предлагает анализировать динамику критических ситуаций как развитие возмущений на многомерной поверхности, характеризующей человеческий опыт или качество жизни в выбранной локальной области, и показывает, что сложность процессов, приводящих к коллапсу экосистемы, определяет крайнюю неоднородность распределения тревожных изменений по карте города, создание на общей поверхности качества жизни локальных источников экологических волн. При этом в качестве интегрального индикатора критичности ситуации рассматриваются показатели заболеваемости населения в распределении по районам Н. Новгорода. Делается вывод, что показатели заболеваемости населения города, особенно детской, отражают общее экологическое неблагополучие города, а их интерпретация с учетом миграционных и других факторов соответствует территориальному распределению индустриального давления по территории Н. Новгорода.

В этой же главе рассматриваются формализованные показатели вероятностей сохранения и деградации городской экосистемы.

В третьей главе исследуются проблемы управления состоянием экосистемы города. Отмечается, что при выборе вариантов и иерархической структуры методов и целей управления экологической ситуацией наиболее существенным является сохранение интегрированного подхода, поскольку экологические проблемы большого города невозможно решать локально, без учета всего комплекса связанных с ними факторов. Система управления должна инициировать импульсы, запускающие механизмы саморазвития, устанавливать эффективные стимулы и приоритеты для экологической самоорганизации, ориентирующейся на определенный ряд показателей конечного целевого состояние экосистемы.

При этом в силу того, что в сложившемся промышленном центре природные условия носят сугубо антропогенный, искусственный характер, целевой функцией управления является обеспечение таких характеристик среды города, которые не приводят к нежелательным последствиям для здоровья, обеспечивают определенный уровень качества жизни. Структура мер по формированию благоприятной для человека среды Н.Новгорода включает в себя реорганизацию энергетического хозяйства предприятий и городских служб; разрешение транспортных проблем; рациональное использование земли на территории города; поэтапную реконструкцию и вывод опасных для здоровья на-

селения производств; доведение рекреационных площадей до установленного ВОЗ уровня, озеленение зон загрязнений.

Касаясь экономических методов коррекции экологической ситуации, автор указывает, что для сохранения устойчивости городского хозяйства в условиях, близких к состоянию экологического кризиса, первостепенное значение имеет выбор темпов роста объемов вложений в экологию, причем в ряде случаев в наиболее напряженных зонах города эти затраты должны обгонять расходы на иные сферы жизнеобеспечения. Такая тактика, по мнению автора, соответствует повышению вероятности перехода в состояние с более высоким качеством жизни или, по крайней мере, удерживает ситуацию от коллапса.

Основными источниками финансирования экологических мероприятий в городе являются целевое финансирование за счет федеральных поступлений (11 млрд. руб. в 1993 г.); экологическая часть городского бюджета (7,3 млрд. руб., или 9,1% от всех бюджетных расходов); экологический фонд; затраты на экологозащитную деятельность крупных промышленных предприятий (0,2 млрд. и 1,3 млрд. руб.) (с. 75).

Решение проблем городской экологии лишь за счет централизованных бюджетных средств представляется автору малоперспективным. Необходимо создать схему административного и экономического влияния, поощряющую вложение средств предприятий всех форм собственности и экологию, в частности через создание страховых экологических фондов, и включения определенных экологических обязательств в планы приватизации предприятий.

Значительное внимание автор уделяет вопросам правового регулирования экологозащитной сферы. Работа по созданию непротиворечивых правовых норм, касающихся интересов отдельных категорий и групп в городе, прямо и косвенно влияющих на качество жизни, выявила как отдельные алогичные детали, так и принципиальные расхождения по ряду позиций законодательных актов центра с региональными подходами к формированию и управлению городскими экосистемами. Для обеспечения обоснованности и устойчивости законодательной пирамиды в условиях замкнутого комплекса экологических проблем города автор предлагает расширить компетенции городов по ряду принципиальных позиций, в частности передать городам права на установление нормативов допустимого загрязнения, уровня штрафных санкций, индексацию платежей в связи с инфляцией.

В заключение отмечается, что структурный интегрированный анализ экосистемы Н. Новгорода допускает варианты коррекции неравновесного экологического состояния города в течение трех лет с опорой в основном на внутренние резервы региона как за счет последовательных управленческих актов комплексного характера, так и путем динамического реформирования общей структуры экономики города. Важ-

ным условием социальной стабильности при реализации вероятных сценариев развития является сохранение общих объемов промышленного производства при стимулировании создания новых рабочих мест на небольших предприятиях с наукоемкой продукцией и в непроизводственной сфере (с. 95).

И. Ю. Жилина

95.02.034. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / Возняк В. Я., Фейтельман Н. Г., Кокошкин К. Б. и др.; Отв. ред.: Воз-няк В. Я., Фейтельман Н. Г.; РАН. Ин-т экономики, Госкомчернобыль России.— М.: Наука, 1994 .— 224. с.

Книга состоит из введения, пяти разделов и 20 глав.

В первом разделе рассматриваются проблемы социально-экономической и экономико-экологической реабилитации территорий Российской Федерации, пострадавших от радиационного загрязнения.

Помимо регионов, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, в России имеются огромные территории с многомиллионным населением, подвергшиеся радиоактивному облучению в результате других ядерных и радиационных аварий, а также ядерных испытаний. Поэтому со всей остротой встает проблема реабилитации этих территорий, т. е. осуществления мероприятий по ликвидации (минимизации) последствий для окружающей среды (ОС) и человека воздействия радиоактивного излучения, создания социально-экономической и правовой среды, позволяющей обеспечить восстановление экологического баланса и нормальной жизнедеятельности населения на пострадавших территориях, где особенно резко проявляются кризисные явления в экономике. При этом основной целью всех проводимых мероприятий является социальная реабилитация населения загрязненных территорий, т. е. восстановление условий экономического, экологического, медицинского и психологического характера, нарушение которых наносит ущерб нормальной жизнедеятельности людей.

Вся политика государственной помощи пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф регионам до последнего времени оснрвывалась на компенсационном принципе и носила централизованный характер. В современных условиях необходим переход к оптимальному сочетанию централизованных и децентрализованных источников ее финансирования при постепенном снижении величины централизованных ресурсов и соответствующем увеличении средств, вкладываемых за счет региональных и местных бюджетов и хозяйствующих субъектов.

Для скорейшей социально-экономической реабилитации загрязненных территорий предлагается: освободить вновь строящиеся предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.